Проектные методы обучения
статья по литературе по теме

Лазарева Валентина Алексеевна

 

 

 

 Тезисы—статья Лазарева ВА. doc.

                                                                                       Лазарева В.А.,

                                               Г.Саратов, ЧОУ «Лицей-интернат естественных наук»

 

 

             Проектные методы обучения   

 

Современная школа испытывает острую потребность в развитии новых форм работы, которые вовлекли бы учеников в активное самостоятельное познание. Сегодня в центре внимания метод проектов. Начинаю работу с пятого класса, предлагая посильные мини-проекты. Учитывая интересы учеников, работаем над проектом «Мой род».

На старшей ступени тематика проектов усложняется: это рефераты, носящие поисковый характер: «Арзамасское братство», «Два гения» (сравнение «Полтавы» А.Пушкина и «Бородино» М.Лермонтова), «Дневники Л.Н.Толстого».

Предлагаю и лингвистические проекты: «Вкус слова», «Роль лексического повтора в тексте».

Заранее знакомлю с требованиями к проекту. Защита публичная.

Такая планомерная работа прививает интерес к литературе и русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnye_metody_obucheniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно—методическая конференция

     Обучение русскому языку и литературе:

           Формы, методы, инновации

                                      Статья

                      Проектные методы обучения

                                                               Лазарева В.А.,

                                                     заслуженный учитель РФ

                                                         СОШ №3  г. Балаково

                                                           

                                     

                                    2010г    

            Проектные методы обучения

     (из опыта работы Лазаревой В.А., заслуженного учителя РФ)

Современная школа испытывает острую потребность в развитии новых форм работы, которые повысили бы мотивацию обучения, вовлекли учеников в активное самостоятельное познание.

Учебный процесс необходимо сделать более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и научить их практическому применению в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых технологий. Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов.

Конечно, прежде чем браться за реализацию этого метода, надо взвесить свои знания по данному вопросу. Необходимо изучить нужные методические разработки, четко понять цели и задачи этой работы, убедить ребят, что знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом. Перегрузки не будет, если тема проекта доступна и личностно значима.

На первых занятиях определяю: что такое проект? Не одно ли это то же, что и реферат? Приходим к выводу, что если реферат—это краткое изложение содержания книги, статьи, то проект— предмет информационного поиска, аналитической работы, содержит выводы, обобщения.

Вполне закономерно возникает вопрос: с чего начинать? Уже в 5 классе

после изучения раздела «Устное народное творчество» предусмотрено знакомство с литературными сказками. После изучения этих тем работаем над мини - проектом «Сходство и отличие народной и литературной сказки».Ученики с удовольствием находили черты, объединяющие народную и литературную сказки.

Прежде чем предложить работу над каким— либо проектом, изучаю интересы учеников. Выяснила, что они хотели бы заняться изучением истории своего рода. Так родилась тема проекта «Мой род». Особенно удачным был проект ученика Нуяндина Никиты. Вот что он писал:

—Мужчины Нуяндины были интересными людьми. Прапрапрадед был известным волжским купцом 1гильдии и ходил по великому шелковому пути в Китай, прапрадедушка—ученый-селекционер, прадедушка-художник, создал рисованные пособия по растениеводству, дедушка и отец—профессиональные художники. Я учусь в художественной школе. Горжусь своим родом, на древе жизни которого вырос.

Работая над проектом, ученик обратился в архив города, перечитал семейные дневники, выяснил этимологию  своей фамилии, нарисовал древо жизни рода с середины 19 века.

На старшей ступени ученики, подготовленные к научно-исследовательской работе и желающие попробовать свои силы в поисковой деятельности, предпочтение отдают рефератам, носящим поисковый характер:

*Мир Игоревой песни

*Лицей в жизни А.С.Пушкина

*Адресаты пушкинской лирики

* «Демон» М.Лермонтова и   « Демон» М,Врубеля

* «Евгений Онегин» А.Пушкина и П.Чайковского

*Дневники Л.Н.Толстого

*Круг чтения Л.Н.Толстого

Исследование трудных проблем пробуждает у ребят сознание серьёзности их литературной деятельности. Так, группа ребят 9 класса закончила работу над проектом—исследованием «Арзамасское братство». Первоначально прочитали популярные книги  Иезуитовой и Левкович «Пушкин в Петербурге», Ю.Тынянова «Пушкин», книгу Н.Скатова «Пушкин», почувствовали воздух эпохи, накал борьбы между «Беседой русского слова» и «Арзамасом». Без серьёзных литературоведческих работ понять, что такое «Арзамас» и А.Пушкин в данном обществе невозможно, поэтому обратились в отдел редких книг научной библиотеки СГУ имени Н.Г.Чернышевского. Познакомились с трудами Анненкова, Томашевского, Цявловского, 2-х томником  писем В.А.Жуковского—всё это помогло оценить роль»Арзамаса» в формировании юного Пушкина.

Другая группа учеников работала над проектом «Два гения» (А.Пушкин —М.Лермонтов, «Полтава»—«Бородино»), Было трудно: надо было найти общее и различное, подобрать соответствующие иллюстрации. За помощью обратились к сотрудникам Музея-усадьбы в Тарханах.

