календарно-тематическое плланирование по литературе для 5 класса по учебнику Коровиной
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс рассчитано на 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_lit-re_5_kl_po_korovinoy.docx94.61 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

Время проведения

Раздел. Тема урока

Тип

Вид

урока

Результаты обучения

( требования к уровню подготовки)

Контроль и диагностика

Особ-ти орг-ции

учебного

процесса

Доп.содержание

предметные

личностные

метапредметные

1

Введение. ( 1ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. К читателям.

 Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты. Учебник литературы и работа с ним

Вводный урок

Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника; дать понятие
о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Групповая:

вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

Индивидуаль-ная: написать рассказ по пословице

Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Продвинутый уровень: создание связного текста на необходимую тему

Рассказ, работа с книгой, опорные записи

Объяснительно-иллюстративная

модель обучения

В. Я. Коровина, И. С. Збарский. Литература.
5 класс: методические советы
(М.: Просвещение, 2008)

Устное народное творчество ( 10ч.)

2

Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор

Урок изучения нового материала

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах;показать жанровые особенности  загадок и считалок

Индивидуаль-ная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение

выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации

Репродуктивная

модель обучения

В. П. Аникин,

Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество
(Л.: Просвещение, 1987)

3

  1. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Урок -экскурсия

Расширить представления о

Групповая: придумать

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки

Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок

Проблемные задания,

Поисковая

мире сказок, сказочных жанрах и элементах; показать способы построения народной сказки

сказку заданного вида, создать иллюстрацию

иллюстрации И. Билибина,

В. Васнецова,

Т. Мавриной,

И. Кузнецова

А. Афанасьев. Народные русские сказки (.: Наука, 1985)

4

  1.  Поэтика волшебной сказки. Народная мораль в сказке . Высокий нравственный облик Василисы Премудрой

Урок контроля знаний

5

  1. Волшебная богатырская  сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Урок практичес-ких знаний

6

Тема мирного труда и защиты родной земли

Урок практичес-ких работ

Обучение худ.пересказу

создать иллюстрацию

уметь отличать виды сказок

Худож.пере-сказ

7

Народные сказки о животных. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Урок систематизации и обобщения знаний

Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки; совершенствовать навыки пересказа и речи

Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки

Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды

Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа  

Работа по вопросам,работа с иллюстрация-ми

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе:

кн. для учителя (М., 2002)

8

  1. Народные представления  о справедливости,  добре и  зле

Урок изучения нового материала

Расширить представления о видах сказок; рассмотреть употребление в тексте постоянных эпитетов, повторов, народных выражений

Коллективная: чтение и обсуждение сказок.

Групповая: творческое задание.

Индивидуаль-ная: подготовить пересказ бытовой сказки или сказки
о животных

Базовый: знать виды сказок; уметь характеризовать героев сказок  

Продвинутый: уметь сопоставлять варианты сказок

Беседа, художественный пересказ, проблемные задания

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

А. Афанасьев. Народные русские сказки (М.: Наука, 1985)

9

Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос

Урок систематизации и обобщения знаний

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

А. Афанасьев. Народные русские сказки (М.: Наука, 1985

10

РР Создание своей волшебной сказки

Урок практичес-ких знаний

Развитие речи уч-ся

создать иллюстрацию

уметь сопоставлять варианты сказок

Создание сказки

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

11

Вн. чт.Русские народные сказки.

Урок внеклассного чтения

Познакомиться с другими произведениями устного нар.тв.

Выразит. Чтение и пересказ

Уметь характериз.героев

Беседа, пересказ

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Афанасьев Народные русские сказки (М.: Наука, 1985

Из древнерусской литературы (2ч.)

12

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Книги на Руси (обзор).

Урок изучения нового материала

Познакомить с жанрами древнерусской литературы, чертами русских летописей; показать нравственные аспекты летописи

Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов

Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь характеризовать стиль произведения древнерусской литературы Продвинутый: знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений

Рассказ, работа

с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова

Объяснительно-иллюстративная

Энциклопедия для детей. Т. 9: в 2 ч. Ч. 1
(М.: Аванта+, 1998)

13

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои и их подвиги во имя мира на земле. Отзвуки фольклора в летописи

Урок-экскурсия

Объяснительно-иллюстративная

Из литературы ХVIII века  ( 2ч.)

14

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, гражданин.

Урок-встреча.

Урок практичес-ких знаний

Познакомить учащихся с творческой деятельностью М. В. Ломоносова и основными событиями его жизни; рассмотреть содержание и художественные особенности представленного стихотворения; обучить навыкам выразительного чтения и анализа произведения

Групповая: творческое чтение, задания.

Индивидуальная: сообщение о Ломоносове

Базовый: иметь представление о месте М. В. Ломоносова в истории русской культуры и науки; знать особенности поэтического произведения.

Продвинутый: первоначальные, базовые знания о лингвистическом анализе текста

Беседа, выставка книг, иллюстраций

Урок-встреча. Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая

15

«Случились вместе два астронома в пиру…». Научные истины в поэтической форме

Беседа, выставка книг, иллюстраций

Из литературы ХIХ века  ( 16ч.)

16

Русские басни. Истоки жанра.

Проблемная лекция, беседа,

Познакомить
с истоками басенного жанра; дать понятие об эзоповом языке, аллегории

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням

с цитатами-комментариям

Базовый: познакомиться с русскими
и зарубежными баснописцами XVIII века

Продвинутый: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена

Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации

Проблемное изложение

17

  1. И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне

Проблемная лекция, беседа

Дать понятие
о басне; познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням
с цитатами-комментария-ми

Базовый: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали

Углублённый: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации
к басням

Объяснительно-иллюстративная

  1. «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали.

18

  1. И. А. Крылов «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

Урок изучения нового материала

познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням
с цитатами-комментария-ми

Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации
к басням

Объяснительно-иллюстративная

19

  1. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.

Урок изучения нового материала

познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням
с цитатами-комментария-ми

Базовый: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали

Углублённый: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации
к басням

Объяснительно-иллюстративная

20

  1. РР Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

Урок практичес-ких работ

Обучить выр.чтению басен,познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням
с цитатами-комментария-ми

Выр.чтение, беседа, портрет Крылова, иллюстрации
к басням

21

Вн.чт. Басни И.А.Крылова

Урок внеклассного чтения

22

  1. В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник.

Урок изучения нового материала

Познакомить
с творчеством писателя, понятием «литературная сказка
»

Индивидуаль-ная: выразительное чтение сказки

Базовый: знать отличие литературной сказки от народной

Продвинутый: знать и уметь приводить примеры антитезы

Беседа, работа
с книгой, иллюстрации

Объяснительно-иллюстративная

23

  1. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

Урок с использованием учебного фильма

Познакомить
с творчеством писателя, понятием «литературная сказка
»

Индивидуаль-ная: выразительное чтение сказки

Базовый: знать особенности жанра баллады

Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского

Беседа, работа
с книгой, иллюстрации

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

24

  1. В. А. Жуковский. «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

Урок изучения нового материала

Познакомить
с жанром баллады; рассмотреть нравственно-психологические проблемы произведения

Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций

Базовый: знать особенности жанра баллады

Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского

Рассказ, беседа, проблемные задания

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

И. М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс

25

  1. А. С. Пушкин. Детство и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Урок изучения нового материала

Пополнить, уточнить знания о биографии писателя; дать начальные представления о прологе; совершенствовать навыки выразительного чтения

Групповая: сообщения о детских и лицейских годах

А. С. Пушкина.

Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»

Продвинутый: знать содержание
и понимать идею поэмы «Руслан и Людмила»

Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

Репродуктивная

Учебный в/ф «Мой Пушкин». Отрывок из х/ф «Руслан и Людмила» (режиссер А. Птушко, 1972)

26

  1. « У лукоморья дуб зелёный».Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

Урок практичес-ких знаний

дать начальные представления о прологе; совершенствовать навыки выразительного чтения

Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть Пролога

знать содержание
и понимать идею поэмы «Руслан и Людмила»

Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

27

А С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.

