Интеллектуальный турнир "Проза жизни" (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Арзамасцева Наталья Николаевна

Материал представляет внеклассное мероприятие по литературе, посвящённое трём произведениям. изучаемым в пятом классе: "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого, "Хирургия" А.П. Чехова, "Муму" И.С. Тургенева. Подробный сценарий сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_proza_zhizni.rar2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный турнир «Проза жизни»

 (по рассказам, изучаемым в  5 классе:

А.П. Чехова «Хирургия», Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», И.С. Тургенева «Муму»)

Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г. Нижний Ломов Пензенской области Н.Н. Арзамасцева

Наша литературная игра называется «Проза жизни». (Cлайд).  Как вы думаете, каким произведениям она будет посвящена? А что мы называем прозой? Случайно ли я дала нашему турниру такое название? Какие из прозаических произведений, изученных в пятом классе, вам больше всего запомнились?

Я предлагаю вам остановиться сегодня только на трёх из них: «Хирургия»,  «Кавказский пленник»,  «Муму». Назовите  авторов этих рассказов. (Слайд).  

Мы вернёмся сегодня к сюжетам произведений, героям, обстановке, в которой действуют персонажи. Одним словом – погрузимся в прозу жизни.

        Сегодня в игре участвуют две команды: 5«А» и 5«Б» класса (по семь человек в команде). В каждом из конкурсов команды будут получать задания или отвечать на вопросы. Если команда с заданием не справляется – помогают болельщики. Если ответ был достаточно обстоятельным, распространённым, за выполненные задания и ответы на вопросы команда получает балл,

Представляю вам членов жюри:

  1. Все мы знаем, что талант каждого из авторов имеет свои истоки: детство, родительское воспитание,  привычки и пристрастия, природа родного края, отчий дом - «дворянское гнездо», как назвал бы это место И.С. Тургенев.

Первый конкурс так и называется - «Дворянское гнездо». (Слайд) Давайте вспомним, где прошло детство каждого из названных  русских писателей. На слайдах вы увидите дома, в которых выросли Тургенев, Толстой и Чехов.

Назовите, кому принадлежал дом, как называется место, где он находится?  (Слайды).

Тургенев – Спасское-Лутовиново

Толстой – Ясная поляна

Чехов – Таганрог

Как вы думаете, чей дом трудно назвать «дворянским гнездом», почему?

  1. «Кто ты будешь такой?» (Слайд)- так называется следующий конкурс. Вашему вниманию будут представлены по три предложения, характеризующие героев. Если герой будет отгадан с первой попытки, команда заработает три очка. Со второй – два, с третьей – одно. Не отгадает – право ответа будет передано другой команде.

- «…хоть не велик ростом, а удал был»

- «…слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу»

- «…вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя.
И остался служить на Кавказе» (Жилин) (слайд)

-  «славный он был мужик»

- «он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так       стукнул, что хоть в полицию их потом не води»

-  «он сам смахивал на степенного гусака» (Герасим) (слайд)

- «..толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках»

- «…Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без             понятия нельзя..».

-   «Хирургия, брат, не шутка... Это не на клиросе читать…» (Фельдшер Курятин) (слайд)

    - «ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье»

  - «С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала;

   -« женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой» (Татьяна) (слайд)

  1. «Интервью у литературных героев». (слайд)

Сейчас вам предстоит отгадать героя по характеристике и, перевоплотившись в него, ответить на несколько вопросов интервью. Каждый вопрос по одному баллу.

«Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто [Монисто ожерелье из бус, монет или цветных камней], всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный». Дина (слайд)
                Дина, расскажи, как ты познакомилась с пленным Жилиным? (принесла воды)

         Как ты помогла русским пленным бежать из аула? (принесла шест, лепёшек в дорогу,  хотела разбить колодки)

«…Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду …  ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором». (Дьячок Вонмигласов) (слайд)

               Расскажите, Вонмигласов, что принесли в благодарность за   оказанную услугу фельдшеру? Вы оставили это доктору? Почему? (просфору, забрал с собой)

                Чем  вам советовали лечить заболевший зуб до визита к фельдшеру? (водкой с хреном, тёплым молоком, ниточкой с Афонской горы)

  1. «Житейская мелочь».

