Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Галлямова Наталья Владимировна

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx76.71 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        

                    

МБОУ лицей №2 Бугульминского муниципального района РТ


Галлямова Наталья Владимировна, первая квалификационная категория


Ф.И.О. педагога, квалификационная категория

    _литература,  5 класс________

Предмет, класс

Рассмотрено на заседании                                                                          педагогического совета                                                                                            протокол №__1_ от  «29» августа 2012 года

 

                                                                       

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для учащихся 5 класса

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов, на основе  Примерной программы по литературе , 5-9 классы ( М.: Просвещение, 2011.),  подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения» под руководством А.А.Кузнецова, М.В.Рыжакова, А.М.Кондакова. Главная отличительная особенность  программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности.

      В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. В лицее в 5 классе программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и  ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ автор-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).

                                                                                Общая характеристика учебного предмета

      Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

      Согласно федеральному государственному образовательному стандарту  изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

   Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать стремлением каждого ученика. Это  зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета «Литература»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.

                   ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ


                                    Личностные, метапредметные и предметные результаты, которыми должны овладеть обучающиеся 5 класса

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

    Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при   выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

    – сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя    линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение

1+1(вн.чт.)

Мифология

2

Устное народное творчество

5 + 1

Из древнерусской литературы.

2

Из басен народов мира

5 + 1

Из литературы XIX века.

23 + 4

Из литературы XX века.

16 + 1

Из зарубежной литературы.

7+1

ИТОГО

70 ч.

Раздел программы, тема урока

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерите-

ли

Планируемые результаты освоения матери

ала

Домашнее задание

Дата проведе

ния

План

Дата про-ведения

Факт

1.

Введение – 2 часа

Книга – твой друг. Литература как искусство слова.

1)чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

3)излагать содержание прочитанного  текста подробно, сжато, выборочно;

4)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации

Устные высказывания, выразительное чтение

Тест по выявлению читательского интереса

Составление опорного конспекта статьи, выразительное чтение

Пересказ и анализ выбранной книги

4.09

2.

Вн.чт. Конкурс - викторина . «Любимые книги, герои, авторы»

Организация книжной выставки, устные ответы на вопросы

Викторина на проверку

 Четко, логично, обоснованно отвечать на вопросы, выразительно читать, пересказывать

Стр. 8 – 10 пересказ; с.13-14 ответы на вопросы

6.09

3.

Мифология – 2 часа

Античный миф. Происхождение мира и богов. «Рождение Зевса», «Олимп». Представление древних греков о сотворении богов, Вселенной, героев.

1)чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

2)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

3)пользоваться разными видами чтения;

4)уметь формулировать собственное мнение и позицию;                5)осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;                6)выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»

Устные высказывания, осознанное творческое чтение, ответы на вопросы учебника

Составление плана пересказа

 Четко, логично, обоснованно отвечать на вопросы, выразительно читать, пересказывать

Стр. 14 – 19 пересказ, составить план произведения

11.09

4.

Рассказ о Гомере. «Одиссея». Эпизод «Одиссей на острове циклопов. Полифем.». Сюжет мифа. Образы.

Выделение смысловых частей художественного текста, сравнение героев

Сравнительная характеристика героев

Развивать навыки характеристики художественных образов, развивать  монологическую речь

Стр.24-25 пересказ; с.26 ответы на вопросы; инд.сообщения.

13.09

5.

Устное народное творчество – 6 часов

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки.

1) работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность;

2) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

3)пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

4)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

5)перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

6)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

7)пользоваться словарями, справочниками;

8) формулировать собственное мнение и позицию;

9)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;               10)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;   11)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;            12)задавать вопросы;  Предметные результаты: осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;            различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения; использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; выделять нравственную проблематику фольклорных текстов;  видеть черты русского национального характера в героях русских сказок; выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказок; сочинять сказку (в том числе и по пословице)

Коллективная;
индивидуальная: самостоятельная работа с учебником

Работа над вопросами, коллективное обсуждение

 Выделять главное в тексте, развитие монологической речи. Углубление представления учащихся о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора

Записать 5 известных пословиц и поговорок, объяснить их значение

18.09

6.