Урок практичес-ких знаний

Познакомить с историей рождения сюжета, центральными образами сказки; отметить поэтичность и музыкальность пушкинской сказки

Коллективная: работа над терминами «ритм», «стихотворная и прозаическая речь».Индивидуальная: сравнить «Сказку о мертвой царевне…» со «Спящей красавицей» В. А. Жуковского в виде сравнительной таблицы и сказкой «Белоснежка» из сборника братьев Гримм

Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать
и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм
 

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

Объяснительно-иллюстративная

С. Я. Маршак.

«Заметки о сказках Пушкина». Собр. соч.: в 8 т. Т. 7 (М.: Художественная литература, 1971)

28

  1. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

Урок практичес-ких знаний

выявить нравственные проблемы и народную мораль в произведении

Продвинутый: уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и братьев Гримм, понимать
и находить «бродячие» сюжеты

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

Объяснительно-иллюстративная

С. Я. Маршак.

«Заметки о сказках Пушкина». Собр. соч.: в 8 т. Т. 7 (М.: Художественная литература, 1971)

29

  1. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

Урок практичес-ких знаний

отметить поэтичность и музыкальность пушкинской сказки

Коллективная: работа над терминами «ритм», «стихотворная и прозаическая речь».

Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать
и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм
 

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

30

  1. РР  Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Обучение выразительному чтению наизусть (на материале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина)

Урок практичес-ких знаний

Обучение выразительному

чтению наизусть,

работа с рифмой,

ритмом, строфой

Коллективная: работа над терминами «ритм», «стихотворная и прозаическая речь».

Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать
и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм
 

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

Объяснительно-иллюстративная

С. Я. Маршак.

«Заметки о сказках Пушкина». Собр. соч.: в 8 т. Т. 7 (М.: Художественная литература, 1971)

31

  1.   Вн. чт. Художественный мир пушкинских сказок

Урок практичес-ких знаний

Обучение выразительному

чтению

Индивидуаль-ная: выразительное чтение , создание иллюстраций

Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать
и характеризовать центральные образы

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

Объяснительно-иллюстративная

С. Я. Маршак.

«Заметки о сказках Пушкина». Собр. соч.: в 8 т. Т. 7 (М.: Художественная литература, 1971)

Русская литературная сказка ( 24ч.)

32

  1. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

Урок изучения нового материала

Расширить читательский кругозор учащихся; формировать умение анализировать художественный текст-

Коллективная:  исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная:выразительное чтение

 

Базовый: уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

Продвинутый: знать особенности художественного мира Погорельского

Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

33

  1. Нравоучительный смысл и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Урок практичес-ких знаний

Расширить читательский кругозор учащихся; формировать умение анализировать художественный текст-

Коллективная:  исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная:выразительное чтение

 

Базовый: уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

Продвинутый: знать особенности художественного мира Погорельского

Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

34

  1. В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

Урок практичес-ких знаний

Познакомить с творчеством В. М. Гаршина; ввести в художественный мир писателя; помочь понять нравственные проблемы сказки; осмыслить трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения

Работа в группах: анализ выбранных эпизодов.

Индивидуальная: творческая работа

Базовый: знать содержание произведения; уметь характеризовать центральные образы.

Продвинутый: уметь находить аналогии между темой, образами данной сказки и другими произведениями

Работа с текстом, беседа, комментированное чтение

Исследовательская

35

  1. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Урок изучения нового материала

Познакомить
со средствами художественной выразительности,
с исторической основой стихотворения, композицией

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

Базовый: знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа, портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве

Объяснительно-иллюстративная

З. Я. Рез. Лермонтов в школе (М., 1963)

36

  1. РР. Изобразительно – выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Урок практичес-ких знаний

Познакомить
со средствами художественной выразительности,
с исторической основой стихотворения, композицией

Групповая: работа с текстом; подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

Базовый: знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

Рассказ, чтение текста произведения, комментирование

Объяснительная иллюстрация

37

  1. Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни в повести.

