Лирика Тютчева
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Отличный конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc497.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Конспект урока литературы

3

Список использованных источников

10

Приложение 1

12

Приложение 2

13

Тема урока: «Пейзаж настроения» (по лирике Ф.И. Тютчева).

Эпиграф к уроку:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

                                                               (Ф.И. Тютчев).

Вид урока: урок-объяснение нового материала.

Тип урока: урок-практикум с элементами репродуктивной и эвристической беседы.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

1) познакомить учащихся с пейзажной лирикой Ф.И. Тютчева;

2) сформировать представления у учащихся о своеобразии художественной манеры автора;

3) рассказать о задачах искусства;

4) продемонстрировать взаимосвязь различных видов искусств: поэзии, музыки и живописи;

5) совершенствовать навыки целостного анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, выразительного чтения лирического произведения;

6) вырабатывать навык аргументированно выражать свою точку зрения;

7) повторить содержание некоторых литературоведческих понятий (эпитет, метафора, олицетворение) и развивать навыки работы с ними;

8) расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.

2. Развивающие:

1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);

2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);

3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);

4) развивать творческие способности.

3. Воспитывающие:

1) воспитывать гармоничную и духовную личность;

2) воспитывать любовь к природе;

3) воспитывать речевую культуру и бережное отношение к слову;

4) воспитывать интерес к предмету.

Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения.

Материалы и оборудование: плакат с эпиграфом к уроку, учебные карточки с текстом стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», лежащие на каждой парте (см. Приложение 1); портреты Ф.И. Тютчева и его матери, Е.Л. Тютчевой, репродукции с картин И.И. Левитана «Золотая осень», аудиозаписи симфонического цикла П.И. Чайковского «Времена года»  (см. Приложение 2).

План урока:

I. Организационный момент, вступительное слово учителя – 3 мин.

II. Вводная беседа – 10 мин.

III. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…» (выразительное чтение и беседа по тексту) – 20 мин.

IV. Беседа по картинам И.И. Левитана «Золотая осень» и музыке             П.И. Чайковского – 10 мин.

V. Подведение итогов урока и формулирование выводов – 2 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент, вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, мы продолжим говорить о великом русском поэте Федоре Ивановиче Тютчеве, портреты которого вы сегодня снова видите на демонстрационном стенде. На прошлом уроке мы познакомились с его биографией, теперь нам предстоит прикоснуться к его поэзии, которая продолжает волновать умы наших соотечественников на протяжении уже более полутора веков. Итак, начнем (тихо звучит музыка П.И. Чайковского).

II. Вводная беседа. Ребята, какое у вас сейчас настроение? Опишите.  Что же значит слово «настроение»?

(Настроение внутреннее душевное состояние).

– А теперь попробуйте описать своё настроение с помощью цвета. Что получится?

(Высказывания учащихся).

– Действительно, кому-то сейчас радостно, значит, ярко и светло, кому-то – тревожно, туманно и серо. Грустно и сонно, значит, мрачно и темно. Вот и получилась у нас с вами картина нашего настроения. А как вы думаете, есть ли настроение у окружающего нас мира? Может ли радоваться или грустить лес, улыбаться солнце, сердиться и бушевать дождь?

(Высказывания учащихся).

– Сейчас каждый из вас выступил в роли воображаемого художника, получились великолепные полотна. А какой художественный приём вы использовали, описывая свои воображаемые картины?

(Метафора, олицетворение).

– Сейчас вы, сами не зная того, следовали завету великого русского художника И.И. Левитана: «Нужна романтика. Мотив... Настроение нужно. Природа вечно дышит. Всегда поёт и песнь ее художественна. Земля ведь рай, и жизнь – тайна, прекрасная тайна. Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

                                                               (Ф.И. Тютчев).

(Выразительно читает ученик).

– И вот именно о душе и духе родной природы писали два великих художника – живописец Левитан и поэт Тютчев. Федор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихотворения – это зарисовки различных времен года. Поэт в нескольких четверостишиях может точно передать черты зимы и лета, весны и осени.

III. Работа над стихотворением «Есть в осени первоначальной…» (выразительное чтение и беседа по тексту). Обратимся к стихотворению  Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», которое поэт написал по дороге из Овстуга в Москву, любуясь красотами русской природы. (Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся наизусть).

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

– Дома я просила вас выучить его наизусть и мысленно проиллюстрировать. Что же у вас получилось? Какую краску вы бы взяли, акварель или масло? Какую цветовую гамму выбрали бы для полотна?

