Система уроков по поэме Н.В.Гоголя"Мертвые души"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Взято из интернета80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.

Урок № 1.

Тема урока: «Рыцарь пустоты» Манилов и «скопидомка Коробочка».

Цели урока:

Образовательные:

  1. раскрыть характеристику образов помещиков;
  2.  научить подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом;
  3. выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа.

Развивающие:

  1. развитие навыков характеристики образа;
  1. развитие монологической речи и анализа текста

Воспитательные:

  1. воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя

Средства обучения:

Ход урока:

I. Слово учителя.

   Закончив экскурсию по городу N  вместе с Чичиковым и получив визитные карточки с приглашением от помещиков, мы отправляемся в путь.

   Непригляден, беден открывшийся дорожный пейзаж: кочки, ельник, кусты. Типичная картина убожества, нищеты русской провинции. Это подготавливает нас к встрече  с жалким, пустым образом жизни помещика Манилова, к которому направляется наш герой. Посмотрите, что написано в его визитной карточке.

                 Помещик Манилов –

бесплодный мечтатель и фантазер – приглашает вас на «сладенькую беседу» в «Храм уединенного размышления» на берегу озера в поместье Маниловка.

II. «Приятная встреча» -

Павла Ивановича с хозяином Маниловки будет проходить по плану:

  1. Описание усадьбы Маниловка.
  2. Авторская характеристика Маниловки.
  3. Манилов и его отношение к другим помещикам

(Ученик рассказывает о Манилове по конспекту, составленному дома по второй главе, зачитывает описание усадьбы, кабинета).

III. Лексическая находка.

   Дается лексическая характеристика образа и записывается всеми учащимися в тетрадь:

Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство; «сладенькая болтовня». Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределенный.

IV. Итоги по образу Манилова.

  1. Что же главное в Манилове?

Его бездуховность, убожество, полное отсутствие живых мыслей, стремлений и интересов. Гоголь говорит: «Есть род людей известных под именем: люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

  1. Что такое «маниловщина»?

(Это слово стало в нашем быту характеристикой сладеньких болтунов, которые прикрывают пустоту своей души прекрасными фразами).

V. Литературная разминка.

   Соседство глав у Гоголя значимо. Показывая различных помещиков, он заставляет нас сопоставлять и находить в них то общее, что причисляет их к «мертвым душам».

(Разминку проводит ученица, подготовившая сообщение о Коробочке).

   Читается визитная карточка Коробочки.

Помещица

Коробочка Настасья Петровна – коллежская секретарша, «дубиноголовая», суеверная и ограниченная – всегда ждет вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

VI. Трудный диалог.

   Трудный диалог Коробочки и Чичикова читается учащимися по ролям или прослушивается  из аудио книги. (Также можно просмотреть фрагмент из фильма).

VII. Экскурсия в картинную галерею. (Проводят учащиеся).

   Я хочу обратить ваше внимание  на портреты уже знакомых вам героев поэмы «Мертвые души». Они выполнены известными мастерами кисти П.М. Боклевским и Кукрыниксами.

   Петр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова, выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

   Боклевский известный иллюстратор «Мертвых душ» Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

   Перед нами портреты Манилова. Слащавая «сахарная улыбка», прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы. Так и просятся слова: «Один только Бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова».

   Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка. Мне кажется, что она похожа на черепаху в тяжелом панцире, из которого торчит маленькая головка, без шеи, с совершенно тупым выражением лица, неподвижным взглядом.

   А вот еще один портрет Манилова. Таким его увидели Кукрыниксы.

   Кукрыниксы – это псевдоним трех замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова. Они учились вместе в Московском художественном училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры. При иллюстрировании произведений Гоголя основную задачу видели в выявлении социального смысла поэмы, раскрытии критического отношения к персонажам, осмеянным великим писателем.

   Манилов в изображении Кукрыниксов – «божий одуванчик», расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся. Как вы думаете, какой эпизод проиллюстрировали художники? По-моему, сюда как раз подходит фраза: «Лизанька, - сказал Манилов с жалостливым видом, - Павел Иванович оставляет нас!»

VII. Обобщение.

   Мы познакомились с двумя уникальными типами помещиков: бесхозяйственным Маниловым,  «рыцарем пустоты», праздным мечтателем, живущим в мире своих грез, и «дубинноголовой» Коробочкой, мелкой скопидомкой. Жизнь одного никчемна. Хозяйством он не занимался. Не мудрено, что у такого «хозяина» пусто в кладовой, приказчик и ключница – воры, слуги – «нечистоплотны и пьяницы, вся дворня спит немилосердным образом и повесничает остальное время».

