Внеклассное мероприятие по литературе "Ленинградская блокада.Вечная память..."
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leningradskaya_blokada.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ленинградская блокада. Вечная память…»

Цель урока образовательная: познакомить учащихся с художественными произведениями о блокаде Ленинграда.

Цель урока развивающая: развивать умение анализировать произведение, умение работать самостоятельно при подготовке заданного ответа на вопрос.

Цель урока воспитательная: воспитывать способность сопереживать другим людям, сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений.

Оборудование урока: выставка книг о блокаде Ленинграда, репродукции с картин, презентация урока, документальный фильм «Ленинградская блокада».

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2.Слово ученикам.

3. Слово учителя о хлебе.

4. Обсуждение рассказов о детях войны ,переживших блокаду Ленинграда («Лека.Детский дом» Т Кудрявцева, воспоминания А.Приставкина о военном детстве, "Учитель математики" Олег Шестинский , воспоминания Ольги Берггольц).

5. Слово учащихся о Дороге жизни.

6. Дневник Савичевой Тани. Исследования учащихся.

7. Заключительное слово учителя.

Сегодня мы проводим урок памяти "Блокада Ленинграда". Почему мы обратились к этой теме?

27 января – День снятия блокады Ленинграда (8 сентября 1941-27 января 1944)

- Что такое блокада? (Город оказался захваченным немцами в кольцо)

- Мы поговорим сегодня о том, как жили люди в блокадном Ленинграде.

К этому уроку мы готовились всю 2 четверть. Поднимите руки, кто узнал новое о страшной странице Великой Отечественной войны. Давайте же сегодня поделимся знаниями о ленинградской блокаде.

Ученица:  22 июня 1941 года. Война! Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей. Начавшаяся война стала самой тяжелой и жестокой из всех, которые когда-либо пережила наша страна. Правители фашисткой Германии рассчитывали на быстрый захват города и связывали с ним далеко идущие не только военные, но и политические планы. Уже в июле 1941 года Гитлер подчеркивал, что с падением Ленинграда для "русских будет утрачен один из символов революции, являвшихся наиболее важным на протяжении последних лет", что с захватом Ленинграда "дух славянского народа будет серьезно подорван". Ожесточенное сопротивление наших войск замедляло темп фашистского наступления на Ленинград, Армии врага в первые дни войны продвигались на десятки километров в сутки. Этот темп упал до нескольких километров в сутки, а затем до нескольких сотен метров. Чем ближе фашисты продвигались к Ленинграду, тем более ожесточенное сопротивление встречали. С 9 по19сентября 1941 года гитлеровцы штурмом пытались ворваться в Ленинград, однако все атаки врага у стен города были отбиты,900 дней и ночей жил город, враг окружил Ленинград, встав у его стен.(Документальный фильм)

2. Поэт Александр Прокофьев в 1941 году создает цикл стихотворений "За Ленинград".

Ученик читает:  "Не отдадим!"

С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много, много дней
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.

Об этом говорили их листовки - 
Свидетельства бессилия врага.
Горели Пушкин, Невская Дубровка,
Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел,
А враг, поживой жадною гоним, 
Все наседал, смертельно ненавидя
Все русское, все связанное с ним!

Но мы стеною от земли до неба
Все поднялись и отстояли свет.
И Ладога, и дальняя Онега
Услышали стоярусное: "Нет!"

Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!...

Не отдадим бездушной злобной силе
Обычаи народа, свет его
И преградим пути ей в глубь России,
К бессмертию народа моего!

Не отдадим им молний наших росчерк,
Гнездовья туч, озер великий стан,
Не отдадим березовые рощи,
Которые увидел Левитан!

Не отдадим грядущий день победы,
Сиянье солнца, отблески зари,
Не предадим могил отцов и дедов,
Курганов, где лежат богатыри!

Не отдадим полей бескрайних, синих,
Где побеждали мы и победим,
Не отдадим прекрасную Россию, 
Не отдадим!
1941

-Как было трудно ленинградцам выстоять! Давайте посмотрим отрывки из документального фильма о жизни ленинградцев в блокаду.

