Развитие понятия о лирике и лирическом герое. С. Есенин.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Бологова Ольга Дмитриевна

Кажется, ну что еще можно сказать о красоте русской природы после Пушкина, Кольцова, Некрасова, Фета, Бунина? Есенин нашел что сказать. И это сказанное пронизано такой любовью к человеку, к земле, к лугам и травам, к лесам и озерам, к птицам и зверям.

 Конспект урока литературы с применением ИКТ в 7 классе по программе Кутузова, можно использовать по любой программе при изучении творчества С. Есенина в среднем звене.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе по программе А.Г.Кутузова.

Учитель: Бологова Ольга Дмитриевна, учитель русского языка, литературы и ОПК МАОУ гимназии г. Белореченска Краснодарского края

Тема : Развитие понятия о лирике и лирическом герое. Творчество С.А.Есенина.

Цели:

развивающие:  

-пробуждать  активность каждого ученика;

- пробуждать чувство прекрасного;

- развивать навыки выразительного чтения;

воспитательные:

- воспитывать чувство сострадания;

- воспитывать  любовь к братьям нашим меньшим

образовательные:

- закрепить понятие лирического героя стихотворения;

- познакомить с отдельными эпизодами жизни и творчества С. Есенина;

-выявить природные поэтические образы в стихотворениях поэта;

- рассмотреть художественные средства создания поэтических образов

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Методы обучения: комментированное чтение, работа с поэтическим текстом,  элементы игры.

Методическое оснащение урока: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, фоновый материал с пейзажами, аудиозапись стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке».

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

( Открывается слайд № 1)

  1. Слово учителя:

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут замечательные строки:

( Открывается слайд №2)

                                                                                          Сергей Есенин! Это имя-

                                                                                           В лесах моей России,

                                                                                           В березах нежных и осинах,

                                                                                           В сережках желтовато-синих,

                                                                                           В лугах из зелени весенней,

                                                                                           В стихах твоих, Сергей Есенин!

Его лирика согрета горячей любовью к Родине. А из чего складывается этот образ?

Давайте прочитаем об этом статью в учебнике на стр. 456 ( знакомство с материалом на стр. 456-463 – домашнее задание, стихи наизусть учили выборочно по желанию и по заданию учителя)

  1. Работа с учебником. Чтение вступительной статьи к теме «С.Есенин»

  Ученик читает статью в учебнике «В мире литературы» под ред. А.Г Кутузова для 7 класса (далее ссылки на этот учебник)

            По ходу чтения на интерактивной доске мелькают  фото-пейзажи и репродукции пейзажей Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина и других. (Репродукции заранее сняты с помощью камеры интерактивной доски и сохранены в «Моей библиотеке ресурсов» с дисков серии «Электронная библиотека»: «Пейзаж». Если запустить их через «показ слайдов» они будут идти непрерывно, чередуя друг друга)

(«Что касается остальных автобиографических сведений, -они в моих стихах» - заканчивается статья).

      -Давайте послушаем их.

IV.     Проверка домашнего задания.

   Один ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Мой путь» (1,2,3 строфу)

   

 ( Открываются слайды презентации № 3, 4 ,5)

              2 –ой ученик читает наизусть 7-8 строфы стихотворения «Мой путь»

 ( Открывается слайд презентации № 6 )

              3-й ученик читает наизусть  стихотворение «Береза»

 ( Открывается слайд презентации № 7,8 )

  V.  Слово учителя.

        Кажется, ну что еще можно сказать о красоте русской природы после Пушкина, Кольцова, Некрасова, Фета, Бунина? Есенин нашел что сказать. И это сказанное пронизано такой любовью к человеку, к земле, к лугам и травам, к лесам и озерам, к птицам и зверям. Но особая боль души поэта, щемящие сердце строки – о животных. Именно Есенину принадлежат всем известные строки о «зверье», как о «братьях наших меньших».

         « Птиц и щенят, и всякую живую тварь любил кормить из рук и ласкать,» - вспоминала мать поэта, Татьяна Федоровна.

