План-конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака"Быть знаменитым некрасиво".
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Гусарова Ирина Владимировна

План- конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока по изучению творчества Б.Л.Пастернака.

                                        « Быть знаменитым некрасиво»

Цель:

- ввести учеников в сложный мир пастернаковского стиха,утверждаемых им нравственных ценностей, подчеркнуть его музыкальность и живописность.

Задачи:

- раскрыть особенности поэтического таланта Пастернака;

- показать место поэта в отечественной и мировой культурах.

- расширить кругозор учащихся

- научить формулировать аргументированные ответы на вопросы, строить связный монолог.

Для проведения такого урока необходимо заранее разделить учащихся на следующие группы:» литературоведы»,»искусствоведы»,»артисты».Каждая группа получает задание

Задание для «литературоведов».Ответить на вопросы: к каким литературным течениям в разное время принадлежал Б.Пастернак? Что вы знаете о дружбе Б. Пастернака и В.Маяковского? Чем была поэзия Б.Пастернака для его современников? В чём достоинство стихов поэта, особенность его творчества?Что обеспечило долгую жизнь стихам Б.Пастернака?Какова судьба романа «Доктор Живаго»?Почему в годы»застоя замалчивалось истинное значение творчества писателя?

Задание для «искусствоведов».Что вы знаете о семье Б.Пастернака? Какое воспитание и образование он получил? Что способствовало расцвету его таланта? С кем из представителей отечественной культуры он поддерживал отношения?

Задание для» артистов».Выучить наизусть стихотвоения из предлженного списка:» Когда я устаю от пустозвонства…»,» Про эти стихи»,» давай ронять слова»,» О знал бы я, что так бывает…»,» Золотая осень», « Любить иных- тяжёлый крест…»,» После дождя»,»Быть знаменитым некрасиво…»,» Ночь».Уметь выразить главную мысль каждого из этих стихотворений. Выписать строки, которые особенно взволновали и пробудили к размышлению.

                                          Ход урока.

Учитель.

Наш урок посвящен творчеству одного из самых талантливых поэтов 19 века, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака.Прекрасной характеристикой его поэтического феномена могут служить слова его современницы, поэтессы Анны Ахматовой:

Он награждён каким-то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он её со всеми разделил.

 Творческий путь Б.Пастернака сложен и тернист, Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы. Вселенной ,свежий, образный и взволнованный  стих всегда поражал ценителей поэтического искусства.

«Литературоведы»:

 Представители от группы выступают с выполненными заданиями. С дополнениями может выступить любой ученик.

 Старшеклассники отметят особую сложность , так как он пересекался сразу с двумя течениями: символизмом и футуризмом. В ряду первых учителей ребята назовут А.Блока. В подтверждение своих мыслей обратятся к автобиографическому очерку:» С Блоком прошли и провели  свою молодость я часть моих сверстников… У блока всё, что создаёт великого поэта,- огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого, всё претворяющего прикосновения, своя сдержанная , скрадывающая, вобравшая в себя судьба».»Блоку я впервые представился в его последний наезд в Москву, в коридоре или на лестнице Политехнического музея в вечер его выступления в аудитории музея. Блок был приветлив со мной, сказал, что  слышал обо мне с лучшей стороны…»

Учащиеся отмечают , что раннее творчество Б.Пастернака проникнуто духом символизма. Особенно это ощущается в поэтическом сборнике»» близнец в тучах»(1915). И всё- таки уже тогда Пастернак стремится поставить в центр поэзии человека с его страстями и заботами, любовью к природе, глубокой гуманностью.

 Учащиеся обратят внимание и на своеобразие отношений поэта с футуристами и В. Маяковским. С русским футуризмом Б.пастернака сближало неприятие буржуазного старого мира. Но в отличие других поэтов этого течения он не увлекался словотворчеством, хотя его поэзия дышала поиском и новизной.

 Далее ребята подчеркнут, что отношение Б.Пастернака к В.Маяковскому было иногда даже восторженным. В «Охранной грамоте»(1930) поэт говорит так:» Я был без ума от Маяковского»,я его боготворил».

Учитель:

Творческий путь Б.Пастернака не был исключением. Он, как и многие поэты начала 20 века, испытал влияние определённых литературных течений, что освежило язык пастернаковской поэзии, помогло поэту в работе над словом, позволило осмыслить его глубинную , первородную суть.Необходимо рассматривать творчество Б.Пастернака в контексте всего литературного процесса начала 20 века.

- Что же позволило Б.Пастернаку выделиться?

-В чём критики видели достоинство  его поэзии?

«Литературоведы»:

Особенности его творческого метода: максимальная правдивость в воспроизведении действительности, высокая степень художественной точности, наполненность его поэзии»чувством восторженности и благодарности миру за его красоту, богатство , одушевлённость».

Учитель:

- Что способствовало расцвету поэтического таланта Б. Пастернака?

« Искусствоведы»:

Будущий поэт развивался в благоприятной художественной атмосфере: его отец- академик живописи, мать- известная пианистка. На формирование его взглядов повлияло изучение философии в Марбургском унивеситете, увлечение историей, литературой, музыкой. Именно поэтому его творчество отличается изяществом и музыкальностью стиха, глубиной философской мысли, психологизмом.

« Актёры» читают стихотворения поэта. Остальные ученики обмениваются мнениями, комментируют содержание стихов.

Учитель:

-Трудна ли поэзия поэта для восприятия?

- В чём её особенность?

«Литературоведы»:

Поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушать существующую гармонию. Сложность пастернаковской поэзии очевидна. М.Горький связал это с особенностями миросозерцания и образного мышления поэта.

Учитель:

-Почему долгое время имя и творчество Б.пастернака находилось под запретом?

«Литературоведы»:

Одна из причин-согласие поэта на публикацию его романа»Доктор Живаго» на Западе, который запретили печатать в СССР, потому что гражданская война в романе рассматривается не с классовых, а с общечеловеческих позиций.

Учитель:

- Что обеспечило долгую жизнь поэзии Пастернака, несмотря на все перипетии его творческой судьбы?

- Чем всегда привлекало и привлекает его творчество ценителей поэтического искусства?

«Литературоведы»:

Общечеловеческое начало в поэзии Б.Пстернака.И.Эренбург говорил:» Так уже полвека- вдруг начинаю про себя стихи Пастернака.Из мира их не выгонишь: они живут».

В конце урока учащиеся знакомятся с выставкой книг поэта:»Близнец в тучах»(1915),»Поверх барьеров»(1917),»Сестра моя- жизнь»(1922),» Темы и вариации»(1924),»второе рождение»(1930-1932),»На ранних поездах»(1945),»Зимний простор»(1946)»,»Когда разгуляется»(1956-1959)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Быть знаменитым некрасиво"

Музыкально - литературная гостиная о творчестве Бориса Пастернака....

"Быть знаменитым некрасиво" - презентация

Музыкально - литературная гостиная о творчестве Бориса Пастернака....

Урок- обозрение "Быть знаменитым некрасиво"

Урок - обозрение "Быть зхнаменитым некрасиво" по творчеству Б. Патернака. На изучение творчества писателя отводится очень мало времени, поэтому хотелось чтобы учащиеся поработали самостоятельно и расс...

Быть знаменитым некрасиво

Сценарий литературно-музыкальной композиции...

БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО

сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой творчеству Б.Л.Пастернака...

План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»

Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...

"Быть знаменитым некрасиво..." (Жизнь и творчество Бориса Пастернака)

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященый жизни и творчеству Бориса Леонидовича Пастернака."Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию...