проект "Образ Богоматери в литературе и искусстве"
проект по литературе по теме

Макаревич Марина Владимировна

проект "Образ Богоматери в литературе и искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obraz_bogomateri_v_literature_i_iskusstve.docx283.47 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное частное образовательное учреждение

«Центр Индивидуального Обучения и Развития»

Интегрированный проект

 по литературе

«Образ Богородицы в литературе и искусстве»

                                                                    Проект выполнили:

                                                                     ученики 9 класса

                                                                  Руководитель проекта:

                                                         учитель русского языка и литературы

                                                                  Макаревич Марина Владимировна

г. Котельники

2012 год

Содержание.

Пояснительная записка………………………………………………………….………..…….3

1.Земная жизнь Богородицы. Церковные праздники.……………………………………………….4

2. Отражение жизни Девы Марии в иконописи и западноевропейской живописи ……………………………………………… 10

3. Образ Богоматери в апокрифах……………………………. ...14

4. Образ Богородицы в литературе………………………………….………..22

5.Заключение…………………………………………………………………28

6. Литература …………….…………………………………………………..29

7.Приложение……………………………………………………..………30

Пояснительная записка. Тема «Образ Богородицы в литературе  и искусстве» затрагивается в предметах гуманитарного и эстетического цикла, но подробно не освещается ни в одном курсе. При этом эта тема разрабатывалась и разрабатывается в литературе и искусстве: Богоматерь – любимый иконописный образ, ей посвящены многие храмы. Образ Девы Марии освещает поэзию Соловьева, трансформируется у Блока, имажинистов, входит отчасти в советскую поэзию и прозу. Многие мастера западноевропейской живописи обращались к образу Марии и связанному с ней сюжету. Но даже на уроках, посвященных древнерусской литературе, затронутая в исследовании тема не рассматривается. Поэтому возникла необходимость познакомить учащихся поближе с основополагающим образом русской культуры.

Тема: «Образ Богоматери в литературе и искусстве»

Цели: 1. Выявить особенности изображения Богородицы в культурах разных эпох и стран,

Сопоставить разные трактовки образа Богоматери.  

2.Раскрыть литературоведческие и искусствоведческие понятия (апокриф, духовный стих, мозаика, фреска, икона),

2.Познакомить учащихся с музыкальными произведениями Чайковского, Рахманинова, Шуберта, с помощью видеоряда обзорно познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, дать более развернутую информацию по некоторым из них.

3. Проследить трансформацию образа Девы Марии в послереволюционное время.

4. Воспитание духовности и нравственности на основе исследования.

Оборудование: 1.иконы, свеча;

                    2. компьютер, экран, мультимедийный проектор

                 Богоматерь, Богородица, Мадонна, Дева Мария, Пречистая Дева… Всё это имена земной женщины, ставшей матерью Иисуса Христа.

   Трудно назвать более популярный и любимый образ всех времён и народов, чем изображение матери и ребёнка. Христианство чутко восприняло эту идею всепобеждающей, вселенской материнской любви. Этот образ важен для каждого человека и для всего мира.

Темой нашего исследования явилось  отражение образа  Девы Марии в литературе и искусстве.

См. Приложение 1, фото 1.

1.Образ Богоматери в искусстве.

См. Приложение 1, фото 2.

Что же мы знаем  о Богоматери?

(Звучит  «Вокализ»  Рахманинова)

Рождение Богородицы

21 сентября по новому стилю родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Сына – Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом городе Назарете. Родителями Её  были праведные Иоаким и Анна. Глубоко страдая от того, что они оставались бездетными, они в течение многих лет молились о том, чтобы Бог даровал им дитя. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Господь, всегда слышавший их молитвы, исполнил их, однако, не сразу, а тогда, когда святые супруги, достигнув преклонного возраста, приготовили себя добродетельной жизнью, постоянством в молитве и твердой надеждой на Бога к высокому званию быть родителями Пресвятой Девы Марии, праотцами по плоти Мессии – Господа Иисуса Христа.                                                                           Архангел Гавриил принес им радостную весть, что молитвы их услышаны и у них родится Преблагословенная  Дочь Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, надежда», которой предназначено будет стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.

См. Приложение 1, фото 3.

 Рождение Марии принесло радость не только родителям, но и всем людям.                                                                              Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости.

                        « Рождество  Богородицы» (икона)

См. Приложение 1, фото 4.

    Пресвятой Деве исполнилось 3 года, и родители решили выполнить своё обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели её в Иерусалимский храм. В храм вела лестница в пятнадцать  высоких ступенек. Младенец Мария, как только Её поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро  преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.

 Тициан «Введение Богородицы во храм»

См. Приложение 1, фото 5

Тициан «Введение Богородицы во храм»: Иную трактовку этого образа мы встречаем у Тициана. На картине «Введение Богородицы во храм» реалистично изображённая девочка в лучистом ореоле окружена пышной толпой нарядных дам на фоне каменных громад Иерусалимского храма. Захарий в шитых золотом ризах склоняется к ней. Предание гласит далее, что Захарий, движимый неведомой силой, «словно изумился» и совершил невозможное: он ввёл девочку в алтарь, куда сам мог входить лишь раз в году.

 Готовясь к исполнению святого великого служения, Пресвятая Дева пробыла в Иерусалимском храме до четырнадцатилетнего возраста, где воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Праздник празднуется 4 декабря.

 «По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Её в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней.

См. Приложение 2  фото 6

Рафаэль Перуджино «Обручение Мари И»: «Обручение Марии» кисти итальянского художника Рафаэля (1504 год) проникнуто возвышенным и светлым чувством. Двое берут на себя великую миссию – сохранить и вырастить божественного младенца. Чистые ясные тона, спокойные лица, плавные движения, певучие линии рисунка Рафаэля, силуэт, увенчанный высоким куполом храма, - всё создаёт образ возвышенный и одухотворённый.

   Переселившись в Назарет, в дом Своего обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. И вот

Был день как день, совсем обычный:

Кипела суета кругом,

Но вот походкою неслышной

Вошёл к Марии Ангел в дом.

Воскликнул: “Радуйся, Мария!

Господь Тебя благословил! -

И о рождении Мессии

Посланец Божий возвестил: -

Он Сыном Бога наречётся

И будет царствовать вовек.

Тот, кто уверует,- спасётся.

Да будет счастлив человек!”

 с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Её словами:   «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами»…                                                                                                                                         «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца»…Благовещение – один из величайших праздников Церкви, потому что это день Боговоплощения. Праздник празднуется Церковью  7 апреля и называется Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Общее значение слова «Благовещение» - благая, радостная, добрая весть.  Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой  Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Её Сыном.

