Ролевая игра по творчеству С.А. Есенина
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Крюкова Валентина Ивановна

Внеклассное мероприятие для учеников 11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rolevaya_igra_po_eseninu.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра.

Тема:  «Я  очень люблю  Родину»

            «Есенин – это  вечное…»

Цель:  Сфокусировать  материал  на том общем  и  исключительном  в творчестве и жизни  

            Есенина,  что  позволило  б ребят  ввести в  созданный им  художественный  мир.

Эпиграф на доске:  Тот,  кто видел  хоть однажды

Этот  кроит и эту  гладь,

Тот  почти  березке каждой

Ножку раз поцеловать.

                                  С.Есенин.

Метод:

1)ролевая игра «За  круглым столом»

2)«Пресс – конференция»

3)викторина

4)конкурс чтецов.

Оборудование:  проигрыватель,  пластинка,

                            таблички с именами участников, рисунки,

                            кассета, магнитофон,  тематические стенды (3)

доска: рисунки, эпиграф, тема.

Призы:  рисунки, викторина, чтецы.

Ход игры:

1)Звучит  романс на стихи Есенина.

2)Слово учителя:

          В этом году  исполнилось  110 лет  со дня рождения русского поэта  С.А.Есенина. Эпиграфом  стали строчки  стихотворения поэта.  Неповторимыми,  нежными, ярками  красками  и образами  выразил  Есенин свою любовь  к родному краю, Родине, человеку,  «братьям нашим меньшим».  Он писал:  «И зверьё, как  братьев наших меньших, никогда не  бил по голове».

Любовь  двигала  его пером, он  воспевал любовь к матери, женщине, сестре, родной  природе. Он сумел  извлечь  из глубин  народной  души золотые  россыпи народной  поэзии, мудрости.

Почему  нас трогают, берут за сердце?  Почему зимой и летом, осенью и весной на его могиле лежат  живые  цветы?!

Сегодня  мы собрались  за этим  круглым  столом, чтоб  попытаться  разгадать  секрет  его очарования его поэзии, узнать  историю  создания  стихотворений, каковы  были  отношения с друзьями и близкими.

Какой  отзвук нашли  его  стихи  в коми литературе.

Позвольте  представить  участников этой пресс-конференции.

Литературоведы  и критики:

Ванеева Оля

Отрощенко Юля

Мамонтова Лиана

Жданова Ира

Дяченко Оксана

Захарова Люда

Барышева Таня

Шипицина Лена

Осипова Мария Александровна

Корреспонденты:

Гапеев В.,  Екимов А., Крутских М., Саранов А., Осипов В., Онищенко Т., Пачгина К., Шабалина О., Коровина Т.

Фотокорреспондент:

Крюкова Н.

Телеоператор:

Королева Наталья Валерьевна

  Рады мы  и присутствию  гостей и слушателей:

3)Сегодня  же мы  открываем  небольшой  вернисаж.

Рисунки представили:  Иванищева В.

                                        Казарин В.

План  нашего вечера:

1.Пресс-конференция

2.Викторина

3.Конкурс чтецов

4)Прошу  корреспондентов  и гостей  задать свои вопросы.

1)Коровина Таня:  «Что  помогло  Есенину сформироваться  как поэту?»

   Ответ: Дяченко Оксана.

«Константиново,  где он  родился, вовсе  не деревенская  глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Рядом  еще  более  крупное  селение,  с шумными  базарами по вторникам.  Здесь можно  было купить  всё, и книги тоже.  Они были  и в библиотеке начального  училища.  В  Спас-Клепиковской  школе  Сергей  хорошо  изучил церковнославянский  язык, что  позволило ему  прочитать  в оригинале  «Слово  о полку Игореве» и  полюбить его. Он знал  наизусть отрывки  из  «Калевалы», стихи Лермонтова и Некрасова, Никитина и  Кольцова, Фета и Тютчева. Но больше  всего был  привязан  к гоголю  и Пушкину,  учился  у них.  Как и Пушкин, искал  истоки «песенного слова»  в народном  творчестве.  «Это  всё есть у народа – говорил Есенин. -  Это  только  надо  найти, прочитать. Услышать. По-своему осмыслить». Из  окон  бревенчатой  избушки  были  видны  заливные  луга  конца и края,  широкая Ока и опрокинутое   над ней  синее  небо.  Тишина. Простор, красота сама собою  закрадывалась  в душу  юного Есенина и укреплялась  там  беспредельной  любовью  к Родине.»

2)Пачгина  Катя (на французском):  «Что  дала  поэту родная  земля?»