Пословицы и поговорки.

Работа с иллюстрациями, со словарями (групповая работа)

Фронтальный опрос

Давать аргументированные ответы

Стр. 27, 31 чтение, составить вопросы и задания к статьям

20.09

7.

Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет. Сказочные образы. Нравственная проблематика.

Устные высказывания, осознанное творческое чтение, ответы на вопросы учебника

Составление плана пересказа

Четко, логично, обоснованно отвечать на вопросы, выразительно читать, пересказывать

Заполнить таблицу, составить план сказки, инд.(викторина по сказке)

25.09

8.

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

Выделение смысловых частей художественного текста, сравнение героев

Сравнительная характеристика женского образа в сказках разных народов

Развивать навыки характеристики художественных образов, развивать  монологическую речь

Сочинить сказку ( инд.), прочитать сказку «Падчерица»

27.09

9.

Вн. чт. Сказки народов мира. «Падчерица»

Подробный пересказ, с использованием старинных слов и выражений, выявление авторской позиции (индивидуальная и групповая работа)

Фронтальный опрос, выборочный пересказ

Составление плана, осмысление содержания материала

Чтение сказок народов мира (по выбору)

2.10

10.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение сказки.

Создание письменного связного рассказа о любимой сказке

Индивидуальная, коллективная, групповая

Активизация мыслительных способностей учащихся

Сочинить сказку

4.10

11.

Древнерусская литература – 2 часа

Понятие о древнерусской литературе. Летопись «Повесть временных лет» (отрывки).

1)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

2) формулировать собственное мнение и позицию;                 3)осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст;                       4)выделять нравственную проблематику древнерусских текстов;  5)видеть черты русского национального характера в героях древнерусской литературы

Пересказ статьи учебника, ответы на вопросы учебника

Проверка письменного задания

Чтение и анализ фрагментов

Стр. 59 – 60 пересказ, вопросы и задания

9.10

12.

Отражение истории в древнерусской литературе. Нравственная позиция автора.

Подробный пересказ, с использованием старинных слов и выражений, выявление авторской позиции

Фронтальный опрос, выборочный пересказ

Составление плана, осмысление содержания материала

Стр. 64 – 66  вопросы и задания

11.10

13.

Басни народов мира – 6 часов

Басни народов мира. Понятие о басне. Эзоп. Краткие сведения о баснописце. «Лиса и виноград», «Ворон и Лисица». Лафонтен «Лисица и виноград».

1)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

2)пользоваться разными видами чтения;

3)уметь формулировать собственное мнение и позицию;               

4)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно;

5)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;                    6) задавать вопросы;  

7)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;               

Составление словаря басни (работа в парах)

Выразительное чтение, инсценировка

Составление опорного конспекта, выразительное чтение басен

Биография М.Ломоносова

16.10

14.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII в. Нравственная проблематика басен , злободневность. Основные темы басен. М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника

Хронологическая таблица

Выразительное чтение стихотворения, приемы юмористического изображения

Выучить стихотворение

18.10

15.

И.А. Крылов. Детство писателя. Тематика басен. «Волк и Ягненок».

8)осознанно воспринимать басни в единстве формы и содержания;             9)адекватно понимать художественный текст басен и давать его смысловой анализ;                        10)выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

11)определять актуальность басен  для читателей

 Знакомство с судьбой великого баснописца. Определение морали басен

Викторина на распознавание басен Крылова и на определение морали басен

 Учиться  выделять главное в произведении

Выучить басню, презентации

23.10

16.

И.А. Крылов. «Волк на псарне», «Свинья под Дубом». Сатирическое и нравственное в баснях.

Работа с выражениями, характеризующими поведение персонажей. Определение морали басен

Письменная работа- раскрыть смысл аллегории в басне

Учиться определять мораль в басне, сформулировать основную идею произведения

Выучить басню, презентации, рисунки к басням

25.10

17.