Сообщение ученицы (за кадром): Наступили дни, когда жить было подвигом. 125 граммов хлеба делили на три части: завтрак, обед и ужин. Варили кожу, из столярного клея - студень, съели все запасы горчицы, соли, белые горошки лекарств гомеопатов. Люди с застывшими лицами медленно двигались по улицам, не смеялись и не улыбались, ноги передвигали, не сгибая в коленях. Больше всего боялись упасть, а если падали, то с особой настойчивостью просили поднять. Как-то мы с сестрой поднимали одну женщину трижды. Потом посадили ее на ступеньку у парадной дома. Возвращаясь через некоторое время, увидели, что она уже мертвая. К голоду прибавились сильные морозы. Не было света, топлива, воды. Рубили на дрова мебель, паркет - все, что можно было сжечь в "буржуйках". Холодно и темно. Крохотный фитилек коптилки освещает комнату. Полумрак даже днем, потому что стекол в окнах нет - они вылетели от бомбежек, пришлось заткнуть их подушками.

За водой ходили на ближайшую речку. Лунка обмерзала, выстраивалась очередь. Какие же усилия требовались голодному, больному человеку, чтобы вытащить наполненное ведро на обледеневшую набережную? Настоящим горем считалось, когда ведро вырывалось из рук и катилось вниз. Воду берегли, перестали умываться.

Болезни и смерть шли по городу. Трупы долго оставались лежать: убирать их было некому.

Мозг был настолько насыщен думами о еде, что она даже снилась. Высшей мечтой было получить побольше простой пищи, поесть картошки в "мундире" прямо из котелка:

Тяжело было смотреть, как идет человек, вдруг зашатается, падает и умирает. Или прислоняется к стене и тоже падает. Кто мог, выносил мертвых во двор. Там их потом подбирали и увозили на ближайшее кладбище. В одном дворе я видела, как стояли люди перед мертвыми, склонив головы. Одна из женщин вдруг сказала: "Что же это мы так, ведь в последний путь отправляем. Давайте споем "Интернационал". И все запели. Тихо - тихо. Почти шепотом.

Жить в одиночку было страшно и трудно. Поэтому объединялись семьи в одной квартире: легче было отапливаться и помогать друг другу. Кругом горе, но люди не черствели, были отзывчивыми, как могли поддерживали "нормальную" жизнь. Воду экономили. Один раз в неделю мылись, потом в ней стирали, а уж после всего мыли пол.

Ученица :Нина Иванова  пишет 14 января 1942 года в своем дневнике:

Папа достал какого-то масла, которое наливали в краску. Теперь мы жарим на нем хлеб: Я поела жареного хлеба, и две ночи у меня болел не то живот, не то еще что-то. Я теперь не жарю, а остальные жарят.

Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь. У меня такое старое лицо. Глаза провалились, а над глазами и под глазами опухоль. Меня теперь зовут гражданкой , и никто мне не дает столько лет, сколько мне есть. Какую печать наложила блокада на наше здоровье!

Сейчас папа, мама, Лена на работе, жилец в соседней комнате не ходит домой, а ночует на заводе, потому что невозможно ходить пешком так далеко.

Летом старшина Степан Лебедев получил письмо из Ленинграда от 12-летнего сына: " Папа, ты, наверно, знаешь, что зима у нас была очень тяжелой. Я тебе пишу всю чистую правду, что мамочка умерла 14 февраля. Она очень ослабла, последние дни не могла даже подняться. Папа, я ее похоронил. Я достал салазки и отвез, а один боец мне помог, мы до ночи вырыли могилу, и я пометил. Папа, ты обо мне не беспокойся, я крепкий, учусь дома, как ты приказал, я работаю, помогаю в ремонте машин. А Ленинград они не взяли и не возьмут. Ты, папа, счастливый, что можешь их бить, отомсти за мамочку.." (Из дневника Нины Ивановой. Стр.116 в книге "Дети города-героя")

3. Слово учителя. Немцы накинули на шею Ленинграда петлю, это петля холода и голода.

Ученица читает стихотворение Ольги  Берггольц.

