Урок-литературный суд М.Ю.Лермонтов "Маскарад"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Пахомова Светлана Иосифовна

Урок-литературный суд по проблемам и образам драмы М.Ю.Лермонтова "Маскарад"  (Что истинно? Что ложно? Насколько преступен Арбенин? Арбенин - жертва возмездия или орудие зла?)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maskarad.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

С.И.Пахомова, учитель МОУ № 36, РМ

Урок-литературный суд

 по проблемам и образам драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад»

Задачи: - совершенствовать навык отбора и систематизации материала для создания характеристики литературного персонажа, развивать монологическую речь-рассуждение по проблемному вопросу;

            - воспитывать неприятие пороков (лицемерие, эгоизм, мстительность), формировать активную жизненную позицию, ответственность за совершенные поступки, сказанные слова;

           - помочь осознать философские законы жизни, воплощенные в драме.

Оборудование: портрет поэта в гусарском мундире, свечи, маски, мишура, аудиозапись фрагмента «Галопа» А.Хачатурьяна в драме «Маскарад».

Проблемы: 1. Маски света: любовь, цинизм, искренность, жестокость, честь,   обман, месть,  волокитство, корысть. Что истинно? Что ложно?

                    2. «Вы человек иль демон?» (Насколько преступен Арбенин?)

3. «Тайным преступлением высокий ум его убит…» (Арбенин –   жертва  возмездия или орудие зла?)

Эпиграфы: Приличьем окрашенный порок

                    Я смело предаю позору;

                    Неутомим я и жесток…

                            М.Ю.Лермонтов «Журналист, читатель и писатель».

                    К несчастью слишком большой проницательности он прибавил        другое – смелость многое высказывать без прикрас и без пощады.

                             А.И.Герцен.

1. Вступительное слово учителя (на фоне «Галопа»).

 - Выпускник школы Гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, надев новенький гусарский мундир, принимает живейшее участие в светской жизни Петербурга. Его часто видят в доме Энгельгардта, где каждый вечер даются костюмированные балы, в ложах и за кулисами театра, в великосветских гостиных. Впечатления этой жизни илеглив основу драмы «Маскарад». «К несчастью слишком большой проницательности, по словам Герцена, он прибавил другое – смелость многое высказывать без прикрас и без пощады. В написанной в 1835-36 году социально-философской  драме «Маскарад» поэт неумолимо и жестоко предал позору пороки общества, сорвал все и всяческие маски.

Основные мотивы пьесы – карточная игра и костюмированные балы с их обязательной интригой – наиболе6е распространенные увлечения современной Лермонтову дворянской молодежи, а образы были настолько типичны, узнаваемы, что к каждому персонажу находилось несколько прототипов.

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Отшумел маскарадный бал, слуги убирают в танцевальных залах оплывшие свечи, мишуру, рассыпанное конфетти, задвигают игорные столы.

Но сброшены ли маски? Утихли ли страсти? (темп музыки убыстряется).

Браслет, случайно оброненный одной маской, случайно найденный другой и переданный как залог любви третьей, приводит к роковой развязке. Как все запуталось, переплелось, закружилось… (музыка выключается).

А может, трагедия любви и ревности явилась возмездием за зло, совершенное много  лет назад во время карточной игры?... Как сложен и запутан этот мир, как все в нем взаимосвязано. Как важно осознать, что я  и каков я в этом мире, что несу в него? И потому так привлекает нас творчество Лермонтова, «пафос поэзии которого и «заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности (В.Г.Белинский).

Милостивые дамы и господа, вы присутствуете на литературном суде. Цель наша не в расследовании отравления  Анастасии Павловны Арбениной.

И обвинение, и защита, и свидетели должны так построить свои выступления, чтобы были разрешены следующие проблемы. Прошу секретаря зачитать. (Секретарь зачитывает).

Рассматривая эти проблемы, помните о философских законах взаимоотношения человека и общества: энергия добра человека под отрицательным воздействием среды превращается в более могущественную энергию зла. Человек как бы мстит среде.

И другой закон. Зло, совершенное человеком, наказывается обществом. Совершается возмездие. Но возмездие не есть ли зло? А в чем же тогда добродетель? Деятельность добра? «Повсюду зло – везде обман», - с горьким отчаянием восклицает Арбенин. А как вы ответите?