   Ответ: Ванеева Оля:  наизусть «Береза»

3)Крутских Марина: «Что  известно  о первом  сборнике  стихов  Есенина?»

Ответ: Отрощенко Юля. Наизусть «гой ты, Русь моя…»

«Первый сборник стихов Есенина  появился  в 1916 году.  Назывался  он «Радуница». В нем  воспевается родная природа.  Есенин часто говорил:  «Я деревенский поэт».  И  действительно, человек и природа у него -  единое целое. Поэт ощущал  себя  частицей природы, он часто  говорил:  «Я очень   люблю всякое зверье».  Животные напоминали ему о  деревенском детстве,  освежали впечатления, оставленные живой красотой родных полей, лесов, широкой, сильной реки.  (Демонстрируются  пейзажи Поленова, Левитана).  Подле  полотен  этих художников, выставленных в Третьяковской галерее, молодой Есенин  подолгу простаивал. Созвучен этим картинам и мир природы у Есенина. Он наполнен  цветом, звуком, движением,  его обитатели очеловечены:  береза «принакрылась снегом», снежинки горят «в золотом огне»,  заря  обходит  березу, осыпая  её «новым серебром». А  стихотворение «Русь» - это  трепетное  признание в любви к Родине.»

4)Саранов А. : «Чем  необычна  любовь к Родине в ранних  произведениях Есенина?»

Ответ: Шипицина Л.

«Лирический герой естественно и просто говорит о любви к родной  природе, родине. Однако,  в стихах  особое,  есенинское звучание слова, песенность, искренность  и задушевность интонации.

Отличает раннего Есенина уподобление  природы религиозным  понятиям и церковным атрибутам:  «риза кашки»,  «и  вызванивают в четки ивы – кроткие монашки».  Риза – это  обладание священника  при богослужении, чётки -  нитка бус для  счёта молитв и поклонов.  Обилие  религиозных образов у раннего Есенина  можно объяснять прежде всего биографически: дед его был старообрядческим начётчиком, в доме часто собирались «слепцы,  пели духовные стихи».  Русь в ранних стихах Есенина – богомольная, смиренная.  «Смиренный инок»,  «странник» - таким часто предстаёт  лирический герой в это время. Родина,  которую любил, которую покидал и к которой  возвращался, которую  помнил Есенин, предстает зачастую как родная природа.  Используя  религиозные образы в своей поэзии, Есенин «обожествлял» природу, находил в ней  скрытый  духовный смысл.  Представления о вечной  жизни природы и человека, о  скоротечности земной лежат в основе  стихотворения  «Край любимый!  Сердцу снятся»  (наизусть)

5)Екимов Леша:  «В творчестве поэта  особую  роль занимают  стихи   о животных. Не  мог ли  он вы  рассказать  об истории  создания стихотворения «Собаке Качалова».

Ответ: Мамонтова Л.  

«Дай, Джим, на счастье  лапу мне…» - первая строка есенинского стихотворения. Которая  по  популярности не имеет  себе равных. Никого не оставляет  равнодушным  трогательное  обращение поэта к  благородному  животному.  Не  могли  бы Вы  ответить на вопрос:  какова история создания  этого стихотворения?

Ответ.  Мамонтова Л.  «Артист  Московского  Художественного театра В.И.Качалова, вспоминая первую  встречу с Есениным, состоявшуюся в 1925 году, пишет:  «Часам к 12 ночи я отыграл спектакль,  прихожу домой.  Небольшая  компания  моих друзей и Есенин уже сидят  у меня… Я вошел  и увидел Есенина и Джима -  они уже  познакомились и сидели  на диване, вплотную  прижавшись друг к другу. Есенин  одною  рукою  обнял  Джима за шею,  а другой держал  его лапу   и хриплым  баском приговаривал:  «Что  за лапа, я  сроду не видел такой».  Джим  радостно взвизгивал, стремительно  высовывал голову из – под мышки Есенина и лизал его лицо,  «когда  Есенин читал стихи, Джим внимательно  смотрел ему в рот. Перед  уходом Есенин долго жал ему лапу:  «Ах, ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стих.»

К немалому удивлению Качалова, поэт  сдержал  слово.  Во время  Бакинских  гастролей  театра Качалов получил  записку:  «Дорогой Василий  Иванович!  Я здесь. Напечатал стихотворение «Джиму». Записку принесла  миловидная девушка, как  выяснилось потом, это  была  та самая Шаганэ.

6)1.Коровина Т.  «Как  состоялась  встреча Есенина  и Шаганэ? Что  можете сказать  об этой  девушке?

Ответ. Барышева Таня.

