«Гайдар шагает впереди» литературная встреча для обучающихся 5-6 классов
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Катулина Галина Викторовна

Цель: Познакомить учащихся  с писателем А.П. Гайдаром. Узнать историю тимуровского движения
Задачи: 
- Рассказать о жизни и творчестве  времени А.П. Гайдара.
- Пробудить интерес к чтению гайдаровских книг.
- Учить творческому восприятию художественной литературы.

- Ценить и беречь культурное и историческое наследие нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_gaydar.rar152.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«СОШ №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»

«Гайдар шагает впереди»

литературная встреча  для обучающихся 5-6 классов

Автор:

Катулина Галина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

        

                                                         

                                                               

                                                              Он жил, как должен жить боец,
                                                              И умер, как солдат.
                                                                                            С. Михалков

«Гайдар шагает впереди»

литературная встреча  для обучащихся 5-6 классов


Цель: Познакомить учащихся  с писателем А.П. Гайдаром. Узнать историю тимуровского движения
Задачи: 
- Рассказать о жизни и творчестве  времени А.П. Гайдара.
- Пробудить интерес к чтению гайдаровских книг.
- Учить творческому восприятию художественной литературы.

- Ценить и беречь культурное и историческое наследие нашего народа.

Предварительная подготовка:

Ученики 9 класса помогают  шестиклассникам готовить сообщения (по разделам), пятиклассники рисуют иллюстрации к повести «Тимур и его команда».

Создают вместе с учителем презентацию о А.П.Гайдаре.

Организуется выставка книг А.П.Гайдара.

Литературная встреча:

У великого полководца А.Суворова есть высказывание «Возьми себе за пример героя, стремись догнать его, догони его, обгони его, и слава тебе...» Сегодня мы расскажем Вам об удивительном человеке, писателе-воине, навсегда связанном с армией, Аркадии Петровиче Гайдаре.

Давайте вместе пройдем  боевыми и литературными тропами замечательного писателя А.П. Гайдара.

Аркадий Петрович Гайдар (22 (9) января 1904 - 26 октября 1941; настоящее имя Аркадий Петрович Голиков) - советский детский писатель.

Детские годы

     Он родился 22 января 1904 г. в г. Льгове, откуда вскоре семья Голиковых переехала в Арзамас. Отец его, Петр Исидорович, был внуком крепостного крестьянина, благодаря упорству и настойчивости пробился к образованию, работал учителем. Мать писателя была дворянкой не слишком знатного рода. Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, приходилась шестиюродной праправнучатой племянницей Лермонтову. Связь не прямая, но символичная. Окончив гимназию, она ушла из дома, порвала со своей средой, решив посвятить жизнь просвещению народа. Мать работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после Аркадия появилось еще трое детей – его младшие сестры.

Детские годы Аркадия прошли в Арзамасе. Его родители занимались самообразованием, изучали иностранные языки. В свободные часы пели народные песни, читали друг другу вслух стихи, а детям – сказки. К семейным праздникам, помимо других даров, готовились и подарки стихотворные. Подражая отцу и матери, Аркадий начал говорить в рифму и сочинять стихи задолго до того, как выучился читать и писать.

В доме Голиковых была хорошая библиотека. Аркадий рано пристрастился к чтению и мог пересказывать слово в слово целые главы из любимых книг.

 Атмосферу праздника, которая царила в семье, Гайдар позднее воспроизвел в рассказе «Чук и Гек». Мать с двумя мальчишками едет через всю Россию, через глухую тайгу, чтобы только повидаться с отцом. Счастье - это когда вся семья вместе.

Воспитание рыцарства

С малых лет Аркадия приучали к самостоятельности и рыцарству. Никто в семье не помнил, чтобы он капризничал по пустякам или жаловался на своих товарищей. В его обязанности входило заботиться о младших сестрах. Когда однажды Аркадий разбил стекло и убежал, мама ему объяснила, что сильный и смелый человек никогда не лжет и не прячется за спины других людей. С той поры он всегда сознавался в своих ошибках и проступках.

