Урок литературы в 6 классе "Лирические миниатюры П.П.Маракулина"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»).

Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Форма урока: урок – исследование.

Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Образовательная цель: познакомить с произведениями кировского писателя П.П.Маракулина, особенностями его творчества, организовать исследовательскую деятельность учащихся в работе с текстовым материалом.

Развивающая цель: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, оригинальности и ассоциативности мышления.

Воспитательная цель: воспитывать неравнодушное отношение к художественному тексту, воспитывать чувство любви к природе родного края, доброжелательное отношение друг к другу.

Формы организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miniatyury_pavla_marakulina.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

«Лирические миниатюры П.П.Маракулина».

Подготовила учитель русского

                                                                                                 языка и литературы МКОУ                                                                        Ленинская ООШ с.Заречье              

Подосиновского района

Кировской области

Залесова О.И.

Урок литературы в 6 классе (после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»).

Тема урока: Лирические миниатюры П.П.Маракулина.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Форма урока: урок – исследование.

Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Образовательная цель: познакомить с произведениями кировского писателя П.П.Маракулина, особенностями его творчества, организовать исследовательскую деятельность учащихся в работе с текстовым материалом.

Развивающая цель: совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, оригинальности и ассоциативности мышления.

Воспитательная цель: воспитывать неравнодушное отношение к художественному тексту, воспитывать чувство любви к природе родного края, доброжелательное отношение друг к другу.

Формы организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа.

Оборудование:

  1. тексты произведений П.П.Маракулина;
  2. компьютер и проектор,
  3. презентация «Лирические миниатюры П.П.Маракулина»;
  4. рабочие материалы (приложения).

Этапы урока

Взаимодействие учителя и учащихся

1.Оргмомент

Ученики садятся в 4 группы. На столе тексты миниатюр П.П.Маракулина.

- Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохлада в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

2.Мотивация

Цель: подвести школьников к формулировке вопросов, к постановке проблемы.

Звучит фрагмент детской песенки «Ужасно интересно все то, что неизвестно…»

- Ребята, а вам интересно познавать новое? (Ответы учащихся)

- Сегодня мы с вами будем исследователями. А кто такие исследователи?

(Ответы учащихся)

Объекты нашего исследования – художественные произведения - лирические миниатюры Павла Павловича Маракулина.

        Слайды 1, 2, 3, 4. 5

- Что можно сказать о писателе по названию его книг? (Пишет о природе)

- Какова цель нашего исследования? (выяснить, в чем особенность произведений П.П.Маракулина)

3.Работа в малых группах

Цель: найти ответы на вопросы, решить проблему

Задание группам: (Слайд 6, приложение 1)

1.Прочитайте лирическую миниатюру.

2.Определите замысел автора.

3.Проанализируйте изобразительно-выразительные средства языка.

4.Сделайте вывод, в чем особенность этого произведения (таблица, схема).

5.Выразите свое отношение к прочитанному.

6.Подготовьте в группе сообщение о прочитанном.

1 группа работает с миниатюрой «Рыжики» (Приложение 2)

2 группа работает с миниатюрой «Шкатулка из можжевельника» (Приложение 3)

3 группа работает с миниатюрами «Черемуха», «Закон красоты» (Приложение 4)

4 группа работает с миниатюрами «Северный виноград», «Заречный парк» (Приложение 5)

- Можете воспользоваться словарями, энциклопедиями, которые есть в кабинете.

Учитель контролирует работу групп, слушает детей.

4.Обмен информацией

Цель: соотнести свое мнение с другими

После обсуждения группы презентуют результаты работы.

1 группа читает, анализирует  миниатюру «Рыжики» (Слайд 7 )

На доске – вывод (схема, таблица)

-Спасибо. Есть ли вопросы к ребятам?

2 группа читает, анализирует  миниатюру «Шкатулка из можжевельника» (Слайд 7)

На доске – вывод (схема, таблица)

-Спасибо. Есть ли вопросы к ребятам?

3 группа читает, анализирует  миниатюры «Черемуха», «Закон красоты» (Слайд 8)

На доске – вывод (схема, таблица)

-Спасибо. Есть ли вопросы к ребятам?

4 группа читает, анализирует  миниатюры «Северный виноград», «Заречный парк» (Слайд 9)

На доске – вывод (схема, таблица)

-Спасибо. Есть ли вопросы к этой группе?

Предлагаю представленную группами информацию оформить в виде одной схемы, которая поможет ответить на наш главный вопрос, в чем особенность лирических миниатюр П.П.Маракулина.

5.Организация информации

Цель: найти общее


На доске нарисован прямоугольник, в нем надпись «Лирические миниатюры П.П.Маракулина». От него идут пустые овалы. Задача учащихся:

вписать в овалы особенности лирических миниатюр Павла Маракулина.