Путь к отцу

Шла к отцу и слез не отирала:
Трудно было руки приподнять.
Ледяная корка застывала 
На лице, отекшем у меня.
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься, едва бредешь.
Встретишь гроб - не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и - перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
Сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала:
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава, 
Легкий, легкий, озаренный путь:
Тот , кто мог тогда перешагнуть 
Через гроб, - на жизнь имеет право:

Ольга Берггольц вела передачи на ленинградском радио. " С чувством спокойной твердости пошла обратно в город. Я была также слаба, но я знала, что должна идти, жить и работать.

Я обдумывала свои передачи, и я знала, о чем они будут: о сегодняшнем дне Ленинграда, о себе, как одной из ленинградок, о том, что было главного с нами за эти месяцы войны, о том, что мы, голодные, теряющие самых близких людей, сами умирающие, мы любим жизнь и поэтому обязательно победим."

 Если с холодом еще можно было бороться, собирая на улицах, что может гореть: палочки, щепки, бумагу, отправляя в печки-буржуйки мебель, книги, объединяясь в одну комнату по несколько семей, то с чувством постоянного голода бороться было невозможно.

В музее истории Ленинграда хранится черствый, потемневший не от времени, темный с самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба.

Это суточная блокадная норма на одного человека. В хлебе этом мало муки. Много примесей:

  1. Ржаная мука - 73%;
  2. Целлюлоза - 10%;
  3. Кукурузная мука - 3%;
  4. Хлопковый жмых -10%;
  5. Мучная сметка и вытряска из мешков - 2%;
  6. Обойная пыль - 2%.

Норма выдачи хлеба на декабрь 1941 года.

  1. Рабочие и ИТР - 250 г.
  2. Служащие - 125 г.
  3. Иждивенцы - 125 г.
  4. Дети - 125 г.

-Чем отличалась детская карточка от иждивенческой? Детская карточка выдавалась детям до 12 лет.С 13-и лет- иждивенческая. На нее  не выдавали пряников и конфет.

Свидетельства тех дней потрясают: с начала сентября 1941 по декабрь 1941 года военный совет 5 раз сокращал нормы выдачи хлеба. Хлеб был желанен, как ничто и никогда прежде.

Представьте хлебную карточку- бумажный листок, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За 5 таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, выдавался скудный дневной паек. 25 граммов хлеба - величина почти неосязаемая. Да и сумма всех пяти слагаемых так мала, что ее недостаточно для жизни. Ленинградская блокадная карточка. На каждой напечатано: "При утере карточка не возобновляется". Суровая мера, но необходимая. Карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Город жесток. Да и сумма всех пяти слагаемых так мала, что ее недостаточно для жизни. Ленинградская блокадная карточка. На каждой напечатано: "При утере карточка не возобновляется". Суровая мера, но необходимая. Карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства. Город жестоко голодал.

 Об этом рассказал в книге "Блокадные новеллы" писатель Олег Шестинский , который пережил ленинградскую блокаду, будучи мальчишкой..

4.  Анализ рассказа "Учитель математики".

- Как изменился облик учителя? Пронаблюдайте по тексту.

- Почему учитель предложил мальчику заниматься с ним математикой?

(Все мысли были только о хлебе, поэтому нужно было отвлечь мальчика от мыслей о еде)

-Вспомним события из рассказа Т.Кудрявцевой «Лека. Детский дом». О чем рассказ? Чем удивила вас Лека? (Она выжила в блокадном Ленинграде, в свои годы знала, что такое голод и смерть, но сохранила  в сердце доброту, поэтому и жалеет пленного немца).

-Как вспоминает свое военное детство А.Приставкин? Обратимся к очерку о золотых рыбках. Какие же испытания выпали на долю Люсеньки? (Сиротство, недоедание,  равнодушие  старших девочек и воспитателей детского дома).

- Почему герои всех этих произведений выжили? ( они трогательно заботились друг о друге)

-"Ну теперь-то мы будем жить!". Прибавили паек. А все благодаря легендарной дороге жизни.

-Слово о Дороге жизни. (Сообщения детей по рекомендованной книге Н.Ходза "Дорога жизни", Ленинград, "Детская литература", 1984)

Гибли на Ладоге отважные воины (вода в Ладоге была черно-красная), водители машин, спасая ленинградцев от голодной смерти. Уже 25 декабря объявили о первой прибавке хлеба.