Урок с использованием учебного фильма

Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения; развивать представления о фантастике и юморе

Групповая: работа с текстом; подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь характеризовать повествовательную манеру писателя

Рассказ, чтение текста произведения, комментирование

Объяснительная иллюстрация

38

  1. Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

Урок практичес-ких знаний

Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения; развивать представления о фантастике и юморе

Групповая: работа с текстом; подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

Продвинутый: уметь доказывать, что «Заколдованноеместо» – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль

Рассказ, чтение текста произведения, комментирование

Объяснительная иллюстрация

39

  1. Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

Урок изучения нового материала

Познакомить
с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; развивать представление об эпитете; совершенствовать навыки выразительного чтения

Коллективная: 
работа с текстами произведений, частичный анализ.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

Базовый: уметь характеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения

Продвинутый: учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге» с картиной художника И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», его символическое значение

Рассказ, связь
с уроками истории, проблемные задания

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

В. А. Никольский. Методика преподавания литературы в средней школе  (М.: Просвещение, 1971)

40

  1. Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Урок изучения нового материала

Совершенствова-ть навыки выразительного чтения

Коллективная: 
работа с текстами произведений, частичный анализ.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», его символическое значение

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Объяснительная иллюстрация

41

  1. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. Р.Р.Урок выразительного чтения по  стихотворениям Н.А.Некрасова

Урок практичес-ких знаний

Совершенствова-ть навыки выразительного чтения

Коллективная: 
работа с текстами произведений, частичный анализ.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

Продвинутый: владеть  начальными навыками литературоведческого анализа

Самостоятель-ное планирование и проведение исследования

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

42

РР. Сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

  1. Урок контроля знаний

Учить писать сочинение на заданную тему, в письменной форме выражать свое отношение к прочитанному

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная: раскрыть одну из тем:

– Мое отношение

к героине поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»;

– Сказочные традиции в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос»

Самостоятель-ное планирование и проведение исследования

Исследовательская

43

  1.   Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Урок изучения нового материала

Познакомить
с основными этапами жизни писателя. Познакомить с героями повести, работать над пониманием отношений Герасима и дворни, истории Татьяны, любви Герасима к Татьяне, Герасима и Муму;

Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

Групповая: выразительное чтение диалогов по лицам.

Индивидуальная: сообщения по биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея – прообраза Герасима, «аннибалова клятва»). Пересказ основных эпизодов

Базовый: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

Продвинутый: владеть  начальными навыками литературоведческого анализа

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Объяснительная иллюстрация

Б. В. Богданов. «Душа моя, все мысли мои в России...». И. С. Тургенев в Спасско-Лутовинове: фотоальбом (М.: Планета, 1989)

44

  1. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.

Урок практичес-ких знаний

раскрыть одну из тем

– Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

– Друзья и враги Герасима.

– В чем вина и беда барыни?

Базовый: знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет».

Продвинутый: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, уметь характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

Работа с текстом, беседа, проблемные задачи

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

45

  1. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

Урок практичес-ких знаний

Объяснительная иллюстрация

Б. В. Богданов. «Душа моя, все мысли мои в России...». И. С. Тургенев в Спасско-Лутовинове: фотоальбом (М.: Планета, 1989)

46

РР   Сочинение-отзыв о прочитанном произведении Тургенева «Муму»

Урок практичес-ких знаний

Дать понятие
об отзыве; познакомить с планом, по которому строится работа над отзывом; развивать связную письменную речь

Индивидуаль-ная: сочинение-отзыв

Базовый: знать жанровые особенности отзыва.

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Рассказ, беседа, письменное высказывание

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

47

  1. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.

Урок изучения нового материала

Объяснительно-иллюстративная, творческая

48

А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь». Картины весны в изображении поэта

Урок практичес-ких знаний

Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия «лирический герой»; учить выразительному чтению стихов

Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования.

Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе
(по выбору) с опорой на схему, презентация выбранных стихов.

Базовый: знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов.

Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями

Исследовательская

49

РР  Урок выразительного чтения стихов А.А.Фета

Урок  контроля практичес-ких знаний

учить выразительному чтению стихов

Индивидуаль-ная: заучивание наизусть, выразительное чтение стихов Фета

уметь выделять средства передачи настроения.

Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов.

выразительное чтение стихов, работа со словарями

50

  1. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

Урок изучения нового материала

Познакомить
с жизнью и творчеством писателя; сообщить историю создания произведения; объяснить смысл жанрового определения «рассказ», содержание понятий «сюжет», «идея произведения»

Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

Групповая: выразительное чтение эпизодов; составление характеристик выбранных героев.