Вывод по схеме:

Особенности лирических миниатюр Павла Павловича Маракулина.

1.Лирические миниатюры – это небольшие прозаические произведения.

2Автор выражает свои мысли, чувства. (Слайды  18-20 )

3.Автор пишет о красоте вятской природы.

4.Писатель знает и чувствует природу.

«А знаете ли вы нашу природу?»

                   Задание 1. (Приложение 6)

- П.П.Маракулин пишет о неразрывной связи человека с природой. Сам он прекрасно знает нашу вятскую природу.

- А знаете ли, ребята, вы ее? Давайте проверим. (Слайд 22)

В книге «У медведя во бору» автор пишет:

«Наиболее ягодные и грибные места, по обыкновению, подсказывают человеку  птицы и звери, которые, можно сказать, бывают привязаны:…»

- К каким ягодам и грибам привязаны звери и птицы? Поставьте стрелки в таблице, которые говорят,  к каким ягодам и грибам привязаны звери и птицы.

Работа в группах.

Птицы и звери

Ягоды и грибы, к которым привязаны птицы и звери

Медведь

К белому грибу

Глухарь

К малине

Журавль

К рябиновым ягодам

Белка

К клюкве

Дрозд

К бруснике и костянике

Тетерев

К чернике

( Ответ: «…медведь – к малине, глухарь – к чернике, журавль – к клюкве, белка – к белому грибу, дрозд – к рябиновым ягодам, тетерев – к бруснике и костянике…» - слайды 23-28.


Задание 2. (Приложение 7)

Как утверждает  П.Маракулин в миниатюре «Косач» («Тихая родина», Горький 1976г.), что «голоса птиц и зверей почти всегда сродни естественным звукам окружающей среды». (Слайд 28)

Вспомните, какие звуки напоминают голоса птиц и зверей? Работа в группах.

        

С одной стороны голоса птиц и зверей

С другой – естественные звуки окружающей среды

волк

Утробный звук болотной трясины

тетерев

метель

глухарь

ручей

журавль

Скрип дерева

медведь

Гром небесный


Ответ: Вообще же голоса птиц и зверей почти всегда сродни естественным звукам окружающей их среды: тетерев – ручей, волк – метель, глухарь – скрип дерева, журавль – утробный звук болотной трясины, царь тайги медведь – гром небесный». (Слайды 29-34)

5.Звучит тревога за судьбу природы. (Слайд 35)



6.Яркий, образный язык.

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в своих миниатюрах?

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Олицетворения

-Давайте вспомним, что такое эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения?

Ребята дают теоретические понятия изобразительных средств (в случае затруднения обращаются к словарям), приводят примеры из произведений Маракулина.


                Задание 3. (Приложение 8)

                 «Соревнование с писателем».

Работа в группах.

 Вставьте изобразительно-выразительные средства в миниатюру «Мухомор».

Ребята зачитывают, что у них получилось

- Сверьте свои работы с писателем. (Приложение 9).

6.Связывание информации

Цель: обобщение и формулировка выводов








Итак, мы познакомились с замечательными миниатюрами Павла Павловича Маракулина, вятского писателя, нашего земляка, которого можно по праву назвать «вятским Пришвиным».

- В чем же особенность его произведений?

(Отвечает ученик, пользуясь схемой на доске)

Заключительное слово учителя.

-Действительно, Павел Маракулин интересен своей горячей увлечённостью природой вятского края, своеобразной, ни с чем не сравнимой красотой его лесов, рек, озёр, увалов, богатым животным миром. Его проза подкупает искренностью интонации, любовным отношением к родному для него Северу, ярким, образным языком.

П.П.Маракулин в одной из статей в журнале так объяснил читателям, почему он пишет о природе свои книги:

«Тот, кто с детства любит стихи, повести и рассказы о природе, о бессмертной ее красоте и загадочных тайнах, - тот не только никогда не поднимет на ее руку, но и будет ее защитником».

Я надеюсь, ребята, что вы прислушаетесь к словам нашего земляка.

7.Рефлексия

Цель: осознание своей деятельности.

Заполнение таблицы.

Мысль урока

Мои комментарии

Мои планы на будущее в связи с этой мыслью.

-Поставьте в группах друг другу оценки за урок.

8.Домашнее задание

Творческое задание: опишите какой-нибудь ваш любимый гриб или растение, используя эпитеты, метафоры, сравнения.

-Спасибо за урок!

Приложение 1.

Задание группе:

1.Прочитайте лирическую миниатюру.

2.Определите замысел автора.

3.Проанализируйте изобразительно-выразительные средства языка.

4.Сделайте вывод, в чем особенность этого произведения (схема, таблица).

