Урок в 11 классе "Этот мир очарований, Этот мир из серебра..."
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Знакомство с "серебряным веком" через историю, литературу, изобразительное искусство. Материал содержит презентации, подготовленные учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальная Новорогачинская средняя общеобразовательная школа

                         Интегрированный урок

                     (литература-история)

                              в 11 классе

                                 по теме

            «Этот мир очарований,

              Этот мир из серебра…»

                                        План

1. Поэзия  серебряного века

2. Живопись

3. Музыка

Оборудование урока:           выставка репродукций

                                                 выставка книг по культуре «серебряного  

                                                 века»,

                                                 видео «Русская культура начала ХХ века.      

                                                 Живопись. Музыка»,

                                                 симфоническая музыка в исполнении

                                                 С.Рахманинова,

                                                 голос Ф.Шаляпина,

                                                 портреты поэтов «серебряного века»,

                                                 портреты художников «серебряного века»,

                                                 презентация по литературе «серебряного  

                                                 века».

Оформление урока:      тема на доске серебряными буквами,

                                          план урока, портреты поэтов, выставка,

                                          репродукции картин.

                                           

Методы:                 исследовательский, наглядный, эвристический            

 

Цель урока:      осознание серебряного века как духовного и

                            эстетического феномена  эпохи рубежа веков:

                            периода новаторских исканий в музыке и живописи,

                            невиданного взлета русской поэзии;

                         обобщить знания учащихся по изученной теме.

                                       

Ход урока

             (Звучит симфоническая музыка в исполнении С.Рахманинова)

 1. Вступительное слово учителя литературы.

   В конце Х1Х века русская культура вступила в новый, сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный яркими художественными явлениями этап.

   Рубеж веков стал подлинным русским Ренессансом, расцветом русской духовности, давшей миру блистательные научные и художественные открытия, расцветом философии, искусства, новаторством в музыке.

   В течение примерно четверти века – с конца 90-х годов – до 1917 года – радикально обновились буквально все стороны жизни России: экономика, политика, наука, культура, искусство.

   Особенно динамично в это время обновлялась русская поэзия, вновь – после пушкинской эпохи – вышедшая на авансцену общекультурной жизни страны.

 

 Учитель читает наизусть стихотворение.

                                   Были святки кострами согреты,

                                   И валились с мостов кареты,

                                   И весь траурный город плыл

                                   По неведомому назначенью,

                                   По Неве или против теченья,-

                                   Только прочь от своих могил.

                                   На Галерной чернела арка,

                                   В Летнем тонко пела флюгарка,

                                   И серебряный месяц ярко

                                   Над серебряным веком стыл.

  Это строки из «Поэмы без героя» А.Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение «серебряный век».

И наш урок так и называется «Этот мир очарований, Этот мир из серебра…» строчками  стихотворения В.Брюсова.

Цель нашего урока: осознание серебряного века как духовного и эстетического феномена эпохи рубежа веков, периода новаторских исканий в музыке и живописи, невиданного взлета русской поэзии; обобщить знания по изученной теме.

Задание: записать тему урока, по ходу делать записи в тетради.

   Главным рупором настроений эпохи стала поэзия с ее мгновенностью ощущения и быстротой воплощения, с яркостью и силой переживания. Для этого времени характерны: активная литературная жизнь, книги, журналы, поэтические вечера, состязания, литературные салоны. Огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм, футуризм.

К сегодняшнему уроку вам были даны теоретические вопросы, на которые вы должны были ответить, работая в группах. Слово учащимся, представляющим символизм.

1 группа.

          Символизм – первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять 2 основных этапа: поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.  Гиппиус). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.Блок, А.Белый, В.Иванов). Принято обозначение «второй волны» символизма – «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

           Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений – от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В.Соловьева, Ницше. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. Поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется владение искусством намека: ценность стихотворной речи – в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

            Категория музыки – вторая по значимости в эстетике и поэтической практике нового течения.

             Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Выходит чтец. Один из наиболее ярких поэтов-символистов В.Брюсов. Мне

                            кажется в его стихотворении «Кинжал», очень ярком раскрывает-  

                           ся   понимание сути и задач поэзии:

                              Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

                              Как и в былые дни, отточенный и острый

                              Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

                              И песня с бурей вечно сестры.

                              Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

                              Когда все под ярмом клонили молча выи,

                              Я уходил в страну молчанья и могил

                              В века, загадочно былые.

