Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей. Методическая статья.
статья по литературе (8 класс) по теме

Данная методическая статья дает возможность представить, как проектная деятельность в школе может объединить учителя, учеников и их родителей. Каким образом можно повысить эффективность учебно-воспитательного поцесса, работая вместе с семьей, а не с отдельно взятым учеником? Это может быть еще одним из вариантов сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей.

                                                            Карпенко М.Е. учитель русского языка

                                                            и литературы  высшей категории  

                                                            ГБОУ лицей №395 г.Санкт-Петербург

    Вот уже несколько лет моей методической темой как учителя русского языка и литературы является тема «Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития интеллектуальных, речемыслительных и коммуникативных умений».

   Учебный проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

   Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции старшеклассников:

- анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка проблемы, постановка задач;

- целеполагание и планирование деятельности;

- самоанализ и рефлексия;

- презентация деятельности;

- оформление материала для проведения презентации в наглядной форме;

- поиск необходимой информации, ее систематизация и структурирование;

- применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных, ситуациях;

- выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

- проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализации и обобщения).

   Но моей задачей в качестве учителя, классного руководителя и руководителя проектов было не только формирование вышеперечисленных компетенций у учащихся, но и вовлечение в наши проекты родителей своих учеников. Проект ребенка, классного коллектива должен стать интересным и родителям моих учеников. И если мы говорим о формировании и укреплении в сознании учащихся таких понятий как семейные ценности, то специально разработанные проекты, как мне кажется, смогли объединить не только отдельно взятую семью, но и семьи всего классного коллектива.

  Одним из первых таких проектов стал проект под названием «История моей фамилии», разработанный и проведенный учениками 8 класса.

Актуальность проблемы заключается в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, своего рода. Ведь порою именно в значении фамилии можно найти свои корни. Кроме того изучение фамилий позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы, искусства. Фамилии — своего рода живая история. Ошибочно думать, будто это относится только к фамилиям выдающихся людей — история трудовых семей ничуть не менее интересна, чем история семьи привилегированной.

Объектами исследования стали  русские фамилии, собственная фамилия учащихся.

Цели  исследования были обозначены следующим образом:

  1. Рассмотреть причины возникновения фамилий, их формирование.
  2. Классифицировать русские фамилии по их происхождению.
  3. Проанализировать происхождение собственной фамилии.
  4. Проанализировать этимологию фамилий.

Эта работа объединила не только весь класс, но и семьи моих учеников. Чтобы узнать о происхождении своей фамилии ребята связывались не только со своими родителями, бабушками и дедушками, но и дальними родственниками по всей стране, просматривали сведения из семейных архивов, собирали семейные фотографии.

    В ходе данного исследования были проанализированы 24 фамилии. Работа по данной теме показала, что недостаточно одного значения того или иного слова, поскольку в разных областях оно могло иметь разные значения. Чтобы точно узнать происхождение той или иной фамилии, нужно знать историю своей семьи, своего рода, так как крупные города объединяют людей со всех концов нашей необъятной страны. В течение времени со словами могли происходить фонетические и грамматические изменения, поэтому важно проследить пути миграции своих предков, узнать сведения об исторической родине. Это позволит дать наиболее точное толкование многих интересных фамилий.

   Этот проект стал для многих моих учеников и их родителей открытием свое семейной истории. Способствовал укреплению семейных традиций.

Он был представлен на Лицейских чтениях и районной научно-практической конференции по русскому языку «За строкой учебника».

Еще одним из интересных проектов можно назвать проект, разработанный для 6 класса, связанный с изучением темы «Лексика». Он назывался «Профессионализмы в речи моей семьи».

Никто из учеников не остался в стороне. Ведь ни для кого не секрет, что дети порою очень мало знают о профессиях своих родителей. Собирая материал, учащиеся открыли для себя много нового и интересного о профессиях  не только своих родителей, но и бабушек и дедушек. Многие  узнали о профессиональных семейных династиях.

Родители  класса оказались людьми самых разных профессий: психолог, милиционер, логопед, водитель в морском порту, экономист, дизайнер корпусной мебели, футбольный тренер, военный, врач и т.д. Не менее интересными оказались профессии  бабушек и дедушек.

В процессе работы над темой был не только пополнен словарь профессиональных слов, созданы семейные профессиональные словари, но и  каждый из ребят ощутил чувство гордости за свою семью, всю сложность  и ответственность работы своих старших членов семьи, а многие настолько заинтересовались профессиями своих близких, что и сами захотели продолжить семейную традицию.

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.

     В связи с этим по поручению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. Астахова во всех школах страны в сентябре этого года были проведены  «Уроки семьи и семейных ценностей» с целью воспитания бережного отношения к семейным ценностям и традициям.

В рамках подготовки к этому уроку учащиеся 7 класса участвовали в творческом проекте «Генеалогическое древо моей семьи». Предметом исследования стала родословная  каждого ученика.

Целью: способствование закрепления интереса к своей семье, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности,  партнерских отношений с семьёй.

Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, учащихся и родителей, сплочению семьи.

 Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков,  ответственность перед ними и детьми.

 Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, к родословной. Работа способствовала воспитанию чувства гордости за свою семью, любви и уважения к родителям. Кроме того эта работа сделала коллектив класса более сплочённым, дружным. Научила быть ответственным за начатое дело и доводить его до конца с максимальной отдачей. Результатом этой работы стала яркая выставка настоящих фамильных «деревьев», выращенных своими руками.

 Практическая значимость результатов исследования определяется в том, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач, как повышение самооценки ребёнка в семье, воспитание чувства гордости за своих предков.  Методика работы над этим проектом имеют практическую ценность при решении различных проблем между родителями и детьми, при становлении духовно-нравственной личности.

 Все мероприятия способствовали развитию творческих инициатив детей и их родителей по изучению рода.

Если говорить о районных и городских проектах, связанных с воспитанием семейных ценностей и сохранением семейных традиций, то это участие старшеклассников нашего лицея в районном конкурсе компьютерных презентаций «Люди разные. Земля одна»,  который проходил в рамках программы «Толерантность» и способствовал формированию толерантного отношения к национальным семейным традициям, знакомству с многонациональными семьями учащихся.

Семья в традициях разных культур всегда признавалась важнейшей жизненной ценностью для человека. Знакомство с национальными традициями, культурой, музыкой, литературой, рецептами национальной кухни, которые бережно сохраняются   в  семьях, дает  возможность представить все многообразие культур семей наших учеников. Свои работы представили ученики 9а класса Сулейман Шах Александр, который рассказал о традициях своей русско-афганской семьи, воспитывающей троих детей, и Фасахов Роман, ученик 10в класса, представивший свою семью, которая объединила две национальности: татарскую и башкирскую. На конкурсе они заняли 1 и 2 места соответственно. И вот к каким выводам пришли ребята:

Признание, равенство и уважение

Взаимодействие, дружба, галантность

Вера любая без принуждения –

Это и многое есть толерантность.

А ведь это не только толерантность, но те самые семейные ценности, которые составляют основу настоящей, крепкой семьи.

Все это присутствует в их семьях, которые держатся на любви, верности и уважении. Многонациональные  семьи – это соединение  культур, религий, традиций и обычаев, но это не мешает им быть вместе, заботиться друг о друге, уважать своих бабушек и дедушек, быть счастливыми.

В рамках Всероссийского конкурса «Почта России» учащиеся 10в класса

Куров Андрей, Тарасова Анастасия, Синицын Андрей участвовали в номинации «Истории и легенды моей семьи». Это были письма, рассказывающие о своих родственниках – ветеранах Великой Отечественной войны.

Вот отрывки из этих писем: «Я очень горжусь тем, что в моей семье был такой человек, как мой прадед, Соловьев Николай Иванович. И я, и мои будущие дети всегда будут помнить, и уважать его, как героя, как защитника Родины и как своего прадеда!» (Тарасова Анастасия 10в класс)

«   Я смотрю на  доброе, любящее лицо моей бабушки, сплошь покрытое морщинами, и думаю: «Сколько же ты, моя дорогая, пережила и сохранила жизнелюбие, душевность, чувство юмора... Сколько стонов, плача, глухих рыданий было в каждом доме, в каждой семье…»

          Хочется от всей души сказать «спасибо» всем тем, кто перенес тяжелые дни войны в плену, в тылу, проявил мужество и бесстрашие на полях боев и в тылу врага, защищая свободу и независимость Родины, пронес знамя Победы сквозь страшные военные годы, тем, кого с нами уже нет, и тем, кто живет рядом.» (Синицын Андрей 10в класс)

«Вся семья гордится нашим «семейным» героем, Савеловым Василием Львовичем, мы чтим его память, храним немногие фотографии, которые остались в  семейном архиве, и стараемся передавать рассказы о нем из поколения в поколение» (Куров Андрей 10в класс)

Участие в таких конкурсах обогащает детей, способствует  передаче  от одного поколения к другому особой духовно-нравственной, отечественной традиции,  сближает семьи, укрепляет любовь, вселяет в души близких людей взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Ведь именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

 А наша учительская задача – стараться всячески способствовать развитию интереса ребенка к истории своей семьи, ее истокам.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ.

                                                           Но забывать мы не имеем права,

                                                           Откуда мы, чьи мы, каких кровей,

                                                           Так приведем же наших сыновей

                                                           К истокам нашей доблести и славы!

                                                                                                И. Виноградов

    День Великой Победы … Что означает этот праздник для современного поколения, для наших детей?  С болью и горечью слушаешь новостные известия о том, что в очередной раз, подчеркиваю, в очередной раз избили и ограбили ветерана войны, за рубли и доллары продали ордена и медали, обманули доверчивых стариков… Я каждый раз спрашиваю себя: «Чьи это дети, чьи  внуки? Есть ли что-то святое у этих людей, если можно их так назвать, что происходит с нашим обществом, с нами, если такое возможно в нашей стране, потерявшей более 20 миллионов жизней в последней войне?»

   «Народ без памяти слеп, а без надежды мертв»,  - гласит русская народная пословица. Не становимся ли мы слепыми и глухими к своей семейной генетической памяти, живущими сегодня согласно циничному рекламному призыву: «Бери от жизни все». Но нет, не бывает все просто так, чтобы что-то взять, надо прежде всего что-то отдать – такова житейская истина.

   В моей семье два моих деда были участниками Великой Отечественной войны. Один дошел до Кенигсберга, другой пропал без вести в самом начале войны, и только совсем недавно мы узнали о его судьбе военнопленного, погибшего в застенках фашистского концлагеря недалеко от Вены.                  Время в моей семье всегда было разделено на два отрезка: до войны и после, или, как говорила моя бабушка, «при немце» и потом, после войны. Мои родители были детьми войны, и вместе со своими матерями, все мужское население было призвано в армию, познали все «прелести» оккупации в Псковской области. Мы, дети и внуки, прошедших войну всегда были внутри рассказов о войне, это было частью нашей семейной истории. Мы с детства знали о том, как приходили карательные отряды, как жгли дома и деревни в отместку за помощь партизанам,  и как чудом успела моя бабушка, предупрежденная немцами, с детьми вовремя бежать в лес,  спасаясь от карателей. Как закапывала она в огороде свой нехитрый скарб, который не смогла увезти с собой, как скиталась с маленькими детьми по соседним деревням, как жила зимой в землянках в лесу, голодала, ела лепешки из лебеды и мерзлой картошки, как носила свой последний хлеб и картошку в лагерь военнопленных в Крестах на окраине Пскова, как скрывалась от угона в Германию, как возвращалась к мирной жизни в 1944 году после освобождения Псковщины.