«Шаганэ  Нерсесовна Тертерян – армянская учительница, ставшая  прототипом романтического  женского образа, украсившего  поэтический цикл «Персидские мотивы», который  был создан  поэтом во время  трех  поездок в Грузию и Азербайджан (в Персию, как говорил Есенин) в 1924 – 1925гг.  Сергей Александрович познакомился в Батуме с молодой  армянкой по имени Шаганэ.  Это  была на редкость интересная, культурная  девушка, прекрасно  владевшая русским языком.

2.Вопрос. Гапеев Витя.   «Но в стихотворении  появляется  другой женский образ:  «На тебя  она  страшно  похожа… Кого  напомнила Есенину красавица – армянка?»

Ответ.  Барышева Таня.  «Да, речь идет о Галине Артуровне Бениславской.  Она – журналистка, работала  в  московской газете «Беднота».  Интересна  ее  родословная: по матери – грузинка, по отцу -  француженка.  Если предположить, что она  сохранила материнские  черты лица, то, возможно,  она была чем – то  внешне похожа на Шаганэ.  Галина  Артуровна рано осталась без родителей, образование получила в гимназии.  Она  глубоко  интересовалась литературой, любила поэзию,  особенно Блока, часто  бывала в литературном кафе «Стойло Пегаса», где  собирались лучше  московские  поэты.  На одном  из вечеров Бениславская увидела Есенина, услышала, как  вдохновенно  читал он свои  стихи, а через  некоторое  время  произошло их знакомство.  «Я  жила  этими  встречами.  Стихи  его  захватили меня не меньше, чем он сам.  Поэтому  каждый вечер  был двойной радостью: и стихи, и он,» - вспомнила Бениславская.  В ней  соединились  неразрывно  чувство  возвышенной любви к поэту и чувство глубокого понимания его таланта. Именно  поэтому  она  и решила  посвятить  себя  издательским  делам Есенина и заботе о нём и его  близких.  Есенин  многим  был  обязан  ей.

«Галя, милая! Вы  очень  дороги мне, Вы  мне  в жизни  настолько  близки, что  и выразить  нельзя», - писал ей Есенин. В марте 1925 года, когда, казалось, ничто  не угрожало их  отношениям, поэт прислал письмо:  «Милая Галя!  Вы мне  близки  как друг, но я нисколько  люблю Вас  как женщину». Это  был  тяжелый удар, но, тем не менее,  Бениславская продолжала заботиться о поэте. И только известие о женитьбе  Есенина  на внучке Л.Н.Толстого заставило ее разорвать отношения с ним.

7)Крутских Марина.  «Чем  объяснить, что в стихах Есенина  о Родине часто  встречается слово «синий», голубой?

Ответ. Отрощенко Ю. «Россия!  Сердцу милый край!»  Эта  напевная, музыкальная  строка взята  из произведения «Ленин», которое  должно  было  войти  в поэму  «Гуляй - поле», оставшуюся незаконченной. В самом построении фразы запечатлено то  пронзительное чувство Родины, без которого Есенин как поэт не  состоялся бы.  «Россия! -  произнес он однажды протяжно и  грустно. – Россия! – какое  хорошее слово… и  «роса», и «сила», и «синее что-то».

Всё.  Что связано с родиной, счастьем и даже  поначалу  революцией, вопринимается  поэтом  как  расцвет молодости, силы, как  беспредельность движения  в будущее.  Синь,  синева, синий, голубой -  в толковом словаре  вы не найдете  того  значения этих слов, которое  вкладывал в них поэт: и  бескрайность просторов, и сгущенность  красок природы, и прозрачная высота неба, и народная мечта об  обновленной родине, и  перспектива, уводящая в будущее.

8)Онищенко Е.:  «Известно,  что  современниками Есенина  были поэты Клюев,  Насезкин, Маяковский.  Какое  влияние  оказал  А.А.Блок на творчество Есенина?»

Ответ. Жданова Ира (на английском языке) (наизусть).

9)Осипов Виталий:  «Как  отразилась поэзия Есенина в Коми  литературе?  Кто  самый  известный  переводчик?»

Ответ  Осипова М.А. (наизусть на коми языке)

«Сергей Есенин. Есенинлöн  кывбуръясыс  вöрзьöдiсны  сьöлöмсö  и коми  гижысьяслысь.  Налы  окота  Лоис  вуджöдны  коми  вылö  Есенинöс. Коми  поэтъяс Василий  Лыткин, Владимир Тимин,  Александр Некрасов  да  сiдзжö  удораса  поэт  Владилен Крюков комиöдiсны  Есенинöс.  Онi  вайö  кывзыштöй,  кыдзи  юргö  Есенин  комиöн.

                                      Кыдз  nу.