В булочных появились объявления:

Норма выдачи хлеба с 24-го января 1942 года

Рабочие

Служащие

Иждивенцы

Дети

400 гр.

300 гр.

250 гр.

250 гр.

Норма выдачи хлеба с 11-го февраля 1942 года

Рабочие

Служащие

Иждивенцы

Дети

500 гр.

400 гр.

300 гр.

300 гр.

Жизнь в городе не замирала: работали школы, библиотеки, в январе 1942 года Исполком Ленгорсовета решил устроить для учащихся младших классов новогодние елки. Как они проходили, мы узнали из доклада учителя М.И.Морозова.

Вот какая была программа праздника:

1. Художественная часть;

2. Встреча с бойцами и командирами Красной Армии и Военно-Морского Флота;

3.Танцы и игры у елки;

4. Обед.

Но танцы и игры не состоялись. Все дети были истощены до такой степени, что едва стояли на ногах. Они вели себя как маленькие старички - не смеялись, не шалили - ждали обеда. Обед состоял из дрожжевого супа с кусочком хлеба, котлетки из крупы и киселя.

Сидели молча, ели медленно, стараясь не уронить ни крошки.

История блокады Ленинграда - это страшное обвинение фашизму. Потрясают письма и страницы дневников, которые вели ленинградцы в те страшные дни.

(Презентация «Дневник Тани Савичевой) под музыку ( Соната №14 "Лунная")

Вывод. Это было, было с нами 69 лет назад . Голод. Гибель людей, смерть. Мужество и героизм проявили ленинградцы в годы блокады!Поэт Роберт Рождественский в поэме "Реквием" обращается ко всем нам:

Помните!
Какою ценой
Завоевано счастье, -
Пожалуйста, 
Помните!
Песню свою,
Отправляя в полет, -
Помните!
О тех,
Кто уже никогда не споет, -
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей
Расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена 
Бессмертной земли
Помните!
К мерцающим звездам 
Ведя корабли, -
О погибших
Помните!
Встречайте трепетную весну,
Люди Земли.
Убейте войну,
Прокляните 
Войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью 
Наполните!..
Но о тех,
Кто уже не придет 
Никогда, -
Заклинаю, -
Помните!

Минута памяти.

Использованная литература.

1. Дети города-героя. Лениздат, 1974

2. Память. Письма о войне и блокаде.Лениздат, 1985

3. Стояли рядом со взрослыми. Сборник документальных очерков.Лениздат, 1985

4. Н.Ходза. Дорога жизни. Ленинград."Детская литература", 1984

5. О.Шестинский. Опасная сторона. Л., "Детская литература", 1972

6. О.Берггольц. Дневные звезды. Проза второй половины ХХ века. М., "Слово", 2000

7. Венок славы. Том 3. Подвиг Ленинграда. М., "Современник", 1988

8. Р.Рождественский. Реквием


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " А память нам покоя не даёт"

Внеклассное мероприятие посвящено 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне....

Внеклассное мероприятие "Живая память"

День памяти воинов-интернационалистов"Живым бойцам почёт и честь, а мёртвым слава вечная"15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день в 1989 году советские войска покинули Аф...

Внеклассное мероприятие по литературе "Нам завещаны память и слава"

             Тема памяти – одна из ведущих в русской литературе. Помнить свою историю – наша святая обязанность, только так мы сможем вернуть долг...

Внеклассное мероприятие "Память, память, за собою позови..."

Цель данного мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.Воспитательная ценность ...

Внеклассное мероприятие "Да будет светлой наша память"

Мероприятие позволяет воспитать всесторонне развитую личность, воспитание патриотизма, уважение к людям защищавших нашу Родину, знакомство с героическим прошлым своего народа....

Сценарий внеклассного мероприятия "Наша память как эхо печальна, наша память как песня горда"

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...

Методическая разработка Внеклассного мероприятия на тему: "Афганистан-живая память"

Методическая разработка Внеклассного мероприятия на тему: "Афганистан-живая память"...