   Другая – пародия на живого человека. В противоположность Манилову, Коробочка – домовитая хозяйка. Она – воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство.

IX. Индивидуальные задания на следующий урок.

   Подготовить характеристики образов Ноздрева и Собакевича.

X. Аукцион в Маниловке.

   Предлагается 5 вопросов (лотов). Стоимость каждого – 2 балла. Кто из покупателей наберет больше баллов, тот получит утешительный приз.

  1. Что было написано на беседке у пруда? («Храм уединенного размышления»).
  2. Как звали жену Манилова? (Лизанька).
  3. Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет).
  4. Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс, Алкид).
  5. Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан).

     

Урок № 2.

Тема урока: «Рыцарь кутежа» Ноздрев и «чертов кулак» Собакевич.

Цели урока:

Образовательные:

  1. продолжить работу над характеристикой образов поэмы;
  2. выявить отношение учащихся к героям поэмы;
  3. раскрыть основные функции детали в создании художественного образа;
  4. обучение аналитическому пересказу

Развивающие:

  1. развитие навыков характеристики образа;
  1. развитие ассоциативного мышления и творческого воображения

Воспитательные:

  1. воспитание интереса к русской классической литературе

Средства обучения:

Ход урока:

I.Слово учителя.

   На прошлом уроке мы начали рассматривать галерею образов, которую раскрыл перед нами Н.В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души». Сегодня продолжим работу над характеристикой помещиков – «расточителей» и «накопителей».

   Нашу литературную разминку начнем с типа «живого мертвеца» Ноздрева. Вот его визитная карточка.

Помещик Ноздрев –

Кутила, картежник, болтун – с большим удовольствием проиграет вам все свое состояние в карты, потом выпьет и закусит за ваш счет в любом трактире.

II. Литературная разминка.

План рассказа

1.Портрет Ноздрева.

2.Его поведение с Чичиковым.

3.Отношение Ноздрева к другим персонажам поэмы.

(Собакевича он назвал «жидомор», Чичикова в глаза называл мошенником и говорил, что повесил бы его на первом дереве).

   

Ученик.

   Ноздрев – полная противоположность Манилову и Коробочке. Он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость, бойкость характера». Он – буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа».

   С этим героем мы встречаемся в 4-й главе поэмы, в которой Чичиков, выехав от сердобольной Коробочки, направился к Собакевичу. Заехав в трактир пообедать, Чичиков встречает там Ноздрева, который бросается к нему, как к старому знакомому. (Зачитывается описание Ноздрева со слов: «Это был мужчина высокого роста…» и до слов: «… так и прыскало  лица его».)

   Ноздрев ехал с ярмарки, куда крестьяне из его имения возили продавать плоды подневольного труда и продали по самым выгодным ценам, а хозяин все прокутил и проиграл в несколько дней.

   Как Хлестаков, Ноздрев стремится показаться стремительнее и богаче. Свое хозяйство он совсем запустил. В отличном состоянии у него только псарня.

   Ноздрев нечестно играет в карты, всегда готов «ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, «менять все что ни есть на все, что хотите». Однако все это не обогащает его, а, наоборот, разоряет.

   Учитывая, что Ноздрев своим поведением, как прожигатель жизни, должен быть исключен в поэме из круга помещиков, передаю дело в суд.

III. Суд над Ноздревым

   Судья: Приняв к сведению заявление, объявляю судебное разбирательство открытым. Слово прокурору (обвинителю).

   Прокурор: Почему мы считаем Ноздрева «мертвой душой»? Да потому, что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:

  1. Подсудимый своей беспутной жизнью довел до смерти жену, оставив сиротами детей, которых подкинул на воспитание смазливой няньке.
  2. В образе Ноздрева Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков. Все вырученное от выгодной продажи товара, он проигрывает в карты и пропивает.
  3. Ноздрев оскорбительно ведет себя с Чичиковым, грозя повесить на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя.
  4. Он неуважительно отзывается о помещиках-соседях и чиновниках города.
  5. Он постоянно дерется в общественных местах. Недаром Гоголь зовет его «историческим человеком», «разбитным малым».

Считаю, что Ноздрев заслуживает высшей меры наказания – изгнание его из русской литературы.

   Судья: Слово защите

   Адвокат: (защитник):

   Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разбираться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобным поступкам.

   Ноздрев стал Ноздревым из-за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счет крепостных, их труда, бездействие,, вседозволенность родовитых помещиков, достаток и много свободного времени, которое некуда деть, кроме посещения балов, пирушек, званых обедов, - все это и привело Ноздрева на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительными.

   Судья: Что скажут присяжные?

   Присяжные: Мы достаточно хорошо разобрались в той ситуации, которая раскрылась перед нами. От имени присяжных заседателей хочу обратить ваше внимание наиподсудимого.

(Обращаясь к портрету Ноздрева)

   Перед нами красавец, изображенный художником Боклевским. Человек приятной наружности, высокий с пышной шевелюрой и длинными, в завитушках, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышущий здоровьем, обожающий животных.

   Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику еще не одного поколения учащихся.

   Мы оставить Ноздрева в литературе для дальнейшего изучения.

   Судья: Приговор вынесен. На этом судебное заседание считаю закрытым.

IV. Слово учителя.

   А мы продолжим работу над образом следующего героя поэмы. Новую ситуацию предлагает нам одна ученица. Она получила визитку от Собакевича.

Помещик

Собакевич Михайло Семенович –

ненавистник просвещения, крепкий хозяин, неуступчивый в торгах, - будет рад «облить грязью» всех знакомых за обильным ужином в своем доме.

 Ученица: Новая ступень морального падения человека – «чертов кулак» Собакевич.

   «Казалось, - пишет Гоголь, - в этом теле совсем не было души, лил она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного Кощея, где-то за горами…». У Собакевича тяготение к старым крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению. Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. В отличие от других помещиков, Собакевич, помимо барщины, применяет и денежную оброчную систему. Так, например,  один Еремей Сорокоплехин, торговавший в Москве, приносил Собакевичу пятьсот рублей.

V. Экскурсия в галерею.

(Проводит ее ученик ли ученица)

   Перед вами портрет типичного представителя помещичьей России. Недаром он нарисован русским художником Алексеем Алексеевичем Агиным, одним из родоначальников русской реалистической иллюстрации.

   Какую характерную деталь образа Собакевича подчеркивает художник?

   Вспомним текст: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя…».

   А вот портрет уже знакомого вам художника  П.М. Боклевского. Подумайте сами над тем, какие черты Собакевича подчеркивает он в своем портрете?

VI. Лексическая характеристика героя.

   Давайте запишем лексическую характеристику Собакевича:

   «Патриот русского желудка», ненавистник культуры и просвещения. Грубая сила и напористость, беспредельная наглость. Настоящий помещик –  торгаш и скопидом.

V. Итог.

   Рассуждая о характере Собакевича, Гоголь подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа. «Собакевичи, - говорит он, - бывали не только в помещичьей среде, но и в чиновничьей среде и среде ученой». И везде они проявляли свои качества «человека-кулака», корыстолюбие, узость интересов, косность.

VII. Домашнее задание.

Придумайте и нарисуйте каждому помещику гербы.

Индивидуальные задания.

Ответьте на вопросы викторины

  1. Назовите греческих полководцев, портреты которых висели в гостиной Собакевича?

(Маврокордато, Миули, Канари и греческая героиня Бобелина)

  1. Как звали жену Собакевича?

( Федулия Ивановна)

  1. Имя слуги Чичикова? (Петрушка)
  2. А кучера? (Селифан)
  3. Любимое занятие губернатора? (Вышивание по тюлю).

Урок № 3

Тема урока: Плюшкин – «прореха на человечестве».

Цели урока:

Образовательные:

  1. раскрыть образ помещика, морально падшего в своей скупости;
  2. подвести итог в работе над образами помещиков

Развивающие:

  1. продолжить работу по отработке правильной монологической речи учащихся

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Средства обучения:

Ход урока:

I. Слово учителя.    

  Сегодня мы продолжаем работу над образами помещиков в поэме «Мертвые души».

Начнем Собакевича, о котором начали говорить на прошлом уроке.

II. Литературная разминка.

У доски ученик с сообщением о Собакевиче по плану:

  1. Портретная характеристика Собакевича.
  2. Чичиков и Собакевич.
  3. Описание дома, гостиной.
  4. Отзывы Собакевича о других помещиках и чиновниках.

   Рассказ начинается с описания деревни Собакевича, затем дается портретная характеристика героя, описание комнаты. Далее раскрывается характер Собакевича, его отношение к людям. Председателя он называет «масоном и дураком, какого свет не производил». «Губернатор – первый разбойник в мире… у него и лицо разбойничье… Он да еще вице-губернатор – Гога и Магога». Почтмейстер – «мошенник». «Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот … свинья». Собакевич ни о ком хорошо отзываться не любит.

III. Прослушивание аудио книги «Мертвые души». 

Эпизод торговли Чичикова и Собакевича.