  Икона «Благовещение»

См. Приложение 2, фото 7

См. Приложение 2, фото 8

Леонардо да Винчи  «Благовещенье»: композиция произведения проста и в определённом смысле традиционна. На переднем плане художник изобразил коленопреклоненного крылатого архангела Гавриила с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав, изображённых довольно условно. Деву Марию художник, согласно традиции, пишет с Библией, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.

Горизонталь композиции даёт возможность художнику поместить на задний план обширный пейзаж: резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор.

Рождество Христово

Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Евангелии о Рождестве рассказывают Матфей и Лука. В убогом пристанище, в пещере, вдали от людей, и совершилось великое таинство пришествия в мир Христа Спасителя. А как любовно и заботливо пеленают Его руки Матери Девы. Какие таинства совершились в этой молчаливой душе, полной и нежной заботы о младенце как о Сыне, и восторженного поклонения ему как Богу. Над этой пещерой впервые зазвучала на земле райская песня. Песнь отрады, примирения. Пришли пастухи, приехали волхвы с дарами. А Дева все не сводила глаз с Младенца и грела его своим дыханием. Это были единственные дни, когда материнская любовь Марии ещё не страдала от роковых пророчеств. То были дни неомраченной ещё радости, и она созерцала без конца сошедшего на землю Бога, который был и её Сыном, переживая то, что никогда не пережила и не переживет ни одна женщина.          

Праздник Рождества, а это 7 января, считается вторым по своей значимости после Пасхи. В службе Рождества Христова есть слова о том, что родившемуся Господу принесла дары вся вселенная: Ангелы -  принесли пение, небеса – звезду, пастыри – чудо, волхвы – дары, земля – вертеп, пустыня – ясли, люди – Матерь Деву. Воплощение Сына Божия  от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно влило в человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь.

   «Рождество Христово».  Икона, тропарь  к Рождеству

См. Приложение 2, фото 9

Заключающим земную жизнь событием является Успение Богородицы

Утром летним, дождливым, ранним-то,

Видишь, ангелы делом заняты -

Ризу влажную ткут – дождевицу,

Богородице – плащаницу,

Чтоб нетленное тело тканию

Утром летним – окутать – ранним.

В каждой капле заплачет колокол,

За апостолом послано облако,

Чтоб успел каждый брат речистый

К дню Успенья успеть, к Пречистой...

Делом заняты ангелы важным -

Дождевицу ткут Деве – влажную,

Утром летним, дождливым, ранним,

Чтоб открылось Фомы опозданьем

И ему, и апостолам-братьям,

Что нетленное тело взято

В третий день по Ее кончине,

В небеса, одесную Сына...

Видишь, утром дождливым, ранним-то

Плащаницу ткет Деве ангел-то...

Праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на 28 августа и торжественно совершается в Гефсимании, на месте её погребения. Здесь возведен храм, в котором хранятся погребальные пелены Богородицы. Вся жизнь её была полна неперестающей  молитвой. Молитва служила Богоматери средством для  постоянного общения с Сыном. Кто знает, какими  озарениями просветлялась в часы молитвы Её великая душа, какую весть сердце Христово подавало сердцу Марии, безропотно томившемуся в разлуке с Божественным  Сыном?                                                                                    Можно лишь догадываться, о чем была молитва Матери Божией. Молилась Она, вероятно, о процветании христианского дела и церквей во всех уголках мира. Но вероятно, больше всего молилась Она о том, чтобы скорее покинуть мир сей и вознестись к сладостному лицезрению и вечному стоянию пред своим Божественным Сыном.                                                                                     Богоматери было около 72 лет, когда архангел Гавриил возвестил ей о близкой кончине. Для неё это была радостная весть. Готовясь покинуть землю, она печалилась о том, что не может попрощаться с апостолами, ближайшими учениками Христа. Проповедуя Евангелие, они разошлись по всему миру. Но в день Успения случилось чудо – ангелы принесли апостолов на  облаках в Иерусалим, к ложу Богоматери. Внезапный свет затмил пламя горящих свечей, и сошел сам Христос. Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.                    Успение Пресвятой Богородицы для нас всех – праздник торжества жизни и любви.

«Успение Богородицы» (икона)

См. Приложение 2, фото 10

См. Приложение 3, фото 11

 Караваджо «Успение Богородицы»:Этот алтарный образ заказал римский юрист Лаэрцо Черубини для семейной церкви Санта-Мария делла Скала. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине "недостойного изображения". Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (именно такого изображения требовали существовавшие каноны). На этот раз критика в адрес Караваджо была особенно яростной, что отмечено всеми биографами художника. Д. Балъоне пишет, что картину с возмущением отклонили, ибо Караваджо "изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами". Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит "вздутым трупом обычной женщины", а Д. Манчини в своей книге приводит и вовсе невероятный факт - будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре (и этот факт подтверждают другие источники).

Основные события земной жизни Богородицы

Дата

Значение события

Иконографическое выражение земной жизни Богородицы

Характерные черты Богородицы

Рождение

21 сентября

Появляется Пресвятая Дева Мария, через которую будет даровано спасение всему миру.

«Рождество Пресвятой Богородицы»  

              15 век.

Смирение

Святость

Благоговение

Любовь  Поклонение Сыну

Жертвенность

Кротость

Доброта

Нежность

Усердие

Духовность

Заступничество

Материнская любовь

Материнская самоотверженность

Введение во храм

4 декабря

Начало действия Божественного замысла о воплощении, проповеди, Крестной смерти и Воскресении Христа, Сына Божия.

«Введение во храм»

             15 век.

Благовещение

7  апреля

«Главизна нашего спасения», день Боговоплощения.

«Благовещение»

             12 век.

Рождество Христово

7

января

Пришествие в мир и воплощение Сына Божия, Спасителя мира.

«Рождество Христово»

          15 век.

Успение

28

августа

Торжество жизни и любви.

«Успение Пресвятой Богородицы»

             18 век.

Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. К смертному одру Богоматери со всех концов света съехались апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. За душой Богородицы в момент смерти явился сам Христос.

К нам на Русь православие пришло из Византии. Как и в Византии, в Древней Руси образ Богородицы стал одним из самых почитаемых. Богородица считается покровительницей Руси, поэтому русские люди во все времена относились к ней с особой любовью.

Сразу после крещения Руси князем Владимиром началось строительство храмов. Одним из самых древних храмов, дошедших до наших дней, стал собор Святой Софии в Киеве. Над алтарем этого собора располагается незабываемый образ Богородицы Оранта, что в переводе с греческого означает «молящаяся», выполненный в византийской традиции.