Данный проект был представлен на международной научно-практической конференции «От школьного проекта—к профессиональной карьере» (Саратов, ЛИЕН) и отмечен дипломом.

Проекты «Лингвистичесое своеобразие К.Бальмонта», цикл «Будем как солнце» и «Постигая Л.Н.Толстого» (исследование повести  «Холстомер») удостоены дипломов муниципального литературного праздника, а проект «Мысль изреченная есть ложь»—как понять это философское утверждение в стихотворении Ф.И.Тютчева? на региональном конкурсе «Инициатива молодых» (СГУ) был одним лучших.

Хочу поделиться тем, как в текущем году работали над российским конкурсным   проектом «Вкус слова». Цель конкурса: популяризация русского языка, повышение интереса к его изучению, развитие филологической культуры. Ученики обратились к лингвистическим, энциклопедическим словарям, Большому академическому словарю русского языка, учебникам Д.Розенталя, Н.Шахматова, Н.Шанского, ученым филфака СГУ и даже к ведущим радиопередач Центрального и Саратовского радиовещания. Особый

интерес вызвал вопрос: «Что имел в виду М.В.Ломоносов, когда писал, что «…при Петре не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили  с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды» или «Какова история слова «запятая»? Помогла книга Пасько «Роман со знаками препинания»

Ежегодно мои ученики участвуют в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио», объявленном газетой «Первое сентября», их исследования опубликованы в сборнике участников конкурса.

Умение самостоятельно приобретать знания из разных источников, в том числе электронных, помогает ученикам в написании лингвистических

проектов: «Зачем нужны знаки препинания?», «Нужны ли заимствования в русском языке?», «Роль лексического повтора в тексте», «Функциональные омонимы», «Морфологические нормы русского языка», «Заимствования в русском языке. Хорошо это или плохо?»

 Удачными были проекты «Энциклопедия одного слова» (мама,глаза, земля, солнце…)  Предлагался следующий план:

  1. лексическое значение слова,
  2. этимология слова,
  3. фонетические изменения (если они есть),
  4. слова—родственники,
  5. синонимы,
  6. антонимы,
  7. слово во фразеологических оборотах,
  8. слово в русском фольклоре,
  9. слово в названиях произведений литературы,
  10. слово в названиях картин художников,
  11. слово в названиях художественных и документальных фильмов,
  12. слово в собственных рисунках

Проекты были выполнены как в бумажном, так и в электронном вариантах.Последний этап этой исследовательской работы—публичная защита.

При оценке проекта учитывались оригинальность концепции, соответствие содержания сформулированной теме, обоснованность предложенных решений, владение предметными знаниями, точность, ясность изложения материала, степень самостоятельности автора работы, умение вести дискуссию.

Работу над проектами я осуществляю давно и  рада, что сейчас об этом заговорили как о чем-то важном.

Несколько лет назад в качестве переводного экзамена по литературе в гуманитарном 9 классе я предложила публичную защиту проектов, посвященных декабристам. Это были межпредметные проекты, основанные на знании литературы, истории, искусствоведения.

Мы установили связь с музеями Иркутска, Тобольска, Казани, Петербурга, встретились с потомками декабристов, дважды 14 декабря (день восстания) побывали в Петербурге, приняли участие в научно-практической конференции «Новое о декабристах». Особый разговор—связь с музеем А.С.Пушкина (Набережная Мойки, 12) и Эрмитажем, откуда получили в подарок несколько книг.  

  1. Темы наших проектов:
  2. «Философские изыскания Никиты Муравьёва»
  3. «Портреты декабристов кисти Николая Бестужева»
  4. «Географические открытия декабристов»
  5. «Посвящения А.Пушкина Раевской—Волконской»
  6. «Рисунки А.Пушкина на полях его рукописей»

Надеюсь, что мой опыт работы по данной теме будет интересен преподавателям русского языка и литературы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод обучения на уроках истории.

В статье рассказывается о практическом применении проектного метода обучения на итоговых уроках истории в 6 и 7 классе....

«Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе»

мастер -класс по теме Реализация проектного метода обучения на занятии английского языка в 9 классе дессиминация опыта работы по проблеме в рамках учебной темы курса «Английский для повседневного обще...

Проектный метод обучения дошкольников

Приводится выступление учителя-дефектолога Уточкиной Е.Л. на методическом объединении учителей-дефектологов СВОУО г. Москвы в феврале 2012 года. Выступление содержит теоретический и практический матер...

Проектный метод обучения и творчества

Недавно мы работали над проектом «А.С. Пушкин- солнце русской поэзии»....

Проектный метод обучения

Презентация, в помощь методисту образовательного учреждения, по применению проектного метода обучения...

Использование проектного метода обучения на уроках технологии

Использование проектного метода обучения очень полезен именно на уроках технологии. Учащиеся на уроках в основном занимаются творческими проектами, вследствие этого у детей развивается интерес к предм...

Внедрение проектно-исследовательских, проектных методов обучения.

При использовании исследовательских методов в обучении мы исходим из гипотезы, что образовательный потенциал исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы реализуется, если:...