   Что можно сказать о Собакевиче в этом диалоге? Какие эпитеты подходят для этого описания?

 

IV. Лексическая находка.

 «Патриот русского желудка», похож на средней величины медведя, враг культуры и просвещения, сильный, грубый, напористый, наглый.

V. Новая ситуация.

   Последний из представителей «мертвых душ», помещиков-крепостников-Плюшкин.

   Ситуация, которая представляет нам знакомство Чичикова с Плюшкиным, будет дана в изложении ученика.

План рассказа о Плюшкине.

   1.Деревня и сад Плюшкина.

  1. Портрет Плюшкина.
  1. Его жизнь до того состояния, в котором он находится теперь.
  2. Гоголь и Плюшкин.

   Пределом морального падения человека является Плюшкин. Все человеческое умерло в нем; это, в полном смысле слова, мертвая душа. К такому выводу ведет нас Гоголь с самого начала и до конца 6-й главы, развивая и углубляя тему духовной гибели человека.

   Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с «особенной ветхостью деревенских изб». (Чтение описания).

   Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. И вот на этом фоне предстает перед Чичиковым странная фигура (Зачитывается портрет Плюшкина).

   Но не нищий стоял перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец тысячи душ, у которого кладовые и амбары полны всякого добра. Однако все это добро превращалось в труху, так как охватившая Плюшкина скупость затмила практический ум когда-то хорошего хозяина.

   Отношение Плюшкина к откупщикам, хождение по селу за сбором разной дряни говорили о том, что скряжничество привело его к бессмысленному накопительству, приносящему хозяйству одно разорение.

   Все пришло в полный упадок, крестьяне мрут, как мухи, десятками числятся в бегах.

   Бессмысленная скупость, захватившая душу Плюшкина, порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров.

   «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» - восклицает Гоголь.

   В образе Плюшкина с исключительной сатирической силой воплощена бессмысленность накопительства и скупости.

VI. Экскурсия в картинную галерею.

   Экскурсовод-ученица:

Мы снова в картинной галерее. Перед вами два портрета Плюшкина.

   Первый портрет написан русским живописцем П.М. Боклевским, с которым мы уже знакомы по его портретам других героев «Мертвых душ».

   Подозрительность, недоверие к людям запечатлено на этом портрете. Острый, презрительный взгляд выражен на лице этого человекоподобного существа.

   А вот произведение другого русского художника. Как же здесь изображен наш герой?

   Александр Алексеевич Агин (1817-1875) – русский художник, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации. В 1841 году появились его первые рисунки, вскоре он иллюстрирует произведения М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя.

   Художник не любит отвлеченных портретов, а показывает героев в действии. По мнению Лескова, «Агин старался дать типы гоголевских лиц, которые были  ему знакомы как современники».

   Вот он –  Плюшкин!

   Вспомните текст: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо… Но перед ним стоял помещик».

   «…И выдал ему деньги, которые тот принял в обе руки и понес их к бюро с такой осторожностью, как будто бы нес какую-то жидкость, ежеминутно боясь расхлестать её».

   Жадность, накопительство превратили Плюшкина в подобие человека. В рваной одежде с грязной тряпкой на голове, он похож на ключницу, за которую и принял его первоначально Чичиков. При виде денег глаза его загорелись, он забыл о собеседнике и быстро их понес, чтобы спрятать подальше. Какое-то отвращение рождается в душе от этого скряги.

VII. Обобщение по образу Плюшкина.

  1. Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в «прореху на человечестве»?
  2. Какую роль в главе играет описание сада?

А теперь можно и прочитать визитку Плюшкина, которая лишний раз характеризует этого помещика.

Помещик Степан Плюшкин –

жестокий крепостник, скупой, подозрительный, недоверчивый ко всем – не желает видеть вас в своем имении и не собирается угощать даже прошлогодним куличом.

VIII. Свободная дискуссия.

IX. Обобщение учителя.

  Мне нравится, что вы в своих ответах и выступлениях сумели показать личное отношение к героям поэмы. И еще раз подтвердить слова А.И. Герцена: «Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие».

   А где же живые души? Они, по выражению Герцена, «позади мертвых душ – это народ».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Образы помещиков.

Литература 19 века. 9 класс. Три урока по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник....

Литература. 9 класс. Серия уроков по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам: 1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" 2. Образы ...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Итоговый урок по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Тестовые задания к итоговому уроку по произведению "Мертвые души"...

Разработка сценария урока по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Урок разработан с использованием технологии развития критического мышления с применением технологических карт для учащихся (9 класс)...

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков. 9 класс

Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.+тест по произведению...