Изображение Сталинградской битвы в произведениях русской литературы ХХ века.
проект по литературе (11 класс) по теме

Учебный проект по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uch._proekt.ppt1.4 МБ
Файл tekst_k_proektu.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебный проект по литературе "Изображение Сталинградской битвы в произведениях русской литературы XX века". Работу выполнили учащиеся 11 «Б» класса МКОУ БСОШ №1 Зеленская Олеся, Сбойчаков Александр. Руководители: Сосницкая Л.М., Решетняк Н.Ю .

Слайд 2

Аннотация. Есть такие вечные понятия: долг и память. Долг – категория нравственная. Память – категория нравственная и духовная. Они напрямую связаны между собой, и на связи их основано высшее самосознание человека, его гражданская гордость и преданность родной земле. Память о великой битве на Волге, о людях, что принесли Отчизне славу, должна жить вечно в наших сердцах. Мы ничего не должны забывать. Ни одного имени, ни одной строчки, посвященной тем грозным событиям.

Слайд 3

Цели проекта. 1. Развивать исследовательский и познавательный интерес к историческому прошлому нашей Родины, к творчеству писателей XX века. 2. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к родному краю. 3. Развивать способность самостоятельного поиска информации и ее обработки. 4. В рамках проекта написать исследовательскую работу и представить на районной конференции

Слайд 4

Задачи проекта . Научиться работать не только с художественной, но и литературоведческой, документальной литературой. Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно. Закрепление умения пользоваться Microsoft PowerPoint, для оформления результатов - Развивать умение представлять продукт деятельности.

Слайд 5

Основополагающий вопрос. Как отражена Сталинградская битва в документальных и художественных произведениях русской литературы XX века?

Слайд 6

План проекта. 1. Формулирование темы проекта, его целей, задач. 2. Составление методических и дидактических материалов к проекту. 3. Этапы реализации проекта: - знакомство с проектом, формулирование проблем, которые будут решаться в проекте; - формирование групп для проведения исследований, распределение ролей участников групп; - работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации; - выполнение дидактических заданий к проекту; - совместное обсуждение в группах результатов проекта; - оформление результатов исследования в форме презентации. 4. Презентация результатов проекта. 5. Оценивание работы по проекту участниками, учителем. 6. Участие в районной конференции. 7. Подведение итогов.

Слайд 7

Сталинградская битва .

Слайд 8

Константин Симонов.

Слайд 9

. «Окопами изрыты степи, - писал К. Симонов, - высятся над ними холмы блиндажей, ревут минометные залпы. Безымянна еще эта земля вокруг Сталинграда. Но когда-то и слово Бородино знали только в Можайском уезде. А потом за один день оно стало всенародным…»

Слайд 10

Виктор Некрасов .

Слайд 11

«Немцы рвутся к Волге. Пьяные, осатанелые, в пилотках набекрень, с засученными рукавами. Говорят, перед нами не то эсэсовцы, не то «викинги», не то «мертвая голова, не то что-то еще более страшное. Кричат как оглашенные, поливают нас дождем из автоматов, откатываются, опять лезут… Так длится…кто его знает сколько…пять, шесть, семь, может быть, восемь дней… Перекинулись правее – на «Красный Октябрь». Долбят его и с воздуха, и с земли…Только щепки летят. А щепки- это десятитонные железные блоки, фермы, станки…»

Слайд 12

Короткие минуты затишья.

Слайд 13

Михаил Шолохов.

Слайд 14

«Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем. О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно всему миру.» Михаил Шолохов

Слайд 16

Кольцо замкнулось .

Слайд 17

Все для ПОБЕДЫ!

Слайд 20

Вывод. Героический пафос литературы о подвиге народа в Сталинградской битве неразрывно связан с неслыханным героизмом участников сражения. Подвиги сталинградцев золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны, поэтому проблема героического является главной на всех этапах отражения в произведениях подвига Сталинграда.



Предварительный просмотр:

 Тема нашего учебного проекта "Изображение Сталинградской битвы в произведениях русской литературы XX века".        

Аннотация.

     Есть такие вечные понятия: долг и память. Долг – категория нравственная. Память – категория нравственная и духовная. Они напрямую связаны между собой, и на связи их основано высшее самосознание человека, его гражданская гордость и преданность родной земле.

     Память о великой битве на Волге, о людях, что принесли Отчизне славу, должна жить вечно в наших сердцах. Мы ничего не должны забывать. Ни одного имени, ни одной строчки, посвященной тем грозным событиям.