( Открывается слайд презентации № 9 )

         « Вспомнил я деревенское детство,- писал поэт, -  и из этих воспоминаний родились стихотворения «В хате» и «Ах, как много на свете кошек..»

       VI. Чтение наизусть (домашнее задание)

 Учащиеся по желанию читают стихотворение «Ах, как много на свете кошек..»

( Открывается слайд презентации № 10)

     VII. Слово учителя

      -  А.М. Горький в статье «Сергей Есенин» из цикла «Литературные портреты» вспоминал:

       « Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят.

- Если вы не устали…

- Я не устаю от стихов, - сказал он и недоверчиво спросил,- а вам нравится о собаке?

       Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.

- Да, я очень люблю всякое зверье, - молвил Есенин задумчиво и тихо, а на мой вопрос, знает ли он « Рай животных» Клоделя, не ответил…и начал читать «Песнь о собаке». И когда произнес последние строчки:

               Покатились глаза собачьи

               Золотыми звездами в снег,-

на его глазах тоже сверкнули слезы.

         После этих стихов невольно подумалось, что С.Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия».

              VIII.    Звучит «Песнь о собаке».

( аудиозапись как образец высоко художественного чтения)

        IX. Слово учителя.

    Поэт очеловечивает животных, они радуются и страдают, как люди. Произведения Есенина о животных – лучшее, что есть в отечественной поэзии на эту тему.

 С.Есенин всегда писал о том, что видел, пережил, прочувствовал. Самой сильной чертой его поэтического дарования было умение словом рисовать картины русской природы.  Он находил удивительные сравнения для деревьев и животных, для небесных светил и природных явлений.

              Он, как будто чародей,

              Превращал зарю в котенка,

              Руки милой- в лебедей,

              Светлый месяц – в жеребенка.

              Говорить учил леса,

              Травы, рощи в брызгах света.

              И слились их голоса

              С чистым голосом поэта.

 Мы уже знакомы со многими стихами поэта, давайте вспомним, какие сравнения находит он, описывая родную природу.

X. Игровой момент- найди пару:        

Задание открыто во флипчарте из «Моей библиотеки ресурсов», ученик с помощью пера переставляет слова, восстанавливая сравнения , взятые из стихов Есенина.

В результате должно появиться:

          И действительно, эти и многие другие сравнения можно найти в стихах поэта . Это и будет одним из заданий к следующему уроку: найти сравнения в Есенинских стихах и определить , чем они выражены ( стихи из учебника).

           XI. Работа с учебником.

 -А сейчас поработаем с учебником.

Ответьте на вопросы на стр. 462.

После ответов  читают статью «Лирический герой поэзии Есенина».

          XII. Заключительное слово учителя.

       Наверное, поэтому Есенину так нравилась пейзажная живопись русских художников, особенно он выделял двух из них: Поленова и Левитана. Репродукции  не только их картин, но и  других русских пейзажистов вы увидели сегодня. Все их, как и стихи Есенина, объединяет одна тема- родная природа.

 ( Открывается слайд презентации № 11)

      XII. Домашнее задание:(дополнительно к тому, что было дано выше) выучить наизусть «Песнь о собаке» по желанию, статья «Лирический герой поэзии Есенина».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Освоение понятий лирический герой, лирический сюжет

Мастер-класс по анализу лирического произведения на тему "Освоение понятий лирический герой, лирический сюжет"...

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Цель урока:·        Формировать умение учащихся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для характеристики героев;·...

Н.С.Гумилев. Поэт и его лирический герой.

Это урок позволит увидеть, понять и прочувствовать творчество Н.С. Гумилева....

Лирический герой поэзии П.Ф.Морякова (Научно-исследовательская работа)

Научно-исследовательская работа по литературному краеведению...

Урок по ФГОС. А.Блок. Лирический герой.

Урок комплексного применения УУД с акцентом на анализ стихотворного произведения....

Конспект урока литературы в 9 классе "Лирический герой М.Ю.Лермонтова"

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема урока: "Лирический герой М.Ю.Лермонтова". Форма проведения урока: урок-портрет. На уроке учащиеся продолжают знакомиться с некоторыми страницами би...

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое....