Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

колосова татьяна николаевна

"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литературы на примере конкретного произведения и знания. почерпнутые из социальной среды, явлений и событий окружающей жизни, из личных впечатлений и наблюдений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний и способов деятельности, проблемный

анализ текста, связь художественного произведения с личными

представлениями, впечатлениями на основе личного опыта нахождения в

семейной среде и в классном коллективе

Цели, задачи урока:

 Предметные:

  1. формировать духовно развитую личность
  2. развивать интеллектуальные и творческие способности
  3. учащихся, необходимые для успешной социализации
  4. продолжать учить читать и анализировать художественное        
  5. произведение, опираясь на принцип единства художественной формы и  
  6. содержания, связь искусства с жизнью
  7. продолжать учить создавать собственный текст, давать свою оценку и
  8. суждение по поводу прочитанного.

Метапредметные :

  1. учить умению понимать проблему
  2. структурировать материал
  3. подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции
  4. формулировать выводы.

Межпредметные :

  1. учить саморегуляции во время письма на уровне орфографии
  2. пополнять лексикон
  3. уметь работать с лексическим значением слова

Воспитательные:

  1. показать на примере художественного произведения ценности семьи
  2. помочь в осознании ценностей своей семьи
  3. продолжать работу по сплочению классного коллектива, создавая
  4. новые традиции

Формы диагностики предметных, метапредметных результатов обучающихся на уроке:

  1. выборочный контроль
  2. оценочный рабочий лист
  3. синквейн
  4. миниатюра
  5. схема «Путь героя по сюжету повести»
  6. схема « Ценности семей Гриневых и Мироновых»

Методы диагностики предметных и метапредметных результатов:

  1. метод самоанализа
  2. метод самоотчета
  3. метод рефлексии

 Оборудование урока:

  1. учебник литературы с цветными закладками в повести(Гринев, Миронова Маша, Швабрин)
  2. рабочие листы –таблицы для обучающихся «Ключевое слово» «Понимание», «Вывод», «Эмоци-Я».
  3. компьютер, проектор, Mimio-оборудование, Интернет
  4. свеча
  5. сундук с фотоальбомами

Предварительная работа: анкета, миниатюры –тексты обучающихся о семейных традициях.

Методическая разработка урока

Формируемые УУД

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Регулятивные: целеполагание

1.Мотивационно-мобилизующий этап

 Цель: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, дать возможность присвоить себе ту сумму знаний, полученных на уроке, для обогащения своего личного опыта, для повышения своего интеллектуального , эмоционального развития и саморазвития.

Слушают рекомендации учителя по оформлению рабочих листов

Коммуникативные: умение слушать,

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

- создает положительный эмоциональный настрой,

-предлагает использовать для работы листы формата А-4, структурируя материал в следующие блоки-колонки

включаться в учебный процесс, организовывать учебно- познавательную деятельность

 «Ключевое слово», «Понимание», «Вывод, размышление», «Эмоци-Я», на полях отмечая своими особыми значками эмоцию, настроение, вопрос, какую-то фразу, понравившуюся мысль,

- разрешает использовать цветные пасты, текстовыделители

- напоминает о том, что в конце урока необходимо сдать листы, проверив которые, учитель может получить результаты о степени сформированности некоторых УУД,

- представляет гостей урока: учителей, родителей.

Вступительное слово учителя:

«Сегодняшний урок литературы по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» не совсем обычный. Мы заканчиваем изучение этого произведения, и я хочу, чтобы вы запомнили самые главные уроки Пушкина о том, как нужно жить, как правильно жить на этой земле. Мы свяжем одну из главных тем повести с сегодняшними проблемами общества, с тем, что происходит с нами, вокруг нас, все то, что мы чаще всего обсуждаем на классных часах. Поэтому наш урок интегрированный: урок литературы и классного часа, урок-поиск, урок-исследование, урок-размышление.»

Слушают учителя

Личностные:

самоопределение,

нравственно- этическая ориентация

2.Предкоммуникативный этап урока. Актуализация социального опыта и знаний.

Цель: стимулировать интерес учащихся к теме посредством постановки проблемных вопросов на основе личных наблюдений, затрагивающих эмоциональную сферу.

- Просмотр видеоролика, в котором мальчик говорит о том, что он мечтает , как папа, умереть от пьянки.[1]

 Учитель предлагает в колонку «Эмоция» записать одним словом то, что чувствовали, просит поделиться ответами.

Задает вопрос, что вызвало эту эмоцию? Просит проговорить сжато сюжет ролика и записать в первую колонку.

-Какая проблема затронута в ролике?

Смотрят видеоролик, делятся впечатлениями, записывают эмоции

Коммуникативные: умение высказывать свое мнение

Познавательные:самостоятельно формулировать тему, проблему/

Вы считаете нормальным такие представления ребенка о своем будущем:

- А кто виноват в том, что ребенок так рассуждает?

-Кто сформировал в семилетнем ребенке такие представления о жизни, кто сформировал такое мировоззрение?

Учитель выводит учащихся на идею ролика, просит записать в «выводах»: семья формирует мировоззрение ребенка Учитель предлагает прочитать вслух спроецированные на доску пословицы, высказывания о семье, воспитании и выбрать те, в которых, по их мнению, наиболее точно отражена главная мысль ролика.[2]

Сжато излагают содержание, формулируют проблему, главную мысль.

Выбирают наиболее точно отражающие идею ролика.

Логические:

выбор оснований и критериев для сравнения

Познавательная: поиск и выделение информации

Логическая:

установление причинно-следственных связей

Учитель, обобщая все сказанное, делает вывод о том, что именно семья играет большую роль в нравственном воспитании ребенка, поэтому так важны семейные ценности подводя ,таким образом к теме урока.

Учитель озвучивает тему урока «Семья и семейные ценности (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и личным наблюдениям), предлагает записать тему урока, отметив на полях для себя каким-то знаком мотивацию, т.е «нужен ли мне это урок, интересен ли он мне». Далее обращает внимание на каждое слово в формулировке темы.

Работа со словом.Семья. Как можно еще записать это слово? Запишите. Семь- Я , 7-Я.Можете что-то нарисовать из ассоциаций. Учитель может предложить свою ассоциацию: свеча –символ тепла, семейного очага , зажигает свечу, которая должна будет гореть в течение 2 уроков.

Записывают тему урока, на полях отмечая своим значком нужность, важность данного урока для себя.

Записывают ассоциации, изображают знаком, делятся с классом, пишут на доске

Личностные:

нравственно-этическая ориентация

Работа с лексическим значением слова.

-Что такое семья? Как в Толковом словаре дается лексическое значение слова? Сколько значений этого слова, как кажется обучающимся?

 На интерактивную доску проецируется слайд с тремя значениями слова «семья» в неправильной последовательности словарных статей.[3]

 Учитель предлагает восстановить последовательность, тем самым подводя к мысли о том, что всему начало семья в первом его значении. Продолжается работа, направленная на понимание смысла понятия «семейные ценности», просит записать это слово в «ключевые слова».

Предполагают количество значений слова,

Восстанавливают последовательность словарных статей, записывают самое первое значение

Логические:

выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: умение слушать,

умение вступать в диалог

Что такое ценности? Все то, что можно хранить, беречь, передать потомкам, что-то очень важное и дорогое.

Учитель обращает внимание учащихся на стоящий на столе сундучок, предлагает назвать этот предмет. Учитель помогает в случае затруднения.

Для чего используется сундук? Да, чтобы хранить что-то ценное.

Ценности, которые были названы в ответах, выводятся на интерактивную доску.

Учитель обращается с вопросом, для чего нужны семейные ценности? Подводит к выводу, что ценности объединяют, семью, без них нет семьи, просит записать в «выводах».

Учитель просит записать следующее ключевое слово «традиция», сам называет его лексические значения, останавливаясь на втором значении: «обычаи, ритуалы».

Определяют значение слова «ценности», подбирают синонимы.

Включаются в полилог, строят высказывания, делают вывод, записывают.

Учитель обращает внимание на сундук и просит предположить, что лежит в сундуке, предмет, который накануне в анкетах о традициях в семьях детей не назвал никто. Если не будет ответа, учитель открывает сундук, достает альбомы с фотографиями и говорит о том, что, к сожалению, ребята не смогли принести фотографии семьи, потому что по разным причинам их нет в доме, так называемых семейных альбомов. Подводит к выводу о том, что традиции могут меняться, одни исчезать, а другие появляться. Просит записать в «ключевые слова» -смена традиций.