Р.р. Игра «Что? Где? Когда?» Образный мир басен.

Конкурс на лучшую инсценировку басен (групповая, индивидуальная

Инсценировка басен

Развитие навыка сопоставительного анализа, художественного пересказа с элементами повествования, описания и рассуждения

Биография Пушкина, презентации

30.10

18.

Контрольная работа по творчеству великих баснописцев.

Индивидуальная

Письменные ответы на вопросы или тестирование

Написание творческой работы  по произведению, выражение своего отношения к прочитанному

С.93-102 пересказ

1.11

19.

Русская литература 19 века – 27 часов

А.С. Пушкин. Детство поэта. Пушкин и книги. Поэт и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няня».

1) работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность;

2) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; 3)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

Составление плана статьи учебника об А. С. Пушкине, выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, поиск дополнительной информации о жизни и творчестве поэта

Художественный пересказ с элементами повествования и описания

Составление плана основных этапов жизни и творчества А. С. Пушкина

Наизусть

13.11

20.

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Гуманистическая направленность сказки. Герои и персонажи «Сказки…»

4)пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

5)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

6)перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

7)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

8)пользоваться словарями, справочниками;

9)формулировать собственное мнение и позицию;

10)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

11)осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника

Индивидуальные задания о поэте  и сказке

 Составлять характеристику героя, выразительное чтение сказки

С.123 ответы на вопросы

15.11

21.

Добро и зло в сказках А.С. Пушкина. Отношение автора к героям.

Чтение, пересказ ,анализ фрагментов сказки

Выразительное чтение и изображение героев сказки

 Выделять главное в произведении

С 125 инд.задания

20.11

22.

Р.р.  В мире художественного слова А.С. Пушкина. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Эпитет.

Составление словаря, отличия стихотворной речи от прозаической, определение функций эпитетов

Выявление особенностей стихотворного и прозаического текста

Формулировать выводы урока, проводить аналогии

С.129-132 чтение

22.11

23. 

Литературная сказка и её отличие от фольклорной.

Сопоставительный анализ (групповая, индивидуальная)

Характеристика персонажей,сопоставительный анализ сказок

 Иллюстрировать свои ответы примерами

«Руслан и Людмила» ( чтение)

27.11

24.

Вн.чт. Сказочный характер поэмы «Руслан и Людмила» (избранные главы).

Выразительное чтение, ответы на вопросы учебника, тестирование

Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения

 Составлять характеристику героя, выразительное чтение сказки

Характеристика героев

29.11

25.

«Руслан и Людмила». Богатство и выразительность средств.

Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитанному , составление цитатного плана, сравнительный анализ эпизодов, героев

Составление цитатного плана

 Составлять цитатный план к работе; выполнять сравнительный анализ эпизодов, героев

Вопросы и задания по произведению

4.12

26.

Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога».

12)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

13)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

14)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

15)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

16)задавать вопросы.

Предметные  результаты:

1)воспринимать текст литературного произведения;

2)читать выразительно наизусть лирические стихотворения и  фрагменты произведений русской литературы 19 века;

Обучение анализу литературного произведения (работа в парах)

Оценка ответов учащихся по вопросам домашнего задания

 Давать логичные и последовательные ответы, анализировать стихотворение

Наизусть

6.12

27.

Вн.чт. Час поэзии. «Поэзия XIX века о родной природе»

Различные виды чтения, работа с иллюстрациями, обучение анализу литературного произведения (работа в парах)

Фронтальный опрос, оценка ответов учащихся

 Давать логичные и последовательные ответы, анализировать стихотворение

Наизусть, презентация о Лермонтове

11.12

28.

М.Ю. Лермонтов. Детские годы. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Творческая работа «На Бородинском поле»

Рефераты, творческая работа

 Находить нужные цитаты в тексте, составлять план, грамотно выражать свои мысли

Пересказ биографии Лермонтова

13.12

29.

«Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова.

