Рабочая программа по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) по теме

Бардачева Анжелика Сергеевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе. Программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов  под редакцией В.Я.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_skk.docx73.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр образования № 3»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол № ____

от «____» ______ 2012 г.

Председатель МО

__________В.А.Красильникова

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР  

МБОУ «ЦО № 3»

________Е.Ю.Константинова

 «_____»_______2012 г.                  

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 МБОУ «ЦО №3»

_________И.А.Сулейманова    

«_____»_______2012 г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет  ЛИТЕРАТУРА

Учитель:  Бардачева Анжелика Сергеевна

Класс  9  СКК

Всего часов в неделю  3

Срок реализации программы: 1 сентября 2012 года – 31 мая 2013 года

Количество часов:  100 часов

I полугодие - 47 часов                                                                                                                  II полугодие – 53 часа

Ступень:  основное  общее образование (5 – 9  классы)

Рабочую программу составила     _________Бардачева Анжелика Сергеевна 

                                                                 

г. Норильск,

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

                                                           

                                                                                       

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                   3
  2.  СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ                                               5                              
  3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ             8                          
  4.  ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ                            9
  5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (приложение)                        10              

                                                       

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по литературе для 9 специального (коррекционного) класса VII вида составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.), учебного плана и годового календарного графика МБОУ «Центр образования №3» на 2012-2013 учебный год.

         Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень литературы и средств обучения.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану и годовому календарному графику МБОУ «Центр образования №3» рабочая программа по литературе для 9 специального (коррекционного) класса VII вида  рассчитана на 102 часа в год, из расчета 3 часа в неделю (34 учебные недели). Авторская программа рассчитана на 102 часа.

В соответствии с расписанием учебных занятий на 2012 – 2013 учебный год темы распределены на 100 часов,  на 2 часа меньше планируемого количества часов в связи с праздничными днями 1 и 9 мая. Программа скорректирована за счет уменьшения на 1 час темы «Лирика А.С.Пушкина» и уменьшения на 1 час темы «А.Т.Твардовский. Стихи о Родине».

Цель уроков литературы: формирование представления о своеобразии художественной литературы как искусстве слова.

            Задачи: 

  1. чтение и изучение художественных произведений;
  2. творческое овладение литературным языком для выражения собственных мыслей и чувств;
  3. формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму;
  4. развитие творческих способностей учащихся;
  5. осознание богатства русской классической и зарубежной литературы;
  6. изучение теоретических понятий;
  7. использование  различных форм общения с искусством слова для совершенствования устной и письменной речи;
  8. знакомство с биографическими сведениями и историко-культурными фактами.

     В процессе изучения литературы у обучающихся формируются  ключевые компетенции: коммуникативная, языковая, лингвистическая, речевая, учебно-познавательная, информационная.

 Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

   Виды деятельности учащихся: 

  1. чтение произведений в доме и в классе;
  2. выразительное чтение;
  3. заучивание наизусть;
  4. слушание художественного чтения;
  5. составление плана;
  6. близкие к тексту и сжатые пересказы;
  7. художественное рассказывание;
  8. устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении;
  9. сочинения разных жанров.

Виды контроля:

  1. промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя.
  2. итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющим начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

                                    

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№п/п

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1 час

2.

Древнерусская литература

8 часов

3.

Русская литература 18 века

11 часов

4.

Русская литература 19 века

48 часов

5.

Русская литература 20 века

22 часа

5.

Зарубежная литература

7 часов

6.

Повторение за курс 9 класса

3 часа

ИТОГО:

100 часов

Введение (1 час)

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Древнерусская литература (8 часов)  

Самобытный характер древнерусской литературы.

Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. Проблема авторства.

Художественные особенности «Слова…». Идейный смысл.

Анализ «Плач Ярославны». Поэтическое мастерство автора.

Р/р. Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»

Русская литература 18 века (11 часов)

Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм.

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Оды «Вечернее размышление о Божием  величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

Новая эра русской поэзии - Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества.

Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Н.М.Карамзин – глава русского сентиментализма. «Осень» как произведение сентиментализма.

Повесть «Бедная Лиза».

Р/р. Сжатое изложение по главе «Любань».

