Проект урока-дискуссии по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама» в 9 классе.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Ермолаева Светлана Сергеевна

 

Итоговый урок по повести «Пиковая дама» основанный на проблемно-эвристической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka-diskussii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока-дискуссии

по повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама»

 в 9 классе.

«Каждому человеку судьбу создают его нравы»

(античная пословица)

(Тема судьбы человека в повести А.С Пушкина «Пиковая дама»).

Цели урока:

  1. Обучающие:
  1. интерпретировать художественный смысл произведения;
  2. научиться видеть авторскую точку зрения через призму поступков героя и его судьбу.
  1. Развивающие:
  1. углубление восприятия учащимися литературного произведения;
  2. воссоздание целостности восприятия произведения искусства слова в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать личностные качества, необходимые для выработки определенной модели поведения в  ходе ведения дискуссии;
  2. способствовать формированию позиционного самоопределения учащихся в рамках учебного диалога.

В соответствии с поставленными целями можно прогнозировать следующие результаты: учащиеся в процессе и урока смогут

  1. самостоятельно сформулировать проблемные вопросы и учебные задачи, необходимые для анализа;
  2. определить личное отношение к поставленным проблемным вопросам;
  3. изложить позднее свои рассуждения в виде творческой работы по одному из предложенных афоризмов.

Композиционная форма урока: урок-семинар с использованием работы в группах.

Место урока в учебном  контексте: итоговый урок по повести «Пиковая дама»

Психолого-педагогическое обоснование.

(Характеристика класса)

9 класс «Б» - класс с углубленным изучением литературы, преподавание в котором осуществляется по программе М.Б. Ладыгина.

В классе 29 человек, из них 20 девочек и 9 мальчиков. Средний возраст учащихся 14-15 лет. Именно в этом возрасте очевидна ориентация школьника на серьезное осознание себе как цельной уникальной личности, стремящейся к построению  собственной картины мира, готовой отстаивать собственную позицию и творить.

Перед ребятами этого класса достаточно остро встают проблемы морально-этического плана. Одним из важнейших аспектов их самосознания является оценка своих нравственных качеств. Я как учитель-словесник, работая в этом классе, получаю уникальную возможность помочь учащимся оценить разнообразные жизненные ситуации и в конечном итоге сформулировать собственную модель взаимодействия с миром.

Учащиеся охотно участвуют в обсуждении проблемных вопросов, вступают в дискуссию, обладают навыками ее ведения. В классе сложилась благоприятная, доброжелательная атмосфера, способствующая самораскрытию школьников.

Их активная позиция в учебном процессе проявляется в способности самостоятельно анализировать литературное произведение, выявлять в нем разные смысловые уровни, оценивать художественную форму произведения.

Большинство учащихся класса владеют литературоведческой терминологией, применяют ее для качественного анализа литературного произведения.

Учащиеся любознательны, инициативны, способны к эмоциональному восприятию окружающего мира, сопереживанию и творческому отражению своих чувств и представлений через слово.

Ход урока

Вступление-мотивация

Наш предыдущий урок был посвящён повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Вспомним наши выводы из предыдущего обсуждения произведения. Почему азартная карточная игра воспринималась как социальная модель? (Борьба двух противников: в карточной игре - это понтёр и банкомёт, а в жизни - это человек и судьба, случай, какой-либо неизвестный фактор. Играющий принимает решения, фактически не имея никакой информации о противнике. Таким образом, понтирующий играет не с другим человеком, а с подставной фигурой в руках судьбы. Мысль о судьбе, о случае, об удаче, о связи с ними личности обеспечивает выигрыш.)

Тема урока. «Каждому человеку судьбу создают его нравы» (античная пословица) (Тема судьбы человека в повести А.С Пушкина «Пиковая дама»).

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы к теме, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-дискусси. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулировку проблемы: “От чего зависит жизнь человека?”

Анализ проблемы

Учащиеся читают проблемный вопрос и подчёркивают в нём те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“от чего”, “зависит”, “жизнь”). Переход к выбору гипотез.

Выдвижение гипотез

Учащиеся выясняют, что такое гипотеза и на чём она должна базироваться. После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, в группах обсуждают поставленную проблему, ищут в тексте подтверждение своим воззрениям.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются точки зрения групп, но каждый участник дискуссии может внести свои корректировки в общее мнение; задаются вопросы.