Коллективная: комментированное чтение, беседа по прочитанному ; работа в тетрадях; составление плана

Фронтальный опрос, проверка цитатного плана, беседа по вопросам

 Анализировать поэтический текст, развитие представления о звукописи, метафоре, аллитерации

Выучить стихотворение, выписать выразительно-изобразительные средства из стихотворения

18.12

30.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд.

3)характеризовать героев русской литературы 19 века;

4)характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание;                       5)составлять план литературного произведения, в том числе цитатный;

6)подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения;

7)определять роль

портретной характеристики героя;

8)рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции;

9) относить произведение к жанру рассказа, повести  по его признакам;

10)различать в произведении автора и рассказчика;

11)называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму);

12)писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое

Коллективная;
индивидуальная: сообщения уч-ся о Гоголе, комментированное чтение, составление словарика  новых и «трудных» слов, дать им толкование.

Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения

Сопоставлять факты жизни и творчества писателя, характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов.

Ответить на вопросы и выполнить задания учебника, подготовить пересказ фрагментов повести по плану

20.12

31.

Образы и события повести.

Коллективная;
индивидуальная:  комментированное чтение, обсуждение  образов и событий. Просмотр фрагментов кинофильма

Письменные ответы на вопросы

Понимать художественное своеобразие повести; понятие «художественная деталь» в произ-нии, выполнять анализ фрагментов произведения

Сотавление цитатного плана

25.12

32.

Суеверие, злая сила, добро и зло в повести.

Коллективная;
индивидуальная:  комментированное чтение, обсуждение  характеристик героев. Просмотр фрагментов кинофильма

Фронтальный опрос, оценка ответов учащихся

Выразительно читать текст, анализировать произведение

Составить характеристики главных героев (по вариантам)

27.12

33.

Р.р.  Словесное рисование героев.

Устное словесное рисование, словарная работа в группах

Анализ прозаического текста, характеристики героев

Давать логичные и последовательные ответы, анализировать произведение

Чтение рассказа «Муму»

15.01

34.

И.С. Тургенев. Детские годы. История создания рассказа «Муму». Тематика и социальная проблематика рассказа.

Выборочный пересказ эпизодов, формулировка первых впечатлений от встречи с героями

Вопросно-ответная работа

Совершенствовать технику чтения, анализировать произведение и делать выводы

Подготовить чтение по ролям диалогов Гаврилы и Капитона, Гаврилы и Татьяны, подготовить характеристики Татьяны, Гаврилы, Капитона

17.01

35.

Вн.чт. Образы центральные и второстепенные. Образ Муму. Нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью.

Сопоставление героев, ответы на вопросы учебника, Характеристика образа-персонажа с опорой на средства создания образа

Фронтальный опрос, оценка ответов учащихся на вопросы домашнего задания

Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения

Подготовиться к сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

22.01

36.

Р.р.  Контрольное сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

Написание сочинения

Создание письменного связного рассказа

Высказывать свою точку зрения, написание сочинения

Чтение стихотворений

24.01

37.

И.С.Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык», «Воробей», «Два богача».

Ответы на вопросы, индивидуальные задания

Фронтальный опрос, оценка ответов учащихся

 Обобщать и систематизировать полученные знания, сравнивать факты, события, явления

Наизусть, анализ стихотворения

29.01

38.

Н.А.Некрасов – поэт для детей. «Крестьянские дети». Основная тема и способы её развития.

Комментированное чтение, определение завязки, кульминации, развязки

Ответы на вопросы

Выразительно читать, анализировать текст

Рассказать о детских и юношеских годах Н. А. Некрасова, прочесть стихотворение

31.01

39.

«Крестьянские дети». Отношение автора к персонажам стихотворения. Композиции.

Сопоставительная характеристика героев, выявление через анализ речи персонажей особенностей их характеров

Вопросно-ответная работа

Давать характеристику герою, сравнивать героев

Письменно ответить на вопросы учебника

5.02

40.

Н.А.Некрасов. «Тройка». Народная песня. Строфа.