Начинаем заседание.

П. Судебный процесс.

СЕКРЕТАРЬ. Встать! Суд идет! (Судья занимает место). Прошу садиться.

СУДЬЯ.  Многоуважаемые господа и дамы!

Слушается дело по обвинению Евгения Арбенина в отравлении жены с целью решения поставленных проблем.

Господин обвинитель, Ваша задача: опираясь на материал драмы, показания свидетелей, построить свою речь на строгой системе вопросов, чтобы доказать виновность подсудимого.

Господин защитник, Ваша цель: добиться более милостивого отношения к своему подзащитному, постараться оправдать пороки, которые он имеет, объяснить зависимость его поступков от общественной среды.

Свидетели не должны скрывать фактов по делу, а излагать их перед судом в том свете, в каком они имели место в реальной действительности.

Секретарь фиксирует ход судебного разбирательства и в протоколе, делая выводы из прослушанных речей. В конце заседания мы должны иметь завершенную картину злодеяния, дающую исчерпывающее представление о совершенном.

Все присутствующие присоединяются к деятельности секретаря.

Итак, приступаем к слушанию дела по обвинению в лицемерии, мстительности, эгоизме великосветского общества.

Вызывается обвиняемый по делу Евгений Арбенин. Представьте своего героя так, чтобы у присутствующих сложилось наиболее полное представление о нем, его поведении, мотивах, нравственном облике.

АРБЕНИН.

      Опустошение, вышел из горнила жизни постаревшим душой, холодным, циничным, страдающим. И вот тогда, напрасно и глупо погубив юность в кругу обманщиц милых и осознав, что мне чужд свет, я пустился в пучину разврата и зла, забыв о чести и приличиях, чтобы испытать хотя бы видимость волнения, разыграть кровь и на время избавиться от скуки.

Но чтобы здесь выигрывать решиться,

Вам нужно кинуть все: родных, друзей и честь,

Вам надо испытать, ощупать беспристрастно

Свои способности и душу по частям.

Я делаю попытку обрести гармонию в семье. В Нине, в любви к ней я нашел источник возрождения.

Я вижу: что Творец тебя в вознагражденье

С своих небес послал ко мне…

Все, что осталось мне от жизни, это ты:

Созданье слабое, но ангел  красоты:

Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье…

Я человек, пока они мои,

Без них нет счастья, ни души

Ни чувства, ни существованья.

Но вот катастрофа. Мир счастья и покоя разрушен. Не ожидая подлого удара, тем более от Нины, становлюсь жертвой жестокой интриги. Теперь возлагаю вину на Нину и князя Звездича за то, что мои надежды разрушены. Ослепленный недоверием, ревностью, обманутыми надеждами, я решаю сначала отомстить князю и убить его, но отказываюсь от этого замысла. Зачем кровь? Я уничтожаю князя бесчестием, бросая карты, уличив его в шулерстве и отказавшись от поединка как от недостойного противника, запятнавшего честь дворянина.

Я думал, я был уверен, что видимое лицо Нины – маска. Надев настоящую маску на балу, она осмелела и обнажила подлинную натуру – кокетство, коварство, соблазняющую легкость поведения. Я был уверен, что не ошибался, ведь я-то знаю свет. Я был оскорблен тем, что выглядел смешным.

Измена Нины в моем сознании – больше чем банальная неверность жены. Это крах веры в мир, людей, добро, любовь. Я понял, что зло неистребимо и вечно, а счастье невозможно. Я наказал изменницу и восстановил справедливость, свою честь.

А когда князь Звездич и Неизвестный открывают правду: я убил невиновную, мой «гордый ум» изнемог. Я схожу с ума.

СУДЬЯ. Обвинение, Ваши вопросы к подсудимому.

ОБВИНЕНИЕ (Арбенину):

- Вы  знаете, на чем основывается брак?

- Давала ли Ваша жена повод для недоверия, ревности?

- Почему же Вы тогда решили, что свет прав, а не жена, которой Вы должны доверять?

- Когда Ваша жена рассмеялась в ответ на нелепые намеки об измене, вы произнесли:

Дай бог, чтоб это был не твой последний смех.