Базовый: знать этапы жизни Толстого; знать содержание рассказа; иметь представление
о теме и идее.

Продвинутый: уметь давать сравнительную характеристику литературных героев, аргументированно представлять свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной формах

Рассказ учителя, аналитическая беседа; комментированное чтение; составление цитатного плана; творческий пересказ

Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

51

  1. РР. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

Урок практичес-ких знаний

учить составлять сравнительные характеристики героев на основе их поступков; развивать речь учащихся и умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

Индивидуальная: создание творческих работ

уметь давать сравнительную характеристику литературных героев, аргументированно представлять свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной формах

творческий пересказ

Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

52

  1. РР. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Урок практичес-ких знаний

умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

Индивидуальная: создание творческих работ

формировать свои оценки в устной и письменной формах

творческий пересказ

Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

53

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ

Урок изучения нового материала

Расширить представление о содержании понятия «юмор», объяснить отличие юмора от сатиры; дать начальные представления о понятии «речевая характеристика персонажей»; подвести к осознанию, что речь героев является средством создания комической ситуации

Групповая: инсценирование или чтение по ролям рассказа «Хирургия»

Базовый: знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.

Рассказ, работа
с книгой, беседа

Частично-поисковая; творческая

54

  1. РР. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

Урок практичес-ких знаний

Рассказ, работа
с книгой, беседа

Частично-поисковая; творческая

55

Вн. чт. Читаем Чехова

 

Урок-экскурсия

Групповая: создание рекламы рассказа. Индивидуальная: презентация проекта «Я и Чехов»

Базовый: знать особенности художественного мира Чехова.

Продвинутый: уметь выбирать какое-либо произведение для чтения; аргументированно защищать свою позицию

Рассказ учащихся. Презентация творческих работ

Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

Русские поэты 19 века о родной природе

( 4ч.)

56

  1. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Урок-концерт

Формировать навыки анализа поэтического произведения; дать понятие о стихотворном ритме как средстве передачи эмоционального состояния, настроения

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов XIX века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть
и анализ стихотворений

Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение

Диалог.

Демонстрация

Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

Портреты и репродукции картин, пейзажи русской природы; музыка Вивальди, Свири-дова

57-58

  1. Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова.

Урок-концерт

Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

59

  1. РР. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19 века)

Урок практичес-ких работ

умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

Из русской литературы  ХХ века ( 29ч.)

60

  1. И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

Урок изучения нового материала

Познакомить учащихся с особенностями художественного мира Бунина; воспитывать патриотические чувства, любовь к родной земле

Коллективная: беседа.

Групповая: выразительное чтение отрывков

Базовый: воспринять и осмыслить особый мир произведения Бунина.

Продвинутый: уметь сопоставлять пейзажные зарисовки разных писателей

Работа с текстом художественного произведения; рассказ учителя; аналитическая беседа

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

61

  1. В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

Урок изучения нового материала

Дать представление о содержании понятия «повесть»; познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов: Васи
и Валека, Сони
и Маруси, судьи
и Тыбурция.

Индивидуальная: выступления
на темы «Жизнь
и смерть Маруси» и «Жизнь и характер Валека»;выра
-зительное чтение заключи тельной сцены повести.

Базовый: знать, уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести ;

Работа с главами повести, беседа

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

В. Я. Коровина, И. С. Збарский. Литература.

5 класс: метод. советы (М.: Просвещение, 2008)

62-63

  1. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком  и Марусей.
  2. Портрет как средство изображения героев.

Урок практичес-ких знаний

познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

Работа с главами повести, беседа

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

64

  1. Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения.

Урок практичес-ких знаний

познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

Работа с главами повести, беседа

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

65

РР   Письменные ответы на вопросы по повести

Урок контроля знаний

умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

Письменные ответы на вопросы по повести

дать развернутый письменный ответ на один из вопросов: 1. Каким вы представляете себе Васю (Валека, Тыбурция
и т. д. – на выбор)?

2. Какой эпизод повести вам запомнился больше всего?
Почему?

Письменный ответ на вопрос

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

66

  1. С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родины и родной природы  в стихотворениях. Своеобразие языка стихотворений.

Урок изучения нового материала

Ввести учащихся

в художественный мир поэта; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

Групповая: подготовка сообщений; представление исследовательских работ.