(Ответы учащихся).

– Определим временные рамки стихотворения. «Первоначальная» осень. Этой уже не лето: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё...», « ...птиц не слышно боле...». Но в то же время «...далеко еще до первых зимних бурь». Это своего рода передышка, затишье перед бурей. Как одним словом можно назвать то, что видит читатель?

(Прозрачность).

– Или пустота. Или простор. Как же поэту удаётся передать это? Есть в стихотворении замечательный эпитет – «хрустальный» (день). Как много он может сказать вдумчивому читателю! Какие ассоциации вызывает это слово, что значит «хрустальный»?

(Хрупкий, прозрачный, красивый).

– Пробуем пояснить каждое из этих определений.

Хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, непрочна: подуют холодные ветра, и «хрустальный» день «разобьется». Найдем еще слова, передающие «хрупкость» этого времени.

(Поэт называет паутину с тонким волосом, который может порваться, исчезнуть так же, как «хрустальный» день исчезнет с первыми бурями).

Прозрачный. Какие слова, выражения передают простор, прозрачность пейзажа?

(«Теперь уж пусто все – простор везде»; «Пустеет воздух». Поле убрано, отдыхает, и «лишь паутины / Тонкий волос блестит на праздной борозде»).

Красивый. Это время удивительно красиво. В нём много света, не такого, как летом, иссушающего, ослепительного, а мягкого, спокойного. День, как хрусталь, светится на солнце. «И лучезарны вечера». Как вы понимаете значение слова «лучезарный»?

(Это значит «сверкающий», пронизанный светом).

– «Паутины тонкий волос блестит» – тоже свет, блеск. Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово «лазурь»: «И льётся чистая и тёплая лазурь». Лазурный цвет – это какой? Почему поэт использует именно этот оттенок?

(Лазурный – это нежно-голубой. Летом воздух насыщенно-голубой, горячий. Зимой тоже ярко-голубой, обжигающий. А сейчас, в начале осени, воздух – «чистая и теплая лазурь» – такой, какой и нужен для отдыха).

– Мы «посмотрели» на картину, нарисованную поэтом, давайте теперь вслушаемся в нее. Что можно услышать в этом стихотворении? Тишину. Это очень важно – уметь «слышать» тишину. Чтобы противопоставить активное, шумное лето спокойной, тихой осени, Тютчев использует скрытую антитезу. Найдём слова с противоположным значением во втором четверостишии.

(Раньше «бодрый серп гулял» (то есть всюду кипела работа, была горячая пора), а сейчас только паутина «блестит на праздной борозде». Поэт очень тонко подчёркивает, что тишина сейчас, осенью, – это тишина после работы. Это сейчас поле «отдыхающее», а борозда «праздная», а недавно здесь «серп гулял и падал колос»).

– Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных осенних дней, поэт использует не только лексические, образные средства, но и синтаксические. Всё стихотворение состоит только из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, какой-то медлительности. Фразы в строке длинные (до 7 слов). Всё это делает чтение стихотворения неспешным и помогает передать спокойствие, несуетливость в природе. Каково же настроение стихотворения? Можно определить его однозначно?

(Наверное, нет. В сердце поэта светлая радость от удивительно красивой осенней природы смешивается с грустью, печалью, потому что эта пора короткая, и скоро начнутся осенние дожди, природа станет тусклой, небо серым).

– Чтобы понять это, мы провели с вами маленькое исследование по тексту произведения. Думаю, оно продемонстрировало вам, насколько важно внимательное, вдумчивое чтение. Каждое слово в художественном произведении имеет глубокий смысл.

IV. Беседа по картинам И.И. Левитана «Золотая осень» и музыке             П.И. Чайковского. А вот шедевры из собрания Третьяковской галереи – картины под общим названием «Золотая осень», выполненные художником   И.И.  Левитаном, о котором мы уже вспоминали сегодня.

(Учащиеся рассматривают репродукции. Звучат «Времена года» Чайковского).

– Что общего между этими произведениями искусства? Настроение! Ребята, а какое настроение у вас сейчас? Что-то поменялось? Повлияли ли как-то на ваше настроение музыка, стихи и картины? Попробуйте выразить своё настроение в поэтических миниатюрах или создать необходимую пейзажную зарисовку, которая передавала бы настроение.

(Звучат ответы учащихся).