Что вы имели в виду? Уже тогда Вы задумали убийство? У Вас уже тогда зародилась мысль о смертельном отмщении?

СУДЬЯ. Есть ли дополнения, вопросы у защиты?

ЗАЩИТА.

- Расскажите, как строились Ваши отношении я с Ниной? Любили ли Вы ее? Что она значила для Вас?

- Вспомните и назовите те детали, которые подвели Вас к ошибочному выводу.

СУДЬЯ. Мы выслушали подсудимого, вопросы обвинения и защиты.

ОБВИНЕНИЕ: - Когда Арбенин увидел Ваш браслет у князя, он вел себя странно. В этот момент Вы не сомневались в его искренности и любви к Вам?

НИНА: Да, действительно, не обнаружив браслета на моей руки, мой муж вел себя странно. Он с подозрением и возрастающим цинизмом выспрашивал у меня, где я  оставила браслет.  Любил ли? Я была слишком юна и неопытна, чтобы понимать глубину его чувства ко мне, если она и была. Ведь внешне он крайне мало и редко это проявлял, даже порой касался равнодушным, не ревновал ни к кому.

ОБВИНЕНИЕ: Вы съели отравленное мороженое, которым «угостил» муж. Как вы думаете, почему он поверил свету, а не Вам, Вашей искренности?

НИНА: Я пыталась оправдаться, но ослепленн6ый, озлобленный муж не давал мне вымолвить и слова, не мог слышать мои мольбы. Он поверил лживому, циничному свету, а не мне, своей верной жене. Я не знаю, почему он поддался сплетням света.

ЗАЩИТА. Просим вызвать для дачи свидетельских показаний баронессу Штраль. Вы светская дама. Вы уважаете Арбенина, дружны с его женой, но в то же время подвергли трагедии их семью. Почему Вы вовремя не раскрыли истину о невиновности Нины?

БАРОНЕССА. Я женщина. Винят в любви лишь нас.

В груди моей бушует страсть,

Боязнь, рассудок, мысли гонит;

И если как-нибудь, забывши света власть,

Она покров с нее уронит,
    Предастся чувствам всей душой –

Тогда прости и счастье, и покой!

Свет тут… он тайны знать не хочет!

И в наказаниях жесток!

На балу в маске я проявила свою влюбленность в князя Звездича. Но без маски я не могла показать истинное чувство. Свет бы мне не простил. Я была бы опозорена, поэтому-то не смогла решиться и не открыла истину сразу же. Я никак не предполагала, что пострадает Нина. Я даже была рада, что простоватый и беспечный князь болтает о вчерашнем происшествии, упоминая не меня. Слишком поздно я поняла, в какую беду попала Нина. Видя ревность и бешенство Арбенина, я пыталась восстановить истину, но он уже не слышал никого, кроме самого себя. Я горько раскаиваюсь, не могу вновь бывать в свете, уехала в деревню.

ЗАЩИТА. Как видим, Арбенин в начале драмы стоял на перепутье двух дорог: он хотел бы поверить в невинность своего «ангела», но светское общество оплетало его своей паутиной, уводя от правильного решения. Какова роль Казарина в этой трагедии? Прошу судью вызвать его в качестве свидетеля.

КАЗАРИН. Меня считают другом Арбенина. Но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Я знаю правду о невиновности Нины, но не говорю этого Арбенину, а только стараюсь, чтобы Арбенин глубже поверил в виновность жены и всячески подталкиваю его на это. Таков свет. Такова жизнь в свете.

ЗАЩИТА. Вы видите, Казарин – злой гений, искуситель. По словам исследователя Д.Е.Максимова, Казарин – это Мефистофель, скрывающийся под маской бытового персонажа. Арбенин не в силах был перебороть яд этого общества.

СУДЬЯ. Для дальнейшего расследования дела вызывается свидетелем Неизвестный.

ОБВИНЕНИЕ. Расскажите, как Вы встретились с Арбениным много лет назад. Можете ли вы подтвердить, что и тогда Арбенин был жестоким, бессердечным, любящим только риск, деньги?