Побеждая боязнь наказания, Аркадий воспитывал в себе смелость и волю. В первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда еще совсем мальчишка, пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой.

Необыкновенное время

Необыкновенное время рождало небывалые биографии. Когда взметнулись красные флаги революции, Аркадий присоединился к людям, которые боролись за равенство, светлую жизнь для всех людей. Их называли большевики.

В 1914 году Аркадию исполнилось десять. Его отдали в Арзамасское реальное училище. Оно имело хорошую репутацию. Здесь Аркадий встретил преподавателя словесности Николая Николаевича Соколова, который на несколько лет сделался наставником мальчишки. Под именем ремесленного учителя Галки он выведен в повести «Школа».

 Мальчику стали доверять разные мелкие поручения: сбегать туда-то, отнести то-то, вызвать кого-то. Было ему в ту пору 13 лет. Однажды, выполняя поручение революционного Арзамасского штаба, он был ранен ночью на улице ножом в грудь.

Он все успевал: и охранять по ночам город, заниматься самообразованием, писать в ученическую газету.

Фронт

А кроме всего этого, Аркадий старательно проходил военную подготовку и даже учился ездить верхом на старой водовозной кляче. Он твердо решил попасть на фронт. В ноябре 1918 Голиков поступает добровольцем в Красную Армию. Был он широкоплечий, не по годам рослый. Когда спросили, сколько ему лет, ответил, что 16 (хотя ему было 14). В 14 лет вступил в ряды Красной Армии. Служил адъютантом командира батальона. Но штабная работа его мало привлекала. Голиков просится на фронт. Желая уберечь мальчишку, командир посылает его на Московские командирские курсы Красной Армии. Но эти курсы вскоре перевели в Киев, а это был Петлюровский фронт. Окончив Киевские пехотные курсы, воевал на петлюровском, польском, крымском фронтах. Был командиром взвода (в 15 лет), роты (в 16 лет).

 Разгром банды Битюга

Во время одной такой экспедиции Голикова назначили командиром небольшого отряда и поручили уничтожить банду атамана Битюга. Враг оказался хитрым и коварным, операция срывалась. Но однажды был пойман человек, которого Битюг послал всыпать яду в колодец, из которого брали воду курсанты. Голиков решил пойти на хитрость. Он приказал старосте готовить подводы, потому что люди якобы заболели. Ночью, когда в село ворвался Битюг, уверенный, что все умерли, в небо взвилась ракета. Банда Битюга разгромлена. Об этом и других эпизодах вы сможете прочитать в книге А. Гайдара «В дни поражений и побед». Вскоре ситуация на фронте изменилась, курсы закрыли. В феврале 1921 года Аркадий закончил Высшую стрелковую школу «Выстрел». Голиков назначен командиром роты и отправлен на фронт.

 Командир полка

Ему было 16 лет! Голиков проявил блестящие способности командира: был смел, вдумчив, пользовался авторитетом среди бойцов. Поэтому Аркадию доверили командовать Воронежским полком в 5 тысяч сабель и штыков.

Голиков принимает участие в ликвидации антоновского мятежа на Тамбовщине. Сами «антоновцы», с которыми сражался Голиков, отмечали его высокие моральные качества.  Затем Аркадий ловит в Сибири сильного и коварного атамана Соловьева (события положены в основу фильма «Конец императора тайги»).

Аркадий Петрович Голиков прошел большой и славный путь по фронтам гражданской войны. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, и окрыляющую радость побед.

Болезнь и выбор жизненного пути

Шесть лет пробыл Аркадий Петрович в Красной Армии. Он полюбил ее всем своим чистым и беспокойным существом, сроднился с военной семьей. Будущее для него было ясно – он навсегда останется в армии.

Но тут его сразила болезнь. Сказались ранения, контузия головы, безостановочные, жесточайшие перегрузки. Аркадий Петрович терпеливо лечится, но врачи неумолимы. Диагноз: непригоден к военной службе. Это был ноябрь 1924 г. Голикову 20 лет.  В декабре 1924 он уволен из армии по болезни (после ранения и контузии).

