Календарно-тематическое планирование курса «Литература» 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Парахина Ирина Викторовна

 

Календарно-тематическое планирование  курса «Литература» составлено для учащихся 10  класса  МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 п. Зимовники на основе УМК под редакцией Ю.В. Лебедева, рекомендованного Министерством образования Российской Федерации, с учетом государственного стандарта образования для базового и профильного обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_literatura_10_klass.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

            П О Я С Н И ТЕ Л Ь Н А Я        З А П И С К А

  Календарно-тематическое планирование  курса «Литература» составлено для учащихся 10  класса  МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 п. Зимовники на основе УМК под редакцией Ю.В. Лебедева, рекомендованного Министерством образования Российской Федерации, с учетом государственного стандарта образования для базового и профильного обучения.

Календарно-тематическое планирование построено с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между начальным и средним и старшим звеном, имеет познавательно-практическую направленность (дает учащимся знания о литературе и формирует у них языковые и речевые умения). Вместе с тем, календарно-тематическое планирование соответствует учебному плану школы, решает развивающие и воспитательные задачи, учитывает возможности и особенности учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы. Планирование предусматривает расширение образовательного пространства учащихся за счет включения регионального компонента, использования дополнительных источников, организацию проектной и других видов деятельности с использованием ИКТ. Курс рассчитан на 175 часов (5 уроков в неделю).

 В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 классы и 10-11 классы), что соответствует ступеням основной и средней (полной) школы, как это предусматривается в законе «Об образовании».

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

 В соответствии с этим целью литературного образования становится создание условий к формированию читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  1. формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  2. осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  3. формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  4. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  5. формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  6. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  7. формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

 Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.

Базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими принципами программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие. В 10 классе – художественный мир писателя.

Программа определяет практическую направленность в каждом классе.

 В 10 классе – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Учебные цели более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития. 10 класс – освоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте.

Цель и задачи литературного образования, структурные принципы и возрастные читательские интересы – главные составляющие содержания программы.

Более широко представлены произведения русской литературы, что обусловлено концепцией литературного образования, расширен жанровый спектр литературы, в разделе «Самостоятельное чтение» представлены произведения зарубежных классиков, при этом содержательная специфика русской литературы может восприниматься на широком культурном фоне.

В программе нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие – психологический процесс. На уроках же русского языка и литературы, как правило, овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас, формируют речевой этикет.

В связи с рассмотрением литературного образования как единства трех компонентов: творчества – сотворчества – знания и умения, -  в программе предложена система коммуникативно-творческих работ, обозначенных как «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», «Семинарское занятие», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и т.д.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений и навыков:

  1. владение умениями выразительного чтения;
  2. умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;
  3. умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
  4. умение давать эстетическую оценку произведению и аргументировать ее (интерпретация произведения в контексте художественной культуры и традиции);
  5. умение грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
  6. умение выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера;
  7. умение выполнять элементарные исследовательские работы, пректную деятельность.

Таким образом, критерии литературного развития контролируют реализацию способностей в конкретных умениях и помогают выявить уровни освоения учениками литературы как искусства слова. Для работы используется учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) в двух частях под редакцией Ю.В.Лебедева (Москва, «Просвещение», 2009).

Ожидаемый результат:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
  2. формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...