Конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

         Основная  цель   данного  урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников на основные критерии при сопоставлении эпических произведений по тематике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

МКУ «Управление образования Олекминского района»

МБОУ «Дабанская средняя общеобразовательная школа»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Тема «Сопоставление тематики эпических произведений»

учитель первой квалификационной категории

ЖИРОХОВА   ВАЛЕНТИНА  АЛЕКСАНДРОВНА

с.Дабан  февраль 2013г

Открытый урок по литературе с использованием презентации., 10класс

Сопоставление  тематики  эпических произведений.

Цели:  углубить  теоретические  литературные знания   обучающихся ;            совершенствовать  умения  сопоставлять  произведения  по тематике в контексте с эпохой, с творчеством писателя, проводить аналогии, выстраивать литературные параллели;

              развивать  способности «контекстного» рассмотрения литературных явлений, умения  самостоятельно  «открывать знания»,  умения создавать развернутое устное и письменное высказывание на литературную тему, используя теоретико-литературные понятия.;

              формирование  культуры общения.  

Методы  проблемно - диалогические (постановка учебной проблемы, поиск решения, побуждающий  и подводящий диалоги)

Оборудование: доска, мультипроектор, карточки.

Ход урока.

  1. Оргмомент .Слово учителя.

(1-3мин)

  1. Здравствуйте! Разрешите представиться. Меня зовут Валентина Александровна. Сегодня я проведу урок, который, я надеюсь, поможет вам  в  будущем  успешно  и качественно подготовиться к ЕГЭ по литературе.  Начать урок, я хочу  с высказывания  известного академика и публициста  Дмитрия Сергеевича Лихачева

 (слайд №1)

  1. Хочу особо обратить ваше внимание на слова « делает человека интеллигентным, развивает чувство красоты и понимание жизни». Но как этого  добиться? Ответ находим в высказывании Дмитрия Сергеевича-

« вникать во все мелочи». Что это значит? Читая произведение, каждый из нас сопереживает героям, событиям. Мы не остаемся равнодушными, что-то остается в наших сердцах, умах. И это «что-то» закладывает в нас  то ,лучшее, которое формирует наше мировоззрение, характер. Итак, мы с вами на уроке должны  научиться «вникать» в суть эпических произведений, вспомнить  литературоведческие  понятия , научиться сопоставлять и обобщать, правильно и полно высказывать свое мнение , обосновывать свои гипотезы и делать выводы.

(В начале урока разбить на группы: можно попросить выбрать жетончики)

Слайд  1. « Литература дает Вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед Вами сердца людей,- одним словом, делает Вас

мудрым. Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи, ибо  самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием…»

  1. Постановка  учебной проблемы.  (5минут)

Побуждающий диалог.

  1. Ребята! Вы на пороге  одиннадцатого класса. ЕГЭ по литературе- это достаточно сложное испытание для выпускников. Но  я надеюсь, что вы  владеете теми  знаниями и умениями, которые необходимы для успешной  сдачи  ЕГЭ по литературе. Во-первых, это знание  содержания  произведений,

во-вторых, знание  теории литературы,

в-третьих, умение анализировать, сопоставлять, обобщать и  выражать свое мнение.

Разминка.  (Слайд №2)

  1. Проведем  небольшую  литературную разминку, в основе которой задания  ЕГЭ типа В. Ваша задача - дать односложные ответы на поставленные вопросы.(2мин) (карточки)

-  Назовите  произведение начала 19века, в котором  сочетаются черты трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и  реализма.

-  Эпиграфом какого произведения является  пословица «Береги честь смолоду»?

-   Какое произведение русской литературы называют первым психологическим романом?

-   Как называется  развернутое высказывание одного из героев пьесы?

-   К какому жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Шинель»?

-К какой формуле сводится вся биография пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»?

Подводящий  диалог.  

  1. Хорошо. Молодцы!
  2. Как вы думаете, что  необходимо знать, чтобы сделать анализ эпического произведения? Назовите литературные  термины.

Слово учителя

  1.  Знание теории литературы  необходимо  не только при выполнении заданий типа В, но и заданий типа С. Вы должны рассматривать литературные явления в контексте с эпохой, творчеством писателя., уметь создавать развернутое письменное высказывание на литературную тему, используя теоретико-литературные понятия.