НЕИЗВЕСТНЫЙ. Мы встречались с обвиняемым семь лет назад. Тогда я был богат, любим отцом, принят в свете. Но однажды проиграл все, что у меня было. Я умолял Арбенина вернуть, отыграться, но он лишь смеялся. Я потерял все. Жизнь моя была загублена.

ЗАЩИТА. Я соглашусь, в прошлом Арбенин выиграл у Вас в карты. Но это игра, в каждой игре есть победитель и проигравший. Он выиграл у Вас, также Вы могли выиграть у него или у другого человека. Вы взрослый человек и знали, на что играете. В чем же  можно обвинять Арбенина? В Вашем легкомыслии? В Вашей неосторожности? Лучше расскажите, что Вы делали на маскараде, на последнем бале Нины, в доме Арбениных после свершения рокового события?

НЕИЗВЕСТНЫЙ. На маскарадном балу я уже предчувствовал, что развязка близка, что возмездие приближается. Но предупреждать Нину… Нет, Нина – самое близкое, дорогое, что было у Арбенина. И тем сладостнее месть, направленная не на врага, а на источник его счастья. Я хладнокровно наблюдал, как Нина попросила мужа принести ей мороженое, как он положил ей яд. Я чувствовал радость и потому, что мой враг не осознавал: кого и что он отравляет. А как сладки минуты свершенной мести, когда Арбенин узнает, что убил невинную, что собственными подозрениями, собственными руками уничтожил свет свой жизни. Он падает мне на плечо, но я отталкиваю его. Я отомщен. Вполне. Я доволен.

СУДЬЯ. Все свидетели выслушаны? Обвинение и защита, что вы скажете в заключительном  слове?

ОБВИНЕНИЕ. Обвинение надеется, что решение суда будет справедливым и Арбенин получит положенную меру наказания. Ведь человек рожден чтобы жить, и никто не может отнять у него это право. Никто не вправе судить и наказывать другого человека. Все люди, мужчины и женщины, будь они верными в браке или нет, равны перед законом. Здесь обвиняется светское общество. Но разве Арбенин не принадлежит ему? Разве он не скрывает свое настоящее лицо под маской приличия? Каждый имеет право на свое мнение, на собственную личную жизнь. И если бы Арбенин не хотел, он бы не поддался свету, а доверился любви. Но она для него была недосягаема. И потому он должен ответить за зло, им совершенное. Трагедия «гордого ума» проистекает не только от несовершенства света – она коренится в душе героя-эгоиста; эта трагедия не отрицает любви и добра в мире, но свидетельствует о том, что потеря веры в любовь и добро пагубна для самой глубокой личности.

ЗАЩИТА. Арбенин не виноват в смерти своей жены. Да, он убил ее. Но всякому греху есть причина. Давайте посмотрим на взаимоотношения Арбенина и Нины, на то, как светские знакомые подвели супругов к роковому шагу. Арбенин в первые часы сомнений боится, что жена ему неверна. Он готов оправдать свою возлюбленную. Но будет жесток к предательству, насмешкам. Обратимся теперь к такому факту, как злоумышления Баронессы. Она готова подвергнуть Нину осмеянию в свете. А нечистые действия Шприха? Письмо с двусмысленными намеками князя Звездича, которого распалила баронесса, должно было попасть в руки Нины, но Шприх подбросил его Арбенину. А Арбенин до этого письма еще готов просить прощения у Нины за свои подозрения, в тысячный раз признается в любви. Он любит, любит страстно, пылко. И эту любовь погубили, да-да, и баронесса, и Звездич, и Шприх, и Неизвестный, и Казарин. В чем же причина убийства Нины? Насколько преступен Арбенин? Мы видим, что ум Арбенина отравлен сплетнями, неверием в святость, доброту и красоту. Произнося знаменательные слова «Не я ее убийца», он отчасти прав. Арбенин только орудие в руках законов морали, приличий и привычек света и – шире – того грешного и порочного мира, который ему противостоял и который погубил не только Нину, но и его самого. Истинный убийца Нины не Арбенин.

СУДЬЯ. А сейчас, чтобы подвести итог, заслушаем секретаря.

СЕКРЕТАРЬ. В драме «Маскарад» на первый план выдвигается конфликт социально-философский. Философские проблемы добра и зла, жизни и смерти получают социальное истолкование.