Цели проекта.

     1. Развивать исследовательский и познавательный интерес к историческому прошлому нашей Родины, к творчеству писателей XX века.

     2. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к родному  краю.

     3. Развивать способность самостоятельного поиска информации и ее обработки.

4. В рамках проекта написать исследовательскую работу и представить на районной конференции

Задачи проекта.

1.Научиться работать не только с художественной, но и литературоведческой, документальной литературой.

2.Развивать умение кратко и логично излагать свои мысли письменно и устно.

3.Закрепление умения пользоваться Microsoft PowerPoint,    для оформления результатов.

 4.Развивать умение представлять  продукт деятельности.

     Основополагающий вопрос.

   Как отражена Сталинградская битва в документальных и художественных произведениях русской литературы XX века?

План проекта.

Данный слайд отражает нашу работу над проектом.

Вступление.

   Предметом исследования писателей по-прежнему остаются важнейшие этапы Великой Отечественной войны, повлиявшие на ход истории. Одним из таких этапов стала Сталинградская битва.

Сталинградские очерки К. Симонова.

         Битва на Волге стала ведущей темой творчества известного писателя Константина Симонова.

Очевидец грозных событий, Симонов создает ряд очерков о подвигах красноармейцев. Именно этот эпический жанр стал первым опытом отражения в литературе Сталинградских событий.

К числу наиболее ярких следует отнести очерк «Солдатская слава», в котором К. Симонов рассказывает о подвигах красноармейца Семена Школенко. Герой смел, находчив, обладает высоким сознанием долга. Эти замечательные качества помогают ему одному, без чьей-либо помощи, «взять языка» - немецкого офицера и освободить товарищей из плена, что сам он по своей скромности подвигом не считает. Но автор видит больше своего героя. В этом подвиге он усматривает нерушимую связь времен и поколений: отец Семена, Фрол Школенко, погиб в гражданскую под Царицыном. Поэтому, как считает писатель, подвиг Семена Школенко  задуман самой жизнью: сын заменяет отца. Во всем облике героя, его поведении чувствуется уверенность, что свидетельствует о внутренней силе и жизненной прочности русского человека.

Фронтовые очерки, мобилизуя народ на борьбу с врагом, прокладывали дорогу другим жанрам: рассказу, повести, роману

Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Следующим этапом художественного отражения подвига народа в Сталинградской битве явилась героическая повесть. Подвиг города на Волге – основная тема повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Произведение автобиографично: образ главного героя Юрия Керженцева во многом напоминает самого автора. Война показана без прикрас. Виктор Некрасов талантливо воссоздает окопную правду фронтовых будней: «Немцы рвутся к Волге. Пьяные, осатанелые, в пилотках набекрень, с засученными рукавами. Говорят, перед нами не то эсэсовцы, не то «викинги», не то «мертвая голова, не то что-то еще более страшное. Кричат как оглашенные, поливают нас дождем из автоматов, откатываются, опять лезут… Так длится…кто его знает сколько…пять, шесть, семь, может быть, восемь дней…Перекинулись правее – на «Красный Октябрь». Долбят его и с воздуха, и с земли…Только щепки летят. А щепки- это десятитонные железные блоки, фермы, станки…» Герои книги не только участвуют в боях, но и успевают писать письма домой, читать Джека Лондона, мечтать о жизни после войны.

 Главное достоинство книги – высокий гуманизм, человечность ее героев, их преданность Отечеству и стремление постоять за него.

Романы М. Шолохова и К. Симонова.

В 50-70 годы литература Сталинграда вступает в новый этап своего развития. Одной из характерных особенностей этого периода было создание крупных эпических произведений, каким и явился роман.

Попытка создания романа прослеживается уже в военное время. Так отдельные главы  «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова были написаны в 1943 году. В 1969 году писатель продолжил работу над книгой, но она так и не была завершена.

Шолохов поставил перед собой задачу показать могучий дух, высокую нравственную силу воюющего народа. Предметом изображения писатель выбрал рядовых защитников Сталинграда – тружеников войны.События, отраженные в главах романа, происходят в станице Клетской: бои идут на подступах к Сталинграду. Писатель показывает тяжелый период отступления наших войск. Но и в это нелегкое время его герои не утрачивают любви к Родине и веры в победу.