Чтение по ролям, пересказ, анализ пересказа, составление словаря

Ответы на вопросы

Совершенствовать технику чтения, анализировать произведение и делать выводы

Анализ стихотворения

7.02

41.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». История создания произведения. Быль как литературный жанр.

Комментированное чтение, определение завязки, кульминации, развязки

Устные ответы на вопросы

Формулировать выводы урока, проводить аналогии

Характеристика героев

12.02

42.

Тема и основные проблемы повести: смысл жизни, справедливость, свобода и неволя. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке.

Чтение по ролям, пересказ, анализ пересказа, составление словаря

Оценка ответов учащихся по вопросам домашнего задания

Составлять сравнительную характеристику героев

Составить цитатный план рассказа, сделать вывод о значении фамилий героев

14.02

43.

Р.р.  Контрольное сочинение по рассказу Л.Н.Толстого.

Написание сочинения

Создание письменного связного рассказа

Написание творческой работы  по произведению, выражение своего отношения к прочитанному

Прочитать статью в учебнике об А. П. Чехове, чтение рассказа по ролям

19.02

44.

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы писателя. «Злоумышленник»: тема рассказа. Комизм ситуации. Приёмы создания характера и ситуаций. Отношение автора к персонажам.

Самостоятельное чтение рассказа, вопросы учителя на первичное восприятие

Ответы на вопросы учебника, выступления обучающихся

Сопоставлять факты жизни и творчества писателя, характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов.

Чтение рассказов по ролям, инсценировка

21.02

45.

Вн.чт.   Юмористические рассказы А.П.Чехова («Пересолил»)

Групповая: инсценировка  рассказов, чтение по ролям, беседа по вопросам

Творческая работа «О чем заставил меня задуматься рассказ Чехова?»

Понимать значение понятий  «анекдот», «притча», «юмор», «сатира», «комическое»; приёмы изображения комического, характеризовать стилистические особенности и идейное содержание текстов

«Над чем смеется Чехов в рассказах?» (рассуждение)

26.02

46.

Русская литература 20 века – 17 часов

И.А. Бунин. Детские годы писателя. «Густой зелёный ельник у дороги». Тема природы и приёмы её реализации. Художественное богатство стихотворения.

1) работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность;

2) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

Самостоятельное чтение стихотворений, вопросы учителя на первичное восприятие

Работа по средствам выразительности

Выразительно читать, анализировать текст

Наизусть

28.02

47.

«В деревне». Слияние с природой, нравственно-эмоциональное состояние персонажа.

3)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

4)пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

5)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

6)перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

7)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

8)пользоваться словарями, справочниками;

9)формулировать собственное мнение и позицию;

Анализ произведения, основной смысл

Оценка устных ответов учащихся

Выразительно читать, анализировать текст

Анализ стихотворения

5.03

48.

Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика писателя. Контраст.

Комментированное чтение, определение идейно-художественного своеобразия произведения

Цитатный план по рассказу

Находить нужные цитаты в тексте, составлять план, грамотно выражать свои мысли

Пересказ биографии писателя

7.03

49.

Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика. Значение финала.

Размышления о взаимосвязи человека и природы

Оценка ответов учащихся, анализ эпизода

Совершенствовать технику чтения, анализировать произведение и делать выводы

С 45-46 вопросы и задания

12.03

50.

Л.Н.Андреев. «Кусака». Гуманизм писателя.

Использование дополнительных сведений о писателе, устное словесное рисование

Оценка индивидуальных сообщений, вопросы на первичное восприятие

Воспринимать авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе, анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки

С.47 пересказ

14.03

51.

А.И.Куприн. Слово о писателе. «Золотой петух». Особенности создания образа в рассказе.

10)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

11)осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

12)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

13)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

14)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

15)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

16)задавать вопросы.

Предметные  результаты:

1)воспринимать текст литературного произведения;

2)читать выразительно наизусть лирические стихотворения и  фрагменты произведений русской литературы 20 века;

Анализ произведения, основной смысл

Фронтальный опрос

Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения

С.55 ответы на вопросы, задания

19.03

52.