Читая книги, мы очень часто пропускаем детали, на первый взгляд недостойные нашего внимания: описания природы, быта, костюмов героев. Это несправедливо, ведь иногда даже запахи и  звуки играют роль. Посмотрим, внимательно ли вы читали рассказы.

«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу:…»

Как обустроил свою каморку Герасим?

(«…соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный»). (слайд)

                Какие детали в описании  фельдшера Курятина не соответствуют нашим    представлениям  о внешнем облике доктора?

«…больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние».(слайд)

           Как с помощью деталей костюма Тургенев подчёркивает нравственное превосходство Герасима над остальной челядью? (Герасим - в красной рубахе, остальные – «людишки в немецких кафтанах»)(слайд)

        Какими речевыми характеристиками наделяет Чехов дьячка Вонмигласова? Как он обращается к фельдшеру в начале и в конце рассказа?(слайд)

  1. «Больше, быстрее!»(слайд)

Каждой команде буден задан ряд вопросов. Отвечать нужно быстро, без промедления. Выигрывает команда, ответившая на большее количество вопросов  в течение одной минуты.

Где происходит действие рассказа Л.Н.Толстого? (на Кавказе) (слайд)

В какое время года разворачиваются события произведения? (летом)

Как татары называли Жилина? (урус, Иван)

Как звали собаку, которую прикормил Жилин? (Уляшин)

Сколько раз Жилин предпринимает побег из татарского плена? (два)

Как называет Жилин  казаков в момент его спасения? (братцы)

Какой выкуп получили татары за Костылина? (5 тыс.)

Какие характеристики даёт Толстой Жилину в первом предложении рассказа? (офицер, барин)

С какой целью Жилин собирался в отпуск в начале рассказа? (повидать мать, жениться)

Кто виноват в том, что Жилин и Костылин в плен попали? (Костылин струсил и ускакал вперёд, так и не выстрелив ни разу)

Профессия Капитона, героя рассказа «Муму» (башмачник) (слайд)

Прототип дворника Герасима -…(Андрей)

Приметой чего считалась на Руси родинка на левой щеке? (несчастной судьбы)

Где происходят события рассказа «Муму»? (в Москве)

Каков был рост Герасима? (12 вершков)

Птица, с которой автор сравнивает Герасима. (гусь)

Где Герасим носил ключ от замка? (на пояске)

Что подарил Герасим Татьяне на прощанье? (красный бумажный платок)

Сколько недель было Муму, когда её нашёл Герасим? (три недели)

Какой породы была Муму? («ладная собачка испанской породы», спаниэль)

  1. Последний конкурс - «Книжная полка». (слайд)

Сегодня мы говорили о трёх произведениях выдающихся прозаиков. Известны ли вам другие произведения этих авторов? Будем называть по очереди произведения, которые мы могли бы поставить на нашу книжную полку. Балл получает команда, назвавшая произведение последней.

  1. Подведение итогов турнира. Вручение грамот. (Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон 6 класс

Игра  "Интеллектуальный марафон для учащихся 6 класса по теме "Действия со смешанными дробями". Обучающимся в течение урока предлагается решить 5 задач,на каждую задачу дается определенное время,...

Интеллектуальная игра "Жизнь и творчество Г.Тукая".

Г.Тукайның тормыш юлы һәм иҗаты буенча интеллектуаль уен - Тамчы шоу эшкәртмәсе....

Конспект внеклассного занятия "Интеллектуальный лабиринт" 9 класс

Интеллектуальный лабиринт. Цель проводимого мероприятия: 1. Развитие умений выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие умственных способностей.2. Воспитание устойчивого интере...

Разработка родительского собрания "Законы жизни семьи, законы жизни класса"

Форма проведения: родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики....

Родительская конференция «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города»

Тема: «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культу...

Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города

Задачи конференции: познакомить родителей с понятием «социализация»; познакомить родителей с основными этапами успешной социализации глухих школьников; сплотить родительский коллектив; повысить имидж ...