На Руси Богородица всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

Русские иконописцы написали огромное количество икон, на которых запечатлен лик Богородицы, события ее земной жизни, потому что на Руси Богородица почиталась особо.

Презентация «Образ богородицы в иконографии»

 Каждая Богородичная икона уникальна, имеет свою удивительную историю написания и обретения. У каждой иконы своя судьба. И вот в конце 19 века появился еще один образ богоматери, открытый старцем Амвросием.

 «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

На Руси образ Богородицы прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в музыке. О Богородице написаны удивительные песнопения. Великие русские композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов воссоздавали в своих произведениях образ Матери Иисуса Христа.

Вокализ Рахманинова прозвучал в самом начале, а сейчас мы предлагаем послушать отрывок-величание «Достойно есть» из Литургии Св.Иоанна Златоуста, написанный Чайковским.

О создании величания «Достойно... нашего» повествует предание, записанное ок. 1548 г. протом Афона Серафимом Фииполом (см.: Νον μαρτυρολϒιον... ᾿Αθναι, 18562. Σ. 294-296). В посл. четв. X в. на Св. Горе, в небольшой келлии у ц. Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в кафоликон Протата в Карее. Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах. В предрассветный час, когда инок и монах-странник совершали утреню и пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим», монах предварил песнопение величанием «Д. е.». Красота песнопения удивила инока. По его просьбе монах чудесным образом запечатлел слова на каменной плите и повелел всегда петь именно так. Затем он исчез (по преданию, это был арх. Гавриил), а инок продолжил петь, когда вернулся старец. О чуде было сообщено старцам Протата, те передали известие патриарху и императору, а песнопение «Д. е.» перешло во всеобщее богослужебное употребление.

рус. пер.: «По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Достопочтимую более Херувимов и славную несравненно более Серафимов, без истления родившую Бога Слова, Тебя, истинную Богородицу, мы величаем»

См. Приложение 3, фото 12

Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине. Образ Богородицы: теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный, проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания, участия.

В западном искусстве Богородицу называли Мадонной. МАДОННА – это сокращенное от Mia Donna, что значит «Моя Госпожа».

Под влиянием ранних византийских образцов в XII—XIII вв. на Западе стали появляться изображения Богоматери, сидящей на троне.

В Средневековом искусстве Богородица являлась олицетворением природы, богини матери, поэтому ее часто изображали среди природы.

Во время эпохи Возрождения западноевропейская иконопись изменила стиль изображения Мадонны, её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой. Мадонны Возрождения сочетают в себе земную красоту и величавое целомудрие. В отличие от восточной иконографии Богоматери, образ Мадонны вобрал в себя многие исторические прототипы, черты, атрибуты и поэтому оказался более динамичным, многообразным.

Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям.

См. Приложение 3, фото 13

Дева Мария в западноевропейском искусстве стала воплощением совершенного образа женской красоты. Такой стиль изображения мадонны просуществовал в католическом мире вплоть до XIX века.

                 Эта картина перекликается с полотном В.Васнецова « Богоматерь с младенцем».

См. Приложение 3, фото 14

                       

Также в отличие от восточной традиции на западе создавались скульптурные изображения Богородицы.

Образ Мадонны также нашел воплощение в западноевропейской поэзии и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Богородице получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Джулио Каччини и Франца Шуберта.

Звучит Аве Мария

Текст на русском

Радуйся, Мария, благодати полная!

Господь с Тобою;

благословенна Ты между женами,

и благословен плод чрева Твоего Иисус.

Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,

ныне и в час смерти нашей. Аминь. 

      А что же случилось в промежутке между Рождеством и Успением? Об этом рассказывают апокрифы. Дело в том, что в Евангелии о Божией Матери говориться немного, а все сказанное, главным образом, связано с участием Богородицы в земной жизни Спасителя. В то же время в неканонических Евангелиях (от Никодима, например) и иных апокрифах более подробно говорится о земной жизни самой Богородицы. Есть и описания явлений неизвестных из Священного Предания - шествие Богородицы по аду... (пересказ)

  

См. Приложение 3, фото 15

Хождение Богородицы по мукам

 

    Святая богородица хотела помолиться господу богу нашему на горе Елеонской, чтобы во имя отца и сына и святого духа сошел архангел Михаил и поведал о муке, небесной и земной. И когда известили о слове этом, архангел Михаил сошел с небес, и четыреста ангелов с ним: сто с восточной стороны, сто — с западной, сто — с южной, сто — с северной. И поцеловали благодатную Михаил и ангелы, и сказал архангел: «Радуйся, завершение отца, радуйся, обитель сына, радуйся, похвала святого духа, радуйся, Христово... и утверждение, радуйся, Давидово пророчество, радуйся, святое поклонение, радуйся, пророками провозглашенная, радуйся, стоящая всех выше у престола божьего».

 

    Ответила благодатная архангелу Михаилу: «Радуйся ты, архистратиг, первый воин, служитель невидимого отца и светильник, радуйся, Михаил, первый в воинстве, повеление святого духа; радуйся, архистратиг, похвала серафимам, радуйся, Михаил-архистратиг, побеждающий мучителей, а пред престолом владыки достойно стоящий. Радуйся, Михаил, свет непрестанный, радуйся, архистратиг, первый воин, хотевший вострубить и разбудить мертвых от века; радуйся, Михаил, главный над всеми небесными силами, первый, кого прославили до престола божьего все ангелы».

 

    Богородица хотела увидеть, как мучаются души человеческие, и сказала архистратигу Михаилу: «Поведай мне обо всем, на земле сущем». И ответил ей Михаил: «Что просишь, благодатная, я все тебе расскажу». И спросила его святая богородица: «Сколько мук, какими мучится род христианский?» И ответил ей архистратиг: «Не назвать всех мук». Попросила его благодатная: «Расскажи мне, какие они на небесах и на земле?»

 

    Тогда архистратиг велел явиться ангелам с юга, и разверзся ад, и увидела богородица мучающихся в аду, и было тут множество мужей и жен, и вопили они. И спросила благодатная архистратига: «Кто это такие?» И ответил архистратиг: «Это те, кто не веровали в отца и сына и святого духа, забыли бога и веровали в то, что сотворил нам бог для трудов наших, прозвав это богами: солнце и месяц, землю и воду, и зверей и гадов; все это те люди сделали из камней, — Траяна, Хорса, Велеса, Перуна в богов превратили, и были одержимы злым бесом, и веровали, и до сих пор во мраке злом находятся, потому здесь так мучаются».

