Как это было...(литературная встреча)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Исаева Лиана Вахтанговна

Урок проводился в 11 классе. Заявленная тема актуальна и в наше время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.vstrecha_urok.doc50.5 КБ
Файл literaturnaya_vstrecha.pptx154.56 КБ

Предварительный просмотр:

               Филиал  МОУ «Ерышовская  средняя общеобразовательная  школа    

                       Ртищевского района Саратовской области» с. Малиновка

               Литературная встреча

          «Как это было…»

(«Донские рассказы»  М.А.Шолохова)

    Учитель русского языка и литературы  -Исаева  Лиана  Вахтанговна

                                                        ( I категория)

                                                              -1-

Цель урока: 1) вооружить учащихся системой знаний о «Донских рассказах»              

                            М.А.Шолохова;

                     2)формировать у учащихся нравственные качества, не    

                      совместимые с насилием над человеком;

                    3)развивать познавательный интерес, творческие способности,  

                      познавательные способности- речь, воображение, восприятие.

Оборудование: портрет М.А.Шолохова, сборник «Донские  рассказы»,    

                           интерактивная  доска

Эпиграф:       А я стою один меж них

                       В ревущем пламени и дыме

                       И всеми силами своими

                       Молюсь за тех и за других.

                                                              М.Волошин.

                 

                                                                    -2-

                                                               Ход урока.

I.Организационный момент.

II Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, уважаемые гости, добрый день, уважаемые ученики! Сегодня у нас литературная встреча по «Донским рассказам» М.А.Шолохова. Почему назрел такой разговор? Поясню.

  Снова широко обсуждается и в печати, и в киноискусстве творчество          

М. Шолохова, теперь особенно в связи с уроками истории советского общества. И снова расхождение во взглядах…

   Беспримерный  случай в истории литературы: более 80 лет идёт спор о его сложной образной системе, проблематике, творческой истории произведений.

Это несмотря на то, что на немалое расстояние отодвинуты от нас отражённые события и мы постепенно стали привыкать к тому, будто 1-ая Мировая война осталась за горами времени, гражданскую заслонила Отечественная. Словом, острота сюжетов как будто бы должна сгладиться. В век атома, космодромов, лавины техники иными стали проблемы, чем в те годы, когда трактор, радио, электрическая лампочка  в деревне принимались за чудо.

   Но вот настали 90-ые  – время перестройки — и  всё прошлое, что  было в 20-м веке, приблизилось, встало перед нами как реальность, которая требует нового осмысления. Особенно время революции и последующие 90 с лишним лет. И Шолохов,  один из самых наблюдательных свидетелей эпохи, яркий её летописец, в чём-то должен быть прочитан иначе, нежели раньше. Его могучее  влияние первые читатели его произведений  ощутили уже в то время, когда только что появилось одно из первых изданий «Тихого Дона» - томики в коричневом переплёте, небольшого формата, с портретом автора на обложке: он был тогда совсем молодой, в кубанке. Давно это было… Как это было…   Попробуем разобраться. (второй слайд)

    Предоставляю слово своему  коллеге (подготовленному ученику), который расскажет нам об основных положениях статьи доктора филологических наук, автора книги и статей по советской литературе Бирюкова Фёдора Григорьевича.

                                                               

-3-

2.Краткий пересказ  основных положений статьи учеником.

                                                 

3.Слово учителя, сопровождающееся работой учащихся.

-М. Волошин, известный вам тем, что был выше разделения людей на «белых» и «красных», оставил нам в душу проникающие строки (зачитываю эпиграф, второй слайд).

 Это же в равной мере относится и к самому Шолохову.

Вы прочитали не один рассказ из сборника и, конечно же, обратили внимание на тематическое их единство. Если бы не было названия у сборника, то как бы вы назвали его, учитывая названия рассказов? (дом задание).

 Какое содержание вкладывает автор в это слово – КОЛОВЕРТЬ?

      (учащиеся говорят о лексическом значении этого слова, высказывают собственные мысли)

Какие направления человеческой жизни, жизни людей того времени исследует автор? Посмотрим, как раскрывает свои мысли в самых различных рассказах автор.

(третий слайд)

-Закружила коловерть людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот они убивают, убивают, убивают… В рассказе «Родинка» - отец сына, в «Продкомиссаре» - сын отца, в «Коловерти» - сын отца и брата, в рассказе «Семейный человек» - отец своих детей, в «Червоточине»- отец  со старшим сыном лишает жизни другого сына.

(краткий сюжет и худ. Зачитывание главных, по мнению учащихся, эпизодов, обоснование выбора)

-Автор исследует необычайный по силе конфликт поколений, когда дети во имя чужих идей идут против родителей, отвергают весь старинный, сформированный веками уклад, а вместе с ним перечёркивают всю жизнь своих близких и даже устраняют их за ненадобностью. Так поступает герой рассказа «Продкомиссар» Иван Бодягин, такая же семейная драма непонимания  складывается у героев и в рассказах «Червоточина», «Бахчевник».

 

       (краткий сюжет и худ зачитывание эпизодов учащимися, обоснование  

      выбора)

-Никакими революциями, честным дележом земли не сделать людей счастливыми. М. Шолохов – писатель –гуманист, его произведения направлены против любого насилия над человеком. Он показывает выход из кровавого месива

-4-

человеческой жестокости. И это особенно ярко показано в рассказах «Алёшкино сердце», «Чужая кровь», «Один язык».