Индивидуальная: выразительное чтение; анализ поэтического текста

Базовый: владеть навыками анализа поэтического произведения.

Продвинутый: уметь сопоставлять поэтические произведения разных поэтов; знать и отличать особенности художественного мира Есенина

Беседа; выразительное чтение; исследование текста

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

67

  1. П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

Урок изучения нового материала

Познакомить с биографией и творчеством писателя; ввести читателей в уникальный мир сказов Бажова; дать начальное представление о сказе как жанре литературы; уяснить общее и различное сказа и сказки; развивать навыки выразительного чтения

Коллективная: беседа по вопросам, комментированное чтение.

Групповая: составление характеристики героя.

Индивидуальная: исследование текста по проблеме: диалектизмы в речи героев сказа

Базовый: знать особенности прозы Бажова; знать жанровые особенности сказа; уметь составлять характеристику героев.

Продвинутый: владеть первичными навыками лингвистического анализа текста

Беседа; выразительное чтение; исследование текста

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

68

  1. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

Урок практичес-ких знаний

Беседа; выразительное чтение; исследование текста

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

69

  1. К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

Урок изучения нового материала

Познакомить
с творчеством писателя; раскрыть нравственное содержание сказки, душевные качества героя; пронаблюдать тесную взаимосвязь природы и человека в представленном рассказе; показать романтическую настроенность произведений писателя

Коллективная: чтение сказки, рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского. Инсценировки отрывков из сказки К. Паустовского, выразительное чтение отрывков.

Индивидуальная: сообщение о романтизме, словесное рисование

Базовый: знать содержание сказки, рассказа К. Паустовского, уметь определять тему произведений, выделять проблемы.

Продвинутый: знать и уметь находить черты художественного мира Паустовского в его произведениях

Рассказ, беседа, работа с книгой; иллюстрации

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

70

  1. Роль пейзажа в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

Урок практичес-ких знаний

Рассказ, беседа, работа с книгой; иллюстрации

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

71-72

  1. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях К. Паустовского.

Урок практичес-ких знаний

Рассказ, беседа, работа с книгой; иллюстрации

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

73

  1. С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Маршака. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

Урок изучения нового материала

Рассказать о писателе; познакомить с жанром пьесы-сказки; уяснить понятие «драма как род литературы»; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения от конкретных обстоятельств

Коллективная: обсуждение прочитанного, беседа.

Групповая: составление цитатного плана; составление характеристики героя

Базовый: знать особенности жанра пьесы-сказки; владеть умениями анализа текста художественного произведения.

Продвинутый: уметь давать оценку действий героев, представлять аргументированное собственное мнение

Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение; устные монологичес-кие высказывания

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

74

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла

Урок практичес-ких знаний

Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение; устные монологичес-кие высказывания

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

75

  1. Художественные особенности пьесы – сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе.

Урок практичес-ких знаний

Коллективная: обсуждение прочитанного, беседа.

Групповая: составление цитатного плана; составление характеристики героя

Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

76

  1. РР. Сочинение по пьесе – сказке «Двенадцать месяцев»

Урок контороля знаний

умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

77

  1. А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

Урок изучения нового материала

Познакомить
с особым миром платоновских героев – с былью
и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя,

с представлением

о жизни как борьбе добра и зла, страданием
и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира

Коллективная: беседа по вопросам.

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ

о главном герое. 

Индивидуальная: письменно ответить на вопрос:

«Каким предстает мир перед главным героем рассказа А. Платонова “Никита”»?

Базовый: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев

Продвинутый: уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

Работа с текстом, тренинг

А. П. Платонов. Повести, рассказы, статьи, из писем / сост.
М. А. Платонова (Воронеж, 1982)

78

  1. Душевный мир главного героя рассказа «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Урок практичес-ких знаний

Беседа, работа
с текстом

79

  1. В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Урок изучения нового материала

Познакомить со своеобразием творчества писателя; дать начальные представления об автобиографичности литературного произведения; показать значение картин природы в рассказе; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки

Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

Групповая: пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов.