Групповая работа. (Слайд №4)

  1.  На слайде   список  писателей и названия  их произведений. Как вы думаете, почему и по какому принципу сгруппированы  произведения? Ваша задача – сопоставляя произведения, выявить причину  и обосновать свой  ответ. Работаем в группах.

Подводящий  диалог

  1. В ходе рассуждения  подумайте, что  общего между  этими произведениями, вспомните сюжетные линии , проблематику произведений, систему образов. Главное, нужно вспомнить, о чем данное произведение.

  1.  Хорошо. Вы сумели определить тематику  произведений - это тема «отцов и детей».
  2. Что такое тема? А тематика?
  3. Определить тематику произведений несложно. Обратим наше внимание  к требованию  при выполнении задания типа С2. Вам необходимо дать связный ответ на вопрос в объеме 5-10предложений. Значит, односложный ответ здесь не пройдет. Что делать?

  1. Попробуйте обосновать  свой ответ, подумайте,  что  нам дает право сопоставлять именно эти произведения?  На какие именно  критерии  нужно обращать наше внимание при анализе произведения?
  2. Для сопоставления произведений  разных писателей  необходимо обосновать причину сопоставления.

  1. Да, это достаточно сложно. Здесь никак не обойтись без теоретико-литературных знаний.

  1. Формулирование  темы урока.

Итак, тема нашего урока «Сопоставление тематики эпических произведений». 

  1. Поиск решения проблемы. Подводящий диалог.
  1. Таким образом, вы  определили  тематику произведений. Как вы думаете,  что является обоснованием для сопоставления этих произведений?
  2. Каковы ваши гипотезы? Прошу смело высказывать свою точку зрения.(учащиеся  высказывают свою точку зрения). 
  3. Назовите  персонажей, с чьими именами   можно сопоставить тему «отцов и детей» (Алексей Степанович Молчалин, Петр Гринев, Павел Иванович  Чичиков, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Анатоль Курагин, Элен Курагина, Григорий Мелехов)).
  4. Вспомните, каковы их жизненные принципы?  
  5. Значит, при выявлении  характерных черт этих героев мы с вами выясняем, когда и кем  были заложены их жизненные  принципы, т.е. определяем истоки характера, его духовный мир, диалектику взаимоотношений «отцов и детей», семейные связи.
  6. Беседа

Ребята! А бывают у вас разногласия с родителями? А какие? А вы задумывались над тем, почему так происходит?  Главная причина –непонимание взрослыми детей и детьми взрослых.

  1. А как вы думаете, почему родители  всё  время направляют вас в «нужное русло»? (Они заботятся о нас, желают,  чтобы вы выросли людьми правильными, порядочными, истинными гражданами села, района, республики, государства. Они предостерегают вас от ошибок. У вас очень маленький жизненный опыт. Вы должны  проявлять уважение к родителям и старшим.).

  1. А теперь рассмотрим,  как воспитывали наших героев.

тексту. В двенадцатом явлении четвертого  действия  комедии «Горе от ума»  мы видим заигрывания Молчалина с Лизой. Он говорит, что в Софье не видит «ничего завидного» и добавляет: «Мне  завещал  отец: во-первых, угождать всем людям без изъятия – хозяину, где  доведется жить, начальнику, с кем  буду я служить, слуге его, который  чистит  платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла собаке дворника, чтоб ласкова была». Таков кодекс жизни Молчалина.

  1. Близок  Молчалину своими жизненными принципами  Павел Петрович Чичиков. В одиннадцатой главе поэмы мы читаем рассуждения автора о герое и о происхождении Чичикова. Отец дает ему напутствия, чтобы Павлуша угождал учителям и начальству, водился только с богатыми товарищами, сам ни с кем не делился, а вел себя так, чтобы его угощали, а пуще всего берег копейку.
  2. Петру Гриневу перед отъездом в Оренбург  отец  дает наставление, чтобы  Петр берёг «платье снову, а честь смолоду».
  3. Евгений  Базаров не считает авторитетом  старшее поколение, он считает, что «их песенка спета».Мы видим сильное отчуждение Базарова от родителей. Бунт против отцов –часть «нигилистической» программы главного героя. Он отвергает уважение к «отцам» как одну из ценностей традиционной культуры.
  4. Аркадий Кирсанов, хотя и подражает Базарову, не может отвергнуть взаимное согласие, общность интересов, вкусов и привычек, он живет в гармонии с миром «отцов».Он относится к той социальной группе, которые ориентированы на стабильность, традицию, преемственность поколений.
  5. Толстовские герои живут по своим определенным жизненным принципам: Болконские  поступают в соответствии с четкими правилами о чести, достоинстве, порядочности. Они очень идеологичны. Болконские –воплощение интеллектуального и волевого начала. Ростовы - семья эмоционально - интуитивного начала. У них нет специальных установок. Жизнь  воспринимается непосредственно, Они имеют право на ошибки. Курагины- семья низкого нравственного уровня, они примитивно  эгоистичны и не умны. Их  жизненные  интересы примитивны, ими руководит мелкая корысть, «мнимая красота», т.е. внешний блеск, за которым ничего не стоит.
  6. Григорий Мелехов воспитан на принципах почитания старших. В десятой главе первой книги Пантелей Прокофьевич, узнав о  связи Григория с Аксиньей Астаховой, избивает его со словами «не срами отца», «не пакости соседу» и женит его на Наталье Коршуновой .Григорий не может отказать воле отца. Таковы этические нормы казаков.