Роман К. Симонова «Солдатами не рождаются» является центральной частью трилогии «Живые и мертвые». Ведущая тема – Сталинградская битва. В основе произведения лежат события наступательной операции в ходе Сталинградской битвы по ликвидации окруженной группировки противника после того, как на юге от города была остановлена и разбита танковая армия Гота, шедшая на помощь окруженной в Сталинграде 6-й армии Паулюса. Действие романа начинается в канун нового 1943 года и заканчивается в начале февраля разгромом немецко-фашистских войск. Симонов считает народ подлинным победителем: отсюда и обилие массовых сцен в романе: сражение за высоту, бой у села Бугор, соединение двух армий, освобождение лагеря военнопленных.

Вот как изображается такой исторический момент в ходе битвы, как соединение двух армий: «Увидели флаг, поднялись, рванулись прямо к нему и потеряли еще двух человек; слева ударил немецкий пулемет. Разозлились, ослепили этот пулемет огнем, подползли и забросали гранатами всех, кто там был. А потом в открытую, как будто уже ничего не могло произойти, рывком, пробежали оставшиеся полтораста метров до развалин.» Так Симонов изобразил соединение передовых частей 21-й армии у поселка Красный Октябрь с частями 13-й стрелковой дивизии генерала А.И. Родимцева.

 Наряду со сталинградскими событиями, автор рисует широкую панораму жизни всей страны, перенося действие из сражающегося Сталинграда в Москву и в Ташкент. Этой битвой живет весь народ и делает все, чтобы помочь сражающемуся городу и одержать победу.

В изображении войны К. Симонов следует традиции Льва Толстого: он показывает войну «не в правильном, красивоми блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, а… войну в настоящем ее выражении, - в крови, страданиях, в смерти.» Трагизмом проникнуто описание лагеря советских военнопленных, этого страшного зрелища «…застывших, затоптанных, закрытых и открытых мертвых глаз – того, что раньше было людьми». В этой картине во всей глубине раскрывается пагубная суть фашизма.

И насколько эта картина соотносится со сталинградской действительностью говорят документы. В дневнике немецкого поэта-антифашиста Эриха Вайнерта, побывавшего в Сталинград в дни битвы, есть запись от 25 января 1943 года: «Ночью снег наполовину прикрыл все самое страшное, но то тут, то там из-под снега торчат черепа, руки, ноги. В одном из оврагов гора трупов советских военнопленных. Все свалено в кучу. Видимо, лежат уже давно. Либо умерли с голоду, либо замучены.» В этом эпизоде нашла свое отражение самая суровая правда военной поры.

Совершенно иначе в произведении показано отношение к немецким пленным. Героиня романа Таня Овсянникова, «маленькая докторша» как ее называли однополчане, вместе с двумя автоматчиками осталась охранять немецкий госпиталь, когда ее полк ушел далеко вперед. В госпитале было 800 раненых, которым Таня оказывала медицинскую помощь, заботилась о них, как могла, добивалась, чтобы они не голодали.

И в этой гуманности советских людей К. Симонов видит проявление величия духа защитников Сталинграда, их моральное превосходство над фашистами.

Любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство товарищества, храбрость – эти личные качества увидел автор в защитниках волжской твердыни, что дало ему возможность в последствии сказать: «Сталинград стал не только символом нашей победы, но и символом нашей непобедимости.»

Заключение.

Героический пафос литературы о подвиге народа в Сталинградской битве неразрывно связан с неслыханным героизмом участников сражения. Подвиги сталинградцев золотыми буквами вписаны в историю Великой Отечественной войны, поэтому проблема героического является главной на всех этапах отражения в произведениях подвига Сталинграда. Высокий нравственный потенциал художественных и документальных повествований о битве на Волге позволяет назвать их «учебниками жизни», которые призваны учить нашу молодежь честно жить и самоотверженно любить свою Родину.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место христианской традиции в произведениях русской литературы ХIХ века

Доклад на методическом объединении. В докладе говорится о значении христианской традиции при изучении литературы, о месте и роли церкви в Российской империи....

Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...

Тест по произведениям русской литературы XX века 5 класс

Тест по произведениям русской литературы XX века...

КОНФЛИКТ поколений в итоговом сочинении (на примере произведений русской литературы XIX века ) -презентация по литературе для проведения урока -консультации в 10 классе

Как именно можно раскрыть проблему отцов и детей в формате итогового сочинения ? На этот вопрос ответит  урок  проблемного анализа  произведений русской литературы 19 века .Данная презе...