                              Как ненавидел я всей этой жизни строй,

                              Позорно-мелочный, неправый, некрасивый.
                             Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

                              Не веря в робкие призывы.

                              Но чуть заслышал я заветный зов трубы

                              Едва раскинулись огнистые знамена

                              Я - отзыв кричу, я – песенник борьбы,

                              Я вторю грому с небосклона.

                              Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,

                              Как прежде, пробежал по этой верной стали.

                              И снова я с людьми, - затем, что я поэт,

                              Затем, что молнии сверкали.

     Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.

 Звучит стихотворение А.Белого – человека редкой одаренности, поэта-лирика, прозаика, создавшего новый тип романа, критика и публициста, стихотворение называется «Солнце», посвященное К.Бальмонту.

                                    Солнцем сердце зажжено.

                                    Солнце – к вечному стремительность.

                                    Солнце – вечное окно,

                                    В золотую ослепительность.

                                    Роза в золоте кудрей.

                                    Роза нежно колыхается,

                                    В розах золото лучей

                                    Красным жаром разливается.

                                    В сердце бедном много зла

                                    Сожжено  и перемолото.

                                    Наши души – зеркала,

                                    Отражающие золото.

  Говоря о символизме, нельзя не сказать о Блоке, который создал лирический образ России – жены, он так и говорил, что «этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». (Звучит стих-е А.Блока «Россия»)

                                   Опять, как в годы золотые,

                                   Три стертых треплются шлеи,

                                   И вязнут спицы росписные

                                   В расхлябанные колеи…

                                   Россия, нищая Россия,

                                   Мне избы серые твои,

                                   Твои мне песни ветровые –

                                   Как слезы первые любви!

                                   Тебя жалеть я не умею

                                   И крест свой бережно несу…

                                   Какому хочешь чародею

                                   Отдай разбойную красу

                                   Пускай заманит и обманет, -

                                   Не пропадешь, не сгинешь ты,

                                   И лишь забота затуманит

                                   Твои прекрасные черты…

                                   Ну что ж? Одной заботой боле –

                                   Одной слезой река шумней,

                                   А ты все та же – лес, да поле,

                                   Да плат узорный до бровей…

                                   И невозможное возможно,

                                   Дорога долгая легка,

                                   Когда блеснет в дали дорожной

                                   Мгновенный взор из-под платка,

                                   Когда звенит тоской острожной

                                   Глухая песня ямщика!

                                 

                Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей.

Слово учителя: Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством

                              открытий. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата

                              аллитерацией. Главное, символизм хотел сделать искусство более

                              личностным, сделать искусство, объединяющим людей началом.

                Литературное течение и творческая индивидуальность – две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного течения, вырабатывая свою эстетику, творческая личность в то же время стремилась преодолеть не только традиции поэтов- предшественников, но и границы направления, к которым тяготели первоначально.

               Свита делает короля – литературное окружение делало наиболее яркие поэтические дарования своими лидерами. Показательно в этом отношении судьба акмеизма.

 2 группа представляет презентацию акмеизма.  

Ученик: Акмеизм возник в 1910-е годы в «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов. В октябре 1911 г. в Петербурге было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов», руководителями стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Группа акмеистов: А.Ахматова, О.Мандельштам, Зенкевич.

                Детально разработанной философско-эстетической программы не выдвинул. Поэты акмеизма разделяли взгляды символистов на природу искусства, акмеисты ценили такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя.

              Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Пристальное внимание акмеистов к материальному миру не означало их отказа от духовных поисков. В их произведениях настойчиво зазвучали мотивы совести, тревоги. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура, важнейшим этическим компонентом в творчестве – память.

             Поэзия серебряного века немыслима без имени Н.Гумилева. Необычна, романтична его поэзия, герои произведений – капитаны, открыватели новых земель, рыцари. Много в стихах экзотических животных, например «Жираф».

              Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд.

              И руки особенно тонки, колени обняв.

              Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

              Изысканный бродит жираф.

              Ему грациозная стройность и нега дана

              И шкуру его украшает волшебный узор,

              С которым равняться осмелится только луна,

              Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

              Вдали он подобен цветным парусам корабля,

              И бег его плавен, как радостный птичий полет.

              Я знаю, что много чудесного видит земля,

              Когда на закате он прячется в мраморный грот.

              Я знаю веселые сказки таинственных стран

              Про черную деву, про страсть молодого вождя.

              Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман.

              Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

              И как я тебе расскажу про тропический сад.

              Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

              Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

              Изысканный бродит жираф.

 Признанный мастер любовной лирики, знаток женской души – А.Ахматова.

                        (звучит стихотворение в исполнении чтеца)

                                   Сжала руки под темной вуалью.

                                   Отчего я сегодня бледна?

                                   Оттого, что я терпкой печалью

                                   Напоила его допьяна.

                                   Как забуду? Он вышел, шатаясь,

                                   Искривился мучительно рот.

                                   Я сбежала, перил не касаясь.

                                   Я бежала за ним до ворот.

                                   Задыхаясь, я крикнула: «Шутка!

                                   Все, что было, уйдешь – я умру».

                                   Улыбнулся: спокойно и жутко.

                                   И сказал мне: «Не стой на ветру».

    Акмеистическая программа ненадолго сплотила поэтов этого течения. К началу

1-й мировой войны рамки единой поэтической школы оказались для них тесны, каждый из акмеистов пошел своим путем.

Учитель:  Модернисты отстаивали особый дар художника, способного

                   прогнозировать путь новой культуры, делали ставку на предвосхище

                   ние  грядущего и даже на преображение мира средствами искусства.

                  Особая  роль в этом принадлежит футуристам.

3-я  группа : Футуризм впервые проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в

                       свет первый футуристический сборник «Садок судей». (Бурлюк,

                        Хлебников). Вместе с Маяковским и Крученых эти поэты составили

                        наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутури

                        стов или поэтов «Гилеи». Футуризм был представлен помимо «Ги

                       леи»  тремя  другими группировками: эгофутуризмом (Северянин,

                        Игнать ев,  Олимпов), группой «Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ив

                       нев) и  объединением «Центрифуга» (Пастернак, Асеев).

           Многие футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью. Футуризм претендовал на вселенскую миссию: была выдвинута мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на науки отличало футуризм. Необходимым условием существования футуризма стала атмосфера литературного скандала. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов. Футуристы не только обновляли значения слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста. Вводили стилистически «неуместные» слова, вульгаризмы. Слово у футуристов опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и фонетических элементов. Синтаксические смещения проявлялись у футуристов в нарушении законов лексической сочетаемости слов, отказе от знаков препинания. Поэзия, согласно их представлениям, должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, использование причудливых рифм.

                Говоря о музыке в поэзии серебряного века нельзя не остановиться на стихотворениях И.Северянина, короля поэтов. Северянин очаровывал необычным ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращает будничную жизнь в праздник. Успеху Северянина во многом способствовала особая манера исполнения им своих стихотворений. Поэт появлялся на сцене в длинном узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался прямо, глядел в зал свысока. Начинал жертвенным голосом, нараспев, с замираниями, повышениями. Захватывал слушателей.

                Его стихотворение «Игорь Северянин» объясняющее самого себя.

                                   Он тем хорош, что он совсем не то,

                                   Что думает о нем толпа пустая,

                                   Стихов принципиально не читая,

                                   Раз нет в них ананасов и авто.

                                  Фокстрот, кинематограф и лото –

                                  Вот, вот куда людская мчится стая.

                                  А между тем душа его простая,

                                  Как день весны. Но это знает кто?

                                  Благословляя мир, проклятье войнам

                                  Он шлет в стихе, признания достойном,

                                  Слегка скорбя, подчас слегка шутя.

                                  Над всею первенствующей планетой…

                                  Он в каждой песне, им от сердца спетой,

                                  Иронизирующее дитя.

Учитель: Они -  поэты серебряного века -  были очень разными; жили сложной

                  внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями,

                  чувствами, стихами.

Учитель истории:  Серебряный век – это не только период расцвета русской по

                                  эзии, но и период новаторских исканий в музыке и живописи.

                                 Русская  живопись рубежа веков была представлена различны  

                                 ми  художественными школами и направлениями, которые, не

                                 взирая на кажущиеся противоречия, достаточно мирно ужива-

                                 лись. Так в этот период еще плодотворно работали ведущие масс

                                    тера академизма: И.Репин, В.Суриков, А.Васнецов. Молодые

                                   художники Коровин, Касаткин.

( Внимание уч-ся обращает к выставке, где представлены картины названных

                                                    художников)

Законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Последователи этого направления объединились в творческом обществе «Мир искусства». Примечательно, что в общество входили не только художники, но и поэты, философы, музыканты.

                 /Просмотр видеофильма об обществе «Мир искусства»/ - 2 мин.

  Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, по своим живописным системам таких художников, как: М.Врубель, К.Петров - Водкин.

            /Сообщения учащихся о творчестве М.Врубеля, К.Петрова-Водкина,

                     с демонстрацией картин через проектор на компьютере/

Сообщение учащегося:

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856-1910), русский живописец.

Учился в Академии художеств (1880-84) у П. П. Чистякова; уроки акварели брал у И. Е. Репина. Из иностранных современников наибольшее влияние оказал на него М. Фортуни; много общего в его искусстве также с творчеством прерафаэлитов. Но еще более важными для Врубеля были впечатления от живописи итальянского Возрождения, а также образы литературы (В. Шекспир, И. В. Гете, М. Ю. Лермонтов).

             Важную роль в творческих поисках Врубеля сыграл художественный кружок в Абрамцеве. Здесь мастер пишет лучшие свои картины, занимается майоликой (скульптуры «Египтянка», «Купава», «Мизгирь», «Волхова», 1899-1900, Третьяковская галерея и музей в Абрамцеве) и декоративным дизайном.

            Творчеству Врубеля присущи дух бунтарства, трагизм, романтический порыв к высокому и прекрасному, вместе с тем душевная тревога, стремление уйти от действительности в мир мечты. Врубеля влекли к себе герои русских былин и сказаний.

           Особенно большое место занимал в воображении художника образ Демона, навеянный одноименной поэмой М.Ю.Лермонтова. Художник воссоздал дух гордый, мятежный, наделенный сверхчеловеческой силой. Одиночество, тоска светятся в огромных, устремленных в пространство глазах Демона. Могучее тело кажется застывшем, безвольным. Краски картины – словно драгоценные камни. Широкие мазки напоминают мозаику. В этом произведении наиболее ярко проявилось тонкое чувство колорита, присущее М.Врубелю.

Работа над картиной «Демон сидящий» продолжалась 5 лет, лишь в 1890 г. был выполнен данный вариант работы.

         С 1902 Врубель страдает тяжким душевным и физическим недугом, но и в период депрессии он создает работы, принадлежащие к лучшим его творениям. Это простые по мотиву, но отмеченные особой структурно-ритмической утонченностью штриха зарисовки, а также портреты.

       Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 в. Его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф. И. Шаляпина) иной раз трактовалась как преддверие кубизма.

Сообщение учащегося:

         ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878-1939), российский живописец, С начала 1910-х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов («Играющие мальчики», 1911). Разработал т. н. сферическую перспективу, создал драматические тематические картины («1918 год в Петрограде», 1920), аналитически строгие портреты («А. А. Ахматова», 1922), натюрморты, выявляющие конструктивность предметного мира («Черемуха в стакане», 1932). Работал как график и театральный художник.

         Выдающийся мастер изобразительного искусства символизма и модерна, плодотворно продолживший традиции «серебряного века» в советский период.

Родился в бедной семье сапожника. Благодаря поддержке местных купцов-хлеботорговцев смог получить художественное образование — в т. ч. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1905, где одним из его учителей был В. А. Серов), в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901), а также (1906-08) в частных академиях Парижа. В этот же период путешествовал по Италии и Северной Африке. Был членом объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Ленинграде, с 1927 — в Детском селе (ныне Пушкин).

         В творчестве молодого Петрова-Водкина литература (проза и драматургия в духе М. Метерлинка) соперничала с живописью. Окончательно став художником, не раз возвращался к писательству. Типическими образцами символизма по содержанию и модерна по форме явились его ранние картины, с условными персонажами в ирреальном и таинственном пространстве сна или легенды («Сон», 1910; «Играющие мальчики», 1911; обе — Русский музей). Этапным символом творческой зрелости явилось полотно «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), где величавый, «фресковый» лаконизм форм, яркий и сильный локальный колорит превращают простой, пасторальный мотив в поэтическое иносказание о судьбах России.

         Открытые, по возможности чистые, не смешанные тона Петров-Водкин сочетает с особого рода «сферической перспективой», которая позволяет ему, изображая натуру в ракурсе сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты». Чувство «планетного притяжения» Петров-Водкин стремится передать даже в своих натюрмортах, что придает этим аскетически простым композициям монументальную значительность.

      Выдающийся портретист, Петров-Водкин видел в своих моделях живые вехи времени, героические воплощения человеческого достоинства и творческой чести. Таковы его «Автопортрет» (1918), портреты А. А. Ахматовой (1922;), А. Белого (1932, Картинная галерея Армении, Ереван).