Характер

Натура Германна противоречива; расчётливость и страстность одновременно присущи ему. С одной стороны, он, поставив целью своей жизни обогащение (“...деньги - вот чего алкала его душа), делает ставку на “расчёт, умеренность и трудолюбие” (“не касался процентов, жил одним жалованьем, не позволяя себе малейшей прихоти”); с другой стороны, “сильные страсти и огненное воображение” - это также черты его натуры (“В душе он игрок”), именно поэтому часами просиживает за карточным столом, наблюдая за игрой. Две неподвижные навязчивые идеи овладели им: желание обогащения и тайна трёх карт.

Своей цели Германн готов достичь любыми средствами. Недаром Томский говорит о нём: “У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля”. Случайно узнав о тайне трёх карт, он решает любыми способами выяснить её у графини, обманывая Лизавету Ивановну, проникает в спальню к старухе и становится причиной её смерти. Идя на похороны, он не испытывает раскаяния. Германн боится, “что мёртвая старуха могла иметь вредное влияние на его жизнь”.

Германн начинает карточную игру, потому что он всё рассчитал: «мистические тройка, семерка, туз» наверняка должны принести ему выигрыш. Но в последний момент, видимо, его подвела страстная сторона натуры - и он «обдёрнулся».

Свободный выбор

Цель жизни Германна - обогащение. Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или крупным выигрышем в карты. Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру. Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит героя перед выбором: он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть. Германн опять делает выбор в свою пользу: он не собирается выполнять условия графини, он думает о том, как ему распорядиться выигрышем.

Германн обдёрнулся, потому что выбрасывает людей из своей жизни, как заигранные карты, потому что ни разу не поступился своими интересами. Делая свой выбор, он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его сумасшествие - это следствие его выбора, развивающего его безнравственность.

Случай

Судьба - ход жизненных событий, не зависящих от человека. Случай - то, что появляется непредвиденно. Случай играет огромную роль в «Пиковой Даме» на идейном уровне. Случайностей с Германном происходит очень много: случайно он узнаёт о трёх картах, случайно он попадает к дому старухи, как бы случайно ему выпадает пиковая дама. Судьба испытывает главного героя, посылая ему случайности. Последняя случайность (пиковая дама вместо туза) становится закономерностью, так как это наказание за безнравственный выбор.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются взаимосвязанными. Что же является доминантой среди этих составляющих?   Доминантой является выбор человека.

Какую роль играет случай на композиционном и сюжетном уровне?

Случай лежит в основе композиции и сюжета.

Композиция

Карточная игра - как социальная модель. Борьба двух противников: понтёр-банкомёт, человек-случай.

Сюжет

Жизнь, мир развиваются по своим законам. Врываясь в жизнь, случай оживляет её, играет решающую роль для одного человека, но мир продолжает жить по своим правилам. Германн проигрывает и сходит с ума, а карточная игра спокойно продолжается; случай определяет сюжет.

Общий вывод

От чего же зависит жизнь человека в повести «Пиковая Дама»?

На жизнь человека влияют его натура, нравственный выбор, судьба. Все они взаимосвязаны, но доминирующим всё же является выбор человека. “Образ жизни” способен “развить, усилить или задушить природные человеческие качества”.

Рефлексия.

- Задумывались ли вы над тем, какую роль играет в жизни человека случай?

- Какова ваша жизненная позиция в вопросе о роли «судьбы», «случая» в жизни человека?

- Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

Домашнее задание.

Выберите один из предложенных афоризмов и в виде рассуждения согласитесь с его автором или опровергните это мнение.

  1. «Судьба неизбежнее, чем случайность. Судьба заключена в характере…» Акутагава Рюноскэ 
  2. «Судьба – не случайность, а предмет выбора; её не ожидают, а завоёвывают» У. Брайан
  3. «Судьба человека – чаще в его характере» Корнелий Непот.
  4. «Судьба и характер – это разные названия одного и того же понятия» Новалис
  5. «Счастье и несчастье человека в такой же степени зависят от его нрава, как и от судьбы» Ф. Ларошфуко
  6. «Не всё, что происходит, происходит от судьбы. Кое-что находится и в нашей власти» Карнеад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Загадка пушкинской прозы" (по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама")

Презентация представляет собой исследование по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"....

Тест на знание содержания повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Тест представляет собой таблицу, состоящую из двух столбцов. Для выполнения теста необходимо сопоставить отрывки из разных столбцов, выписав номера отрывков....

художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

урок посвящен  анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения....

Урок литературы в 8 -м классе "Три злодейства". Создание кластера по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама"

Урок по повести А.С.Пушкина "Пиковая дама" с созданием кластера по этому произведению....

Визитка литературного проекта по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" -- "Облик и образ"

Данная визитка является паспортом литературного проекта по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" под названием "Облик и образ". Проект проводится в рамках изучения произведения в 8 классе. Данный проект...