Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Кузьмина Галина Николаевна

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_kl_chelovek_na_chasah_.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

в 7-м классе

по книге Н.С. Лескова «Человек на часах»

разработан учителем русского языка и литературы

МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ

Кузьминой Г.Н.

для участия в областном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года 2010»

Боровичи 2010

Урок внеклассного чтения в 7-м классе по книге Н.С. Лескова «Человек на часах»

Задачи:

- более широко познакомить учащихся с творчеством Н.С. Лескова и дать возможность понять, почему его считают «одним из лучших писателей наших»;

- обобщить представления учащихся о национальных чертах русского человека и их отражении в произведениях русской литературы;

- раскрыть многообразие идейного содержания рассказа «Человек на часах».

Термины:

- рассказ, ирония.

Оборудование:

- компьютер, интерактивная доска.

Ход урока:

Слово учителя:

- Здравствуйте, дети. Сегодня я шла в школу и думала о том, что смогу сделать я для того, чтобы каждый из вас был в жизни сильным, мудрым, добрым, чтобы человеческое в каждом из вас оставалось всегда.

(Запускаю 1-й кадр слайд-презентации на интерактивной доске).

- Как важны эти слова: «Чтобы в человеке человеческое торжествовало». Очень глубоко запали они мне в душу. Сегодня мы проведем урок-исследование и постараемся ответить на вопрос: почему же необходимо,  чтобы в человеке человеческое торжествовало. Поможет нам в этом рассказ Н.С.Лескова «Человек на часах». Самое главное, над чем мы будем работать – это исследование художественного мира Лескова, обширного и удивительного по богатству, разнообразию, оригинальности. Мы проникнем вместе с героями рассказа в атмосферу высокой духовности и нравственности, будем учиться любить и сострадать. Среди нас есть литературоведы, историки, языковеды, артисты театра, психологи, творческая группа, художники и поэты.

- Ребята, каковы же ваши впечатления от чтения рассказа «Человек на часах»? Поделитесь,  пожалуйста, вашими впечатлениями.

Обратимся к литературоведам: каков жанр рассказа?

Литературоведы: – Это анекдот.

- Что же такое анекдот? Вам слово, литературоведы.

Литературоведы: - Анекдот - короткий рассказ с необычным концом. Значит, уже сам жанр предполагает, что произведение будет смешным, сюжет напряженным, конец неожиданным. Но надежды читателя не оправдываются, так как рассказ заканчивается скорее трагически, чем смешно.

- Давайте вернемся к началу рассказа. Вымышлены или действительно имели место события? Обратимся к нашим историкам (Дети находят и читают слова: «Вымысла нет нисколько»).

- А когда и где происходят события? Слово историкам: предлагается выборочное чтение эпизода: 1839 год, зима, Нева, Зимний дворец, рота Измайловского полка, дворцовый круг - гл.2.

- Еще не приступив к повествованию о том, что случилось, Лесков дал определение событию, которое произошло в точно указанном месте.

- Обратили ли вы внимание на эти слова? "Здесь, в это время  развертывается событие трогательное и ужасное по своему значению. К этим словам нам еще придется обратиться.

- Так что же за событие произошло? Слово историкам: читаем гл.4, абзац1.

- А что за человек солдат Постников? Спросим у наших психологов (выборочное чтение гл.4, абзац 2).

- Языковеды, что обозначает слово «искушение»?

(Запускаю 2-й кадр со словами: "Искушение – соблазн, желание запретного").

- Почему необходимо, чтобы в человеке человеческое торжествовало?

- Каковы же основные проблемы рассказа? Слово литературоведам: долг и человечность, их взаимодействие.

- Какой смысл вы вкладываете в эти слова? (Спасая утопающего, Постников поступает правильно, совершает гуманный, бескорыстный поступок. Долг нельзя выполнять слепо, в ущерб интересам людей, человечности. Казалось бы, проблема решена. Но писатель ведет нас дальше, дает возможность глубже поразмыслить над ней. И мы идем вслед за ним).

-        Посмотрим, как реагировало воинское начальство на содеянное  солдатом. (Выборочное чтение: оно обвиняло Постникова в том, что он  нарушил присягу, "замарал честь Измайловского полка": "на полк пала дурная тень").

-        О чем стало заботиться начальство после случившегося и какое решение приняло? (по тексту: чтоб никому не вышло ни малейшей неприятности).

- Итак, начальству необходимо было сохранить честь мундира, но ведь и о чести полка шла речь. А что есть честь? Спросим у языковедов.

(Запускаю 3-й кадр со словами: «Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть»).

- При чтении и обсуждении каких произведений вы встречались с этим понятием? (Дети называют "Выстрел" А.С.Пушкина).

- Языковеды, приведите примеры словосочетаний, пословиц, поговорок, в которых есть слово «честь».

(Запускаю 4-й кадр со словами: «Поле чести,        честь ум рождает, а бесчестие и последнее отнимает, клянусь честью,        слово чести,        знал бы честь, посовестился бы, дорога чести»).

-        Обратите внимание на эти слова и подумайте над их смыслом.

-        А сейчас мы послушаем Иванова Глеба, нашего историка, который подготовил рассказ о порядках в николаевской армии.