     В поздний период мастер особенно активно работал как писатель, запечатлев свою «жизнь в искусстве» в произведениях «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933), — ярких, по-своему красочных по стилю сочинениях, которые являются своего рода вымышленной автобиографией, сочетающей в себе черты романа, теоретического трактата и мемуарного текста. Плодотворно работал также как художник театра и педагог.

Учитель: /обращаясь вновь к выставке/

    В это же время в русской живописи появляются группировки, представляющие авангардное направление в искусстве, с эпатажными названиями: «Ослиный хвост» и «Бубновый валет».

   Огромное влияние на молодых художников московского общества оказало творчество французского живописца Поля Сезанна. Так зародился русский кубизм или сезанизм. Представители этого направления Кончаловский, Машков, Фальк.

Наиболее популярным жанром становится натюрморт.

В начале 20 века воздействие кубизма, футуризма можно заметить в работах многих художников. Но особенно ярко это проявляется в работах Малевича и Шагала.

          /  Сообщения учащихся с демонстрацией картин художников./

            МАЛЕВИЧ Казимир Северинович (1878-1935), российский художник. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, т. н. супрематизма («Черный квадрат», 1915). С нач. 1920-х гг. занимался научно-преподавательской деятельностью. В нач. 1930-х гг. обратился к реалистической живописи («Автопортрет», 1933).

        Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.

Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.

         Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена  и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма». На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма — картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни» («Купальщик», 1911 и др.).

      С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым . Малевич оформил ряд изданий русских футуристов.

      Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом.

       Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм». Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. На выставке «О,10» в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение — «Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)».

       В октябре 1917 был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.

     Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа.

       В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована — осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ.

          В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту. В 1932-33 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи.

      В 1933 возникла тяжелая болезнь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы.

Сообщение о Шагале.

      ШАГАЛ  Марк (1887-1985), живописец и график. Выходец из России, с 1922 за рубежом.

      Марк Шагал был старшим из десяти детей в семействе мелкого торговца Хацкеля (Захара) Шагала. В 1900-1905 учился в витебском 1-м городском четырехклассном училище. Начальными шагами будущего художника руководил витебский живописец Ю. М. Пэн. В 1907 Шагал отправился в Петербург, поступил в школу Общества поощрения художеств (1907-1908), затем занимался в частной студии С. М. Зейденберга (1908) и школе Е. Н. Званцевой, где его наставниками были М. В. Добужинский и Л. С. Бакст. Свою художническую биографию Шагал начинал с картины «Покойник (Смерть)», 1908 (масло, Национальный музей современного искусства, Париж); в 1909 были написаны «Портрет моей невесты в черных перчатках», созданные под влиянием неопримитивистской стилистики.

     В 1912 художник впервые выставился на Осеннем салоне; посылал свои произведения на московские выставки «Мир искусства» (1912), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913). До конца своих дней Шагал называл себя «русским художником», подчеркивая родовую общность с российской традицией, включавшей в себя и иконопись, и творчество Врубеля, и произведения безымянных вывесочников, и живопись крайне левых.

Новаторские формальные приемы кубизма и орфизма, усвоенные за годы парижской жизни, — геометризованная деформация и огранка объемов, ритмическая организация, условный цвет — у Шагала были направлены на создание напряженной эмоциональной атмосферы картин. Обыденную действительность на его холстах освещали и одухотворяли вечно живые мифы, великие темы круговорота бытия — рождение, свадьба, смерть. Действие в необычных шагаловских полотнах развертывалось по особым законам, где были сплавлены прошлое и будущее, фантасмагория и быт, мистика и реальность. Центральными работами первого парижского периода стали: «Я и моя деревня», 1911 (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и др. Тогда же были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.

В июне 1914 года в Берлине открылась его первая персональная выставка, включившая в себя почти все созданные в Париже картины и рисунки; они нашли большой отклик у молодых немецких живописцев, дав непосредственный импульс возникшему после войны экспрессионистическому движению.

В Витебск художник возвратился после Октябрьской революции. Под руководством Шагала и с его участием в 1918-20 гг. проводилось декоративно-праздничное оформление Витебска.

В последний период на родине художником были написаны полотна «Над городом», 1914 -1918 (Третьяковская галерея), «Венчание», 1918 (Третьяковская галерея), «Прогулка», 1918 (Русский музей) и ряд других, расцениваемых ныне как вершинные его достижения.