Индивидуальная: подготовить сообщения о начале литературной деятельности писателя

Базовый: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева

Продвинутый: знать об автобиографических произведениях писателя; уметь определять значение картин природы в рассказе; уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа

Беседа, работа
с текстом

В. А. Астафьев. «Судьба рассказа “Васюткино озеро”» (статья писателя в учебнике на с. 144)

80

  1. «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

Урок практичес-ких знаний

Беседа, работа
с текстом

81

«Ради жизни на земле»: К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»,  Война и дети.

Урок контроля знаний

Познакомить с творчеством поэта, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

Групповая: сообщение о жизни и творчестве поэта.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения

Базовый: владеть навыками анализа поэтического произведения.

Продвинутый: уметь давать характеристику лирического героя на основании лингвистического анализа текста

Исследование художественного текста, анализ произведения

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

82-83

  1. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в  годы ВОВ.

Урок изучения нового материала

Познакомить с творчеством поэта, в произведениях которого отразились важнейшие этапы истории страны; развивать навыки анализа поэтического произведения; воспитывать патриотизм

Групповая: сообщение о жизни и творчестве поэта.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть; анализ стихотворений

Базовый: владеть навыками анализа поэтического произведения.

Продвинутый: уметь проводить сопоставительный анализ произведений разных авторов

Исследование художественного текста, беседа; выразительное чтение; анализ произведения

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

84

  1. Произведения о Родине и родной природе. Поэтическое восприятие мира природы и своего места в нем.

Урок практичес-ких знаний

Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствова-ть навыки выразительного чтения

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов
ХХ века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение

Проведение исследования-анализа произведения

Исследовательская

В. А. Шошин. Русские писатели. ХХ век: биобиблиографический словарь:
в 2 ч. (М.: Просвещение, 1998

85

  1. Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. Образ Родины в стихах о природе.

Урок практичес-ких знаний

Проведение исследования-анализа произведения

Исследовательская

86

  1. РР. Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов ХХ века)

Урок практичес-ких знаний

совершенствова-ть навыки выразительного чтения

Проведение исследования-анализа произведения

Исследовательская

87

  1. Писатели улыбаются. Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон»

Урок практичес-ких знаний

Познакомить с понятием  «эмиграция» и с творчеством писателя – представителя 1-й волны эмиграции; актуализировать знание
о юморе; развивать умение анализировать художественное произведение

Коллективная: обсуждение прочитанного, беседа. Групповая: исследование эпизодов
с целью отбора приемов  создания юмористического эффекта

Базовый: знать содержание рассказа, владеть умением анализа текста художественного произведения.

Продвинутый: уметь находить литературные аналоги и сравнивать различные литературные источники

Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

88

  1. Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного.

Урок практичес-ких знаний

Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Из зарубежной литературы   ( 13ч.)

89

  1. Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

Урок изучения нового материала

Углубить знания

о балладе; помочь почувствовать драматический характер произведения

Групповая: выразительное чтение по ролям; анализ поэтического произведения

Базовый: знать жанровые особенности баллады и уметь находить их в тексте; владеть навыками анализа поэтического произведения.

Продвинутый: уметь проводить сопоставительный анализ разных по жанру, но близких по тематике произведений

Рассказ учителя; аналитическая беседа, работа с термином «баллада»; выразительное чтение

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

90

  1. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.

Урок изучения нового материала

Познакомить
с творчеством писателя; рассмотреть особенности характера главного героя, основную мысль произведения

Коллективная: прочитать роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» (в изданиях для детей).

Групповая: подготовить сообщения на темы:

– Как боролся Робинзон  за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

– Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

– Как Вы объясните слова Робинзона о том, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию?

Индивидуальная: подготовить сообщение по биографии Д. Дефо

Базовый: знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь характеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказывать, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения

Продвинутый: знать, что в наше время обозначают слова «робинзон»
и «робинзонада», уметь объяснять их, приводя примеры из разных произведений

Работа с книгой, беседа

Объяснительно-иллюстративная

91

 Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Урок практичес-ких знаний

Работа с книгой, беседа

92

  1. Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

Урок изучения нового материала

Познакомить с биографией

писателя, своеобразием творческой манеры Андерсена-сказочника; пополнить знания по сказкам датского писателя; совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа; совершенствовать знания о жанровой
и композиционной особенности сказки; дать начальное представление о понятии «художественная деталь»

Базовый: знать содержание рассказа, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы.