А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворений.

Чтение наизусть, анализ и оценка лирических произведений

Оценка устных ответов учащихся

 Анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности

Наизусть

21.03

53.

С.А.Есенин. Детские годы поэта. «Поёт зима – аукает…», «Ты запой мне ту песню, что прежде…» Единство человека и природы. Малая и большая родина. Олицетворение.

Размышления о взаимосвязи человека и природы

Оценка устных ответов учащихся

 Анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности

Сообщение о А. П. Платонове, рассказ «Никита». Наизусть

2.04

54.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребёнка. Образ Никиты.

Рассказ о писателе, художественный пересказ, выявление авторской позиции

Оценка устных и письменных ответов

Совершенствовать технику пересказа, анализировать произведение и делать выводы

С . 99 ответы на вопросы

4.04

55.

Вн.чт.  А.П.Платонов. «Цветок на земле». Основная мысль произведения.

Коллективная: работа по учебнику, комментированное чтение, беседа по вопросам; групповая: составление сравнительных характеристик героев

Оценка индивидуальных сообщений, вопросы на первичное восприятие

Воспринимать авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе, анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки

«Каменный цветок»

9.04

56.

П.П.Бажов. Путь писателя к сказу. Особенности сказа. «Каменный цветок».

3)характеризовать героев русской литературы 20 века;

4)характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание;                      

5)составлять план литературного произведения, в том числе цитатный;

6)подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения;

7)определять роль

портретной характеристики героя;

8)рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции;

9) относить произведение к жанру рассказа, повести  по его признакам;

10)различать в произведении автора и рассказчика;

11)называть отличительные признаки стихотворной речи (в том числе ритм, рифму);

12)писать сочинение-эссе, сочинение-размышление о книге, литературном герое

Работа по учебнику, защита кластеров, пересказ эпизодов, ответы на вопросы

Оценка домашней работы учащихся

Понимать отличительные особенности сказа, составлять характеристику героя

Сопоставить жанры сказ и сказки, нарисовать иллюстрации

11.04

57.

Человек труда в сказе П.П.Бажова. Приёмы создания художественного образа. Отличие сказа от сказки.

Характеристика образов, языковой анализ произведения

Оценка выступлений учащихся

Обобщать и систематизировать полученные знания

Сообщение о Н.Носове, викторина по рассказам

16.04

58.

Н.Н.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Три охотника». Правда и вымысел.

Письменные ответы на вопросы

Оценка выступлений учащихся

Давать логичные и последовательные ответы, анализировать поступки героев

В. П. Астафьев«Васюткино озеро»

18.04

59.

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Выборочный пересказ эпизодов, характеристика главного героя

Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения

Воспринимать авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе, анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки

Составить цитатный план, ответить на вопросы учебника

23.04

60.

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

Ответы на вопросы учителя

Оценка выступлений учащихся

Обобщать и систематизировать полученные знания

Сочинение-миниатюра «Какие черты характера героя привлекают меня?»

25.04

61.

Е.И.Носов. Слово о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и зло. Мир глазами ребёнка.

Рассказ о писателе, художественный пересказ, выявление авторской позиции

Оценка устных ответов учащихся

Давать логичные и последовательные ответы, анализировать произведение

Наизусть стихотворения о природе

30.04

62.

Р.р.  Час поэзии. «Поэзия и проза XX века о родной природе» В.Ф.Боков, Е.М.Рубцов, Р.Г.Гамзатов В.И.Белов. В.Г.Распутин.

Чтение наизусть, анализ и оценка лирических произведений

Оценка выступлений учащихся

Давать логичные и последовательные ответы, анализировать стихотворение

Подготовиться к контрольной работе

2.05

63.

Контрольная работа по произведениям русских писателей 19 – 20 вв.

Индивидуальная

Письменные ответы на вопросы или тестирование

Обобщать и систематизировать полученные знания

«Робинзон Крузо»

7.05

64.