      В мае 1941 по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в Америку. В американский период Шагал в основном работал для театра: в 1942 оформил балет «Алеко» по мотивам поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, в 1945 балет И. Стравинского «Жар-птица».

     Окончательное возвращение Шагала во Францию произошло в 1948. Изданные вместе с книгой иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя (1948) принесли автору гран-при за графическое мастерство и совершенство офортов на ХХIУ Биеннале в Венеции.

     С начала 1950-х гг. Шагал приступил к исполнению обширных циклов цветных литографий, станковых и книжных работ — из них большую известность приобрели иллюстрации к буколическому роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960-1962).

Живописец-станковист, он постепенно все больше и больше работал в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В начале 1960-х гг. создал по заказу правительства Израиля мозаики и гобелен для здания парламента в Иерусалиме. На протяжении 1960-70-х гг. им были изготовлены многочисленные витражи для старинных католических костелов, лютеранских храмов, синагог, общественных зданий Европы, Америки, Израиля.

В 1964 по заказу президента Франции Шарля де Голля и министра культуры, писателя Андре Мальро Шагалом был написан плафон парижской Гранд-Опера; в 1966 — два панно для Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1966 художник обосновался в Сен-Поль-де-Ванс близ Ниццы, где построил дом-мастерскую.

 

Учитель: Начало 20 века в российской музыке нельзя назвать богатым периодом,                 скорей для него подойдет определение «сложный». В конце 19 века ушли из   жизни Мусоргский, Бородин, Чайковский. На смену им приходят ученики, продолжатели традиций :Танеев, Глазунов, Рахманинов. Но они предпринимают попытки выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы.

В отличие от великих предшественников, они отдают предпочтение балету, опера уходит на второй план.

Начало 20 века – время творческого взлета многих композиторов и прежде всего С.Рахманинова.

               Фрагмент о творчестве С.Рахманинова; видеофильм «Русская культура в    

                                       начале века. Музыка» - 3 мин.

Учитель:

       В начале 20 века происходило творческое становление Ф.Шаляпина, которого с Рахманиновым связывала и совместная работа, и крепкая дружба на протяжении всей жизни. Прославил русское певческое искусство; музыкальные критики признавали, что по мощности звучания не было ему равных.

                                   /Звучит голос Шаляпина/

        К композиторам нового типа, отличающихся нестандартностью и даже дерзостью звучания, относится Прокофьев, творчество которого было непонятно и не признано современниками.

            /Просмотр фрагмента из видеофильма «Русская культура. Музыка»

                                  о творчестве С.Прокофьева/

Учитель:  Чем нам близок серебряный век? Вам не кажется, что мы сейчас          

                         переживаем то же кризисное время, что и поэты, музыканты,

                         художники рубежа веков?

                         Крушение старых идеалов, напряженные поиски новых. Они

                         мучительно искали выход из тупика. А разве мы сейчас не такие, не

                         на том же самом перепутье?

                         Наше сознание как маятник. Оно резко колеблется то в одну, то в

                         другую сторону. Мы то возносим до небес очередного кумира, то

                         низвергаем в пропасть. Но время расставит все на свои места, и

                         пусть с вами останется это удивительное чудо –

                                         Воплощение мечтаний,

                                         Жизни с грезою игра

                                         Этот мир очарований,

                                         Этот мир из серебра!  

Оценивание работы учащихся, домашнее задание ( по выбору):

1. Презентация «Культура серебряного века»,

2. Написать сочинение-миниатюру на тему «Что мне близко в поэзии серебряного века?»,

3. Реферат по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"...Этот мир очарований, этот мир из серебра" (эпоха "Серебряного века")

Вводный урок по теме: "Эпоха Серебряного века"                     "...Этот мир очарований, этот мир из с...

"Этот мир очарования, этот мир из серебра"

Интегрированный урок по русской культуре Серебряного века (МХК+литература)...

Видеофильмы учащихся (сборник). Проект "Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

ПроблемаПереход от суммы «предметных результатов»  к метапредметным и интегративным результатам.Полное наименование проекта «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (В.Я. Брюсов) в ...

«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» (Особенности поэтического творчества акмеистов).

Данный урок целесообразно провести в 11 классе при изучении литературы Серебряного века....

Урок литературы в 11 классе «…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Васильева Н.А., учитель русского языка и литературы г.Альметьевск

Урок литературы в 11 классе«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»Васильева Н.А., учитель русского языка и литературы г.Альметьевск...