 

    В другом месте она увидела тьму великую, и спросила святая богородица: «Что это за тьма такая и кто находится там?» И ответил архистратиг: «Много душ пребывает в том месте». И сказала святая богородица: «Пусть разойдется тьма, чтобы видела я и те мучения». Ангелы, стерегущие их, отвечали:

 

«Сказано, что не увидят они света, пока не явится твой благостный сын, светлее чем семь солнц». Огорчилась святая богородица, подняла на ангела свои глаза и, взглянув на невидимый престол своего отца, сказала: «Во имя отца и сына и святого духа пусть рассеется тьма сия, чтобы я видела это мучение». И распалась тьма, и показалось семь небес, и было тут множество народу, мужей и жен, и доносился вопль сильный и плач. Увидев их, пресвятая богородица воскликнула со слезами: «Что вы сделали, несчастные, окаянные, как попали вы сюда, недостойные?» Но ни голоса, ни ответа не слышно было, и сказали ангелы, стерегущие их: «Почему не отвечаете?» Тогда мученики сказали: «О благодатная, мы никогда света не видели, не можем смотреть наверх». Святая богородица взглянула на них и горько заплакала. И увидели мученики ее, и сказали ей: «Почему ты пришла к нам, святая богородица? Твой сын благодатный приходил на землю и не спросил нас ни о чем, ни прадед Авраам, ни пророк Моисей, ни Иоанн Креститель, ни апостол Павел, божий любимец, но ты, пресвятая богородица, заступница, ты, стена роду христианскому, молишь бога, как же ты пришла к нам, бедным?» Тогда спросила святая богородица у архистратига Михаила: «В чем их грех?» И ответил Михаил: «Это те, кто не верил в отца и сына и святого духа, и в тебя, святая богородица. Они не хотели проповедовать имени твоего и что родился от тебя наш Иисус Христос, воплотился и освятил землю крещением — вот из-за этого и мучаются они там». И вновь заплакала святая богородица, и спросила их: «Почему вы впали в соблазны, разве не знаете, что вся тварь чтит мое имя?»

 

    Прорекла это святая богородица, и снова застлала их тьма. Архистратиг спросил ее: «Куда хочешь теперь, благодатная, на юг или на север?» И ответила благодатная: «Пойдем к югу». Тогда повернулись херувимы и серафимы и четыреста ангелов, привели богородицу на южную сторону, где протекала огненная река, там было множество мужей и жен, все погружены в реку — одни до пояса, другие до подмышек, третьи по шею, а иные с головой.

 

    Увидев их, святая богородица заплакала громким голосом и спросила архистратига: «Кто это, по пояс в огонь погруженные?» И сказал ей архистратиг: «Это те, кого прокляли отцы и матери, за это здесь, проклятые, мучаются». Снова спросила богородица: «А кто те, что до подмышек в огне?» И ответил ей архистратиг: «Это были близкие кумовья, а меж собой враждовали, а другие блуд творили, за это здесь и мучаются». И спросила пресвятая богородица: «А кто те, что по шею в огненном пламени?» И сказал ей архангел: «Это те, кто ел человеческое мясо, за то здесь и мучаются так». И спросила святая богородица: «А кто те, что с головой ввержены в огонь?» И ответил ей архистратиг: «Это те, госпожа, которые, крест честной держа, ложно клялись силами честного креста, а даже ангелы при взгляде на него трепещут и со страхом поклоняются ему. Эти же люди, держа крест, клянутся на нем, не зная, какая мука их ожидает, потому-то так и мучаются».

 

    И увидела святая богородица мужа, висящего за ноги, поедаемого червями, и спросила ангела; «Кто это? Какой грех он совершил?» И сказал ей архистратиг: «Это человек, который получал прибыль за свое золото и серебро, за то он навеки мучается».

 

    И увидела богородица жену, подвешенную за зубы, разные змеи выползали из ее рта и поедали ее. Видя это, пресвятая спросила ангела: «Что это за женщина и в чем грех ее?» И отвечал архистратиг, и сказал ей: «Эта женщина, госпожа, ходила к своим близким и к соседям, слушала, что про них говорят, и ссорилась с ними, распуская сплетни. Из-за этого и мучается». И сказала святая богородица: «Лучше бы такому человеку не родиться». Михаил сказал ей: «Еще не видела ты, святая богородица, великих мук». Святая сказала архистратигу: «Пойдем и увидим все муки». И сказал Михаил: «Куда ты хочешь идти, благодатная?» Святая ответила: «На север». И, повернувшись, херувимы и серафимы и четыреста ангелов вывели благодатную на север. Там расстилалось огненное облако, а посреди него стояли раскаленные скамьи, и на них лежало множество мужей и жен. Увидев это, святая вздохнула и сказала архистратигу: «Кто это такие, в чем согрешили?» Архистратиг сказал: «Это те, кто в святое воскресение не встают на заутреню, ленятся и лежат, как мертвые, за это они мучаются». И сказала святая богородица: «Но если кто не может встать, то какой грех сотворили они?» И ответил Михаил: «Послушай, святая, если у кого загорится дом с четырех сторон, и обойдет его огонь кругом, и сгорит этот человек, так как встать не сможет, то он не грешен».

 

    В другом месте богородица увидела огненные столы и горящих на них многих мужей и жен, и святая спросила архистратига: ...«Те, кто попов не почитает, не встает им навстречу, когда они идут из церкви божией, — из-за этого и мучаются».

 

    И увидела святая богородица железное дерево, с железными ветвями и сучьями, а на вершине его были железные крюки, а на них множество мужей и жен, подвешенных за языки. Увидев это, святая заплакала и спросила Михаила: «Кто это, в чем их грехи?» И сказал архистратиг: «Это клеветники и сводники, разлучившие брата с братом и мужа с женой». И сказал Михаил: «Послушай, пресвятая, что я тебе скажу о них. Если кто-то хотел креститься и покаяться в своих грехах, то эти клеветники отговаривали их и не наставляли их к спасению. За это они навек мучаются».

 

    А в другом месте святая увидела мужа, подвешенного за ноги и за руки с четырех сторон, за края ногтей его. Он сильно исходил кровью, а язык его от огненного пламени скрутился, и не мог он ни вздохнуть, ни сказать: «Господи, помилуй меня». Глядя на него, пресвятая богородица сказала: «Господи, помилуй» — трижды — и сотворила молитву. К ней подошел ангел, владеющий муками, чтобы освободить этому человеку язык. И спросила его святая: «Кто этот бедный человек, который так мучается?» И сказал ангел: «Это эконом и служитель церкви, он не волю божию творил, но продавал сосуды и церковную утварь и говорил: «Кто работает в церкви, тот от церкви и питается», поэтому он и мучается здесь». И сказала святая: «Что заслужил, то и получает». И ангел снова связал ему язык.