  Все это было не только частью жизни моих близких, это стало частью и моей жизни тоже. Память семьи, рода живет во мне, но станет ли это частью жизни моих детей? Уже нет в живых тех родных людей, которые были свидетелями и участниками тех далеких тяжелых событий, как рассказать нашим детям всю правду о той войне? Не станет ли для них очередная дата ничем не значимым звуком, ничем не наполненным словом?

   Тема Великой Отечественной войны традиционно входит в школьную программу по литературе. Наша учительская задача наполнить ее не формальными словами и прописными истинами, а заставить прочувствовать, пропустить через себя  события той войны, узнать историю своей семьи в годы войны. Только близкое соприкосновение с событиями тех лет дает нам сопричастность с историей своей страны, своего народа, своего рода. Вот это и воспитывает патриотизм, не дает угаснуть нравственным вековым традициям.

   Моим семиклассникам и восьмиклассникам многое удалось узнать из истории своих семей, связанных с историей войны и блокады Ленинграда.

Никто не остался в стороне: родители, бабушки, дедушки помогали детям восстановить семейную память. Ученикам предлагались различные темы: «Мой разговор с участником войны», «История моей семьи в истории Великой Отечественной войны», «Моя семья в годы блокады Ленинграда»,

«Интервью с ветераном Великой Отечественной войны», «Дети войны, дети блокады» и т.д. Вот отрывки из ученических работ, воспоминания их близких.

  « Савельев Василий Львович – мой двоюродный прадедушка, герой Великой Отечественной войны. В нашей семье осталось  много воспоминаний о нем, я горжусь своим прадедом и хочу, чтобы и другие узнали о нем.

В июне 1941 года он ушёл добровольцем на фронт. В составе танковых войск принимал участие в боевых операциях на Ленинградском, Украинском и Белорусском фронтах, а затем в 1ой танковой бригаде генерала армии Катукова. В 1943 году окончил курсы переподготовки в Казанском бронетанковом училище и сразу вернулся на фронт.

   Весной 1944 года В.Л.Савельев находился в составе 244го Феодосийского ордена Александра Невского танкового полка, Крым был оккупирован фашистами. В апреле 1944 года Василий Львович совершил подвиг, за который был удостоен звания Героя Советского Союза.

В Крыму у посёлка Судак были сосредоточены крупные силы противника, готовящегося к эвакуации по Чёрному морю. Командование наших войск поручило танковому взводу В.Л.Савельева провести точную разведку в этом районе, установить численность техники противника и постоянно обстреливать пристань, чтобы не допустить возможности загрузки техники на суда. По дороге к посёлку Судак взвод В.Л.Савельева обнаружил большую колонну немецких машин, охраняющих самоходные орудия, которые двигались к пристани. На большой скорости наши Т-34, совершив обходной манёвр, перекрыли дорогу к пристани и с ходу вступили в бой. Не ожидая нападения с моря, фашисты даже не успели развернуть свои самоходные орудия. Героический экипаж танка Т-34 капитана Савельева Василия Львовича уничтожил два самоходных орудия «Фердинанд», пять противотанковых орудий, один бронетягач, семь пулемётных точек. Но в этом неравном бою был подбит Т-34, и погибли два члена экипажа: Андрей Павлович Князев и Михаил Иванович Сергеев.

После крымской операции В.Л.Савельев освобождал Варшаву и штурмовал Берлин. День Победы Василий Львович встретил в Берлине.

Мой прадед награждён множеством медалей, в том числе медалью Золотой Звезды, орденом Ленина, орденом Красной Звезды, орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени.