 (краткий сюжет и худ зачитывание главных, по мнению учащихся, эпизодов, обоснование выбора)

-О жизненности рассказов говорит хотя бы тот факт, что прообразом Алёшки был Алексей Фёдорович Крамсков, живший в станице Каргинской. Это с ним случилось то, о чём говорится в рассказе. А семьёй, которая приютила мальчика и дала дорогу в жизнь, была семья Шолоховых.

(четвертый слайд)

Всем ходом своих рассказов автор хочет сказать: только сам человек может изменить окружающий мир. Он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов, т. е. попытаться вернуться к жизни по заповедям Христа, и тогда мир медленно, но постепенно станет очищаться. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего  пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, иначе процесс расчеловечивания  общества будет уже необратим.

-Удивительно чётко прослеживается детская тема в рассказах Шолохова. Во время любых междоусобиц страдают прежде всего дети. Взрослый человек, в котором  уже была заложена нравственная основа, может оправиться, начать жить заново. Но ребёнок, у которого на глазах убивали отца и мать («Обида»), ребёнок, который узнаёт, что отец убил его  мать («Шибалково семя»),  ребёнок, видевший, как умерли от голода его маленькая сестрёнка и мать, а старшую сестрёнку убили из-за тарелки щей («Алёшкино сердце»), ребёнок,  чей отец зверски расправился

со всей семьёй («Бахчевник»), такой ребёнок не сможет вырасти полноценным человеком. Он или сам превратится в зверя, или всю жизнь будет до смертной тоски страдать по своим близким и не находить себе на земле места.

           

              (зачитывание  ключевых эпизодов указанных произведений)

- Особая  тема в рассказах Шолохова – тема женской судьбы. Женщины более всего приближены к природе, следовательно, в их душах ещё сохранились нравственные  ценности, заложенные этой самой природой. Их линия всегда жертвенна. Достаточно вспомнить рассказ «Бахчевник» и рассказ «Лазоревая степь».

4.Слово учителя о мастерстве Шолохова-писателя.

- Не будем забывать, что уже первое произведение Шолохова – фельетон «Испытание» -- показало чёткость сюжетно-композиционно построения, лаконизм авторских описаний, остроту конфликта, мастерство диалога, в котором нет лишних, необязательных слов, яркие речевые портреты персонажей, жизненность ситуаций, показало мастерство Шолохова –писателя.

-5-

Следует разобраться, зачем автор употребляет такое большое количество диалектных слов.

                                       ( выслушиваю мнение учащихся)

      -Согласна с вами. Сохраняя весь колорит народной речи, Шолохов максимально приближает нас к событиям на Дону, мы забываем, что читаем произведения писателя, создаётся ощущение, что мы сами становимся участниками описываемых событий, беспристрастными их очевидцами.

В чём особенность шолоховского языка, в чём необычность употребляемых им художественных средств: различных метонимий, эпитетов?

                                 

                                (выслушиваю мнение учащихся)

Верно. Создаётся ощущение, что степь, леса, река Дон – это живые существа, которые  участвуют во всех событиях и переживают их так же, как люди. Пейзаж помогает  раскрыть внутреннее состояние героев.

Уместен ли натурализм в рассказах?

                                 

                              (учащиеся высказывают свои мнения)

Да. Используя это явление в литературе, автор как нельзя правдивее показывает кровавую вакханалию на Дону.

III. Обобщение материала.

- Если в нескольких словах рассказать о том, какими предстают  20-ые годы в «Донских рассказах» М.Шолохова, то какие это будут слова?

                                       

                                    (выслушиваю мнение учащихся)

(пятый слайд)

       -  Двадцатые годы в изображении М.А.Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого горя народного.

     

                                                          -6-

   

                                                   Литература

  1. Журнал  «Литература в школе» №4, 1993г.
  2. Журнал «Литература в школе» №3, 1999г.
  3. Сборник «Донские рассказы», М., «Просвещение», 1985г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВСТРЕЧА «Как это было…» («Донские рассказы» М.А.Шолохова)

Слайд 2

А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. М. Волошин М.А.Шолохов 1905-1984гг

Слайд 3

«Родинка» « Продкомиссар » «Коловерть» «Семейный человек» «Червоточина» «Бахчевник» Закружила КОЛОВЕРТЬ людей, потеряли они нравственные ориентиры, и вот они убивают, убивают, убивают…

Слайд 4

Всем ходом своих рассказов автор хочет сказать: только сам человек может изменить окружающий мир. Путь очищения долог, много будет жертв, и прежде всего пострадают те, кто сделал первый шаг, но этот шаг важен, и наче процесс расчеловечивания общества будет уже необратим.

Слайд 5

Двадцатые годы в изображении М.Шолохова – это время, необратимо расколовшее русский мир; это эпоха великого горя народного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....

«Встреча с юностью, встреча с детством»

Сценарий вечера-встречи выпускников....

Сценарий вечера встречи выпускников " Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками....

«Душевная встреча друзей!» Сценарий праздника, посвященный встрече бывших сотрудников детского сада в Международный День пожилых людей.

Воспитание у детей  уважительного отношения к людям зрелого возраста: обеспечить пожилым людям участие в культурной, трудовой и духовной жизни, необходимый уход со стороны подрастающего поколения...

Фотоальбом о встрече со Змеул А.Н. "За нашу советскую Родину" Встреча с участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

При подготовке к написанию исследовательской работы о наших - земляках - участниках ликвидации событий 1986 года в Чернобыле, мы с ребятами встретились с жителем села Пустозёрово (ныне покойном) - Зме...