Зарубежная литература – 8 часов

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей, характеристика жанра.

1) работать по плану, сверяя свои действия с целью,  корректировать свою деятельность;

2) в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

3)самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

4)пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коллективная: работа по учебнику, комментированное чтение, беседа по вопросам; групповая: составление сравнительных характеристик героев

Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения

Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения

Сочинение-рассуждение «Что бы вы взяли с разбитого корабля, окажись вы на месте Робинзона?»

9.05

65.

Х.К.Андерсен. Детство писателя. Сказка «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Литературные приёмы создания сказочной ситуации.

Работа по учебнику, защита кластеров, пересказ, ответы на вопросы

Оценка выступлений учащихся

Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения

«Приключения Тома Сойера»

14.05

66.

Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. «Приключения Тома Сойера» (отрывки). Мир детства и мир взрослых.

5)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

6)перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

7)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

8)пользоваться словарями, справочниками;

9)формулировать собственное мнение и позицию;

10)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

11)осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

12)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

13)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

14)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

15)договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

16)задавать вопросы.

Предметные  результаты:

1)воспринимать текст литературного произведения;

2)читать выразительно  фрагменты произведений зарубежной литературы;

3)характеризовать героев зарубежной литературы;

Различные виды пересказа, нахождение сюжетных линий, устное словесное рисование

Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения

Написание творческой работы  по произведению, выражение своего отношения к прочитанному

«Борьба за огонь» (главы из повести)

16.05

67.

Ж. Роно – Старший. Слово о писателе. «Борьба за огонь» (главы из повести). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Различные виды пересказа, роль портрета героя в характеристике образа

Составление цитатного плана

Воспринимать авторское отношение к изображаемому; нравственные проблемы, затронутые в рассказе, анализировать внутренний мир героев, их чувства и поступки

Д. Лондон «Сказание о Кише»

21.05

68.

Дж. Лондон. Детские годы писателя. «Сказание о Кише». Обычаи,  быт, верование, нравы северных народов.

Рассказ о писателе, художественный пересказ, выявление авторской позиции

Оценка устных ответов учащихся

Давать логичные и последовательные ответы, анализировать произведение

«Приключения Эмиля из Лённеберге»

23.05

69.

А.Линдгрен. Слово о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберге». Отношение писательницы к своему герою. Тонкий юмор.

Коллективная: работа по учебнику, комментированное чтение, беседа по вопросам; групповая: составление сравнительных характеристик героев

Тестирование с целью проверки знаний содержания произведения

Анализ образов героев и центральных эпизодов произведения

Индивидуальные и групповые творческие задания

28.05

70.

Р.р. Литературный час «Я хочу рассказать вам…»

4)характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание;                      

5)подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения;

6)определять роль

портретной характеристики героя;

7)рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции;

8)различать в произведении автора и рассказчика

Коллективная, групповая, индивидуальная:  беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа.

Оценка выступлений учащихся

Обобщать и систематизировать полученные знания

Задание для летнего чтения.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе для 9 класса к учебнику Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева

Настоящая программа составлена на основе федерального компонента. Она рассчитана на 3 учебных часа в неделю. В программе указаны требования к знаниям и умениям обучающихся, типы уроков, методы обучени...

Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику Г.С Меркина (ФГОС)

Данная рабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы Г.С.Меркина и соответствует требованиям ФГОС второго поколения....

Рабочая программа по литературе для 5 класса по учебнику Меркина

Рабочая программа по учебнику Меркина содержит нормативную базу, пояснительную записку, тематическое  планирование, календарно-тематический план и контрольно-измерительные материалы по изученным ...

рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Г.С.Меркина

В рабочую программу по литературе для  7 класса входит паспорт, пояснительная записка, требования к уровню подготовки, основное содержание курса и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе для 6 класса по учебнику Меркина Г. С.

Пояснительная записка, учебный план и календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе для 7 класса к учебнику Г.С. Меркина, С.А. Зинина.

Планирование составлено для работы с учебником: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных              учреждений: в 2 ...