- Таким образом, прочитав рассказ Лескова и прослушав сообщение, можно сделать вывод, что офицеров волновала только собственная карьера, они боялись последствий, потому-то и решили каким-то образом "скрыть все от государя". И выход нашёлся чуть ли не сам собой. Обер-полицмейстер Кокошкин, командир батальона Свиньин и офицер поступили с так называемым гуманным направлением, командир роты Минер,  воспользовавшись тем, что инвалидный офицер в погоне за очередной медалью решил присвоить себе спасение утопающего, решает закрыть глаза на его «подлую ложь» и тем самым избежать огласки проступка Постникова.

- Скажите, нарушили эти офицеры свой долг?

- Во имя чего они это сделали?

- Может быть, эта так называемая святая ложь во имя спасения простого солдата?

- (Дети говорят о Кокошкине, Свиньине).

- Итак, они нарушают служебный долг в личных, корыстных целях.

- Казалось бы, инцидент исчерпан. Но Свиньин почему-то "решил поставить все точки над  и": дал приказ наказать Постникова 200 розог.

- Зачем он это сделал (Дети находят ответ в тексте произведения: «Чтоб оградить себя на всякий случай от последствий» гл.З).

- Жестокое ли это наказание? Как об этом говорит автор? (гл. 15). Наказание розгами, по тогдашнему времени, в сравнении с теми наказаниями, какие переносили по приговорам военного суда, - наказание милосердное.

-        И казалось бы, Постников должен бы быть довожен. Но унижено человеческое достоинство», оскорблен человек в своих благороднейших чувствах и гуманном поступке. Потому-то Лесков пишет: «Событие это трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы».

-        Ужасно то, что двести розог получил человек, но только ли это ужасно?

- Найдите слова, свидетельствующие о наказании солдата (гл.17) . Читаем.

- Почему так относятся к солдату? Ответы детей.

- Но все ли офицеры так думали и так относились к солдатам?

(Вновь звучат текст).

-        Так в чем же здесь анекдот? Почему Лесков пишет: "Развязка дела так оригинальна, что подобное ей едва ли возможно где-нибудь, кроме России? Обратимся опять к литературоведам.

(Запускаю 5-й кадр со словами: анекдотичность и парадоксальность).

Дети приходят к выводу: анекдотичность и парадоксальность этого случая в том, что при явном для всех высоких чинов жульничестве офицер инвалидной команды получает награду «За спасение утопающих», а настоящий герой, который жертвовал жизнью, наказан. Мало того, и Свиньин, и Кокошкин  выглядят благодетелями.

- Давайте выясним значение слова «парадокс» Спросим у языковедов.

(запускаю 6-й кадр со словом «парадокс»).

- Встречались ли вы с подобными парадоксами в сказе "Левша"?

- Значит, парадоксы в русской жизни - явление обычное. Один из парадоксов в том, что долг и человечность стали в николаевокой России понятиями несовместимыми. Подобные парадоксы жизни влияют на души людей.

- Обратите внимание на документальность этого рассказа (точные даты, подлинные фамилии, место происшествия и т.д.).

- Теперь давайте обратимся к названию произведения. Рассказ назван "Человек на часах", а почему не «Солдат на часах». Если это реальный факт», то, может быть, можно было назвать "Постников на часах"? (Ребята отвергают предложенные варианты, доказывая точность, емкость заглавия).

- А если выделить в названии главное слово, то какое? Что значит «на часах»? (на страже, на страже порядка).

Дети приходят к выводу, что оба слова несут одинаковой силы смысловую нагрузку.

- А сейчас настало время послушать наших поэтов. Там, где заканчивается проза, начинается поэзия.

Свои стихи читают поэты.

- Художники, а что получилось у вас?

Ребята вывешивают свои рисунки. Двое из них выступают с «защитой» своих работ.

- Ребята, как вы думаете, почему рисунки выполнены в черно-белых тонах?

Дети отвечают.

- И в заключение я хочу сказать, что Н.С.Лесков гордился своим народом и в то же время испытывал горькое чувство, вызванное униженностью и бесправием простых людей, чутких, честных, чувствительных. Это писатель-патриот, его больше всего волновала судьба простого народа, судьба родины, он с болью вскрывал парадоксы русской жизни. Потому-то и сегодня Лескова можно считать нашим современником. И я советую вам прочитать другие произведения этого писателя. Сегодня вы хорошо поработали на уроке, и поэтому каждому из вас я ставлю «Пять».

(Запускаю 6-й кадр и объясняю домашнее задание).

- Перед вами анкета, такая же анкета у каждого на столе. Дома ответьте на поставленные вопросы анкеты.

- Урок окончен. Ребята, все свободны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова " Человек на часах"

Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»«Любите добро ради самого добра»Тип урока:  изучение произведения Н. С. Лескова «Человек на часа...

Методическая разработка урока в 5 классе по рассказу И.С.Шмелева " Как я встречался с Чеховым. За карасями"

Тема: Встреча с личностью.Цели урока:1.Воспитать внимательное чтение;2.Заложить умение анализировать художественное произведение,делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;3.Использовать ...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...