Сочинение по литературе (Техника написания: теория и практика)
книга по литературе (9 класс) по теме

Автором самостоятельно проанализированы определения основного понятия данной работы – сочинение, выявлены их недостатки, сформулированы основные требования к современному сочинению (в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся…»). В работе сопоставляются  существующие классификации тем сочинений по литературе. Предложен новый способ в подборе материала для сочинения . С помощью таблиц и схем показывается, как подбирать материал, строить вступление, сочинять «мостики» - переходы от одной части сочинения к другой, приводятся речевые формулы для выражения собственной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_prusovoy_e.b.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сочинение по литературе

(Техника написания: теория и практика)

Иваново

2013

Автор: Е.Б. Прусова, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы  МУСОШ №18.

       

Автором самостоятельно проанализированы определения основного понятия данной работы – сочинение, выявлены их недостатки, сформулированы основные требования к современному сочинению (в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся…»). В работе сопоставляются  существующие классификации тем сочинений по литературе. Предложен новый способ в подборе материала для сочинения . С помощью таблиц и схем показывается, как подбирать материал, строить вступление, сочинять «мостики» - переходы от одной части сочинения к другой, приводятся речевые формулы для выражения собственной позиции.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….……………….. 4

Глава I. Сочинение по литературе. Основные требования ………………………..……….. 8                            

                                                                     

Глава II. Работа над темой………………………………………………………..….…….... 12

Глава III. Идея сочинения…………………………………………………………….…….. 16

Глава IV. Подбор материала …………………………………………………………..…… 18

Глава V. Составление плана……………………………………………………………...…. 22

Глава VI. Вступление к сочинению ……………………………………………………...… 23

Глава VII. Варианты заключений……………………………………………………...…… 28

Глава VIII. Членение на абзацы. Варианты «мостиков»                    

                  (переходов от одной части к другой)……………………………………….….. 30

Глава IX. Выражение личной позиции………………………………………………..…… 32

Глава Х. Работа над черновиком и оформление работы…………………………….…... 35

Заключение……………………………………………………………………...……………... 36

Список использованной и рекомендуемой литературы…………………………………….. 37                    

Приложения …………………………………………………………………………………... 39                    

Введение

Однажды в книге Л.С. Айзермана «Сочинение о сочинениях» я прочитала легенду о судьбе словесника. В ней рассказывалось, что, когда родился учитель литературы, у его колыбели собрались добрые феи.

- Ты будешь вечно юн, - так начала своё предсказание одна из них, - ибо всю жизнь проведёшь среди юных и молодых.

- Тебя ждёт жизнь, полная красоты и поэзии, тебе предстоит жить в мире образов, созданных величайшими мастерами слова, - продолжила вторая.

- Ты узнаешь, что такое настоящее счастье: увидишь плоды труда своего, - пообещала третья.

Но вместе с добрыми феями к колыбели словесника подошла и злая. Она предрекла:

- Ты будешь проверять тетради[1].

Действительно, для многих словесников проверка ученических тетрадей – тяжёлый труд, однообразный, утомительный, отнимающий много сил и времени. А как горько порой сознавать, что все уроки литературы для кого-то из учеников прошли совершенно бесследно, ведь вместо сочинения, интересной самостоятельной работы, перед тобой механически переписанные страницы из учебных пособий, в лучшем случае – компиляция. Здесь нет места уму, душе, желанию самоутвердиться, «высказать себя».

О том, как научить детей писать сочинения по литературе, задумалась не сразу. В начале педагогической работы, следуя указаниям методичек, просто давала темы сочинений по изученному произведению, кратко комментировала их и назначала сроки сдачи работ.

Так, кстати, поступают многие учителя и сейчас, ведь ни в одном рекомендуемом тематическом планировании нет места урокам обучения написанию  сочинений.  Справедливо  пишет  Г.А.Обернихина, что «функции контроля преобладают над функцией изучения»[2]. Предварительная работа идёт лишь над конкретной темой. Занимает она, как правило, один час. В результате – стопка сочинений абсолютно безликих, написанных словно бы по трафарету, содержащих лишь учительские суждения.

Сочинению надо учить! И потратить на это нужно не один-два урока. Необходима систематическая работа над техникой написания. Вот почему в течение уже многих лет веду факультативный курс «Как писать сочинение на литературную тему» в 8-9 классах. Если нет возможности в проведении подобного курса, ищу время на обычных уроках для обучения технике написания сочинений. Это трудно, но, повторю, сочинению надо учить, прежде чем давать задание написать его.

Сочинение – это творческая работа. Можно ли вообще научить и научиться писать сочинения? Многие мои коллеги считают, что для создания творческой работы нужен особый дар, талант. Он или есть, или его нет. Не помогут никакие схемы.

Нам кажется, что это мнение – самооправдание в нежелании или неумение обучать технике написания сочинений. Дар – это замечательно. Есть дети, обладающие природными способностями: выразительной речью, чувством стиля, логикой изложения мыслей, самостоятельностью суждений, полемическим задором… Если же дара нет, то, может быть, ученик так никогда и не будет писать, как врождённый филолог, но при наличии ответственности, трудолюбия, терпеливости, желания всё-таки писать будет, научится создавать грамотные письменные высказывания. Д.С.Менделеев писал: «Нет явного усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев»[3]. Секрет успеха часто заключён и в любви к литературе, в начитанности.

Каждый раз, приступая к занятиям по овладению техникой написания сочинения, провожу анкетирование среди учащихся. Вопрос один: «Как вы относитесь к сочинению по литературе? Аргументируйте свой ответ». Прислушаемся к словам учеников и подумаем, что мучает их: отсутствие одарённости или отсутствие определённых навыков.

- Сочинение! Нет, только не это! Готов решить пять контрольных по алгебре, чем «это». Ну нет у меня никаких эмоций по поводу классической литературы…

              (К. Костров)

- Я очень люблю писать сочинения. Для меня это прекрасная и, к сожалению, редкая возможность высказать то, что на душе. Точно знаю: ни один предмет, кроме литературы, мне не позволит выговориться…

              (О. Белозёрова)

- Всё бы ничего… Не знаю только, как начать и как закончить

             (А. Лебедев)

- Сочинение у меня не получается. Получается пересказ…

            (Р. Родин)

- Мне не хватает мыслей. Всегда мучаюсь одним: что писать-то? Кажется, что и так всё ясно. Вы требуете 3-4 страницы, а я и на одной могу ответить на поставленный вопрос…

           (И. Петров)

- К сочинению отношусь плохо. Для меня это тяжёлая работа. Пишу я много: всё кажется важным. Но всё написать невозможно…

           (М. Глебова)

- Когда объясняют всё понятно. Придёшь, сядешь писать – совсем ничего не понятно. А спросить уже некого…

           (А. Козин)

- Меня угнетают мелочи: не так оформил эпиграф, не так процитировал, не сделал мостик

          (И. Ушаков)

- Люблю писать сочинения! Но ещё больше люблю читать чужие, если позволяют, конечно. Сразу видно, кто умён, кто повторяет избитое, кто просто списывает…

         (Я. Коновалова)

- Не хочу повторять чужих мыслей. А где взять свои? О чём ни начнёшь писать, всё кажется избитым, сто раз высказанным…

         (М. Кузьмина)

- Я не люблю писать сочинения, потому что это очень долгий процесс, требующий постоянного размышления, перелистывания различных пособий, перечитывания произведения…

         (А. Колесник)

Итак, «нет эмоций», «не знаю, как начать и как закончить», «что писать-то», «всё кажется важным», «где взять свои (мысли)», «получается пересказ», «долгий процесс», «не так процитировал», «не так оформил эпиграф», «не сделал мостик». Всё это, или почти всё, вопросы, касающиеся именно техники написания сочинения. Об одарённости дети не думают. Значит, считают, что вполне могут научиться писать сочинение, если овладеют какими-то приёмами. Задача учителя – поддержать учеников, помочь им.