5.Выразите свое отношение к прочитанному.

6.Подготовьте в группе сообщение о прочитанном.

Приложение 2.

РЫЖИКИ

Удивительное по красоте создание – рыжик: такое впечатление, будто смотришь через зеркальный цилиндр ружейного ствола на солнце и видишь все до одного самоцветные кольца алмазной сверловки.

Но если еловый рыжик – это, образно говоря, тигренок, то боровой рыжик – настоящий тигр, потому что нередко достигает размеров деревенской ватрушки.

Есть люди, ставящие боровой рыжик выше всех грибов вообще, включая белый гриб. Еще не так далеки те времена, когда Вятка отправляла для самых дорогих ресторанов Парижа маленькие дубовые бочонки с мочёной брусникой, молодую конину и... рыжики.

В северных вятских деревнях рыжик используют очень разнообразно. Кроме соления, из него пекут пироги, варят супы (особенно знаменит молочный суп из рыжиков), добавляют в любую грибовиицу для запаха три-четыре грибка, жарят, маринуют…

Боровой рыжик тяготеет к траве и молодой сосне, хотя нередко появляется в огромных количествах и в старых борах-беломошниках и особенно – в борах на песчаных почвах, любит можжевеловые куртины и сферическую обтекаемость грив, балок и увалов.

Приложение 3.

ШКАТУЛКА ИЗ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА

Кустарник, который имеет свойство тем лучше выглядеть, чем хуже погода, – это можжевельник. Родом он из ценного семейства кипарисовых, обладает целым набором удивительных качеств. Одно из них заключается в его антисептической волшебности, которую давно подметил народ, пропаривая с вересом (местное название можжевельника) корчаги, ушаты, кадушки и бочки под огурцы, соленые грибы и капусту. Можжевеловый аромат – враг всякой плесени.

Из древесины можжевельника в городе Халтурине делают шкатулки, напоминающие своим узором кожу крокодила. А ветка можжевельника, срезанная или сломленная зимой во время лыжной прогулки, в банке с водой отпускает корешки, после чего цепко уживается в цветочных горшках на равных с комнатными геранями и фикусами.

Ко всему этому стоит добавить еще, что плоды можжевельника – лакомое блюдо многих птиц: тетеревов, свиристелей, дроздов, соек...

У нас шутят: можжевеловая ложка настолько вкусна сама по себе, что масла в кашу совсем не требуется.

Приложение 4.

ЧЕРЕМУХА

Так пахнет, может быть, только миндаль! Так горит и брызжет светом, может быть, лишь раскаленная нить в электрической лампочке!

А как ее любят у нас соловьи! Черемуха! До настоящего цветения, пожалуй, больше недели осталось, но уже дрожат бисерной величины бутончики, как будто дожидаясь какого-то сигнала, тока и напряжения... Щелкнет невидимый выключатель – и вспыхнут, дивно раскроются душистые цветы красавицы севера!

ЗАКОН КРАСОТЫ

 

Так уж получается, что на какие-нибудь ничтожные хлопоты мы тратим куда больше времени и усилий, чем на осмысление красоты, окружающей нас.

Но разве с материнским молоком не переходит в нас счастливая способность радостно улыбнуться от одного только небесного тепла и света? Не говоря уж о бесподобной соловьиной песне в черемуховых зарослях, которые, бывало, чуть не ломятся под тяжестью росы и цветов.

Не открывайте тогда свое окно в черные лаковые эти прутья, не задевайте стеклянными створками светящиеся эти грозди! Волшебный яд черемуховых ароматов нагрезит во сне и наяву столько разного, что вскрикнешь от удивления: на белую, свернувшуюся в кольцо собаку будет похож туман в травянистой пойме реки, отчетливо услышится каждое слово пастушки и каждый выкрик пастуха на том берегу, а черно-пестрые коровы в струящемся мареве покажутся пятнистой березовой рощей, которая вдруг решила перейти на другое место.

 

Приложение 5.

СЕВЕРНЫЙ ВИНОГРАД

Дни первых инеев и первых заморозков, пожалуй, лучшие дни для заготовки плодов шиповника впрок.

Если щука по осени любит брать в пасмурные теплые дни с тихими дождиками, то в сухую, холодную и ветреную погоду мертвого бесклевия я ставлю спиннинг под ольху или березу, вынимаю целлофановый пакет и обследую речной обрыв, где в игловых зарослях пламенеют, как рубиновые камни, красные плоды нашего северного винограда – шиповника.

ЗАРЕЧНЫЙ ПАРК

Видел в Заречном парке кусты безобразно обломанной рябины...

Все чаще прихожу к тоскливой мысли о том, что человек (особенно за последние десять–пятнадцать лет) становится по отношению к природе каким-то жуликоватым хищником, практически почти не наказуемым.

