Использование проектной технологии на уроках русской литературы в старших классах
статья по литературе (9 класс) на тему

Нургалиева Линеза Марвановна

 

Сегодня проектная деятельность стала уже неотъемлемым атрибутом школьной жизни, поскольку она является эффективным средством личностного развития школьника, ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, на изменение роли учителя: учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. В процессе выполнения школьниками проектов у них развивается системное мышление, способность выявлять и формулировать проблему, подлежащую решению, находить рациональные пути ее разрешения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_proektnoy_tehnologii-konkurska.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

  Л.М.Нургалиева, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1», с.Актаныш РТ                                          

                       ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

                     НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

   Обновляющейся школе потребовались новые методы обучения, которые бы сформировали активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении  и способствовали бы социализации обучающихся. В связи с этим ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной практики, занял метод проектов. Сегодня проектная деятельность стала уже неотъемлемым атрибутом школьной жизни, поскольку она является эффективным средством личностного развития школьника, ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, на изменение роли учителя: учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся. В процессе выполнения школьниками проектов у них развивается системное мышление, способность выявлять и формулировать проблему, подлежащую решению, находить рациональные пути ее разрешения.

   Как известно, проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам. Однако при всем разнообразии в основе любого проекта лежит идея обеспечения максимальной самостоятельности ребенка в его продуктивной деятельности.

   Пожалуй, два признака могут считаться ведущими в проектной технологии:

  1. Прагматическая направленность учебно - познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно – значимой проблемы. Организация проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником проекта.
  2. Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности – ученика и учителя - принципиально иной по сравнению с традиционным обучением. Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать так:

- помогает ученику определить цель деятельности;

- рекомендует источники получения информации;

- раскрывает возможные формы деятельности;

- создает условия для активности школьника;

- является партнером;

- помогает ученику оценить полученный результат.

    А действия ученика, выполняющего проект, можно обозначить так:

- определяет цель своей деятельности;

- открывает новые знания;

-экспериментирует;

- выбирает пути решения возникающих проблем;

- несет ответственность за свою деятельность.

   Выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств. Назовем важнейшие из них: самостоятельность, инициативность.

   Необходимо как можно раньше вовлекать школьников в проектную деятельность на доступном для них уровне, иначе мы окажемся в ситуации, когда у значительного числа школьников названные качества так и не вызреют. Поэтому в нашей школе учителя – словесники активно внедряют проектную технологию на уроках литературы. В частности, творческой группой учителей разработана система уроков внеклассного чтения по изучению произведений современных авторов обучающимися 9-11 классов.

   Хотя каждый из этих уроков имел свою логику и структуру, но объединяло их то, что в основе каждого из них лежало развитие познавательных процессов учеников, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также то, что в ходе подготовки к урокам были соблюдены основные этапы работы над проектом:

  1. Выбор темы и задачи проекта
  2. Выдвижение первоначальной идеи, гипотезы
  3. Выбор лучшей идеи
  4. Планирование проектного задания
  5. Непосредственное изготовление проекта
  6. Защита проекта, презентация.

 При этом большая часть работы проводится во внеурочное время, класс делится на группы, где каждый выбирает себе роль по желанию в соответствии с уровнем развития и типом одаренности.  На уроках же, построенных как уроки – размышления, уроки – исследования, обучающиеся имеют возможность представить свои проекты. При этом все уроки позволят убедиться, что данные формы проведения занятий делают ученика субъектом урока не только при проведении, но и на этапе подготовки; обеспечивают активную, заинтересованную позицию наибольшего количества учеников (многообразие ролей дает возможность задействовать всех).

   Обратимся к одному из таких уроков, к уроку – размышлению по рассказу И.А.Бунина «Темные аллеи». После знакомства с рассказом учитель и ученики определили цель проекта – вскрыть идейно – художественные особенности рассказа, почувствовать дух эпохи, понять мировоззренческую основу писателя, определить, какие общечеловеческие ценности утверждает Бунин в своем рассказе. Следующим этапом работы над проектом стало обдумывание проблем, необходимых для исследования в рамках данной темы, и для решения этих проблем класс разделился на группы. Члены каждой группы выполняли свои мини - проекты, презентация которых на завершающем уроке позволила достигнуть цели всего исследования, ответить на главные вопросы урока и создать практико – ориентированный проект – сценарий презентации рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи».