В центре города Судак установлен памятник защитникам Крыма от фашистских захватчиков. Именем Героя Советского Союза Василия Львовича Савельева названа улица в этом городе. Моя прабабушка (она и сейчас живет в нашем Красносельском районе на улице Пограничника Гарькавого) неоднократно посещала Судак по приглашению Совета ветеранов.»  (Куров Андрей, ученик 8в класса)                                                         «Мой прадед, Соловьёв Николай Иванович, родился в 1914 году в городе Омске. Там он вырос. Когда началась японская война, мой прадед воевал на горе Халхин-Гол. Он один из первых в СССР получил орден Боевого Красного Знамени. После войны поступил в Омское пехотное училище. Там его назначали командиром взвода. Когда началась Великая Отечественная война, мой прадедушка написал рапорт о добровольном поступлении на фронт. Чуть позже на базе его училища сформировалась 278 Сибирская дивизия. В 1942 году деда назначали командиром батальона. В январе 1942 года их дивизия отправилась на фронт в Новгородскую область. Задача - оборона Новгорода. В феврале 1942 года произошёл первый бой. Батальон во главе с моим прадедом вырвался вперёд. Начался очень страшный и жестокий бой за деревню Никольская. Он продолжался около трёх суток. Долгое время наши солдаты не могли овладеть деревней, вскоре на ее месте остались только руины!

 После боя мой прадед шёл по улице деревни со своим товарищем - комиссаром, а в это время уцелевший гитлеровец спрятался в одном из разгромленных домов и ждал, чтобы убить кого-нибудь из пулемета. Дедушка вовремя заметил целившегося фашиста и своей грудью закрыл товарища,  по нему прошёлся ряд пуль. После тяжёлых ранений он умер 18 мая 1942 года. Его похоронили вместе с одним из его погибших товарищей в 1 километре от деревни…» ( Тарасова Настя 8в класс)

      «  Мой прадед, Крохмаль Григорий Леонтьевич, прошел всю Великую Отечественную войну от границы Украины до Берлина.  Вспоминаю сегодня особенно остро его рассказы о военных годах: как, преодолевая страх, шел в бой, потому что знал: нельзя иначе; как приходилось «таскать» втроем на себе артиллерийское орудие с одного поля боя на другое, потому что лошади были убиты; как был ранен в спину осколками шрапнели; о лечении в госпитале, плене, побеге…И в конце войны встреча с моей любимой прабабушкой, Марией Ниловной: красивой, сильной 17-летней девушкой, которая была в фашистском плену.

        В каждую нашу встречу бабуля рассказывает мне о своей молодости, о войне – своих незаживающих ранах. На ее глазах фашисты согнали пожилых односельчан в сарай и подожгли, затем сожгли ее родную деревню на Псковщине, а ее с двумя сестрами и мамой и другими женщинами и детьми погрузили в эшелон и отправили в Германию. Она считалась военнопленной, работала на заводе, на железной дороге: мыла вагоны. Звали ее «кляйн Мария» (маленькая Мария). Семья жила в огромном бараке. Немцы были разные: одни помогали, подкармливали, другие издевались… После освобождения из плена семья бабушки отправилась в родную деревню, по дороге умерла от брюшного тифа мама…

         Я смотрю на ее доброе, любящее лицо, сплошь покрытое морщинами, и думаю: «Сколько же ты, моя дорогая, пережила и сохранила жизнелюбие, душевность, чувство юмора... Сколько стонов, плача, глухих рыданий было в каждом доме, в каждой семье…» (Синицын Андрей 8в класс)

    Великая Отечественная война. Ленинград. Блокада... Слушая рассказы  об этих тяжелых днях, думаешь об одном: откуда люди брали силы, отвагу, чтобы жить, бороться, выжить. Для всех ленинградцев слово БЛОКАДА - это подвиг и боль, страдание и победа, смелость и страх... и память.

«Моя бабушка - Семенова Анна Александровна. Она житель блокадного Ленинграда. Тяжело пришлось ей, маленькой одиннадцатилетней девочке, в холодном, голодном Ленинграде. Бабушка часто рассказывала мне о своем нелегком детстве.

Вот одно из ее воспоминаний... « «Ленинградские дети» были самыми тихими на земле детьми. Они разучились в ту суровую зиму не только шалить, смеяться, улыбаться, но даже плакать. И для слез, и для улыбок нужны были силы, а сил не было ни у детей, ни у взрослых. Было холодно, и очень хотелось есть. Хлеб, который приносила моя мама, мы резали на маленькие кусочки, сушили на «буржуйке» и прятали их в чемодан, чтобы не съесть все сразу. А когда было совсем голодно, сдирали со стен обои, счищали с них клей и варили с него кашу.