Приложение 6.

«А знаете ли вы нашу природу?»

             Задание 1.

 «Наиболее ягодные и грибные места, по обыкновению, подсказывают человеку  птицы и звери, которые, можно сказать, бывают привязаны:…»

- К каким ягодам и грибам привязаны звери и птицы? Поставьте стрелки в таблице, которые говорят,  к каким ягодам и грибам привязаны звери и птицы.

Птицы и звери

Ягоды и грибы, к которым привязаны птицы и звери

Медведь

К белому грибу

Глухарь

К малине

Журавль

К рябиновым ягодам

Белка

К клюкве

Дрозд

К бруснике и костянике

Тетерев

К чернике

Приложение 7.

«А знаете ли вы нашу природу?»

                    Задание 2.

Как утверждает  П.Маракулин в миниатюре «Косач» («Тихая родина», Горький 1976г.), что «голоса птиц и зверей почти всегда сродни естественным звукам окружающей среды». Вспомните, какие звуки напоминают голоса птиц и зверей?   Задание похоже на предыдущее.

        

С одной стороны голоса птиц и зверей

С другой – естественные звуки окружающей среды

волк

Утробный звук болотной трясины

тетерев

метель

глухарь

ручей

журавль

Скрип дерева

медведь

Гром небесный

Приложение 8.

«Соревнование с писателем».

                Задание 3.

Вставьте изобразительно-выразительные средства в миниатюру «Мухомор».

  1.  «Мухомор».

Всем известно, что мухомор – один из самых ядовитых грибов. Но таков парадокс действительности: нет в лесу гриба  _____________       мухомора.

                        Ах, глаза, не умом вы живёте,

                        Тянет вас к показной ____________:

                        Вон опять, разнаряжен, как  _________    ,

                        На поляне стоит мухомор.

Может быть, природа с умыслом сделала таким ___________    , чтобы даже подслеповатый грибник не спутал ни с каким другим грибом? Кто-то метко зарифмовал мухомор со _____________: в самом деле, красный цвет этих поганок виден издалека, как бы аварийно сигналя нам: «Стоп, опасность!»

И всё-таки нельзя не залюбоваться ______________ красотой мухомора, шелковистостью его   _______________  ножки, горошинами, звёздочками, крапинками на красном небе шляпки. Они разбросаны так прихотливо, что невольно вспоминаешь для сравнения  ___________   ,        ______________        ,   ________________            !

Но осудив бесполезность красавца, отверженного людьми, нельзя не заметить такую его странную черту. Мухомор для опытного грибника служит указателем   ____________ грибных мест. Не обязательно рядом, но где-то поблизости всегда найдёшь ____________      гриб, нередко – белый!

Приложение 9.

  1. «Мухомор».

Всем известно, что мухомор – один из самых ядовитых грибов. Но таков парадокс действительности: нет в лесу гриба красивее мухомора.

                        Ах глаза, не умом вы живёте,

                        Тянет вас к показной позолоте:

                        Вон опять, разнаряжен, как вор,

                        На поляне стоит мухомор.

Может быть, природа с умыслом сделала таким ярким, чтобы даже подслеповатый грибник не спутал ни с каким другим грибом? Кто-то метко зарифмовал мухомор со светофором: в самом деле, красный цвет этих поганок виден издалека, как бы аварийно сигналя нам: «Стоп, опасность!»

И всё-таки нельзя не залюбоваться броской красотой мухомора, шелковистостью его стройной ножки, горошинами, звёздочками, крапинками на красном небе шляпки. Они разбросаны так прихотливо, что невольно вспоминаешь для сравнения леопарда, пантеру, снежного барса!

Но осудив бесполезность красавца, отверженного людьми, нельзя не заметить такую его странную черту. Мухомор для опытного грибника служит указателем хороших грибных мест. Не обязательно рядом, но где-то поблизости всегда найдёшь добрый гриб, нередко – белый!

Лирические миниатюры П.П.Маракулина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы. 9 класс. « Лирическая миниатюра. Уроки нравственности»

« Лирическая миниатюра. Уроки нравственности». Урок литературы в 9 классе.В 9 классе после изучения рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор» я провожу урок внеклассного чтения «Лирическая миниат...

Урок литературы на тему: "Создание миниатюры. Синквейн"

Конспект урока литературы на тему: "Создание миниатюры. Синквейн"...

Конспект урока по теме: Сопоставление миниатюры А.И. Солженицына "Озеро Сегден" и фрагмента рассказа Ф. Искандера "Святое озеро"

Общекультурные подходы в оценке природной красоты в произведениях Солженицына и Искандера....

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра  по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"...