История Арбенина типична для дворянского интеллигента, тесно связанного с светским окружением и впитавшего его мораль и приличия. Два основных мотива – карточной игры и маскарада – приобретают символический и роковой смысл, определяя участь высокого демонического героя и превращая его в преступника и жертву одновременно. Презирая свет, Арбенин живет по его же законам. Он, как и Демон, - лицо страдающее. Искреннее стремление к добру и любви, к естественной прямоте отношений привлекательна в нем.Могучую силу духа и гордую мятежность ума обнаруживает способность к самоанализу, сознательное противопоставление себя светскому обществу. Однако презрение к миру отторгает его от добра, разобщает с людьми. Для Арбенина счастье и добро заключено в Нине. Вне Нины нет ни счастья, ни добра. Но в этом чувстве к Нине открывается и эгоизм. Он не может любить бескорыстно. Любовь демонического героя обернулась эгоистической страстью.

Месть Неизвестного – месть судьбы, ее жестокая, карающая рука. Неизвестный действует теми же подлыми методами, какими расправляется  с людьми и светское общество, Казнит Арбенина, в сущности, не Неизвестный – героя казнит Правда, заранее исключенная из нравственной нормы светской черни и ставшая неотразимым оружием Неизвестного. Ум Арбенина повержен в борьбе с ложью, бессилен перед «Правдой» света, которая превращает незаурядного человека в преступника.

Трагедия коренится и во внешнем мире, и в самой личности, разъедаемой внутренними противоречиями. Печать обреченности, лежащая на Арбенине –трагическом герое, обусловлена и виной века, и виной личности.

СУДЬЯ. Внимательно рассмотрев выдвинутые обвинением и защиной вопросы, выслушав свидетелей по делу отравления светом супругов Арбениных, суд выносит приговор:

  1. Осудить общество цинизма, лицемерия, эгоизма, пагубных страстей на пожизненное и повсеместное изгнание.
  2. Дабы предостеречь остальных от таковых человеческих пороков, внимательно, с душой и сердцем, и умом, перечитать творчество Лермонтова.
  3. Евгения Арбенина считать и жертвой, и орудием возмездия. Пусть его любовь и его безумная ревность служат предостережением и взывают к доверию и силе духа.

Приговор вынесен, обжалованию не подлежит. Каждому из присутствующих есть над чем задуматься.

Ш. Заключительное слово учителя (краткий анализ, оценка выступающих).

    - И вот еще одна проблема. Не странно ли, что драма, написанная в 1836 году, после многочисленных ходатайств была все-таки разрешена и поставлена на сцене Малого театра лишь …в 1862 году? В чем причина такого долгого умолчания? Ответ в авторских записках. «Драма «Маскарад» в стихах, отданная в театр, не могла быть представлена по причине, как мне сказали, слишком резких страстей и характеров, и также потому, что в ней добродетель недостаточно награждена».

     Да¸ жизнь не сказка, по законом которой добро всегда торжествует над злом. Но скажите, что и кто может поддержать человека, каждого из нас, в добрых стремлениях? Близкие люди, любимые, друзья. Вера. Работа. Мы знает, что жизнь М.Ю.Лермонтова была короткой, что характер его, по свидетельству многих современников, был желчным, но и он познал и чувство глубокой любви, был любим, был у него и верный, преданный друг. Об этом вы уже прочитали или еще прочитаете материалы стенда (обращение к стенду).

     Пусть же и рядом с нами будут друзья, любимые, близкие. Очень важно не нести зло в мир, не лелеять его в себе: как бы ни было трудно, переплавь его в прощение, сотвори мир в этом мире.

1У. Домашнее задание (на выбор):

  1. Творческая работа «Листая страницы классических драм… («Отелло», «Горе от ума», «Маскарад»)».
  2. Творческая работа «Демоническая душа героя Лермонтова (Демон и Арбенин)».
  3. Лист-опросник по драме «Маскарад».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

урок-литературный праздник в 6-7 классах. "В царстве цветов"

  Урок-литературный праздник                  в 6-7классах...

Константин Седых . "Даурия". Урок литературного краеведения Забайкалья.

Урок  - введение в тему : К. Седых. "Даурия" Предмет: литературное краеведение Забайкалья....

Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....