Следует оговориться, что когда речь идёт о творчестве, трудно обойтись без споров, но единого рецепта нет и быть не может. Сочинение предполагает некоторую долю субъективности и в изложении, и в оценке, но каждый ученик должен знать законы построения текста, обладать дисциплиной мысли – техникой написания. Возможно, тогда предсказание феи («Ты будешь проверять тетради») потеряет свой зловещий смысл, а работа по проверке тетрадей будет приносить радость от встречи с новыми открытиями.

В данной работе мы ставим перед собой следующую цель: обобщить и систематизировать опыт работы в обучении школьников основным приёмам и методам написания сочинений на литературную тему. Для этого постараемся решить такие задачи:

1. проанализировать типы тем сочинений по литературе и виды их классификаций;

2. рассмотреть виды вступлений и заключений;

3. по возможности установить функции «мостиков» (переходов);

4. рассмотреть основные методические приёмы работы над планом сочинения, понятиями темы, идеи, видами вступлений и заключений…

Глава I. Сочинения по литературе. Основные требования.

Кажется, что с определением основного понятия данной работы – сочинение – нет проблем: все учащиеся представляют, что это такое. Но именно «представляют». Чёткого определения дать, как правило, не могут. Возможно, здесь кроется начало тех ошибок, которые дети допускают в своих работах.

Обратимся к словарям. Итак, сочинение – это

1. Толковый словарь русского языка.:

В 4 т. Т.4. Под ред.проф.Д.Ушакова. М., 1996.          

                                                             

«школьное упражнение в правильном изложении мысли на заданную тему».                                                           

Итак, не рассуждение вообще, а изложение мыслей на тему, предложенную учителем. Порой же приходится читать что-то об авторе, о произведении, но не размышление на тему. В определении, приведённом выше, есть ещё одно важное замечание: «изложение мыслей должно быть «правильным», т.е., видимо, логичным.

2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

«вид письменной школьной работы  - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему».

Изложение своих мыслей встречается достаточно редко, гораздо чаще обнаруживается переписывание чужих. Но самим определением отрицается всё чужое.

3. Словарь русского языка: В 4-х т. Т.4. Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1984.

«письменная школьная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждение на заданную тему».

В этом определении, кроме подчёркнутых ранее, есть и указание на стиль школьного сочинения.

Необходимо обратиться и к методической литературе, так как учитель придерживается тех требований, которые изложены в ней.

4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М., Просвещение, 1997.

«монологическое высказывание в прозе на литературную или публицистическую тему, которое может быть написано в любом жанре             

художественной, публицистической и

научной речи…»                                                                    

5. Шолохов Н.И. Сочинения учеников средней школы. Пособие для студентов и учителей. Горький, 1977.

«письменное выражение своей точки зрения на какой-либо предмет или  

явление жизни (на факты или явления

  литературы)».                                                                                    

6. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. М., 1995.

«творчество, а не бездумное копирование чьих-то «заготовок», где едва ли не на каждой странице то ложная мудрость, то раскрашенная всеми тонами «пафоса» звонкая фальшь, то компрометирующая

легковесность».                                          

Нужно помнить также и следующее:

- свои мысли – это основа сочинения, но возможно и изложение мыслей автора произведения, критиков, читателей.

- необходимо иметь в виду время создания произведения, условия написания, мировоззрение автора.

- уместное использование литературной терминологии демонстрирует компетенцию пишущего, определяет содержательность работы, глубину и полноту раскрытия темы.

Исходя из определений, приведённых в этой главе, а также опираясь на требования «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся…», при проверке написания сочинения на литературную тему должно учитываться:

1. степень самостоятельности,

2. соответствие теме. Правильное, полное, глубокое освещение темы,

3. наличие главной, ведущей мысли, являющейся ответом на вопрос, поставленный темой,

4. логически последовательное изложение мыслей,

5. аргументированность (соотношение констатирующих и обоснованных суждений),

6. выражение собственной позиции по отношению к событиям, явлениям, поступкам героев…,

7. умение отбирать необходимый материал,

8. обоснованное использование цитат,

9. абзацное членение текста,

10. стилевое единство, выразительность речи, эмоциональность,

11. точность в изложении литературных и исторических фактов,

12. жанровое своеобразие.

Эти требования для учащихся оформляются обычно в виде памятки, которая вклеивается в тетрадь по литературе.

Думается, что нормы оценки и за содержание, и за грамотность дети тоже должны знать. Должны знать и те условные обозначения, которые применяет учитель при проверке работы (например, Z – необходимость выделения абзаца, Z – необоснованно выделенный абзац…).

И ещё существует, на наш взгляд, один вопрос, который необходимо обсудить с учащимися, прежде чем приступать к обучению технике написания сочинения. Зачем вообще учиться писать сочинения? Вспомним, что даже на выпускном школьном экзамене, на вступительном экзамене во многие вузы сдаётся не сочинение, а изложение.

Но, во-первых, текст изложения строится по тем же законам, что и текст сочинения: вступление, развитие темы, изложение идеи, её доказательства, примеры…

Во-вторых, на самых престижных факультетах различных вузов сохранена прежняя форма сдачи экзамена по русскому языку и литературе – сочинение.

Кроме этих узких, практических, задач необходимо иметь в виду, что хороший специалист должен уметь написать доклад, статью, резюме, отстоять правоту своих убеждений.

Сочинение называют и школой развития речи. Безусловно, правильная грамотная речь часто является показателем общей культуры человека.

Нельзя не согласиться и с Л.С.Айзерманом, который утверждает, что ребёнок, работая над сочинением, учится разбираться в прочитанном, учится «по-настоящему понимать литературу», а значит, и жизнь. Ему предоставляется возможность показать, на что он способен.[4]

Хочется отметить, что сочинение – это, как писала ученица О. Белозёрова (см. стр. 6), «возможность высказать то, что на душе».

Её слова перекликаются с мнением А.Мурашова, который тоже говорит о замечательной возможности «сердцу высказать себя», «выразить в строгих контурах слов нечто безотчётно прекрасное, что поселилось в душе, или безотчётно-грустное».[5]

Глава II. Работа над темой сочинения.

                                                                                  Тема – предмет, основное содержание

                                                                                рассуждения, изложения, творчества.

                                                                                           Из словаря С.И.Ожегова

Ещё с начальной школы дети знают: тема – это то, о чём говорится в тексте. Тем не менее, самой распространённой ошибкой в работах, даже старшеклассников, является уход, отклонение от темы. Роковое «сочинение не на тему» напрочь отвергает весь труд учащихся. Думаем, что знание типов тем может помочь учащимся правильно понимать формулировки.

В учебной, методической литературе нет единой классификации тем. И всё же обратимся к ним, попробуем найти рациональное зерно для работы с учащимися.

Вот одна из самых распространённых классификаций[6]:

  1. Характеристика одного героя.
  2. Сравнительная характеристика героев.
  3. Групповая характеристика образов.
  4. Обобщающая характеристика событий, явлений, образов.

В добавление к этим типам авторы данной классификации называют ещё несколько:

- сочинение – проблема.

- сочинение на свободную тему.

Особо выделяют сочинение в виде словесного рисования и рецензию на спектакль.

Итак, мы наблюдаем дробление тем – характеристик и выделение (как не основных) сочинения – проблемы и сочинения на свободную тему. Когда же   называются   словесное   рисование   (кстати,   встречается  оно  редко)  и рецензия, на наш взгляд, речь идёт уже не о типах тем, а о жанрах.

Подобные классификации представлены и в других трудах.1 В работе М. Бойко, кроме сочинений-характеристик называется сочинение разбор. В книге А.В. Майоровой выделены три сочинения-характеристики (нет обобщающей характеристики), сочинение-выявление личной точки зрения (хотя, на наш взгляд, это «выявление» требуется в любой работе), сочинение-выявление идейного смысла, сочинение, в котором будут раскрываться художественные особенности произведения.