Семья у нас была большая. Два старших брата и отец ушли на фронт. Брат Анатолий и отец пропали без вести в 1942 году. Я, моя мама, старшая сестра Люба, младшая сестра Вера и два маленьких братика-близнеца (им было по два годика) остались в городе. Маленькие братики не выжили в голодном Ленинграде. Моя мама завернула умерших малышей в простыни, положила их на саночки, и мы повезли мертвых братиков к Троицкой церкви.

У церкви прямо на улице мертвых людей складывали, как дрова. Потом увозили их на машинах на кладбище и хоронили в братских могилах.

Мне, моей маме, сестрам повезло. Мы выжили. В конце января нас вывезли чуть живых по Дороге жизни из блокадного города. Потом в вагонах-теплушках долго ехали в Сибирь.

В 1947 году наша семья вернулась в Ленинград. Вернулся с фронта и старший брат Женя, герой-разведчик. Началась другая мирная жизнь...»

Тяжело бабушке вспоминать об этом времени. Ни одна слезинка скатилась   по бабушкиной щеке, пока она рассказывала о своем

детстве. А я смотрю на неприметные бабушкины медали «Жителю блокадного Ленинграда», «За оборону Ленинграда», «В честь 60-летия и 65-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады» и думаю: разве может человек голодать больше месяца, одной зимы, года... Но Ленинград голодал 900 дней. Сколько мужества, силы духа, веры, доброты и ненависти потребовалось, чтобы выжить и победить. И победили! Невольно наворачиваются слезы...  Как же мы должны жить, чтобы быть достойными их ...

9 Мая  года наша страна будет отмечать День Победы. Я обязательно побываю на Пискаревском кладбище. На темные холмы братских могил положу цветы, конфеты и маленький кусочек хлеба. Где-то здесь, возможно, лежат бабушкины братья. А если не здесь, то все равно каждый из похороненных на Пискаревском кладбище нуждался в этом куске хлеба. И еще скажу: «Спите, дорогие мои, мы победили! Спасибо за Победу!» (Богацкий Максим 8в класс)

Моим ученикам удалось собрать различные воспоминания своих близких, связанные с Великой Отечественной войной, многие из них вошли в районную Книгу Памяти Красносельского района, посвященную 65-летию Победы.

Чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, тем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели, особенно писатели-фронтовики, рассказавшие нам всю правду о войне. Один из них К.Д.Воробьев – жестоко, но правдиво писавший о войне. «Проза Константина Воробьева стала для меня настоящим открытием. Его повесть «Убиты под Москвой» трагична, глубоко эмоциональна. Она рассказала мне  об одном из самых печальных и тяжелых периодов Великой Отечественной войны – битве за Москву. Эта короткая повесть включает в себя целую эпоху. Война врывается в человеческую жизнь, радикально меняет ее. Буквально за одни сутки проживает целую жизнь главный герой повести Алексей Ястребов. Из мальчика курсанта он превращается в настоящего мужчину, способного совершить подвиг, подняться навстречу танку. Я согласна с еще одним писателем-фронтовиком В.Астафьевым, говорившим, что «повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами» (Парфенова Даша 10а класс).

Фронтовая поэзия… Она заставляет сильнее биться наши сердца, одухотворяет, сплачивает людей, соединяя в себе героику и лирику.

«Стихи Юлии Друниной начались у меня с выученной наизусть «Елки». А потом захотелось читать еще и еще, возвращаться, повторять, заучивать наизусть. Почему?

         Может быть, потому, что это стихи не только о войне - они о тех вечных ценностях, что являются точками отсчёта для людей любой эпохи - о дружбе, любви, человеческом достоинстве... о сложности нравственного выбора... трудности победы над собой... хрупкости и неповторимости жизни... чуде обретения и мучительной боли потери... надежде и вере... стойкости духа... чуткости души, не черствеющей даже в самых трудных, подчас нечеловеческих, условиях... Эти ценности подвергались испытанию войной, проверяясь на истинность и прочность. Эти же ценности подвергаются испытанию сейчас, в наше время, только иначе. И, может быть, нам чуть-чуть поможет не потерять внутренние ориентиры, не сбиться с пути, не пойти на компромиссы с совестью и душою то горячее послание человечности, что донёс до нас голос поэта из суровых фронтовых лет.  

Проходя сквозь очищающее пламя друнинских строк, героика которых несёт нам сквозь годы важное не только для реалий военного времени осознание - "ведь нельзя притвориться пред собой, что не слышишь..." - невольно спрашиваешь себя: а ты? Предъявляешь ли ты к себе столь высокие требования? Здесь, сейчас, в своё мирное время, способен ли ты на мужественный, самоотверженный поступок, на преодоление себя, своих слабостей, страхов и сомнений? Способен ли не смалодушничать, не пройти мимо чужой беды, несправедливости, не остаться в стороне, не притвориться перед собой, что не слышишь, не видишь, не замечаешь?» (Кузнецова Арина 11в класс)

   Это небольшие выдержки из исследовательских  работ, подготовленных учениками к научно-исследовательской конференции «Лицейские чтения ».

  Накануне Дня Победы я задала своим ученикам вопрос : «Чем для вас являются события Великой Отечественной войны?» Вот некоторые из кратких ответов: « Для меня Великая Отечественная война – это подвиг миллионов людей разных национальностей, вероисповеданий и обычаев, но сражающихся за одно дело – борьбу с фашизмом» ( Панин Даниил 7а класс).

« Каждый год 9 мая весь мир и вся Россия празднует День Победы.  Наши деды и прадеды подарили нам жизнь. Наше поколение не может себе представить, ценою каких потерь мы стали счастливыми. Ветераны, рассказывая нам истории о войне, хотят, чтобы они остались в наших сердцах навсегда, чтобы мы донесли их до своих детей и внуков, чтобы память о той войне была жива.» ( Королев Максим 7а класс)

«Для меня эти события прежде всего означают страх, горе, скорбь, утраты. Из книг о войне я знаю, что на ней было очень тяжело и страшно. С одной стороны это заставляет задуматься о том, что такое больше никогда не должно повториться, а с другой - вызывает чувство особой гордости и патриотизма» ( Сулейман Шах Александр 7а класс)

   « Наш сильный духом народ победил. Мы благодарны ветеранам и гордимся ими. Я увидела много людей с орденскими планками на груди, они плакали от счастья в День Победы. Для меня это незабываемый день.» (Кругликова Вика 7а класс)

   «Великая Отечественная война для меня - это прежде всего подвиги наших прадедов, это воля и выдержка нашего блокадного города, это память и скорбь по павшим, это Великая Победа». ( Тихачев Дан 7а класс)

   « Об этой войне нельзя забывать, надо всегда помнить и чтить тех людей, что дали нам жизнь. Благодаря отважным, мужественным, храбрым солдатам и офицерам мы живы и счастливы». ( Артемьев Артур 7а класс)

   Подобных ответов было много, и это дает надежду, что поколение, которое мы воспитываем, будет помнить «истоки нашей доблести и славы». Погибшие о себе не напомнят,  но мы, живые, понимаем, что вспомнить о них – наш долг, потому что нашу жизнь они, павшие, оплатили своей.

                                          Карпенко Марина Евгеньевна. Учитель русского

                                          языка и литературы ГБОУ лицей №395

                                          Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

                                          Учитель высшей категории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»

Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»...

«Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющейся, саморазвивающейся личности школьника»

lПроектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обес...

Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям колледжей при организации проектной деятельности студентов....

Исследовательская и проектная деятельность учащихся, как один из фрагментов экологического воспитания школьников.

Изучение экологии сегодня включает не только экологическое образование, но и экологичесчкое воспитание. Нет придела человеческому любопытству, а следовательно можно разработать для учащихся огромное к...

Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"

В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....