 

    И сказал архистратиг: «Пойдем, госпожа, покажу тебе, где мучаются иереи». И она увидела попов, подвешенных за края ногтей, от их голов исходил огонь и опалял их. Увидев это, пресвятая спросила: «Кто они и в чем согрешили?» И ответил Михаил: «Это те, кто служили литургию, и пред престолом божьим предстояли, почитая себя достойными. А когда совершали проскомидию, не хранили просвиру, роняли крупинки ее, как звезды божий, на землю. И тогда колебался страшный престол и подножие божие дрожало, за то они теперь так мучаются».

 

    И увидела святая мужа и крылатого змея с тремя головами — одна голова была обращена к глазам мужа, а другая — к его губам. И сказал архистратиг: «Этот бедный человек не может отдохнуть от змея». И добавил архистратиг: «Он, госпожа, и святые книги, и Евангелие прочитал, а сам не следовал им. Учил людей, а сам не волю божию творил, а жил в блуде и беззаконии».

 

    И сказал предводитель господних сил: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается чин ангельский и апостольский». И святая увидела, что они лежали, объятые огненным пламенем и поедаемые червем неусыпающим. Святая спросила: «Кто это такие?» И отвечал ей Михаил: «Это те, кто имеет образ ангельский и апостольский, на земле называются славными именами патриархов и епископов, и говорили им: «Благословите, отцы святые»; но на небесах они не звались святыми, так как не сделали ничего, чтобы иметь ангельский и апостольский образ, за это и мучаются так».

 

    И увидела пресвятая женщин, подвешенных за ногти, и пламя выходило у них изо рта и опаляло их, а змея выползала из пламени того и обвивала их. Они вопили: «Помилуйте нас, так как мы одни мучаемся тяжелее всех». И, заплакав, спросила святая: «В чем их грехи?» И ответил архистратиг: «Это попадьи, которые не почитали своих попов и после их смерти выходили замуж, поэтому и мучаются».

 

    И увидела богородица других женщин, лежащих в огне, поедаемых разными змеями, и спросила святая: «В чем их грехи?» И ответил Михаил: «Это монастырские черницы, которые тело свое предавали блуду, потому здесь они мучаются».

 

    И сказал архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе, где мучается множество грешников». И святая увидела реку огненную, и словно кровь текла в той реке, которая затопила всю землю, а посреди ее вод — многих грешников. Увидев это, богородица прослезилась и сказала: «В чем их грехи?» Ответил архистратиг: «Это блудники и прелюбодеи, воры, тайно подслушивающие, что говорят близкие, это сводники и клеветники, и те, кто пожинали чужие нивы и срывали чужие плоды, те, кто питается чужими трудами, разлучают супругов, пьяницы, немилосердные князья, епископы и патриархи, цари, не творившие волю божью, сребролюбцы, наживающие деньги, беззаконники». Услышав это, пречистая богородица заплакала и сказала: «О горе грешникам!» И добавила архистратигу: «Лучше таким грешникам и не рождаться!»

 

    И спросил ее Михаил. «Отчего плачешь, святая? Разве ты не видела великих мучений?» И ответила пресвятая: «Поведи меня, чтобы я увидела все мучения». И сказал ей Михаил: «Пойдем, благодатная, куда хочешь, на восток или на запад, в рай, направо или налево, где великие мучения?» И ответила пресвятая: «Пойдем на левую сторону». Херувимы и серафимы и четыреста ангелов услышали пресвятой слово и, повернувшись, вывели ее от востока в левую сторону, а около той реки была глубокая тьма; там лежало много мужей и жен. И вокруг клокотало, словно в котле и словно морские волны разбивались над грешниками, и когда волны вздымались, то погружались грешники на тысячу локтей, не в силах сказать: «Праведный судья, помилуй нас». Их непрестанно ели черви, и был слышен скрежет зубовный. И увидели пресвятую сторожившие грешников ангелы, и вскричали в один голос: «Свят, свят, свят, боже святый, и ты, богородица, благословляем тебя и сына божия, родившегося у тебя, так как спокон века не видели света, а сейчас видим свет благодаря тебе, богородица». И снова вскричали они все вместе: «Радуйся, благодатная богородица, радуйся, сияние света вечного, радуйся, святой архистратиг Михаил, молящийся владычице за весь мир, мы же видим мучающихся грешников и сильно скорбим».

 

    Богородица увидела, что ангелы печальны и грустны из-за грешников, расплакалась пресвятая, и вскричали все в один голос: «Хорошо, что вы пришли в эту тьму увидеть нас и наше мучение, помолись, пресвятая, с архистратигом». И, слыша плач и крик грешников, сама зарыдала, причитая и говоря: «Господи, помилуй нас», чтобы, когда кончила молитву, утихла речная буря и огненные волны; и явились грешники, словно семена горчичные. Увидев это, заплакала святая и спросила: «Что это за река и волны ее?» И ответил ей архистратиг: «Это река вся смоляная, а волны ее все огненные, а те, кто в них мучается, это жиды, которые мучили господа нашего Иисуса Христа, сына божия; это все народы, которые крестились во имя отца и сына и святого духа и, называясь христианами, веруют в демонов и отказались от бога и святого крещения; здесь те, кто блуд творил после святого крещения с кумами своими, с матерями своими и дочерьми, и отравители, которые морят людей ядами, оружием убивают людей и удушают своих детей, за свои дела и мучаются они так». И сказала святая: «Пусть будет так по заслугам их!» И снова залила их бурная река и огненные волны, и тьма покрыла их. И сказал Михаил богородице: «Если кто попадет в эту тьму, не будет бог помнить его». И сказала пресвятая: «О, горе грешникам в неугасимом пламени сего огня!»

 

    И сказал ей архистратиг: «Пойдем, пресвятая, я покажу тебе огненное озеро, где мучается род христианский». И она увидела и услышала их плач и вопль, а самих грешников не было видно, и спросила: «В чем грех тех, кто здесь находится?» И сказал ей Михаил: «Это те, что крестились и крест поминали, а творили дьявольские дела и не успевали покаяться, из-за этого они так мучаются здесь».

 

    И сказала пресвятая архистратигу: «Единственную молитву обращаю к тебе, чтобы и я могла войти и мучиться с христианами, потому что они назвались чадами сына моего». И сказал архистратиг: «Будь в раю». И ответила пресвятая: «Молю тебя, чтобы ты позвал воинство семи небес и все воинство ангелов для того, чтобы помолиться за грешников, и пусть услышит нас господь бог и помилует их».