В некоторых работах продолжается смешение понятий тип темы и жанр. В книге Т.В. Жировой и В.В. Федченко выделяется поэтому много тем:[7]

1. Сочинение-пересказ.

2. Анализ отдельного эпизода.

3. Характеристика персонажа (индивидуальная, сравнительная, групповая).

4. Анализ идейного содержания.

5. Характеристика художественных особенностей.

6. Сопоставление литературных фактов, явлений.

7. Проблемные темы.

8. Письменные работы обобщающего характера.

9. Доклад.

10. Реферат.

11. Сочинение – письма, дневники, посвящения, стихи, рассказы.

12. Новеллы, сказки.

Отдельно называются сочинения на свободные темы.

То, что характеристики объединены в данной классификации, кажется нам правильным. Но много вопросов возникает по поводу сочинений-пересказов, докладов, рефератов… Можно ли вообще называть эти работы сочинениями, исходя из определений, приведённых выше? Думается, нет.

Классификация тем Ю.А.Озерова[8] кажется логичнее.

I. Сочинение-характеристика.

1. Характеристика одного героя.

2. Характеристика двух литературных героев.

3. Характеристика группы героев.

4. Обобщённая характеристика литературного типа.

II. Сочинение литературно-критическое.

  1. Анализ определённой темы.
  2. Характеристика определённого периода или темы в творчестве писателя.
  3.  Сочинение по проблемам содержания и формы литературного произведения.
  4. Анализ критической статьи.
  5. Сочинение по проблеме отражения важных исторических событий в литературном произведении.
  6. Анализ определённой проблемы.

III. Сочинение на «свободную» тему.

И всё же кажется, что для учеников такая классификация вряд ли окажется необходимой.

Обратим внимание на типы тем, которые выделяет Л.Ф.Сураева.[9]

  1. Тема-тезис (утверждение).
  2. Тема-вопрос.

3. Темы описательные.

4. Цитатные темы.

5. Сравнительная характеристика.

6. Темы свободные, темы для самовыражения.

Эта классификация, как нам представляется, сразу вооружает ученика способом раскрытия тем. Тезис – докажи, вопрос – ответь, тема описательная – опиши, сравнительная характеристика – сравни… Л.Ф. Сураева отмечает неидеальность такой классификации, её неполноту, то, что 1) в основу деления на типы взяты только характер формулировок и тип суждения и 2) объём материала». Но для школьников, пожалуй, эта классификация самая приемлемая. Имея в виду содержание и характер тем, Л.Ф. Сураева говорит о выделении:

  1. тем, требующих литературоведческого анализа;
  2. тем обзорно-аналитического характера;
  3. тем, требующих сопоставительного анализа литературного источника (художественного произведения) и критического комментария к нему (критической статьи);
  4. тем, предполагающих психологическое исследование характера героя;
  5. творческих, игровых тем.

Вот только непонятно, что делать с цитатной темой? Мысль, выраженную цитатой, можно доказать, можно здесь применить и описание, цитата может быть и вопросительным предложением…

В своей работе мы опираемся именно на классификацию Л.Ф. Сураевой, причём чаще имея в виду деление по характеру формулировок и типу суждения.

 Важна и работа над каждым словом формулировки. Неточное, приблизительное понимание темы, упущенное из виду слово, ведёт к неполноте раскрытия, к подмене одной темы другой. О внимательном отношении к слову писал С. Островой:

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть,

Слово тебе сотворит добро.

Умение «вслушаться», «вникнуть», «не позабыть» ни одного слова формулировки – путь к успешному раскрытию темы.

Следует научить детей и правильно выбирать тему из нескольких предложенных. Надо учесть следующие обстоятельства:

  1. прочитано или нет названное в теме произведение;
  2. знаком ли необходимый материал;
  3. был ли опыт в написании подобных типов тем;
  4. что ближе, роднее: иначе не отразится в работе личность пишущего.

Не всегда возможно учесть все обстоятельства, часто одно из них становится главным.

Глава III. Идея сочинения.

С понятием идеи (главной мысли) учащиеся также знакомятся в начальной школе: это то, что хотел сказал автор. Но их представление об идее, как правило, ещё более поверхностное, чем представление о теме.

Иногда главная мысль заключена уже в формулировке. Например, «Чацкий и Репетилов – герой и пародия». Это тема – тезис, здесь не надо искать идею, она выражена, её нужно лишь доказать.

В теме-вопросе идея не выражена, но путь её нахождения определён. Ответ на вопрос заголовка и будет идеей сочинения.

Все остальные темы требуют поиска главной мысли. И вот здесь важно уметь задавать себе вопросы, анализировать выбранный материал. Например, «Барская Москва в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». Здесь автор сочинения должен поставить перед собой вопросы: «Что значит «барская»?», «Кто из героев комедии является представителем барской Москвы?», «Что характерно для этих героев?», «Как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?». Общим ответом на эти вопросы будет, например, такой: «А.С. Грибоедов стремится разоблачить (отношение автора) пустоту, паразитизм жизни (то, что характерно его героям) московского дворянства (представителей барской Москвы).

Надо помнить, что автор работы вправе излагать своё видение, понимание идеи. Так, например, несколько направлений видения, идеи существует в такой формулировке темы: «Революционный романтизм раннего творчества М.Горького». Одно направление – романтические рассказы писателя звали к преобразованию жизни, второе – раскрыть художественное своеобразие романтизма молодого Горького.

В процессе работы первоначальный замысел может меняться. При раскрытии темы «Черты романтизма и реализма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ученик в начале работы идею видел в следующем: доказать присутствие романтических и реалистических черт в названном произведении. Впоследствии пришёл к мысли, романтические черты имеют внешнее проявление. Суть повествования – в реалистичности изображаемого. Ракурс раскрытия темы сразу изменился: «Герой нашего времени», несмотря на присутствие романтических признаков, - реалистическое произведение.

Ещё больше направлений в раскрытии идеи имеют темы широкого характера. «Читая Пушкина…» Один ученик может написать о своих любимых произведениях поэта, другой докажет, что в стихотворениях Пушкина ярко выражена философская мысль, третий расскажет о гуманистической направленности русского поэта, четвёртый будет на примере романов «Капитанская дочка» и драмы «Борис Годунов» размышлять о трагических страницах русской истории…

В любом случае идея (она, как правило, формулируется и доказывается в основной части сочинения) должна быть для учащегося чётко обозначена ещё до написания работы. Иначе, что доказывать?

Глава IV. Подбор материала.

Пришло время вспомнить об ученических анкетах (мы приводили их в начале работы), в которых часто звучала мысль о том, что многие просто не знают, о чём писать в сочинении на литературную тему. Такое незнание, непонимание идёт от того, что в процессе работы одна из операций – подбор материала – была выпущена или проходила стихийно. В результате сочинение характеризуется малым объёмом, нелогичностью, отсутствием доказательств…

Может произойти и другое. Работа перегружается материалом, многие мысли излагаются поверхностно, как бы второпях.

Ученикам важно показать, что подбор материала – это достаточно длительный процесс (для домашнего сочинения), требующий определённых умственных усилий, хорошей памяти, внимания, наблюдательности. Здесь обязательна работа с книгой. На наш взгляд, в этом процессе и происходит непосредственно сочинительство, после него останется выразить словами всё то, что появилось при подборе материала, на бумаге.

Что же надо подбирать, прежде чем непосредственно писать сочинение? Обратимся к таблице.

Подбираемый

материал

Пример темы

Выбранный материал

к данной теме

1. Подбор авторов произведения

Сатирическое изображение действительности в произведениях русской литературы 20-30 годов 20 века

- И. Ильф и Е. Петров

- М.Булгаков

- М.Зощенко

- А.Платонов

- Е. Замятин

2. Подбор произведений одного автора

Тема одиночества

в лирике М.Ю. Лермонтова

- «Парус»

- «Утёс»

- «Листок»

- «И скучно и грустно…»

- «Как часто пёстрою толпою окружён…»

- «Я не хочу, чтоб свет узнал…»

- «Выхожу один я на дорогу…»

- «Как в ночь звёзды падучей пламень…»

3. Подбор эпизодов одного произведения

Роль портрета в романе Достоевского «Преступление и наказание»

- внешность Раскольникова до убийства ч.1 гл. 1

- изображение внешности Раскольникова после совершенного преступления.

- портрет Сони во время причащения Маремеладова ч.2 гл.7

- описание Сони в тот момент, когда она приглашает Раскольникова на поминки

ч.3 гл.4

- портрет Мармеладова во время встречи с Раскольниковым в распивочной ч.1 гл.2

- портрет Лужина в тот момент, когда его впервые увидел Раскольников ч.2 гл.5

- изображение внешности Свидригайлова, идущего за Соней ч.3 гл.4

4. Подбор героев

«Век нынешний»:

Чацкий и его

единомышленники

- сам Чацкий

- брат Скалозуба

- племянник княгини Тугауховской Фёдор

- Репетилов

5. Подбор черт характера, качеств

Высший свет в изображении М.Ю.Лермонтова (По драме «Маскарад»)

- лицемерие, ложь

- клевета

- месть

- отношение к игре, как к образу жизни

- жестокие насмешки, злорадство

Важно, перелистывая произведения, отмечать или выписывать нужные цитаты, делать закладки.

Цитаты в сочинении по литературе часто воспринимаются как доказательства. Но необходимо помнить и о том, что перегруженность текста сочинения цитатами может вызвать упрёки в мыслительной скудости или несамостоятельности. Не должно быть и слишком длинных цитат. Логическую ошибку проверяющий может увидеть в цитате, которая просто дублирует мысль приведённую выше, не уточняя её, не развивая, не продолжая. В одной из работ нам, например, встретилось: «Сергей Есенин готов был воспевать родину:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть Земли

С названьем кратким «Русь».

Дублирование мысли здесь явное.

Рассказывая детям о цитировании, напомним, что частичное цитирование – самый удачный способ цитирования на вступительных экзаменах, когда текстами пользоваться нельзя, а в памяти какие-то кусочки авторских выражений сохранились. Сыграет здесь определённую роль и знание отрывков из художественных произведений, особенно стихотворений, наизусть.

При подборе цитат возможно и обращение к публицистическим или критическим статьям. Важно умело использовать отрывки из этих статей, обязательно делая ссылку на автора, не присваивая себе чужих мыслей, иначе обвинения в несамостоятельности не избежать.

Своеобразным видом цитирования является эпиграф. Поиски его должны тоже проходить в момент подбора материала, если ученик хочет, чтобы эпиграф действительно передавал основную мысль сочинения, делал её ярче, выпуклее. В роли эпиграфа могут быть приведены слова из анализируемого художественного произведения, публицистической или критической статьи. Это может быть и афоризм, пословица, поговорка, даже строки из песни.

И об оформлении цитат, и о записи эпиграфа ученикам следует напомнить.

Автор произведения, эпизоды, герои, цитаты, эпиграф… А главное всё ещё не найдено. Этим главным является отбор положений, узких тем (подтем), определение круга вопросов, раскрывающих идею сочинения. Детям нужно дать задание: «Выскажите и запишите все мысли, возникшие при анализе темы. И неважно пока, можете ли вы их доказать, раскрыть… Включите в сочинение или нет… Но выскажите. Не стоит пока и нумеровать эти мысли». Сейчас такой приём называют «мозговым штурмом».

Вот что, например, получилось у учеников 10 класса при размышлении над темой: «Обломовы: «Наше имя – легион!»»:

- что значит слово «легион»?

- какие черты свойственны Обломову и обломовым

- найти эпизод, где звучит данная цитата

- Обломов о Захаре: «Да ты больше Обломов, чем я сам!»

- сон Обломова: обитатели Обломовки (мать, отец, крестьяне)

- обломовщина в Пшеницыной

- я – Обломов!

- режиссёр Н.С.Михалков о притягательности Обломова

- обломовщина «ядовита»

- о Гончарове современники говорили «Мистер Де Лень»

- черты Обломова в Пенкине, Волкове, Судьбинском, Алексееве

- обломовщина в Штольце

-обломовых так много, а обломовщина так ядовита, что противопоставить ей некого и противостоять невозможно

- А.С.Пушкин: «Родов дряхлеющих обломок (и по несчастью не один)»

- обыграть фамилию героя (от глагола обломить)

После такого « штурма» никто из учеников не говорил, что не знает, о чём писать в сочинении. Но если подробно раскрывать каждую из этих мыслей, работа будет явно перегружена. Следовательно, необходимо какой-то материал обобщить, от чего-то отказаться, что-то упомянуть вскользь… Вычеркнуть то, что дублируется, не имеет прямого отношения к теме. При этом каждый ученик поступит в соответствии со своими знаниями и пристрастиями. Приведем примеры рассуждений десятиклассников.

Е. Кутахина: «Слова Пушкина не возьму: они мне не очень понятны по отношению к самому поэту. Не буду и обыгрывать фамилию героя. Не думаю, что надо писать о Пшеницыной: у неё всё-таки, пусть небольшая, но цель в жизни есть, да и трудится она постоянно. Я – не Обломов, следовательно, об этом говорить не буду. Рассказывать о чертах, свойственных Обломову, тоже не стоит, подробно во всяком случае. Они и так будут ясны из других рассуждений, сопоставлений. О значении слова «легион» скажу, но кратко, одним предложением. Остальное, наверное, сохраню».

С. Горшунов: «Сказать надо главное: обломовых легион, т.е. это и обитатели Обломовки, в т.ч. Захар, и посетители Обломова на Гороховой, и даже Штольц. Всё это докажу. В эпиграф – слова Пушкина. Во вступлении – их комментарий. В заключении – ядовитость обломовщины + растёт маленький Обломов, Андрей. Пшеницына? О ней плохо помню».

Хочется обратить внимание, что при таком подходе к предложенной теме (при условии прочтения романа И.А.Гончарова) ученикам приходится задумываться не над вопросом: «Что бы ещё написать?», а над вопросом «Что можно не писать?». Подобная работа в классе над темой сочинения постепенно приводит к тому, что ученик и самостоятельно называет 5-7 мыслей, которые он потом будет раскрывать, а то и больше.

А если теперь весь отобранный материал (положения, подтемы) пронумеровать, получится план сочинения.

Глава V. Составление плана.

                                                                                    Когда суть дела обдумана заранее,

                                                                                    Слова приходят сами собой.

                                                                                                                  Гораций

По сути, эта операция нами уже описана. Тем не менее, необходимо сказать о ней ещё несколько слов, подчеркнув необходимость составления плана.

«План – это последовательность ваших мыслей, это и ваши доводы и доказательства в работе, другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением»[10]. Предыдущая глава, думается, убедительно это доказывает. Непосредственно сочинение складывается во время подбора мыслей и их расположения. Без плана может произойти смещение акцентов, нарушена последовательность в изложении материала, возможно необоснованное повторение одной и той же мысли. По плану, присутствующему в работе, учитель сразу видит преимущества и недостатки сочинения.

Но план – подвижное явление. Если есть необходимость его изменить, следовательно, это можно и надо сделать.

Думается, не следует от учащихся требовать «парадных» заголовков при составлении плана для написания сочинения. Иное дело составление плана как самостоятельное задание. Иначе для подбора нужного слова или его синонима (порой слова, не несущего для заголовка основной смысл) уходит очень много времени. Но план в черновике должен быть обязательно, он дисциплинирует ход мыслей. Здесь можно вспомнить, что слово «сочинение» происходит от древнерусского «чин», порядок. Порядок в изложении мыслей, безусловно, необходим. А при переписывании работы на чистовик план всё время должен быть перед глазами.

Глава VI. Вступление к сочинению.

                                                                                                  Начало – полдела откачало.

                                                                                                             Пословица

«Рассказывают, как однажды в одном ответственном турнире известный шахматист Давид Бронштейн над своим первым ходом продумал … 40 минут! А ведь шахматную партию можно начать всего лишь восемнадцатью возможными способами. Так что вопрос «Как начать сочинение?» совсем не так прост: ведь перед учащимся не 18, а бесконечное множество слов, словосочетаний, фраз, с которых можно было бы начать сочинение»[11].

И всё же попробуем ответить на вопрос, как начать сочинение.

В современной методической литературе о сочинениях не так часто принято говорить о вариантах вступлений. Если же всё же речь об этом ведётся, то настолько по-разному, что утверждать о существовании традиционных вступлений не приходится.

Е.И.Ильин предлагает пять вариантов зачинов.[12]

Варианты

зачинов

Примеры

Плюсы и минусы

названного варианта

1.Академический

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет,вершиной творчества

стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

«…Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости»

2. От «я»

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

своего времени и своего поколения…»

«Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции»

3. «Киношный»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла

стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

«…Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания… надо владеть искусством композиции»

4. Дневниковый

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, « кто может открыть перед чужими … людьми свою душу»

5. Цитатный

«Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

«Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные)… даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение»

Первый зачин, предложенный Е.Ильиным, в детских работах встречается чаще, чем остальные. Обычно он переписан из критической литературы и никакого отношения к теме сочинения не имеет, наоборот, уводит ученика от темы к изложению сухих фактов.

Зачины «От я», «Киношный», «Дневниковый» требуют личностной позиции, поэтому их можно объединить.

Логичнее нам кажется подход Н.П.Морозовой.[13] Отмечая, что на сегодняшний день общепринятой терминологии не существует, она придерживается следующих названий:

1. историческое (о  времени, когда было  написано  произведение, или о времени, изображённом  в повести, рассказе…),

2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом),

3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме),

4. сравнительное (проведение литературных параллелей),

5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение)[14]

Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».

И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».[15]

В школьной практике мы даём ученикам такие варианты вступлений:

1. историческое                                                                        

2. аналитическое

3. биографическое

4. сравнительное

5. личностное

6. цитатное

7. «взять быка за рога»

Были и такие сочинения, где дети описывали обложку книги во вступлении, комментировали тему или эпиграф. Следовательно, можно к семи названным вариантам зачинов добавить

8. описание обложки

9. комментарий темы

10. комментарий эпиграфа.

В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст»[16]. Книга достаточно сложная, она не предназначена для учащихся средних школ. Но именно в ней делается попытка обобщить и классифицировать  варианты  зачинов,  рассмотреть  их функции. Учителю эта книга будет полезной. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.

 

Называет В.Н.Мещеряков и способы начинать текст. Самые интересные из них

- мемуарный приём,

- монтаж информации по контрасту: должное и сущее,

  ожидаемое и свершившееся,

  возможное и реальное,

- монтаж фактуальной информации,

- обращение к информационному запасу коммуниканта,

- обзор аспекта деятельности героя,

- обзорная характеристика предмета обсуждения,

- призыв к совоспоминаниям,

- приглашение к диалогу,

- призыв к сопредставлению,

- призыв к сопереживанию,

- противопоставление,

- зачин-парадокс,

- подведение к теме,

- самохарактеристика,

- сопряжение фактов по контрасту,

- характеристика через впечатления современников,

- исторический (введение факта с отложенным объяснением; информация о предыстории события; констатация неожиданного, странного; лирический эпизод…).

Учащиеся важно показать достоинства и недостатки предложенных вариантов, продемонстрировать примеры зачинов. Необходимо, чтобы к вступительным экзаменам в вуз, ученики определили те варианты зачинов, которые им удаются, не требуют больших затрат сил и времени.

Глава VII. Варианты заключений.

                                                                                             Конец – всему делу венец.

                                                                                                           Пословица

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два: заключение-вывод и заключение-следствие.

Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова[17], например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:

«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».

Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

Практика показывает, что на самом деле и цитатным, и личностным. Интересны заключения, имеющие открытый характер.

А.А. Муратов предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей    внезапностью,    новизной    поставленного    вопроса    или  внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!».[18] Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.

Удачными, на наш взгляд, являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.

Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять  часть от всего сочинения.

Глава VIII. Членение на абзацы. Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой).

Когда речь заходит об абзацном членении текста, вспоминается история, поведанная нам К.Г. Паустовским, о старом корректоре, который сумел «раздёрганный спутанный» рассказ А. Соболя превратить в «прозрачную литую прозу». Что же он сделал? Расставил знаки препинания и выделил абзацы.

На наш взгляд, от выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

Тип мостика

Его характеристика

Примеры

1. Риторический

вопрос

Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора

«Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»

«Как поступает наш герой?»

«Может писатель не прав?»

2. Прямая

связь

Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях

«Рассмотрим теперь…»

«Проанализируем этот рассказ…»

«Ещё хочу сказать, что…»

3. Переход-

соединение

Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

«Это качество проявляется также в том…»

«Следующая черта, которую необходимо отметить…»

«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»

4. Переход- противопоставление

Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…

«Совсем иные взгляды свойственны…»

«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»

«Другие методы использует Толстой»

  1. Внутренняя связь

Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла

«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.

Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Глава IX. Выражение личной позиции.

Одно из условий хорошего сочинения – самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один – автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа…

Порой у учащихся возникает недоумение: «Что мы можем сказать нового? Что мы умнее Белинского?» Ребята забывают о цели сочинения: «сердцу высказать себя», «предъявить личность».[19] Учителя-читателя при проверке сочинения по литературе не интересуют мысли В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева… Интересуют мысли, взгляды, чувства ученика Иванова, ученицы Петровой…

Необходимо помнить, что «своё» - всегда с издержками. Но, своего бояться, – от «себя отказаться!».[20]

Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется». Правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.

Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков.[21]

Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Мы считаем, что многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.

Предвосхищение

непонимания

неправильного хода мысли

вопроса

опережения в ходе мысли

- Вряд ли следует удивляться тому, что…

- Почему, однако, нельзя воспользоваться

- Даже если считать... одним из…, то и в этом случае..

- Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…

- В литературе уже было обращено внимание на …но...

- Может возникнуть вопрос...

 - Возникает вопрос:…

- Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому…  

- Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…

- Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне…

- Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…

- Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто...  

- Оговоримся сразу: ошибки здесь нет…

- Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой…

- Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник…

- Но здесь всё гораздо сложнее

- Логично ли…?

- Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…

- Разумеется, такой подход вполне допускает…

 - Конечно, можно  намного интенсивнее, чем это делается сейчас…

- Об экономии и говорить не приходится…

- Конечно… претерпят изменения.

- Разумеется, предварительно потребуется…

Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство  сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение. Своеобразием обладают и те работы, в которых ученик делает попытку сопоставить прочитанное и увиденное. Мы говорим о привлечении других видов искусства: живописи, музыки, кино. Такие включения в текст основного сочинения демонстрируют эрудицию автора, его желание глубоко проникнуть в суть проблемы.

Сопоставление может быть свёрнутым (беглым), может быть и достаточно развёрнутым.

Необходимо помнить о том, что любой вид искусства владеет своими средствами и способами воспроизводить действительность, а режиссёр, композитор… имеют право на выражение своего взгляда, своей точки зрения, на своё видение героев, обстоятельств, поставленной автором проблемы. Разночтение может вызвать дискуссию, оживив сочинение.

Вот пример достаточно удачного, на наш взгляд, обращения к киноэкранизации.

Ученик доказывал в сочинении мысль о том, что в романе И.А. Гончарова «Обломов» с первых глав понятно, что главный герой никогда не изменит привычный образ жизни. Дальше шло следующее: «Я окончательно убедился в своей точке зрения, когда посмотрел фильм Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», где есть такой эпизод: Обломова усаживают на велосипед, привезённый Штольцем из-за границы. Илья Ильич отказывается кататься, сопротивляется, но устоять перед жестокой настойчивостью друга не может. Сначала медленно, затем быстрее и быстрее по кругу едет велосипед, на котором сидит Обломов. Он кричит, просит Штольца остановиться, умоляет, приказывает. Его слышат и не слышат. Слышат его голос, но не понимают, что Обломов не годится для быстрого бега жизни, для суеты и волнения. Нет такого эпизода в романе, но как верно эта езда на велосипеде передаёт характер героя. Смотрю фильм и убеждаюсь в том, что Обломов никогда не будет подобен суетливым Судьбинскому, Пенкину, Волкову, да и Штольцу тоже».

Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.

Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.

Глава X. Работа над черновиком. Переписывание сочинения.

                                                                                      Писать хорошо – это вычёркивать

                                                                                   плохо написанное.

                                                                                              А.П.  Чехов

Ответственный момент – работа над черновиком. Писать его надо так, чтобы на полях, между строк или на одной стороне листа оставалось место для исправлений. Во время проверки черновика надо:

1. свериться с планом: есть ли отклонения? Возможно, какие-то части работы прописаны недостаточно полно, что-то, возможно, надо исключить…,

2. убедиться, что идея проходит через всё сочинение,

3. проверить, правильно ли выделены абзацы,

4. постараться избежать общих фраз (Замените имена и названия. Получится? Следовательно, сочинение состоит из общих фраз),

5. сделать стилистическую и речевую правку,

6. сверить цитаты с текстом произведения,

7. проверить орфографию и пунктуацию.

При переписывании сочинения надо помнить, что сначала указывается число, название работы. Затем без кавычек тема (исключение представляют цитаты). Эпиграф пишется в правом верхнем углу без кавычек, обязательно указывается без скобок фамилия автора, после неё точка не ставится. План в чистовой вариант переписывать не рекомендуется. Чистые строчки нигде не оставляются.

Необходимо обращать внимание на ясность начертаний, правильность переносов. Чтобы меньше было исправлений, сначала надо прочитать предложение целиком, а потом его переписывать.

Заключение

Техника написания сочинения, о которой здесь шла речь, думается, позволит учителю облегчить его труд. Следование описанным этапам в творческой работе приучит школьников вдумываться в прочитанное, излагая затем свои мысли и чувства логично и грамотно.

Не стоит рассматривать всё предложенное как что-то универсальное или формальное, ведь речь всё-таки идёт о творчестве. В данной работе даны лишь рекомендации как понять тему, обозначить идею, отобрать материал, рассмотрев варианты вступлений и заключений.

Если сейчас мы попытались осветить теоретическую сторону вопроса, то в будущем планируем работу над его практическим решением.

Нам представляется также, что в дальнейшем интересно рассмотреть и жанровое своеобразие школьных сочинений.

Исчерпать же затронутую тему, на наш взгляд, невозможно. Тем более, у каждого своё видение того, чему и как надо учить (да и оно меняется с опытом работы), чтобы предсказание злой феи «Ты будешь проверять тетради» потеряло своё коварство и приобрело радостный характер нетерпеливого ожидания, чтобы слова из знаменитой песни «А у нас стряслась беда: сочиненье скоро!» потеряли свою актуальность.

Список использованной литературы

I. 1. Ожегов  С.И.  и  Шведова  Н.Ю.  Толковый  словарь  русского  языка. М., 1992.

   2. Словарь русского языка: В 4-х т. Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1984.

   3. Толковый  словарь  русского языка. В 4 т. Под ред. проф. Д.Ушакова. М.,1996.

II. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.//Сб. приказов и инструкций МП РСФСР. 1984. № 31.

III. 1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М., 1986.

      2. Айзерман Л.С. Школьник пишет сочинение. М., 1986.

      3. Бойко    М.И.   Сочинение    по    литературе   в  средней   школе.   Киев:    Радяньска школа, 1973.

      4. Геймбух  Е.Ю.  Сочинение:  Просто?  Сложно? Попробуй написать. М., 2001.

      5. Грекова   Е.В.   Алгоритм   сочинения//Пособие  для  абитуриентов  и школьников,  или  как  научиться  писать  сочинение  без  репетитора  и шпаргалки. М., 1995.

      6. Грекова  Е.В.  Методические  указания  по работе над сочинениями. М., 1985.

      7. Гринина-Земскова  А.М.  Сочинению  надо  учить  //  Вопросы теории и практики. Волгоград, 1970.

      8. Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям разных жанров//В помощь руководителям факультативов. Волгоград, 1969.

      9. Дегожская А.С. Сочинение в 5-8 классе. Пособие для учителя. М.-Л., Просвещение, 1965.

     10. Дубинская  М.С. Обучение сочинениям на литературную тему. Киев,1988.

     11. Жирова Т.В., Федченко В.В. Сочинение  и  изложение в 5-8 классах. М., Феникс, 2005.

     12. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. М., Школа-пресс, 1995.

     13. Как  работать над сочинением//Методическое пособие к письменному экзамену по русскому языку и литературе. Саратов, 1988.

     14. Калганова   Т.А.   Сочинения   различных  жанров  в  старших  классах. М., Просвещение, 1997.

     15. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. М., Просвещение, 1994.

     16. Китаев Н.Н. Критерии оценки ученических сочинений. М., 1961.

     17. Колокольцев Н.В. Обучение изложениям и сочинениям на уроках литературного чтения//Итоги наблюдений и эксперимента. М., 1955.

     18. Кременская И.К. Работа над сочинением. М., 1986.

     19. Кременская И.К. Роль плана в сочинении//Русская речь. 1978. № 2.

     20. Крундышев А.А. Как работать над сочинением//Пособие для учащихся национальной школы. С.-П., 1992.

     21. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. М., Просвещение, 1990.

     22. Лосева   Л.М.   Как   строится   текст //Пособие для учителей. М., Просвещение, 1980.

     23. Майорова  А.В. Письменные  работы  по литературе  в  8 классе. Рига, 1973.

     24. Малышева Л.М. Рифы и мифы вступительных экзаменов. М., 1994.

     25. Методические  указания  к факультативному курсу «Теория и практика сочинений  различных  жанров»  (7-8 классы).  Пособие  для учителя//Составители Т.А. Ладыженская, Т.С. Зеркалова. М., Просвщение, 1986.  

     26. Мещеряков   В.Н.   Жанры  школьных  сочинений.  Теория  и  практика написания. М., Флинта: Наука, 1999.

     27. Мещеряков   В.Н.   Учимся   начинать   и   заканчивать  текст:  учебное пособие. М., Флинта: Наука, 2004.

     28. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М., Просвещение, 1987.

     29. Мурашов  А.А.  Как  сердцу высказать себя?//Диалог со школьником и  абитуриентом накануне сочинения. М., 1994.

     30. Обернихина   Т.А.  Сочинение  на  литературную  тему.  Методическое пособие для учителя. М., Аркти, 2000.

     31. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М., 1990.

     32. Озеров  Ю.А. Экзаменационные сочинения на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы. М., Школа-пресс, 1994.

     33. Орлов  Б.А.  Как писать сочинения по литературе. Пособие  для учащихся 8 класса. М., Просвещение, 1977.

     34. Пожилова Л.В., Сафиуллин Я.Г. Как работать над сочинением. Казань, 1978.

     35. Пустовалов П.С. Русская речь. 1974. № 4.

     36. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Волгоград, 2002.

     37. Сураева  Л.Ф.  Как  писать  сочинения//В помощь старшеклассникам, абитуриентам и учителям литературы. Иваново, 1993.

     38. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс. М., Просвещение, 1990.

     39. Шолохов  Н.И. Сочинения учеников средней школы. Пособие для студентов и учителей. Горький, 1977.

                                                                                                             

Приложение 1

Примерное тематическое планирование факультативного курса

«Особенности сочинения по литературе: что писать и как писать».

Цели и задачи курса:

-    ознакомление с техникой написания творческих работ;

-    побуждение учащихся к внимательному чтению художественной литературы;

-    развитие письменной речи учащихся;

-    подготовка старшеклассников к выпускным и вступительным экзаменам;

-  создание психологически устойчивого состояния во время написания творческой работы (отсутствие чувства страха…)

1. Введение.   Задачи курса                                                                              1 час

                        Планирование работы

                        Анкетирование учащихся «Какие затруднения я

                        испытываю при написании сочинения по литературе».

2. Введение.   Анализ результатов анкетирования.                                       1 час

                        Основные требования к сочинению по литературе.

3. Классификация ошибок.                                                                               1 час

    Оформление работы.

4. Тема сочинения.                                                                                            1 час

    Типы тем.

    Как выбрать тему.

5. Практическое занятие.                                                                                  1 час

    Анализ предложенных тем.

6. Идея сочинения.                                                                                            1 час

    Сопоставление двух понятий: тема и идея.

7. Практическое занятие.                                                                                  1 час

   Учимся определять тему и идею.

8. Подбор материала к сочинению.                                                               2 часа

9. Практическое занятие.                                                                                2 часа

    Подбор материала к сочинению.

10. Композиция сочинения.                                                                             1 час

11. Варианты вступлений.                                                                              2 часа

12. Практическое занятие.                                                                              2 часа

      Тренировка в создании разных видов вступлений.

13. Варианты заключений.                                                                               1 час

14. Практическое занятие.                                                                              2 часа

      Создание различных вариантов заключений.

15. Варианты переходов. (Связь между абзацами).                                       1 час

16. Практическое занятие.                                                                                1 час

      Овладение различными способами связи абзацев.

17. Выражение личной позиции.                                                                   3 часа

18. Работа над речью.                                                                                      2 часа

      Классификация речевых и грамматических ошибок.

                           

19. Практическое занятие.                                                                              3 часа

      Работа над речью.

20. Работа над черновиком.                                                                              1 час

      Переписывание сочинения.

21. Практическое занятие.                                                                                1 час

      «Моя коллекция эпиграфов».

22. Резерв. Обычно используется для подготовки                                     3 часа

      К конкретным сочинениям по литературе.

                                                                                                             Приложение 2

Возможные задания для практических занятий

I. Отработка понятий «тема» и «идея».

   - Объясните ваш выбор темы сочинения.

 1. Идея теории Раскольникова и её «проверка» в романе. 

      2. Слушая песни о войне.     

      3. Человек или вещь Лариса с пьесе А.Н.Островского «Бесприданница».

      4. Тема Родины в творчестве русских поэтов-классиков.

      5. «Сохранить дом нашего бытия…» (Экологическая тема в современной                                                                                                                         

        литературе).

   - Сопоставьте темы (шире-уже, описание-повествование-рассуждение).

      1. Исповедь     как     средство     характеристики     героя.     (По   роману    

        М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

     2. «Герой нашего времени» как исследование духовного мира человека.

     3. Молодой герой первой трети XIX века.

     4. Есть ли у Печорина друзья?

     5. Анализ   эпизода   «Погоня   за  Верой».  (По   роману  М.Ю.Лермонтова  

        «Герой нашего времени»).

   - Расположите   данные   вам   темы   в   таком   порядке,  чтобы  каждая          

     последующая тема была шире предыдущей.

  1. Почему Гоголь заставил Чичикова заблудиться?
  2. «И смешно и больно!» (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)
  3. «Великая тайна нравиться» (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)
  4. Анализ эпизода «Чичиков у Коробочки».

   - Определите тип темы.

      1. Суровая правда войны в творчестве Л.Н.Толстого.

      2. Мне жаль Вас, господин Печорин.

      3. «Для      каждого      возраста      Пушкин      имеет      у     себя     нечто

          соответствующее» (В.В.Розанов).

4. Почему « не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий?..»

     5. Лариса Огудалова и Катерина Кабанова. (по пьесам А.Н.Островского.)

   - Найдите главное слово темы.

     1. Мой Пушкин.

     2. Какая  дорога  ведёт  к Храму? (Размышления о настоящем, прошлом и

         будущем нашей страны.)

     3. Противопоставление   истинного   и  ложного  патриотизма  в  романе

         Л.Н.Толстого «Война и мир».

     4. Проблемы нравственности в современной прозе.

     5. «Я   жить   хочу,   чтоб   мыслить   и   страдать» . (По  произведениям

         А.С.Пушкина.)

   - Сформулируйте тему к прочитанному сочинению.*[22]

   - В  каких  направлениях  могут  раскрываться  данные темы (предложите

     варианты).

  1. Мой любимый писатель.
  2. Две России в поэме Гоголя «Мёртвые души».
  3. Сатирическое     изображение    чиновников    в    комедии    Н.В.Гоголя «Ревизор».
  4. Реализм Достоевского.
  5. Спасибо Вам, Александр Блок.


           - Прочитайте сочинение. Какие его части не имеют отношения к теме.*

   - Сформулируйте тему и идею сочинения

      1. Образ вишнёвого сада в комедии А.П.Чехова.

      2. «Униженные      и     оскорблённые»     в     романе     Ф.М.Достоевского

          «Преступление и наказание».

      3. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого.

   - Правильно    ли    понята    тема    и    идея   сочинения   в работах   ваших

      одноклассников.

   - В каких заголовках звучит идея.

      1. «Нет   в   мире   ничего   прекрасней   бытия…»   (философская   поэзия

         Н. Заболоцкого).

     2. Лирический герой В.Высоцкого.

     3. Тема Родины в творчестве А.Ахматовой.

     4. Маяковский – лирик.

     5. «Русь  моя,  жизнь  моя,  вместе  ль  нам  маяться?» (По произведениям

         А.Блока).

II. Отработка умения составлять план работы.

   - Соответствует ли план теме сочинения. Если нет, внесите исправления.

      I. Повесть И.С.Тургенева «Ася» - « чистое золото поэзии». Произведение

         Тургенева в оценке русской критики.

      II. Почему    Н.А.Некрасов    назвал    повесть   «Ася»   «чистым   золотом

          поэзии?»

  1. Изображение природы в произведении Тургенева.
  2. Тема любви в повести.
  3. Художественное своеобразие повести.
  4. Немецкий быт в описании Тургенева.

   III. Какую ошибку допустил господин Н.?

   

   - Соответствует ли сочинение плану?*

   - Подберите   материал  к  теме:  «Пушкин  «как  сатирический  писатель,

      каким он явился в Онегине».

   - К данной теме подберите героев, черты их характера, о которых можно

      говорить,    эпизоды:    «Высший    суд    –    суд   совести»    (По    роману 

     Ф.Д.Достоевского «Преступление и наказание».)

   - К предложенному плану сформулируйте тему.

     1. Влияние судьбы поэта на его творчество.

     2. Герой Жуковского.

     3. Изображение природы.

     4. Двоемирие в произведениях поэта.

    5. Своеобразие романтизма Жуковского.

   - Расположите   в  определённой  последовательности  следующие  пункты

     плана к теме сочинения: «Барская Москва в комедии А.С.Грибоедова».

     ≈ отношение знати к свободному выбору занятий

     ≈ кто принадлежит к фамусовскому обществу

     ≈ какими путями московские аристократы составили себе богатство

     ≈ отношение ко всему иностранному

     ≈ положение в этом обществе передового человека

     ≈ что ценится в фамусовском обществе

     ≈ можно ли утверждать, что московское барство – «век минувший».

III. Формирование умения писать вступления и заключения.

   - Какие варианты вступлений (заключений) возможно подобрать к теме?

     «Знание     человеческого     сердца     –    основная    сила    его    таланта»

    ( Н.Г.Чернышевский).     По     одному     или     нескольким    произведениям  

     Л.Н.Толстого.

   - Какие  варианты  вступлений  (заключений)  не  целесообразны для темы:

     «Семья Болконских и семья Ростовых»?

   - К предложенному сочинению напишите вступление (заключение).*

   - Напишите  несколько  возможных  вариантов  вступлений (заключений) к

     теме:  «Жестокие  сторон   военного  времени  в  «Конармии»  И.Бабеля».

     Объясните их «плюсы» и «минусы».

   - Подходят   ли   предложенные   вам  варианты  вступлений  (заключений)

     к сочинению…*

IV. Членение текста на абзацы. Построение переходов.

   - Установите связь между абзацами разными способами.*

   - Разбейте текст на абзацы.*

   - Найдите «мостики» в тексте, охарактеризуйте их.*

  - Прочитайте «мостик». Какие две мысли (абзацы) может он свзывать?

     ≈ В характере каждого человека есть положительные  качества,  есть  и

        отрицательные.      Идеальных      людей      нет.      Характер      героини

        А.И.Солженицына тоже не прост. («Матрёнин двор».)

V. Работа над черновиком.

   - Сопоставьте  черновик  и  чистовой вариант сочинения. Какие изменения

      произошли?*

   - Доработайте предложенный вам черновик.*

   - Попробуйте объяснить пометки учителя, проверившего сочинения.*

                                                                                                         

   Приложение 3

Пожалуй, самым эффективным способом работы над сочинением на литературную тему является рецензирование (здесь отрабатываются сразу почти все умения). Ученик может рецензировать чужие работы, проанализировать рецензию учителя1, написать авторецензию – очень полезный вид задания. В своей работе мы приводим планы рецензий, разработанных Н.И.Шолоховым в книге «Сочинения учеников средней школы. Пособие для студентов и учителей». Но каждый учитель может отнестись к этим планам лишь как к рекомендуемым.

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ СОЧИНЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО ТИПА

  1. Раскрытие темы:
  1. соответствует ли содержание сочинения теме;
  2. с достаточной ли глубиной и полностью раскрыта тема;
  3. если да, то нет ли в сочинении неправильных суждений или недосказанных положений; убедительны ли аргументы;
  4. нет ли фактических ошибок.

  1. Логика суждения:
  1. эпиграф:

а)   нужен  ли  эпиграф;   б)  соответствует  ли  он  теме;  в) является  ли              

    меткой формулировкой идеи;

2) план:

а) является ли план конкретизацией идеи, сформулированной в

                 эпиграфе;

_____________________________________________________________________________

1. Считаем, что учитель должен не только ставить порой безликие оценки, но и обязательно писать рецензию на сочинение. Иначе ученик может остаться равнодушным к выставленным отметкам.

б) логична  ли намеченная планом последовательность раскрытия темы

     (особое    внимание   обратить   на   вступление   и   заключение,   их

      соответствие теме и соразмерность);

в)   логично   ли    и    грамотно    ли    (в   стилистическом   отношении)

      сформулированы и расположены пункты плана;

г) соответствует  ли  сочинение плану; подчинено ли оно ведущей идее;

              является     ли     сочинение    системой    доводов    и    доказательств,

        структурно организованных этой идеей.

  1. Выражено ли в сочинении авторское лицо (его точка зрения).

  1. Цитирование:
  1. соблюдена ли мера в цитировании;
  2.  все ли цитаты необходимы, обусловлены логикой суждений;
  3.  не  наблюдается  ли   трафарета  и  однообразия  в способах введения цитат;
  4.  нет ли искажения цитат;
  5.  нет ли скрытых цитат.

  1. Стиль:

1) каков лексико-фразеологический багаж автора сочинения;

2) не пользуется ли он языковыми трафаретами и штампами;

3) соответствуют ли степень и языковые средства эмоциональности речи содержанию сочинения и натуре автора (т.е. эмоциональность естественна или искусственна).

  1. Внешнее оформление:
  1.  форма плана;
  2.  красная строка;
  3.  начало и конец строки;
  4.  почерк.

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ СОЧИНЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ТИПА

  1. Картинно-образное содержание:

1) имеется  ли  в  сочинении  картинно-образная  система. В какой мере  

              она  изображает  явления  жизни,  к  которым автор задумал выразить

              своё отношение;

          2) как  выражено  это  отношение:  самой  картинно-образной системой,

    выразительно-изобразительными       средствами,      в       лирических

              отступлениях или в форме логического рассуждения.

  1. Стиль:

1) в какой мере выразительно-изобразительные средства соответствуют

              эмоционально-образному содержанию сочинения и натуре автора;

  1. каков лексико-фразеологический багаж автора сочинения;
  2. не пользуется ли он языковыми трафаретами и штампами.

3. Внешнее оформление.

Зачины, в которых устанавливаются и в общем виде характеризуются проблемы или основные темы текста

Зачины, в которых

осмысливается,

уточняется или

переформируется

тема текста

Зачины, в которых устанавливается предмет обсуждения или выделяется аспект обсуждения темы

(1) Тематический зачин

(2) Фактуальные зачины

Зачины, вводящие социально-исторический фон, предпосылаемый главной текстовой информации

Зачины, вводящие реально-бытовой фон, соотносящийся далее с темами и концептами текста

Зачины, вводящие литературно-критический фон, упреждающий главную текстовую информацию

(3) Концептуальные зачины

Зачины, в которых

формируется главная мысль и/или основные положения текста

Зачины-цитаты, вводящие идею текста

Зачины-оценки

Зачины, представляющие собой гипотезу автора текста


[1] Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М., Педагогика, 1986. С.3.

[2] Обернихина Г.А. Сочинения на литературную тему: Методическое пособие для учителя. М.: Аркти, 2000.

[3] Майорова А.В. Письменные работы по литературе в 8 классе. Рига, 1973.

[4] Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. С.35.

[5] Мурашов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994. С.5.

[6] Как работать над сочинением// Методическое пособие по письменному экзамену по русскому языку и литературе. Саратов, 1988.

[7]Бойко М.И. Сочинение по литературе в средней школе. Киев, 1973.

Грекова Е.В. Методические указания по работе над сочинением. М., 1985.

Дубинская М.С. Обучение сочинениям на литературную тему. Киев, 1988.

Майорова А.В. Письменные работы по литературе в 8 классе. Рига, 1973.

[8] Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М., 1990.

[9] Сураева Л.Ф. Как писать сочинения. Иваново, 1993.

[10] Пустовалов П.С. Русская Речь. 1974. №4.

[11] Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. М., 1987. С.69.

[12] Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. М., 1995. С.6-7.

[13] Морозова Н.П. Учимся писать сочинения. С.35-42.

[14] Этим вариантом в настоящее время ученики не пользуются.

[15] Морозова Н.П. Учимся писать сочинения. С.72.

[16] Мещеряков В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст. М., 2004.

[17] Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. С.65.

[18] Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994. С.74.

[19] Мурашов А.А. Как сердцу высказать себя. С.78.

[20] Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. М., 1995. С.126.

[21] Мещеряков В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст. С.236-237

[22] Звёздочкой отмечены те задания, где использовались ученические сочинения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Сочинение по литературе (Техника написания: теория и практика)

Автором самостоятельно проанализированы определения основного понятия данной работы – сочинение, выявлены их недостатки, сформулированы основные требования к современному сочинению (в соответствии с «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...