Угадывают, что лежит в сундуке

Высказываются о том, что традиции могут меняться, включаются в дискуссию о том, хорошо это или плохо.

Предлагает прослушать информацию, коротко записать в «выводах» проблему общества, являющуюся результатом смены традиций.

В Финляндии, например, давно бьют тревогу, т.к. женщины неохотно создают семьи, как следствие, проблема низкой рождаемости детей, угроза вырождения нации.

Слушают информацию учителя

В Финляндии, например, давно бьют тревогу, т.к. женщины неохотно создают семьи, как следствие, проблема низкой рождаемости детей, угроза вырождения нации.

Учитель задает вопрос, подводя к выводу, который обучающиеся делают самостоятельно, аргументируя.

-Есть ли в России эта угроза?

 Учитель делится приятным впечатлением от результатов анкет в классе, где 99 % от всех участвовавших в анкетировании сказали, что хотят создать семью.

Учитель предлагает следующий информационный блок:

Самое страшное даже не в смене традиций, а в разрушении ценностей семьи: снижается авторитет семьи, разрывается связь поколений –семья деградирует. Просит записать это понятие «разрушение ценностей»в «ключевые слова» и слово «деградация»( обращая внимание на правописание), как следствие разрушения семейных ценностей Просит также записать страшные цифры статистики:50% российских детей находятся в зоне риска .

Высказываются, соглашаются с тем, что в России тоже есть проблема низкой рождаемости, опасение, к чему она может привести.


Объясняют понятие «деградация», записывают.

Логические: выбор оснований для установления причинно-следственных связей

Личностные: нравственно-этическая ориентация

Учитель обращается к классу с вопросом:

-Теперь вы понимаете, почему наш урок начался именно с такого страшного ролика?

Учитель при затруднении подводит к выводу об актуальности темы, просит записать это понятие в «ключевые слова», уточняя лексическое значение слова «актуальный», подбирая слова-синонимы.

Предлагает информацию  

- В обществе бьют тревогу .Стали говорить о необходимости создания новых ценностей общества.

На самых высоких уровнях обсуждается этот вопрос.

Учитель проецирует слайд с текстом:

- Указом Президента Российской Федерации от 01.01.2012 года …объявлен ПРИОРИТЕТ семьи и семейных ценностей.

Уточняет лексическое значение и правописание слов ПРЕЗИДЕНТ и ПРИОРИТЕТ, просит записать текст Указа.

Итак, Указ издан, утвержден план мероприятий, предпринимается попытка изобрести что-то новое…А нужно ли что-то новое? (можно обратиться с этим вопросом к классу).

Выдвигают гипотезы, строят суждения о приеме контраста-антитезы в ролике, а также говорят об актуальности проблемы.

Записывают текст Указа, подчеркивая орфограммы в словах президент, приоритет, объясняя значение второго слова

Познавательная:

поиск информации.

Нет! Все давно сказано и написано.Вечная тема в литературе- тема семьи и воспитания.

Учитель предлагает вспомнить художественные произведения на эту тему, прочитанные ранее, обеспечивает мотивацию выполнения, поощряя похвалой тех, кто вспомнил не только название, но и автора прочитанного произведения. Таким образом учитель подводит класс к литературному блоку темы:«Семья и семейные ценности в повести А.С.Пушкина,«Капитанская дочка».Обращает внимание на спроецированный слайд с иллюстрациями к повести, просит записать на втором рабочем листе тему литературного блока урока: «Семья и семейные ценности в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

3.Коммуникативный этап урока.

Цель: при помощи анализа художественного произведения выявить сюжетные схемы, мотивы поступков героев, определить различные типы героев.

Подведение учителем к постановке проблемного вопроса самими учащимися.

Называют произведения, прочитанные ранее: М.Горький «Детство», Л.Н.Толстой «Детство», П.Санаев «Похороните меня за плинтусом», Д.И.Фонвизин «Недоросль»

Регулятивные:

целеполагание

Учитель напоминает учащимся о том, что повесть «Капитанская дочка», написанная Пушкиным в 1836 году- последнее крупное прозаическое произведение, в котором воедино слились многие волнующие его темы, одна из которых - тема семьи и семейных ценностей, роли семьи в формировании личности человека.

На 2 чистом рабочем листе записывают: А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Коммуникативные: умение работать в группах

Познавательные: умение использовать знако-символические средстваю

Учитель задает классу вопрос:

-Как Пушкин показал роль семьи в этом произведении?

При затруднении предлагает проанализировать главные эпизоды повести, связанные с самыми значимыми событиями в жизни главных героев, и начертить в виде схемы путь каждого из них :ведь Пушкин не зря предлагает разные пути своих героев, проверяет их множеством испытаний, приводя каждого к определенному финалу.

Учитель предлагает работу в группах: отразить в схеме путь Петра Гринева, отразить путь Швабрина, отразить путь Маши Мироновой.

Могут ответить, что Пушкин показал разные семьи героев

Регулятивные:

самоконтроль

самооценка

Познавательные

извлечение информации из текста

Логические: установление причинно-следственных связей

Подведение под понятие

Коммуникативные: умение работать в группе

Познавательные: поиск информации,

Учитель дает уточнения к работе со схемой (она может быть произвольной, но показывающей основные , значимые события в жизни героев) Во время работы учитель осуществляет выборочный контроль, помогает группе, которая испытывает затруднение, выполняя задание.

По окончании работы в группах желающий от каждой группы по очереди на доске вычерчивает схему-путь героя.

Учитель поощряет фактическую точность схемы, оригинальность замысла, подсказывает важный момент при его отсутствии в схеме.[4]

Учитель предлагает обобщить все схемы и сформулировать проблемные вопросы, в случае затруднения задавая наводящие вопросы, подводя под правильный вывод.

-Почему путь одного – это путь нравственного взросления, путь наверх, а – другого- в пропасть

-Почему оказалось возможным возвращение в родной дом Петра Гринева, сохранившего не только жизнь, но и честь, несмотря на столь непростой его путь? Почему он не потерялся в жизни, устроил свою семейную жизнь? Кто помог ему правильно решить этот вечный вопрос «Как правильно прожить свою единственную жизнь и быть счастливым?»

- Почему счастлива Маша Миронова?

- Почему мы наблюдаем за падением Швабрина?

- Где , в чем нужно искать ответы на эти вопросы?

Учитель подводит учащихся к ответу: «Семья».

Предлагает показать это на схеме каким-нибудь значком, воспользовавшись уже имеющейся ассоциацией.(например, «домик» нарисовать в начале пути у Гринева и Маши, а у Швабрина –ничего)

Работают в группах, предлагая свой вариант схемы-пути, выделяют значимые эпизоды повести


На доске вычерчивается схема-путь героя представителем каждой группы, другие группы вносят поправки

Все обучающиеся переносят схемы на листы


 Записывают сжато проблемные вопросы напротив схемы каждого героя.

ориентация в тексте

синтез как составление целого из частей Коммуникативные :построение речевого высказывания

Учитель ставит следующий вопрос: «Как Пушкин на уровне композиции показал роль семьи в жизни героев?»При необходимости учитель уточняет понимание учащимися значения термина «композиция».

В случае затруднения учитель задает наводящие вопросы, обращая внимание на схемы, составленные ими:

- Что в повести предшествует жизнеописаниям героев?

- С чего начинается знакомство с героями?

-Историю какой семьи вы не нашли в тексте? Почему?

Предлагает связать историю семьи с понятием «нравственность человека».

Отвечают, что у Гринева и Маши есть истории семьи, описание жизни героев в семье, а у Швабрина в повести нет ни одного слова о его семье.

Регулятивные:

осознание уровня усвоения материала

При затруднении с ответом на этот вопрос учитель сам проговаривает вывод, подтверждая его словами Пушкина о том, что «человек, забывший историю –безнравственен ».

Учитель предлагает в виде схемы или рисунка оформить этот вывод. При затруднении учитель подсказывает, что можно это оформить в виде дерева с корнями и спрашивает, как называется изображение истории семьи?

Учитель предлагает доказать анализом текста сделанный вывод о том, что семьи Гриневых и Мироновых смогли передать своим детям то важное, что мы зовем ценностями.

Предлагает разделиться на группы для выполнения индивидуальных дифференцированных заданий с возможностью выбора, написанных на карточках).

1) Какие наказы получил Петр Гринев, покидая родной дом?

2) Какой пример от отца получил Петр Гринев?

3) Какое качество Петр Гринев получил от матери?

4) Назовите ценности, традиции семьи Мироновых.

5) В каких эпизодах она проявила свои лучшие качества?

6) Какой наказ дает отец Маше перед смертью?

Называют понятие «генеалогическое дерево», рисуют дерево Гриневых, Мироновых с корнями, а дерево Швабрина –без корней.

Работают в группах, отвечая на вопросы

Коммуникативные: умение включаться в

дискуссию

Учитель предлагает оформить выводы, наблюдения, показав на уже нарисованных корнях дерева те понятия, ценности ,которые передали своим детям родители Гриневы и Мироновы: честь, долг, верность, доброта, любовь, традиции.

 Что же объединяет эти семьи?

-Православные традиции, патриархальные традиции, супружеская верность, уважение.

Сообщает итоги анкеты , проведенной накануне в классе: православные традиции в той или иной степени их поддержания остались в 2-3 семьях.

Не здесь ли причина деградации семьи?

Записывают на изображенных корнях деревьев Гриневых и Мироновых понятия: честь, долг, верность, уважение,традиции, ...

Личностные: самоопределение

Учитель говорит заключительное слово.

 А теперь, заканчивая литературный блок нашего интегрированного урока, вернемся к проблемному вопросу, который мы поставили, обращаясь к повести «Капитанская дочка».

Слушают учителя

Просит учащихся найти в своих записях этот проблемный вопрос, рядом на широких полях отметить значком (!, ? или другим каким-то значком, ответили ли вы для себя на этот вопрос, просмотрев все записи, которые вы делали по ходу анализа повести)и сделать вывод, к которому вас вел прежде всего Пушкин всеми художественными и сделать вывод, к которому вел Пушкин.

- Есть ли такие учащиеся, которые не согласились с выводами Пушкина и могут привести свои аргументы именно на уровне анализа текста Пушкина?

Действительно, спорить с Пушкиным трудно… За это ему и спасибо.

4.Посткоммуникативный этап-связь полученных знаний с возможностью связать их с личными наблюдениями своей и других семей.

Цель: связать выводы , сделанные после анализа повести со своими выводами о роли семьи в жизни человека.

Учитель переходит к выводам, сделанным после анализа анкет, минисочинений на тему «Моя семья и семейные ценности, семейные традиции» благодарит учащихся за искренность, желание поделиться. Учитель говорит о том, что ему как классному руководителю было важно и интересно то, что говорят о традициях своей семьи обучающиеся.

Просматривают записи, отмечают степень понимания проблемы, свое согласие или несогласие с Пушкиным.

Учитель делится  впечатлениями, узнав о некоторых традициях в семьях детей.

Далее учитель сообщает о результатах наблюдения, сделанного после обработки анкет. Учитель предложил эксперту, человеку  совершенно не знающему данных обучающихся, студенту университета культуры, занимающемуся в благотворительном фонде «Наше завтра»  ознакомиться с текстами сочинений и отметить работы тех ребят, в семьях которых, на его взгляд, недостает тепла и доброты .Вывод наблюдения оказался потрясающим : данные классного руководителя, знающего семьи уже 3год, абсолютно точно совпали с выводами эксперта..

Учитель для себя ставит задачу

необходимости подобного разговора и на родительском собрании.

Слушают информацию учителя

Учитель обращается к присутствующим на уроке родителям :

- Уважаемые родители! Помните об этом. Ведь во многом только от вас зависит, каким будет путь вашего ребенка, будет ли он счастлив, что он вынесет из родительского дома, что вспомнит в сложные моменты своей жизни, согреет ли его воспоминание о «блестящей шарлотке», которую вы ему готовили на праздники , или останется  холодная пустота того чистого листа, где он не мог назвать ни одной традиции, ни одного светлого момента детства. Помните пословицу: «Вместе с молоком мать должна дать и меду».А еще мне очень нравятся слова современной писательницы Дины Рубиной из романа «На солнечной стороне улицы»: «Из дому надо выходить с запасом тепла». И тогда ваш ребенок не потеряется в жизни, как Швабрин, а пройдет свой путь с честью и достоинством, как Гринев.