Сразу возник вопрос: что делать, как жить дальше? Голиков решает стать писателем. Этот его выбор не случаен. У Аркадия рано пробудился интерес к слову, потребность писать. В школе он сочинял стихи, создал рукописный журнал. На вопрос «Ваше любимое занятие?» Он  отвечал: «Книга». Среди прочитанных и любимых авторов: Пушкин, Гоголь, Толстой, Гончаров, Шекспир, Жюль Верн, Марк Твен.

Литературная деятельность 

Наставниками автора на литературном поприще были М.Слонимский, К.Федин, С.Семенов. Гайдар начал печататься в 1925 году. Произведение «Р.В.С.» оказалось знаковым. Писатель стал настоящим классиком детской литературы, прославившись произведениями о боевом товариществе, искренней дружбе.

Псевдонимом «Гайдар» Аркадий Петрович  впервые подписал новеллу «Угловой дом», созданную в 1925 в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием – «Жизнь ни во что» (другое назв. «Лбовщина», 1926).

Что означает имя Гайдар?

        Существует несколько толкований  псевдонима.

1. Когда в давние времена шли в поход воины-конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром. Итак, псевдоним «Гайдар» (тюркское слово) – «всадник, скачущий впереди».

Таким вперед смотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар – Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе этот звучный и много говорящий псевдоним. Псевдоним – вымышленное имя.

Гайдар – вперед смотрящий, всадник, скачущий впереди.

2. Литературный псевдоним «Гайдар» расшифровывается как «Голиков АркадиЙ Д'АРзамас» (по подражанию имени Д'Артаньяна из «Трёх мушкетёров» Дюма).

Аркадий Петрович поселился в Перми в  1925 году, где начал писать по архивным материалам повесть о борьбе местных рабочих с самодержавием   «Жизнь ни во что» (другое назв. «Лбовщина», 1926).

В пермской газете «Звезда» и др. изданиях Гайдар публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести «Рыцари неприступных гор» (др. назв. «Всадники неприступных гор», 1927), поэму «Пулеметная пурга». С 1927 писатель жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть «Лесные братья» (др. назв. «Давыдовщина» – продолжение повести «Жизнь ни во что»).

Вдоль и поперек изъездил Гайдар нашу страну, много видел, обо всем ему хотелось рассказать детям. В одной из автобиографических заметок  Аркадий Петрович напишет, что стал детским и юношеским писателем, потому что в годы гражданской войны сам был еще мальчишкой, и ему захотелось рассказать нынешним мальчишкам и девчонкам, как начиналась революция, в каких суровых боях завоевывалась новая жизнь.

Пик прижизненной популярности писателя пришелся на 1940 год. Время создания повести и одноименного киносценария (кинофильм реж. А.Е.Разумного) «Тимур и его команда» о смелом и отзывчивом пионере, носящем имя сына Гайдара, который вместе со своими друзьями окружил тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого «тимуровского» движения по всей стране, особенно актуального в 1940–1950-е годы. В 1940 Гайдар пишет продолжение Тимура – «Комендант снежной крепости».  В начале 1941 – киносценарий продолжения и сценарий фильма «Клятва Тимура» (постановка 1942, реж. Л.В.Кулешов).

Лучшими своими сочинениями он считал повести «P.B.C.» (1925), «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940). Гайдар много ездил по стране, встречался с детьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Аркадий Петрович сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда.

     
Великая Отечественная война и гибель писателя

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта.

Однажды в штабе полка Юго-Западного фронта, куда прибыл корреспондент Гайдар, заметили, что у него нет оружия. На вопрос, где же оружие, тот, смеясь, ответил: «Я сегодня воюю пером».

Гайдар написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения  Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. Писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в  отряде. Аркадий Петрович вел дневники, наброски новых произведений, участвовал в боевых операциях, ведь он был отличный пулеметчик.

26 октября 1941 г. А.П. Гайдар с другими партизанами отправился на разведку в окрестности села Лепляво. Гайдар шел впереди. Маленький отряд попал  в фашистскую засаду. Гайдар первым увидел немцев, сразу оценил ситуацию и бросился навстречу эсесовцам. Пулеметная очередь прошла через его сердце.