 

    «Жив господь бог, имя его величественно, мы поклоняемся господу, семижды днем и семижды ночью, когда хвалу возносим владыке и за грешников просим, госпожа, но нисколько нас не слышит владыка». И сказала пресвятая богородица: «Молим тебя, вели ангельскому воинству вознести меня на небесную высоту и поставить перед невидимым отцом».

 

    И архистратиг повелел, и появились херувимы и серафимы, и вознесли благодатную на высоту небесную, и поставили ее перед невидимым отцом у престола; богородица воздела руки к благодатному сыну своему и сказала: «Помилуй грешников, владыка, так как я видела и не могу переносить их мучений, пусть буду и я мучаться вместе с христианами». И раздался голос, ей говоривший: «Как я помилую их? Вижу гвозди в дланях сына моего, и не знаю, как можно их помиловать». И сказала богородица: «Владыка, я не прошу за неверных жидов, но прошу милосердия твоего для христиан». И раздался голос, говоривший: «Вижу, что братию мою не помиловали, и не могу тех помиловать». И снова сказала пресвятая: «Помилуй, владыко, грешников, помилуй, господи, сотворенных твоими руками, потому что они по всей земле произносят твое имя, и в мучениях, и во всех местах по всей земле, говоря: «Пресвятая госпожа богородица, помоги нам», и когда человек рождается, говорит: «Святая богородица, помоги мне». Тогда сказал ей господь: «Послушай, пресвятая богородица, владычица, нет того человека, кто не молился бы имени твоему, и я не оставлю их ни на небесах, ни на земле».

 

    И сказала пресвятая богородица: «Где пророк Моисей, где все пророки и вы, отцы, которые никогда не грешили, где Павел, божий любимец, где воскресение, христианская похвала, где сила честного креста, которая избавила Адама и Еву от проклятия?» Тогда архистратиг Михаил и все ангелы сказали: «Помилуй, владыко, грешных». Тогда Моисей возопил, говоря: «Помилуй, владыко, ведь я дал им закон твой». Тогда Иоанн вскричал, говоря: «Помилуй, владыко, я твое Евангелие им проповедовал». Тогда и Павел возопил, говоря: «Помилуй, господи владыка, так как я церквям дал твое послание». И сказал господь бог: «Послушайте вы все: если по Евангелию моему или по закону моему и если по евангельской проповеди, которую провозгласил Иоанн, по посланиям, которые принес Павел, судить — то такой суд и примут. И имеют ангелы, за что просить, только: «Помилуй, господи, — праведны мы». И сказала пресвятая богородица: «Помилуй, владыка, грешников, так как они Евангелие приняли и закон твой сохранили». Тогда господь сказал ей: «Послушай, пресвятая, если кто-то из них сделал зло, но не покаялся в рабстве — а ты верно говоришь, что они закону твоему научились, — и снова они сделали зло, когда не отплатили им за зло, что говорю — уже сказано, и воздается им по злобе их». Тогда все святые, слышавшие владыку, говорящего это, не смели ничего ответить.

 

    И увидела пресвятая, что никто ничего не сказал и господь святых не послушал, но удаляет от грешников свою милость, и сказала пресвятая: «Где архистратиг Гавриил, который возвестил мне: «Радуйся, так как ты прежде всех услышала отца, он теперь на грешников не смотрит»; где великий, тот, кто носит город на вершине своей и на единой земле, а земля из-за гнусных человеческих дел раскололась, и послал господь бог своего сына, и утвердил земной плод? Где служители престола, где Иоанн Богослов? Почему не молитесь с нами владыке за христианских грешников? Разве вы не видите, что я плачу о грешниках? Придите все ангелы и все, кто на небесах, придите все праведные, кого оправдал господь, вам позволено молиться за грешников. Приди и ты, Михаил, ты — первый среди бесплотных, стоящих у престола божия,— вели всем припасть к невидимому отцу, и не подымемся, пока не послушает нас бог и не помилует грешников». Тогда Михаил пал ниц пред престолом, и с ним все лики небесные и все чины бесплотных. И увидел владыка моление святых, смилостивился ради сына своего единородного и сказал: «Сойди, сын мой возлюбленный, посмотри на моление святых и яви лицо свое грешникам».

 

    И сошел господь с невидимого престола, и его увидели сидящие во тьме, и возопили в один голос, говоря: «Помилуй нас, сын божий, помилуй нас, царь всех времен!» И сказал владыка: «Слушайте все. Я рай насадил и создал человека по образу своему, и сделал его хозяином рая, и дал им вечную жизнь, они же ослушались и в своем желании согрешили, и предались смерти; я не хотел видеть, как дьявол мучает творение моих рук, сошел на землю и воплотился в деву, вознесся на крест, чтобы их освободить от рабства и от первого проклятия; просил воды, а дали мне желчи, смешанной с уксусом; руки мои создали человека, и они положили меня во гроб, и сошел я в ад, победил своего врага, избранных своих воскресил, благословил Иордан, чтобы искупить ваше первое проклятие, а вы пренебрегли покаянием в грехах своих. Христианами вы называетесь только на словах, а заповедей моих не соблюдаете — поэтому и находитесь в огне негасимом, и не помилую вас. Теперь же ради милосердия моего отца, который послал меня к вам, ради молитв матери моей, которая много плакала о вас, ради завета архистратига Михаила и ради многих моих мучеников, которые много страдали за вас,— я даю вам, мучающимся день и ночь, покой от Великого четверга до Троицына дня, прославьте отца и сына и святого духа». И все отвечали: «Слава милосердию твоему».

 

    Слава отцу и сыну и святому духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 

 Образ Девы Марии отразился и в духовных стихах.

Богородица духовных стихов - это Матерь Божия, страдающая от земной смерти Сына (прежде всего, стих "Сон Богородицы"). Это всеобщая Матерь, Заступница и Просительница. Это Чудесная Помощница, Предсказательница и Нечаянная Радость мучеников и праведников, например, стихи о Егории Храбром   и Алексее, человеке Божием . Это одна из главных народных Ценностей и Святынь (стих "О трех гробницах"). И это суровая и неумолимая Обличительница грешников (эсхатологические стихи).

"Сон Богородицы" - один из самых известных в русской народной традиции сюжетов о Божией Матери  . Он известен и как апокриф - прозаическое повествование, бытующее в основном как рукописный текст, и как заговор, имеющий своей целью оберечь от дурного глаза или исцелить от недуга, и как духовный стих - поэтическое произведение, описывающее страдания Христа, провидчески приснившиеся Богородице.

В этом стихе Богородица обращается к Христу, чтобы Он подтвердил (или опроверг?) ее сон, который снится ей, по вариантам, в сакральных уголках света - в Вифлееме, в вертепе, в церкви Божией, у Христа за Престолом, или даже в раю. Христос на сон Пречистой отвечает, что так и будет: вначале Его будут мучить, и Он умрет, но потом воскреснет и Сам возьмет душу у почившей Богородицы. Крестные страдания и смерть Спасителя будут, по выражению стиха, как и по Евангельскому источнику, сопровождаться потрясением земли, разрушением престолов, разрыванием завесы...

Сюжет "Сна Богородицы", воплощаясь в разных жанрах и вариантах, отвечает одному из недоумений "простого верующего" - как могла Мать спокойно воспринять крестную смерть Сына. Казус в том, что из Евангелия мы знаем не о спокойствии Девы Марии, а, скорее, о Ее кротости, что не одно и тоже. В стихе же Богородица скорбит, словно обычная мать, необычно провидя, предвидя Крестные страдания Сына (по вариантам, еще находящегося в материнской утробе):

Сон Пресвятой Богородицы (7).

( от всех бед )

Сам Господь идет,
Сам Господь Свою Мать зовет.
- Матушка Моя, Мария,
Где Ты жила-поживала,
Где Ты темную ночь коротала?
- Жила-поживала, ночь темную коротала.
Села у престола отдохнуть,
Не собиралась уснуть,
Глаза мои закрылись,
Три креста на горе приснились.
На двух крестах разбойники, а на одном Ты.
Тебя, Христос, гвоздями прибивали,
На кресте на муки распяли,
Били Тебя и терзали,
Испить уксусу пред смертью дали.
- Матушка, сон Твой справедлив,
Мироносица его перепишет, людям отдаст.
Кто Твой сон хоть один раз прочтет,
Тот от напрасной смерти никогда не умрет.
В воде не утонет,
В лес пойдет – зверь его не тронет,
Вор у того не украдет,
Огонь жилища того человека не сожжет.
В суд пойдет – не осудят,
Милость попросит – получит.
Господь веку прибавит,
А умрет, так и от мук вечных избавит.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

«Сон Б.» имел еще в древности значение заговора. Тому, кто его носил с собою, «будет от меня (т. е. от Б.) великая благодать и милость, здравие и благополучие, и на полях большое изобилие и урожай во всяком его хлебе, и на лугах трава и покосы сухие и счастливые будут». И вот в XX в. крестьянин зарывает под порог этот «Сон» с такой же верой и на тот же случай, как его предок чуть не тысячу лет назад. Не только в деревне, но и в городе «Сон Б.» не утратил своего значения. Бабушка у Горького  «сказывала наизусть „Сон Б.“, чтобы женщины заучивали его на счастье» («Детство»).

2. Образ Богородицы в литературе.

В основных чертах образ Б. сохранился неизменным вплоть до революции. Б. в ее традиционном, ничуть не изменившемся понимании, встречаем мы и в литературе, близкой нам по времени. Корни творчества многих поэтов, идущих из деревни и от деревни, уходят в вековые традиции. Таковы напр. Кольцов, Есенин, Клюев . У Кольцова страшная для крестьянина дума о хлебе связывается с Б. — «Жарка свеча поселянина  пред иконою божьей матери». У Есенина — целый ряд стихотворений с традиционной богородицей, связанной с образами земледелия:

«Кроют зори райский терем,

У окошка божья мать

Голубей сзывает к дверям

Рожь зернистую клевать.

Клюйте, ангельские птицы,

Колос — жизненный полет...».

Но яснее всего непрерывность и неизменность представления о богородице выражены Клюевым:

«Богородица — ваша землица,

Вольный хлеб мужику уроди».

Одно стихотворение из «Песнеслова» он, перечислив различные предметы, кончает так:

«Под порогом зарыт „Богородицын сон“, —

От беды — худобы нас помилует он».

Горький вообще показывает, как цепко укоренился в сознании городского мещанства идущий от деревни образ Б. В том же «Детстве» она «преславная... радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету... сердечушко мое чистое небесное... солнышко золотое». «Богородица всегда была, раньше всего. От нее родился бог... Я любил богородицу... И когда нужно было приложиться к ручке ее... я трепетно поцеловал икону в лицо, в губы» («В людях»).

Деревенская, первобытно-земледельческая Русь отразилась и в сознании людей, и не вышедших непосредственно из ее гущи. У Достоевского  в «Бесах» читаем: «Богородица, что есть, как мнишь?» — «Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого». — «Так, говорит, Богородица — великая мать сыра-земля есть, и великая в том для человека заключается радость». В этих словах — почти исчерпывающий пересказ народного представления о Б.: образ ее неизме́нен. В одном стихотворении Ф. Сологуба, , где Б. расстилает свое «святое покрывало» над обидевшим ее селом и тем спасает его от гнева Ильи-пророка, все строфы кончаются словами: «Заря-заряница, красная девица, мать пресвятая Б.». Эти слова станут понятными и полными смысла, если припомнить песенное обращение к заре, которая считалась богиней плодородия и сестрой солнца: «Заря — заряница, красная девица,  полунощница» и т. д. У А. Блока, последователя В.Соловьева и его учения о Вечной Женственности,   мы находим:

«О, исторгни ржавую душу,

Со святыми меня упокой,

Ты, держащая море и сушу

Неподвижно тонкой рукой».

Характерно начало этого стихотворения:

«Ты в поля отошла без возврата...»

У него же Б., в одежде, «свет струящей», идет по Куликову полю, и ее «лик нерукотворный» сияет на щите. Здесь уместно вспомнить древний «Стих о Дмитриевой субботе» о той же битве. Б. ходит по «изустланному мертвыми телами» полю и «кадит на мощи православных». И. Бунин  в «Бегстве в Египет» употребляет даже обычный прием народного творчества — перенесение библейского события в русскую обстановку: Б. бежит, «в кунью шубку завернув младенца», и дальше ряд картин природы России, с медведями и лосями.

Как защита от врагов, как помощь в победе Б. с особой силой выступает в литературе периода войны 1914–1918. Буржуазия охвачена ура-патриотизмом, и ее литература черпает образы из народного хранилища. Эти образы навеваются «мужицким» характером войны — ведет ее армия, состоящая главным образом из крестьян-землепашцев. А. Белый  в стихотворении «Родине» придает России черты Б., «неопалимой купины». У А. Ахматовой  «супостат» не разделит нашей земли, ибо

«Богородица белый расстелит

Над скорбями великими плат».