Омынь  улын  кыдз пу

Сумалö  зэв  лöнь,

Вевттьысьöма  лымйöн

Эзысьöн  моз  скöнь.

Паськыд  увъяс  вылас

Уна  эзысь туг

Баситöма  пулысь

Дзик  быдлатi  тшук.

                                                         (Илля  Вась)

Медся уна  кывбур  Сергей Есенинлысь  вуджöдис Вл.Тимин.  Пöчити  став  кывбурсö  комиöдöма  зэв  стöча, быд  стих  лöсялö  оригиналы.  Кольöма  Есенин  кывбурлöн  ритмикаыс, руыс, образностьыс.

- Русь тэ, менам, сьöлöмиöрöй,

  Быттьö  öбраз – керка стен.

  Мун  кöть  водзö,  мун кöть бöрöо.

Лöзöн  ойдö  тан и сэн.

Лышкыд, некодöс  он  топöд,

Оз  чуж танi  шум ни зык.

Сикт  помланьык  джуджыд  тополь

Муртся  енэжсö оз пык.

Яблöк  кöрöн  öвтö,  маöн

Тэнад  вичкоясын Спас.

Том  йöз  со  чукöртчöмаöсь,

Быдöн  на  пиысь мем ас.

Ветла,  помассьö  кöн  сиктыс,

Вошла, тöвру, вешлö  кöн.

Меным  воча,  быттьö  сикöтш

Киссьö  серам  нывъяслöн.

Вöзъясны  кö  кымöр  сайысь:

Эновт  Русьто, райö  мун!

Вочавидза: оз ков райыд,

Вайöй  меным чужан му.

Есенинлысь  кыныд  нимкодьлунсö  Вл.Тимин петкöдлöма  прöст да зэв  тöдса кывъясöн, мелiа, вöр – вакöд йитöмöн.

Ал.Некрасов  комиöдöма  Сергей Есенинлысь  кывбур  «Отговорила  роща  золотая» - збой варовлуныс  Зарни раслöн  быри… Ал.Некрасов кольöма  Есенинлысь мелодикасö.  Кыдзи  рочон,  сiдзи и комиöн  сьывсьö  кывбурыс.  (звучти  1  куплет  на русском, потом на коми).

Збой  варовлуныс зарни раслöн

И гажа  кыдзлöн  кывйыс быри, шы  оз сет.

И  турияслöн, нора  лэбигтырйи

Оз  некод  вöсна  жалоыс öнi пет.

10) Шабалина Ольга:  «Почему Есенин  называет себя «последним поэтом деревни»?»

Ответ. Захарова Люда (наизусть)  Мариенгофу.

«Давайте  на минуту вернемся в то далекое трудное время.

Октябрьская революция вихрем  пронеслась над Россией, ломая многих.  Есенин  выстоял, принял революцию,  «но  с крестьянским уклоном».  Время  наложило  отпечаток  на всё творчество поэта, отразилось  на его  взглядах.  Но  путеводная  звезда  его жизни  оставалась  прежней, какой  он её  однажды  полюбил, - это  старая  деревенская Русь. И вторжение  в её  просторы  городской  цивилизации  Есенин  переживал  болезненно.  Новая  деревня  казалась ему  чужой.  В ней  он видел  конец  истинно  сельского  уклада жизни: вот и назвал  себя  «последним поэтом деревни».  Но,  несмотря  на это, он не  переставал  повторять:  «Я очень  люблю Родину».  И молодому  поэту  советовал:  «Хочешь  добрый  совет?  Ищи  Родину!  Найдешь -  пан.  Не найдешь – всё  псу  под хвост. Нет  поэта  без родины!».

11)Шабалина Ольга. «1925 год отмечен  для Есенина  особенно  тягостными  предчувствиями, разочарованиями. Именно  в это  время  была  создана  поэма  «Черный человек».  Как  создается  трагический  пафос поэмы?»

Ответ.  Захарова Л.  