 В зависимости от доминирующего вида деятельности группами выполнялись различные проекты:

 - информационный проект представляла группа, работающая над сбором, анализом и представлением информации о писателе. Выходом проектной деятельности стала презентация о писателе и инсценировка интервью корреспондента школьной газеты с И.А.Буниным;

 - исследовательский проект выполнила группа, выдвинувшая первоначальную гипотезу с помощью методов социологического опроса, наблюдения, эксперимента и представившая вниманию класса видеоролик с опросом учащихся параллельных классов школы и карточки – информаторы с системой вопросов, позволяющих решить главную проблему рассказа с опорой на его художественные особенности;

  - литературный коллаж по теме урока, серия иллюстраций, музыкальное сопровождение к уроку с обоснованием стали выходом деятельности группы, выполняющей творческий проект. Художники – оформители, звукорежиссеры, литературные редакторы и начинающие поэты представлением своих проектов также способствовали достижению главной цели урока;

  - оживило урок участие в нем группы, создающей ролевой проект, члены которой, используя творческие виды пересказа, интерпретацию литературного текста, подготовили и разыграли сцены из рассказа;

   - на одном из завершающих этапов урока представляла свой практико – ориентированный проект группа, работающая над созданием проверочной работы для одноклассников, теста, включающего в себя задания теоретического, сюжетно – событийного, идейно – тематического блоков.

    В целом же на уроке был реализован проект «Презентация рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»», ставший результатом работы всего класса. По доминирующей деятельности он представлял собой смешанный тип, так как его реализация требовала объединить все виды деятельности: исследовательскую, творческую, поисковую, ролевую, практико- ориентированную. По характеру координации открытый, с явной координацией, так как учитель- словесник ненавязчиво направлял работу участников, организовывал отдельные этапы проекта, деятельность исполнителей. По количеству участников проекта – групповой, хотя некоторые из учеников работали и в парах, и индивидуально. По продолжительности выполнения – краткосрочный, так как был подготовлен в течение недели.

   Подобные уроки с применением проектной технологии пробуждают в учениках интерес к исследовательской деятельности, самостоятельной и творческой, способствуют приобретению коммуникативных умений, развивают системное мышление, позволяют вести работу по обогащению речевой культуры. Изменяется позиция ученика, у обучающихся появляется мотив к самосовершенствованию. При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения.

   Так, на наш взгляд, рождается живой ум, который способен постигнуть даже непознаваемое. Безусловно, всего этого можно достичь лишь тогда, когда активно работает учитель – осваивает новые педагогические технологии; занимается исследовательской деятельностью; творчески подходит к преподаванию и, самое главное, способен к сотворчеству и с коллегами, и с учениками.

   

Литература.

 1. Бунин И.А. Рассказы / Сост. и авт. сопровод. текстов Анна Саакянц. –

     М.: Мол. гвардия, 1987, с. 469-474.

2. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы

    и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект,

    Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 464 с.

  1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н.С. Болотнова. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 520 с.
  2. Литературный энциклопедический словарь/ Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987, - 752 с.
  3. Материалы к курсу лекций "Филологический анализ текста" / Авт.-сост. О.Е. Вихрян. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им Л.Н.Толстого, 2006. – 77с.
  4. Ильин И. Творчество И.А. Бунина. // О тьме и просветлении. Книга

 художественной критики. Бунин, Ремизов, Шмелев. – М., 1991. – С. 27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование проектной технологии на уроках английского языка в 4 классе"

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

«Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»

Данный материал позволяет обобщить возможности формирования общеучебных действий старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.Практическая направл...

Использование информационных технологий на уроках физической культуры в старших классах

Использование информационных технологий на уроках физической культуры в старших классах...

«Использование компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах»

Люди каждого нового поколения должны готовиться (развиваться) так, чтобы они могли эффективно и в достаточно короткие сроки овладеть не только той техникой, которая уже создана предшествующими поколен...

Мастер -класс " Применение проектной технологии на уроке русского языка в 7 классе "

Данный мастер класс предназначен для учителей русского языка. Он отражает применение проектной технологии с использованием игрового метода. Длительность мастер класса -25 минут. Речь идет о причастии....