Конспект урока литературы по теме "Жизнь Жилина и Костылина в плену"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Данный урок предполагает ответы на следующие вопросы: каким увидел Жилин аул после пленения; как вели себя герои, находясь в плену.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_zhilina_i_kostylina_v_plenu.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Жизнь Жилина и Костылина в плену».  Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цель урока: 1.Понять особенности жизни незнакомого народа.

                      2.Подвести учащихся к пониманию поведения  

                      и взаимоотношения людей в исключительных условиях.                

Задачи урока:

Образовательные:

- совершенствовать умение анализировать текст;

- отработать навыки выразительного чтения;

- научить подбирать и связывать между собой эпизоды для характеристики героя.

Развивающие:

- развивать навыки анализа текста.

 Воспитательные:

- привлечь внимание учащихся к отдельным событиям рассказа, в которых  

  раскрываются персонажи.

 

Ход урока:

  1.  Вводное слово учителя.  Сегодня мы второй урок беседуем по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»,  мы будем говорить об особенностях жизни людей Кавказа, о поведении русских людей в чужой и незнакомой для них стороне. Вам предстоит работа в группах, помните, что такая работа требует слаженности, взаимопомощи. У каждой группы есть свои вопросы, после подготовки будете отвечать.
  2. Представление ответов, подготовленных каждой группой. Возвратимся к первому уроку. Вспомните, какое время описано в рассказе? (война на Кавказе; столкновение русских войск с горцами; участие Л.Н.Толстого в военных действиях.)

Сегодня на уроке мы ответим на два главных вопроса:

                  -каким увидел Жилин  аул после пленения;

                  -как вели себя Жилин и Костылин, находясь в плену.

3. Целеполагание.

  1. Выступления групп. С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться?  Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? (1 группа уч-ся)   

Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца?   (2 группа)  ( аул, сакля, мечеть)

Словарная работа. Аул- селение на Кавказе, в Средней Азии. Сакля- жилище кавказских горцев. Мечеть - мусульманская церковь.

Что увидел Жилин с первыми лучами солнца? Дайте определение словам: АУЛ, САКЛЯ, МЕЧЕТЬ. Войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри   (стр. 65)    - А каков быт горцев? В чем отличие от русских?  (стр.65) Как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? В чем отличие от русских? (стр.63 - 65)   С какой целью Толстой так подробно описывает жизнь горцев? (стены глиной гладко вымазаны;  ковры  дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – все в    серебре; пуховые подушки;  в сакле нет мебели; люди сидят на полу, сняв обувь; едят руками; после еды моют руки и молятся; Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь; вызвать у читателя интерес; герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.)

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. А теперь обратимся ко второму вопросу нашего урока:  Как вели себя Жилин и Костылин в плену?   

 3 группа. Как вели себя Жилин и Костылин в плену? Расскажите о поведении героев. Как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? Что такое АНТИТЕЗА? Найдите глаголы, которые обозначают действия героев в плену.  (Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом  единственное ружье. Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)

                  Жилин

        Костылин

ходит по аулу

спит

всматривается

Скучает

выпытывает информацию

считает дни

рукодельничает

ждет ответ на письмо

Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

4 группа. Как завоёвывает симпатию горцев Жилин? Почему же всё-таки не все относятся к нему с симпатией? Почему по-разному ведут себя герои в плену? На чьей стороне вы, почему?  (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо; однажды выступил в качестве врача; но он  все равно был для них чужой, человек иной веры. Для них он – враг)

Итоги урока:

  1. Познакомились с жизнью кавказского аула;
  1. Запись в тетради. Сравнивая поступки и поведение главных героев рассказа, пришли к выводу, что безвольный и бездеятельный Костылин не способен постоять за себя, плен его сломил. А смелый и выносливый Жилин не пал духом, не растерялся, в трудную минуту он проявил исключительную стойкость.

Домашнее задание:        

  1. Прочитать текст рассказа до конца.
  2. Подготовить пересказ первого и второго побега из плена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока "Дружба Дины и Жилина"

В материале представлен конспект урока  по рассказу Л.Толстого " Кавказский пленник" на тему: "Дружба Дины и Жилина"...

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Аналитическая запискаУсольский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Большееланская средняя общеобразовательная школа»Тупикова Оксана Александровна, учитель русского ...