Дают ответ, возможно, это будет ответ сразу нескольких человек вслух

Личностные: нравственно-этическая ориентация Коммуникативный:

умение составить письменное высказывание,

5.Посткоммуникативный этап- связь всех знаний урока с личным опытом в классном коллективе.

Цель: связать выводы о роли семьи с опытом жизни в классном коллективе Учитель предлагает вспомнить еще одно лексическое значение слова семья.Предлагает классу проблемный вопрос: «Можно ли наш класс назвать семьей?»

А что объединяет нашу семью-класс?

Предлагает вспомнить семейные ценности и назвать те, что есть в нашем классе.

А какие традиции нашего класса вы можете назвать? Есть ли они?

Какие традиции вы бы хотели ввести?

5.Рефлексия.

 Цель: выявить уровень значимости, важности данного урока для каждого учащегося , получить представление об уровне сформированности его позиции, взглядов на рассматриваемую проблему, показать умение составить собственный текст .

Учитель предлагает вернуться к записи на листах темы урока, где была сделана пометка о важности или ненужности урока для себя, сравнить тот первый посыл от темы с ощущением после урока.

Вспоминают слайд с лексическими значениями слова «семья», называют его второе значение

Включаются в обсуждение, высказывают свои мнения. о классе.

Называют ценности, традиции класса, предлагают новые.

 

Предлагает написать миниатюру, используя основные ключевые слова урока, выводы, все, что записывали по ходу урока, затрагивая вопросы:

Получили ли вы желаемое от урока? Был ли нужен этот урок для вас? Что чувствовали, что поняли, что вынесли с урока?

Понравился ли урок? Как вариант, итогом размышлений  на тему семья может стать синквейн. Учитель проецирует слайд с памяткой –структурой синквейна. Учитель предлагает сдать рабочие листы.

Ищут запись темы урока пометки о нужности урока, соединяют с ощущением в конце урока.

Учитель благодарит учащихся за активную работу, за внимание, гостей - за то, что пришли на урок, и предлагает всем угощение- выпить сок «Моя семья», что символично в свете темы урока. Кстати, это тоже хорошая традиция в наших семьях -уметь встретить гостей и проводить, как написала в своем сочинении одна из учениц.

Пишут миниатюру или синквейн на тему «Семья».

6.Домашнее задание к следующему уроку развития речи:

Выдает каждому напечатанный текст Ю.Ф.Миронова «Государство просит помощи у…многодетной семьи!» Нужно письменно в тетрадях по развитию речи ответить на вопрос: -Согласен ли ты с автором статьи в том, что будущее России зависит от отношения ее народа к семье, детям? Обоснуй свою точку зрения».

 Получают текст с вопросом к нему.

Приложения:

[1]-vk.com/club 13302189

[2]-«Что делает сын? Что делает отец». Пословица, «Не золото нужно завещать детям, а наибольшую совестливость» .Платон, «Семья-это взаимное несение тягот и школа жертвенности.»А.Бердяев, «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» А.Грибоедов.

[3]- 1.Группа живущих вместе родственников.2.Единство, объединение людей, сплоченных общими интересами.3.Группа животных и птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных и растений одного вида.

[4]-cхема - сюжет повести Пушкина «Капитанская дочка».

[5] Домашнее задание

Библиография:

1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

2.Е.В.Меттус, А.В.Литвина .Личностное портфолио.- Волгоград :Учитель , 2011

3.standart .edu .ru

4. Расстяников А.В., Степанов С.Ю.Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве.- М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Вступление  ( слайд -  портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским)         Где он? Где друг? Кого спросить?...

Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"

Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....

Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Методическая разработка интегрированного урока  литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»...

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...

Методическая разработка "Интегрированный урок: литература, немецкий язык. Баллада Ф.Шиллера«Водолаз» и В.А.Жуковского«Кубок»"

Данный интегрированный урок разработан для учащихся 6-х классов школы с углубленным изучением немецкого языка. Целью урока является более глубокое ознакомление со страной изучаемого языка и ее культур...