Коллективная: ответы на вопросы по произведению; дискуссия.

Индивидуальная: подготовить портретную, сравнительную характеристику героев

Базовый: знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки

Продвинутый: уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать
и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанного бабушкой в конце сказки «Снежная королева»

Работа с книгой, рассказ, беседа

93

  1. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Урок контороля знаний

Работа с книгой, рассказ, беседа

94

РР. Подготовка к сочинению

Урок практичес-ких знаний

умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

95

РР. Сочинение по сказкам Х. К. Андерсена

Урок контороля знаний

96

  1. Ж. Санд. «О чем говорят цветы?» спор героев  о прекрасном.

Урок изучения нового материала

Расширить представления учащихся о зарубежной литературе; развивать умения анализа художественного произведения; уяснение понятия аллегории (иносказания) в повествовательной литературе; формировать стремление к прекрасному

Коллективная: работа с учебником; чтение сказки; беседа по вопросам.

Индивидуальная: составление цитатного плана характеристики героев сказки

Базовый: знать содержание, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию сказки, выделять проблемы.

Продвинутый: уметь сопоставлять различные произведения, сходные по теме (например, со сказкой В. М. Гаршина «Attalea princeps»

Рассказ учителя; аналитическая беседа; работа

с текстом

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

97

  1. М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья. Черты характера героя.

Урок изучения нового материала

Познакомить с биографией и творчеством писателя; совершенствовать умение словесного рисования

Умение излагать свою точку зрения

Обучение выборочному пересказу

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: словесный портрет  героев (словесное рисование

Базовый: иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

Продвинутый: оценивать и анализировать поступки героев

Рассказ учителя; аналитическая беседа; работа

с текстом

Объяснительно-иллюстративная

В. Я. Коровина,

И. С. Збарский.
Литература.

5 класс: методические советы
(М.: Просвещение, 2008
)

98

  1. Том и Гек в романе. Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена.

Урок контороля знаний

Рассказ, работа
с книгой, беседа

Объяснительно-иллюстративная

99

  1. РР  Обучение выборочному пересказу (на материале «Приключений Тома Сойера» М.Твена).
  1. Урок практичес-ких знаний

Рассказ, работа
с книгой, беседа

Объяснительно-иллюстративная

100

  1. Дж. Лондон. слово о писателе. «Сказание  о Кише». Характер мальчика – смелость, мужество, смекалка, чувство собственного достоинства.

Урок изучения нового материала

Познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа; обратить внимание на специфику жанра «сказание»

Базовый: знать биографию Дж. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра «сказание», уметь охарактеризовать образ героя

Продвинутый: понимать и доказывать, как реальность и миф сочетаются
в рассказе

Коллективная: 

составление цитатного плана, беседа по вопросам.

Групповая: 

1) краткий пересказ; 2) пересказ от лица одного
из персонажей;
3) пересказ близко к тексту одного из эпизодов.

Индивидуальная: подготовить сообщение о жизни и творчестве
Дж. Лондона

Рассказ, работа

с текстом произведения, беседа

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 кл.: книга для учителя
(М., 2007)

101

«Сказание о Кише».Мастерство писателя в изображении жизни северного народа.

Урок контороля знаний

Рассказ, работа

с текстом произведения, беседа

102

  1. Итоговый урок ( 1ч.)
  2. Задание на лето.

Урок систематизации и обобщения знаний

Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

– Какие книги

из прочитанных

за год показались самыми важными, интересными

и почему?

– Любимые литературные герои

и их нравственные качества

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения

Базовый: знать

и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

Вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

Личностно ориентированная педагогическая ситуация

РР  – 18 час.

  1. Вн.чт. – 4 час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной

Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику Коровиной В.Я. (70 часов)

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литератур...

Четвертная контрольная работа по литературе 5 класс по учебнику Коровиной

В презентации - 25 вопросов по материалам учебника Коровиной. Тест поможет выявить знания текста, фактов из жизни писателей, терминов....

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс (по учебнику Коровиной В.Я.)

Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по учебнику Коровиной В.Я. ФГОС...