Слово учителя.

Таким образом, сопоставив истоки характеров героев разных произведений, проанализировав  их духовный мир, семейные связи, мы видим общность  тематики этих произведений.

  1. Перед вами задание С2
  1. В каких произведениях русской классики  нащла  своё отражение тема «отцов и детей» и в  чем эти произведения перекликаются с «Тихим Доном» М.Шолохова?
  1. Как вы думаете,  сможете ли          выполнить   его после нашего сопоставительного анализа.
  1. Актуализация знаний.

Проведем небольшую проверочную работу. Подумайте, по каким  критериям можно сопоставить те или иные произведения, выполняя задание С2. Задание по выбору.

  1. В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

  1. Кто из русских писателей обращался к теме «маленького человека» ?

  1. В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой «Ревизор» Н.В.Гоголя?

  1. В творчестве каких писателей затрагивалась тема «хамелеонства» и в чем  их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А.П.Чехова?

  1. Обобщение.
  1. Что нового вы открыли для себя на уроке?

Сопоставлять произведения можно по разным критериям. Главное, знать содержание, проблематику , идейно-тематическое своеобразие, композицию , систему образов, уметь соотносить произведения с эпохой и творчеством писателя, уметь включать анализируемый материал в литературный контекст. От проблематики и авторской идеи к средствам их воплощения и к определению места данного произведения в литературном произведении.

  1. Рефлексия.
  1. Понравился ли урок? Почему?
  1. Итог урока.
  1. Спасибо вам за сотрудничество. Урок заканчиваю словами Д.С.Лихачева « читайте с удовольствием» и тогда литература поможет вам стать мудрее.

           

Слайд №2

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

Монолог

«Жил-дрожал и умирал-дрожал»

Слайд №3

Историю создания, жанр произведения, тему, идею, проблему, т.е. идейно-тематическую целостность,  сюжет, композицию, систему образов, авторскую позицию, какое место произведение занимает в творчестве писателя и в литературе в общем.

Слайд №4

А.С.Грибоедов «Горе от ума»,

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.В.Гоголь «Мертвые души», И.С.Тургенев «Отцы и дети»,

Л.Н.Толстой «Война и мир».

М.А.Шолохов «Тихий Дон»

(Учащиеся в группах рассуждают и высказывают свою точку зрения)

Произведения  объединяет общая тема – тема «отцов и детей».

Слайд №5

Тема- это круг событий, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного произведения.

Тематика – совокупность тем.

Учащиеся рассуждают, высказывают свое мнение.

Запись на доске.

Слайд № 6 Тема урока «Сопоставление тематики эпических произведений»

Работа в группах.

Слайд №7.

Алексей Степанович Молчалин, Петр Гринев, Павел Иванович  Чичиков, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Анатоль Курагин, Элен Курагина и Григорий Мелехов.

Работа в группах.

 Фронтальная работа

Слайд №7.А.С.Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин живет в соответствии с кодексом, сформулированным его отцом)

А.С.Пушкин  «Капитанская дочка» (завет отца Петра Гринева «Береги честь

смолоду»;

Н.В.Гоголь «Мертвые души» (Чичиков претворяет в жизнь завет отца «Копи копейку»;

И.С.Тургенев «Отцы и дети» ( Евгений Базаров живет по своим принципам, Аркадий Кирсанов не может переступить через  этические нормы своей семьи)

Болконские  живут по строго установленным правилам морали: чести, достоинства. Ростовы- по эмоционально-интуитивному началу, допуская ошибки, они стремятся к нравственному совершенствованию; Курагины живут  ради личной наживы, внешнего блеска. У них низкий нравственный уровень. Мелеховы по строго этическим нормам: послушание старших.