Так погиб Гайдар, с оружием в руках, следуя по пути своих героев, до последней минуты своей жизни делом подтверждая правду каждого написанного им слова. Аркадий Петрович Гайдар был награжден орденом «Знак почёта» и орденом Отечественной войны I степени посмертно.

Ему было 37 лет. Он всегда был настоящим командиром. Для взрослых и для детей. Он знал, как применять военную хитрость, ходить в разведку, как стать выносливым и сильным. Как сберечь силы в трудном походе. Как вовремя придти на помощь. И еще он знал главное: кого любить и кого ненавидеть.

Прах А.П. Гайдара после войны перенесли на высокий холм в городе Каневе. Проплывающие по Днепру пароходы шлют привет Гайдару.

Вышло так, как в пророческой сказке:
Плывут пароходы – привет Мальчишу.
Пролетают летчики – привет Мальчишу.
Пробегают паровозы – привет Мальчишу.
А пройдут пионеры – салют Мальчишу!
(Звучит фонограмма песни «Гайдар шагает впереди» А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова)

Память о А.П.Гайдаре

Умер Гайдар, но остались его книги, нам осталась его необыкновенная яркая биография. Как нам не хватает гайдаровской честности, человечности, взаимоуважения, соучастия, гражданственности. Значит, и сегодня боец, писатель, гражданин Аркадий Гайдар шагает впереди.

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: «P.B.C.» (1925), «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», рассказы «Горячий камень», «Голубая чашка»… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира.

Повесть «Тимур и его команда» и тимуровское движение

 Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

В советское время книги Гайдара воспитывали подрастающее поколение. Советским детям ставили в пример героев из  повестей и рассказов Гайдара. В каждой школе организовывались тимуровские отряды  для помощи пожилым людям, которые назывались, а их участники отрядов  называли  «тимуровцами». Это было в честь главного героя повести Гайдара «Тимур и его команда».

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.

В 60-е г.г. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека - музей им. Гайдара. В начале 70-х г.г. создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер».

Традиции Тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сел, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды были созданы в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

  Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сел СССР. Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу - первый в столице памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) - установлен в 1972 у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах (в советское время - Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах).

Произведения Аркадия Гайдара до сих пор являются любимыми для многих мальчишек и девчонок.

В книге «Чук и Гек» читаем: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить эту огромную и счастливую землю, которая зовется Советской страной». Гайдар не только оставил нам такой завет. Он жил так, как учил.

Гайдар был не только большим настоящим писателем. Он был замечательным Человеком.

Использованная литература:

1. Камов Б.Н. Мальчишка-командир. – М.,1987

2.Котов М.И., Лясковский В.Г. Гайдар на войне. - М, 1971

3.Две школы Аркадия Гайдара. – Л., 1988

4. А.П.Гайдар Тимур и его команда. – М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дубовец И.Н., Косарева Н.Н.Виртуальная экскурсия для обучающихся 9 - 10 классов «Знаешь ли ты литературных героев?»

Наша игра — это путешествие по произведениям русской литературы, в которой выявится самый лучший и самый внимательный читатель. А для этого нам нужно виртуально окунуться в атмосферу, настроение тех п...

Литературно-музыкальная композиция «По страницам Красной книги» (для обучающихся 5-8 классов)

Цели : создание условий для  развития и формирования экологической культуры подростков.Задачи:Формирование экологической  культуры обучающихся.Развитие творческих способностей и познав...

Диагностическая работа для выявления уровня литературного развития обучающихся 5 класс

Работа нацелена для определния уровня литературного развития обучающихся во 2 полугодии 5 класса...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”

ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...

Технологическая карта урока "Чтение» (Литературное чтение) для обучающихся 5 «В» класса И. Суриков "Ярко светит солнце"

Технологическая картаурока "Чтение» (Литературное чтение)для обучающихся 5 «В» классаТема: И. Суриков "Ярко светит солнце"...