Литературная игра "По страницам прочитанного..."
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Астраханцева Наталья Николаевна

Литературная игра "По страницам прочитанного..." проводится в конце 2 полугодия в 7 классе. Класс делится на 4-5 групп, ответы записываются на листочках и отдаются ведущему. произведения, которые используются в игре: М.Горький "Данко", "Детство"; В.Маяковский "Необычайное приключение...", Е.Носов "Кукла", Ю.Казаков "Тихое утро", И.Бунин "Цифры", Л.Андреев "Кусака", А.Платонов "Юшка", О.Генри "Дары волхвов", Дж. Олдридж "Отец исын".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

7 класс

Тема: Литературный ринг «По страницам прочитанного…»

Цель: в игровой форме проверить знания учащихся, развивать логическое мышление, привлечь интерес к интеллектуальным играм. Развивать быстроту реакции, мыслительных операций, чувство локтя при коллективной работе.

Оборудование: вопросы и задания, иллюстрации, бланки для ответов.

Ход урока.

Класс разбивается на 4-5 команд. Ведущий зачитывает вопрос. На обдумывание дается 1-1,5 минуты. Ответ команды пишут на листочках, которые сдают ведущему.

                                                     I Тур. Блиц-опрос. «Начало».

Узнать рассказ и автора по началу произведения. Один вопрос – 2 балла.

  1. «Пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце. Бабушка, сидя около меня, чесала волосы и морщилась, что-то нашептывая…» (М. Горький «Детство»).
  2. «В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла, - на даче было это» (В. Маяковский «Необычайное приключение»).
  3. «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась» (Л.Андреев «Кусака»).
  4. «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, - это было после одной из наших ссор с тобой, - и, опустив глаза, сделал такое грустное личико?» (И. Бунин «Цифры»)
  5. «Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омута.» (Е. Носов «Кукла»).
  6. «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге». (А. Платонов «Юшка»).
  7. «Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все.» (О.Генри «Дары волхвов»).
  8. «Еще только-только прокричали сонные петухи, еще темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка». (Ю. Казаков «Тихое утро»).
  9. «Бен взял с собой мальчика на «Остер», который бешено мотал на высоте в две тысячи фунтов над побережьем Красного моря, и ждал, что мальчишку вот-вот укачает» (Дж. Олдридж «Отец и сын»).
  10. «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь» (М.Горький «Данко»).

                                                              II Тур. «Портрет».

По описанию узнать героя, произведение и автора – 3 балла.

  1. Он зашевелился на сене, долго возился и шуршал там, наконец неловко слез, наступая на незавязанные шнурки. Лицо его, измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно, как у слепого, а в волосы набилась сенная труха, она же, видимо, попала ему и за рубашку, потому что, стоя уже внизу, рядом с Яшкой, он все дергал тонкой шеей, поводил плечами и почесывал спину. (Володя, Ю.Казаков «Тихое утро»).
  2. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы, глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие  слезы. (Юшка, А.Платонов «Юшка»).
  3. Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. (Бабушка, М.Горький «Детство»).
  4. Один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. Все посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. (Данко, М.Горький «Данко»).
  5. Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу.  У нее был такой хорошенький  носик и такие выразительные глаза. (Леля, Л.Андреев «Кусака»).

                                      III  Тур. «Лирика».

  1. Что главное в лирическом произведении? (Чувства, мысли, переживания лирического героя).
  2. Определите стихотворный размер стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой» (трехстопный анапест).
  3. Какое художественно-выразительное средство используется автором в строчке «В сто сорок солнц закат пылал…» (гипербола).
  4. Кто автор строчек «Топи да болота, синий плат небес…» (С. Есенин).
  5. Каждое такое стихотворение – маленькая волшебная картинка. О чем идет речь? (Японские хокку).
  6. Назовите закономерность в количестве слогов в японской лирике? (5 – 7- 5).

IV  Тур «Термины»

  1. Определить жанр произведения «Детство» М. Горького (повесть).
  2. Двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге (ямб).
  3. Художественно-выразительное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу их сходства (метафора).
  4. Назовите род литературы, к которому относятся ода, гимн, элегия.
  5. Эпическое произведение, своего рода промежуточный этап между романом (большая форма) и рассказом  или новеллой (малая форма).

                                  V Тур  «Иллюстрации».

Определить, эпизод какого произведения изображен на иллюстрации. Кто автор этого произведения.

  1. «Честная бедность» Р. Бернс.
  2. «Дары волхвов» О.Генри.
  3. «Необычайное приключение…» В. Маяковский.
  4. «Данко» М. Горький.
  5. «Кукла» Е. Носов.
  6. «Тихое утро» Ю. Казаков.
  7. «Цифры» И. Бунин.
  8. «Детство» М. Горький.
  9. «Отец и сын» Дж. Олдридж.
  10. «Юшка» А. Платонов.

Итог урока.

Подводится итог, подсчитывается общее количество баллов у каждой из команд. Лучшие игроки награждаются призами.