 

Слайд №8

  1. В каких произведениях русской классики  нащла  своё отражение тема «отцов и детей» и в  чем эти произведения перекликаются с «Тихим Доном» М.Шолохова?

Слайд №9

Тема проблемных героев-Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»-Родион Раскольников;

И.С.Тургенев «Отцы и дети»-Евгений Базаров; М.А.Шолохов «Тихий Дон»-Григорий Мелехов.

Обоснование для сопоставления (социально-философская и нравственная проблематика; особенности конфликта; трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями; психологизм как средство создания центрального героя-персонажа; соотношение  теоретических идей и их практического выражения; гуманизм как главный критерий мыслительной оценки и практической деятельности человека; авторская позиция и форма её выражения)

Тема «маленького человека»

А.С.Пушкин «Медный всадник» -Евгений, «Станционный смотритель -Самсон Вырин;

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»- Максим Максимыч;

Н.В.Гоголь «Шинель»-Акакий Акакиевич Башмачкин;

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - Семен Мармеладов.

Обоснование для сопоставления.

(обращение писателей к созданию одного и того же типа проблемного человека-«маленького человека»-социально обиженного, униженного обществом, раздавленного нищетой, оскорбленного; изображение внутреннего мира «маленького человека»; гуманизм как основа авторской позиции)

Образы чиновников

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

М.Е.Салтыков –Щедрин «История одного города»

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

В.В.Маяковский «Прозаседавшиеся»

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Обоснование для сопоставления.

(механистичность, «формализованность» поведения  чиновников; несовместимость идеи государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных законов; средства сатирической типизации: гипербола, гротеск, фантастика)

Проблема «хамелеонства»

А.С.Грибоедов «Горе от ума»-Максим Петрович;

Н.В.Гоголь «Ревизор»- чиновники;

А.Н.Островский «Гроза» -Кабаниха

Обоснование для сопоставления.

(«хамелеонство» как способ  и форма существования человека, чинопочитание, страшная сила застывших норм и представлений, авторская позиция, авторское разобласение ложных представлений)

 

Карточка №1.

  1. Назовите  произведение начала 19века, в котором  сочетаются черты трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и  реализма.

  1. Эпиграфом какого произведения является  пословица «Береги честь смолоду»?

  1. Какое произведение русской литературы называют первым психологическим романом?

  1. Как называется  развернутое высказывание одного из героев пьесы? К какому жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Шинель»?

  1. К какой формуле сводится вся биография пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №1.

  1. Назовите  произведение начала 19века, в котором  сочетаются черты трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и  реализма.

  1. Эпиграфом какого произведения является  пословица «Береги честь смолоду»?

  1. Какое произведение русской литературы называют первым психологическим романом?

  1. Как называется  развернутое высказывание одного из героев пьесы? К какому жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Шинель»?

  1. К какой формуле сводится вся биография пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»?

Карточка №2.

  1. В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

  1. Кто из русских писателей обращался к теме «маленького человека» ?

  1. В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой «Ревизор» Н.В.Гоголя?

  1. В творчестве каких писателей затрагивалась тема «хамелеонства» и в чем  их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А.П.Чехова?

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №2.

  1. В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

  1. Кто из русских писателей обращался к теме «маленького человека» ?

  1. В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой «Ревизор» Н.В.Гоголя?

  1. В творчестве каких писателей затрагивалась тема «хамелеонства» и в чем  их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А.П.Чехова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

Данная презентация была создана  к уроку  литературы по теме "Сопоставление тематики эпических произведений". Это обучающий урок по подготовке к ЕГЭ по литературе в национальной школе. Основ...

конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

       Основная  цель   данного  урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....

Конспект урока "Особенности работы над музыкальным произведением в классе аккордеона".

Конспект открытого урока, раскрывающего особенности работы над музыкальным произведением в процессе обучения игре на аккордеоне....

Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...


 

Комментарии

Выпускники, сдающие ЕГЭ по литературе, зачастую затрудняются в выполнении задания С2. Данный урок можно использовать и на консультации по подготовке к ЕГЭ по литературе.