Революция (Февральская) не внесла сколько-нибудь заметного изменения в образ Б. Образ этот по инерции продолжает свой путь, оставаясь старым, со всеми установленными вековой традицией свойствами. Этому способствует то обстоятельство, что коренных изменений в производственных отношениях земледельца Февральская революция не принесла. В стихотворении Э. Германа говорится, что генерал молится Б. о помощи против восставшей «голытьбы». Но «помогла уж другим богородица, запоздала мольба генералова». Б., помогающая пролетариату в революции, — это весьма характерно для данного момента. И. Эренбург , враждебно встретивший Октябрь, выводит Б. со всеми ее атрибутами. У него пресвятая Б., «пронзенная стрелами нашими», поит своею кровью голубицу, чтобы та утолила этой кровью жажду умирающего на площади солдата, который «выстрелил в церковь печальную». Б. просит сказать ему, что «приходит богородица, когда больше ждать уже некого».

После Октябрьской революции происходит коренная перестройка всех отношений, и образ Б. расслаивается. Новая жизнь требует новых не только по содержанию, но и по форме песен. Новые же формы могут быть выработаны только новым бытом, а он еще только складывается  тяжело и медленно. И в литературе старые формы приспособляются к новому содержанию. В. Кириллов  говорит о свободе: «Свобода — дева огневая» (ср. со старинным изображением Б. в рамке из огня), «ее дыханье — розы рая». Стихотворение о девушке он заканчивает: «О, богородица, поют мои уста: роди веселого и буйного Христа». Ив. Филиппченко  говорит о матери, начиная это слово с заглавной буквы:

«На всем Твои черты,

Твоей руки печать,

Ты бытие,

Ты лицо в себе таишь, о Мать».

Представления о матери, о деве, о величии материнства и чистоте девственности веками были неразрывно связаны с Б. Она являлась наиболее традиционным образом для выражения всех этих понятий, и пролетарский поэт поддался влиянию, по существу ему чуждому, которому он должен и мог бы противостоять.

Образ Богородицы трансформировался в образ Матери и в после революционной живописи.

Прежде всего, хочется вспомнить картины Петрова-Водкина «Мать»(1913 и 1915)и полотно М.Савицкого «Партизанская Мадонна»

Петров-Водкин. Мать (1913) 

См. Приложение 3, фото 16

Тема материнства занимает значительное место в творческих исканиях певца синтезированной человеческой красоты. Его эпическо-лирический гений проявился в полную силу в картинах "Мать" (1913) и "Мать" (1915). Обе эти работы дополняют друг друга. Каждая имеет свои особенности и свои преимущества. Первая более эпична, созданный образ более серьёзен. Мать изображена на "планетарном" фоне, но несмотря на бескрайний простор, её окружающий, она не умаляется им, а даже преобладает над ним. Это усиливает её Божественную, универсальную природу, делает её Матерью всей Земли. Философичный взор кормящей женщины устремлён в будущее, связанное с появлением новой жизни, и одновременно погружён в себя, в родительскую судьбу, которая нераздельна с новым дыханием. Таким образом, жизнь матери удвоена.

Вторая картина (1915) более лирична, персонаж более (по-домашнему) нежен. 

См. Приложение 3, фото 17

 В кормящей матери присутствует особое обаяние, что-то родное. Она не на холодном фоне космической дали, а в среде, прогретой каким-то органическим теплом, источником которого как бы является она сама, её пышущее здоровьем тело. Теплоту усиливает холодная синева заоконного пейзажа; звонкая и лёгкая металличность кофточки и косынки служит той же цели и, сверх того, подчёркивает мягкость (рублёвскую "плавь") телесности. Её дитя-«золотце» будто наполняется её внутренним светом. Некоторый эпизодизм и простота быта не принижают, а усиливают покойную величавость, значимость и независимость человеческого существования, неизбывную жизненную энергию. Все предметы раскачиваются в мерном, убаюкивающем, напевно-колыбельном качании". «Мать» можно считать иконой Материнской Любви.

См. Приложение 3, фото 18.

Савицкий Михаил Андреевич (1922) - «Партизанская мадонна», 1967 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 190 × 170 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


    Цикл его картин, посвященный партизанам, выдвинутый на соискание Государственной премии СССР, - самое, пожалуй, значительное явление в белорусской национальной живописи. Всему миру известна его «Партизанская мадонна».

    Древний сюжет, столетия вдохновлявший художников прошлого, зазвучал на холсте Михаила Савицкого свежо и волнующе. Молодая мать с младенцем на руках, горестное лицо старой женщины, прощальный взгляд уезжающего в бой партизана - все здесь исполнено драматизма, дыхания грозной силы войны. Но с этой безжалостной силой как бы диссонирует задумчиво устремленный вдаль взгляд молодой матери, более всех рискующей в атмосфере опасности и менее всех защищенной от нее. В этом страдальческом взгляде, однако, великая материнская любовь и надежда, которых не в состоянии лишить ее даже такая жестокая сила, какой была минувшая война.
   

У Галича Богородица – жена заключенного (аудиозапись)

В 20 веке богоматерь защищала золожников в Буденовске(чтение отрывка) Елена Прудникова Земля Богородицы

ОТ АВТОРА

Раньше этот город назывался Святой Крест. Потом большевики переименовали его в Буденновск. В июне 1995 года чеченские террористы, о правах которых столь трепетно печется международное сообщество, захватили здесь больницу, взяв в заложники сотни людей. В те дни многие видели, как в небе над больницей явилась Богородица в багряных одеждах, молящаяся перед крестом.

«Страшно там было только вначале, пока надеялись выжить, – рассказывает одна из заложниц. – Когда начался штурм, и палата, где мы лежали, простреливалась с двух сторон автоматным огнем, да снаряды стали пробивать стены, я поняла, что умру, попрощалась с жизнью – и страх прошел. Смотрю на небо – а там крест обозначился и Девушка, к нему склоненная…»

См. Приложение 3, Фото 19

А о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно, будут говорить наши потомки.

Закончить же наше выступление нам хотелось самым теплым и трепетным обращением к Пречистой.

М.Ю.Лермонтов, печалясь о Вареньке Лопухиной, писал:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного,

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой Заступнице мира холодного.

Окружи счастьем счастья достойную,

Дай ей спутников полных внимания,

Молодость светлую, старость спокойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному,

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела - душу прекрасную.

 

См. Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства,  обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...

Презентация по литературе "Образы крестьянских детей в литературе и искусстве"

Презентация предназначена для уроков литературы  в 6 классе. Она посвящена рассказу  И. с. Тургенева "Бежин луг"...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....