V. Подведение итогов урока и формулирование выводов. Как видим, задача любого вида искусства – оказывать эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, зрителя при помощи слова, звука, краски (цвета). Тютчев не рисовал каких-то неземных, удивительных красот. Он изображал только то, что видел не однажды всякий человек. И в каждом его слове звучит такая нежность, такая любовь к природе, что его стихи понятны и близки любому человеку.

Домашнее задание. Попробуйте выразить свое настроение в поэтических миниатюрах на темы: «Нас утро встречает прохладой...»; «Весенняя песенка, душу согрей...»; «Август – астры, август – звёзды...»; «Вот и лето. Жарко, сухо...»; «В саду горит костёр рябины красной...»; по желанию можно подготовить небольшие иллюстрации к своим сочинениям.

Список использованных источников

  1. Аксаков, И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева / И.С. Аксаков. М.: Академия, 1997. – 446 с.
  2. Архангельский, А.Н. Тютчев / А.Н. Архангельский // Русская литература. Х класс: в 2-х ч. – М.: Дрофа, 2006. – Ч. 2. – С. 56-74.
  3. Вересов, Д.А. Концепция евангельского слова в поэтике Ф.И. Тютчева (постановка темы) / Д.А. Вересов // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: сб. ст. – Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1998. – С. 254-268.
  4. Григорьева, А.Д. Слово в поэзии Тютчева / А.Д. Григорьева. – М.: Художественная литература, 1980. – 236 с.
  5. Иванина, А. О творчестве Ф.И. Тютчева и И.И. Левитана / А. Иванина // Литература. – 2007. – № 12. – С. 22-23.
  6. История русской литературы: в 4-х т. / под ред. Е.Н. Купреяновой. –  Л.: Наука, 1982. – Т. 3.: Расцвет реализма. –  656 с.
  7. Касаткина, В.Н. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева / В.Н. Касаткина. – Саратов: Изд-во СГУ, 1969. – 216 с.
  8. Кожинов, В.В. Пророк в своем отечестве / В.В. Кожинов // Русская литература. – 1992. – № 3. – С. 22-28.
  9. Козлик, И.В. Психологический мир Тютчева / И.В. Козлик // Русская литература. – 1992. – № 1. – С. 18-29.
  10. Котельников, В.А. Восточный вопрос в русской политике и литературе / В.А. Котельников // Русская литература. – 2004. – № 2. – С. 17-19.
  11. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак», 2003. – 1600 с.
  12. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 753 с.
  13. Лотман, Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева / Ю.М. Лотман //              Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.: Правда, 1996. – С. 448-562.
  14. Маймин, Е.А. Возвышенное слово Ф.И. Тютчева / Е.А. Маймин // Русская речь. – 1971. – № 1. – С. 3-12.
  15. Охлопкова, М. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» / М. Охлопкова // Литература. – 2007. – № 13. – С. 5.
  16. Соболев, Л.И. Поэтика Тютчева / Л.И. Соболев // Литература. – 2004. – № 36. – С. 26-31.
  17. Тютчев, Ф.И. Полное собрание стихотворений: в 2-х т. / Ф.И. Тютчев. – М.: Искусство, 1994. – Т. 1. – 436 с.
  18. Шайтанов, И.О. Ф.И. Тютчев: поэтическое открытие природы /               И.О. Шайтанов. – М.: Академия, 1998. – 218 с.

Приложение 1

Ф.И. Тютчев

«Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

                                                       (1857).

Приложение 2

Портреты Ф.И. Тютчева

Е.Л. Тютчева (мать поэта)

Фотография рукописей Ф.И. Тютчева

Картины И.И. Левитана, носящие название «Золотая осень»

«Пейзаж настроения»

(по лирике Ф.И. Тютчева))

КОНСПЕКТ

УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

(VI класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовная лирика Тютчева

Презентация к интегрированному уроку....

Адресаты любовной лирики Тютчева

Данный материал поможет учителю-словеснику пр иподготовке к уроку литературы...

Любовная лирика Тютчева Ф.И.

Материал содержит конспект урока и презентацию по теме "Любовная лирика Ф.И. Тютчева"...

Урок литературы в 5 классе по теме: "Пейзажная лирика Тютчева Ф.И"

Технологическая карта урока. Тема. Цели. УУД ....

Самостоятельная работа по теме "Лирика Тютчева" (6 кл)

Слайдовая презентация с вопросами открытого и закрытого типа по лирике Тюитчева...

Конспект урока по литературе "Лирика Тютчева"

Конспект урока по литературе "Лирика Тютчева"...