«трагизм  нарастает постепенно.  В начале  возникает  образ, обычно  вызывающий  успешку:  «Голова моя машет  ушами,  Как  крыльями птица.  Ей  на шее  ноги  Маячить больше  невмочь».  Быстро  становится  понятно, что так  передается  алкогольный  бред, и  становится  ежу не до смеха.  Одиннадцать  раз в первой  части  появляется  рефрен»  «Чёрный человек»,  закрепляя  навязчивое  видение  в сознании  читателя  «Прескверный  гость» посетил  поэта.  Он явился  читать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять  у него  малейшую  надежду  на спасение.  Незваный  ночной пришелец  выворачивает  перед грешником  всю  демоническую  сторону  его жизни.  Страшно  и то. что  «прохвост и забулдыга» имел  в книге  своей  жизни  «много прекраснейших  мыслей и планов».  Герой  пытается  ещё  сопротивляться:  «Черный человек!  Ты не смеешь  этого!».  Но с ужасом  принимает  молчаливое  обвинение, что он  «жулик и вор. Так бесстыдно и нагло  обокравший кого-то».  Выносить  издевательства  уже невозможно.  Брошенная  в «чёрного человека» трость    приносит герою  на освобождение, а лишь опустошение: зеркало  разбито, чёрный  человек  оказался  вторым «Я»  героя   («Я в цилиндре  стою»).  Рассвет,  обычно  символизирующий  начало, обновление, сопровождается безвыходным:  «…Месяц умер».   Начало и конец  последней  строфы отмечен многоточиями.  Точка в судьбе  поэта  будет  поставлена позже.

Слово учителя:  Есть ли ещё  вопросы  к нашим  литературоведам?  Давайте  подытожим  наш  разговор, сделаем вывод.

Край  любимый. Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стодвонных.

Поэт  Николай  Тихонов  говорил:  «Есенин – это  вечное…»  Думаю,  что вы с ним  согласны,  потому что  как никогда  в наши  дни, в 21 веке,  в наше  неспокойное,  тревожное время, полное насилия и зла, боли  звонкий чистый голос Есенина  призывает  нас к человечности, к  благоразумию, любви.

И я хочу  дать слово  самому  поэту. Сейчас мы послушаем  отрывок  из поэмы  Есенина  «Пугачев»;  Монолог  Хлопуши читает Есенин.

II.Викторина по творчеству Есенина.

III. Конкурс  чтецов.

IV. Итоги.  Вручение призов.

1)победитель викторины.

2)победитель конкурса  чтецов.

3)рисунки.

4)участникам.

Конкурс чтецов.

1)Жданова Ира  «Несказанное, синее, нежное».

2)Онищенко Таня -  «Теперь любовь моя не та»

3)Мамонтова Лиана – «Я помню, любимая помню…»

4)Барышева Таня – «Мне  осталась  одна забава…»

5)Захарова Люда -  «Ты  меня не любишь, не жалеешь…»

6)Дяченко Оксана – «Шаганэ, ты, моя Шаганэ…»

7)Осипов Виталий – «Гой ты Русь моя»

Викторина  по творчеству  С.А.Есенина.

1.День, год, место рождения С.А.Есенина?

(3 октября 1895 г. С.Константиново, Рязанской губернии в семье крестьян)

2.Какое  прозвище получил С.А.Есенин в писательских  кругах?  

(Рязанский  Лель)

3.Как  назывался  первый  сборник стихов Есенина и в каком  году  вышел?

(«Радуница», 1916г.)

4.Назовите тему, ставшую основной в творчестве Есенина?

(тема  Родины, России)

5.Кто является  адресатом  стихотворения «Письмо  к женщине»?

(Зинаида Райх)

6.Под каким  псевдонимом  напечатал  свое  первое  стихотворение  Есенин в журнале  «Мирок»?

(Аристон)

7.Кто  из современников Есенина  дал следующий  отзыв на его стихи:  «Стихи  свежие, чистые, голосистые,  многословный язык»  (А.А.Блок)

8.Назовите  литературное течение, которое  возглавил  Есенин?  (Имажинизм).

9.Произведение какого  русского писателя  первой трети  19 века  вдохновило  Есенина  на создание  стихотворения  «не жалею, не зову, не плачу»?

(лирическое отступление о юности из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя)

10.Определите  жанр стихотворения «Письмо  к женщине»?  (послание)

11.Назовите  художественный прием  в выделенных  сочетаниях?

Схимник – ветер  шагом осторожным

Мнет листву по  выступам  дорожным

И целует  на  рябиновом кусту

Язвы  красные  незримому  Христу

(олицетворение)

12.Назовите  стихотворение С.А.Есенина, которое  является  его  своеобразным  завещанием и было  написано  накануне самоубийства поэта в гостинице «Англетер»?  Прочитайте  наизусть.

(«До  свидания, друг мой, до свидания»).

Победителей ждут призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"

Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Видеоурок по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина "

Урок посвящен теме Родины и природы в лирике замечательного русского поэта Сергея Есенина.         Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, самобытный и ...

Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"

Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...

Урок — ролевая игра по литературе в 11-м классе "За круглым столом" по теме: «В.П. Астафьев. Жизнь, творчество, личность писателя».

В конспекте урока в форме круглого стола представлена биография русского писателя В.П. Астафьева....

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.

Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...