Контрольная работа по теме:  «Литература XVIII века»

Русская литература 19 века (48 часов)

Общая характеристика русской и мировой литературы ХIХ века. Романтизм как литературное направление.

В.А.Жуковский (3 часа).

 Баллада «Светлана». Особенности жанра, нравственный мир героини баллады.

А.С.Грибоедов (9 часов)

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Чтение и анализ комедии «Горе от ума» (1,2,3,4 главы).

«Век нынешний и век минувший» в комедии

А.С.Грибоедова «Горе от ума». Трагедия Чацкого.

Р.Р. И.А.Гончаров. Статья «Мильон терзаний».

Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

А.С.Пушкин (14 часов)

А.С.Пушкин.  Очерк жизни и творчества. Лицейская лирика. Друзья и дружба в творчестве поэта.

Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Стихотворение «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. Стихотворения «К морю», «Анчар»

Любовная лирика А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»

Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Образ Евгения Онегина в романе. Онегинская строфа.

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Итоговый тест по роману «Евгений Онегин»

Р.Р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

М.Ю.Лермонтов (13 часов)

М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

Основные темы лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и  одиночества. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»

Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.

Человек и природа в лирике Лермонтова.

Анализ стихотворения «Родина».

Любовная лирика. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

«История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин как «портрет поколения».

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Р.р. Сочинение по роману «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь (7 часов)

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.

Образ Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». (по главе 11)

«Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

А.П.Чехов (2 часа)

Слово об А.П.Чехове. Рассказ А.П.Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа. «Смерть чиновника», эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

Русская литература 20 века (22 часа)

Русская литература XX века: богатство и многообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Темные аллеи».

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта.

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

Размышления о жизни, о любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонации.

Михаил Афанасьевич Булгаков и его повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов.

М.И.Цветаева. Особенности поэтики М.И.Цветаевой.

А.А.Ахматова. Тема Родины и гражданского долга в лирике А.А.Ахматовой.

Н.А.Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике Н.А.Заболоцкого.

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Б. Л.Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. Военная тема в творчестве.

Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…».

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Трагизм судьбы героини.

Песни и романсы на слова русских писателей XIX-XX веков.

Зарубежная литература (7 часов)

Античная лирика.  Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и заслуги.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты поэмы).

Иоганн Вольфганг Гетте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия.

Уильям Шекспир. Слово о поэте. Философская трагедия «Гамлет» (чтение отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

Контрольная работа по теме «Зарубежная литература».

Повторение за курс 9 класса (3 часа)

Проектная деятельность учащихся: еще раз о поэтах и поэзии.

Выявление уровня литературного развития. Итоговый тест.

Итоговый урок. Литература для летнего чтения.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Учащиеся должны знать: 

  1. литературные направления;
  2. авторов и содержание изученных художественных произведений;
  3. основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
  4. основные теоретические понятия, предусмотренные программой;
  5. устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты;
  6. роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; комедия;
  7. основные особенности  романтизма;
  8. стихотворную и прозаическую речь, рифму;
  9. поэму и романтического героя, сатиру и юмор; гиперболу, гротеск, Эзопов язык;
  10. рассказ, композиция рассказа, антитеза; сюжет и фабула произведения; портрет, пейзаж,  композицию литературного произведения.

Учащиеся должны уметь: 

  1. выразительно читать эпические произведения за героя и за автора; сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  2. сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  3. видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
  4. определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
  5. использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, лица рассказчика и др.);
  6. создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, журналы, автобиографии и т.п.;
  7. отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;
  8. уметь определять особенности композиции; средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская    характеристика, речь действующих лиц); род и жанр произведения, авторское отношение к изображенному;
  9. давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
  10. применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения
  11. объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике;
  12. формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

  1. Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов. /Авторы В.Я. Коровина,  П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение. 2009).
  2. Литература. 9 класс: Учебник-хрестоматия для  общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. /Авт.-сост.В.Я.Коровина. -  М.:Просвещение, 2007.
  3. Литература. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.Я.Коровиной / сост. Л.П.Макарова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Карасева И.В. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007.
  5. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной / авт.-сост. Н.В.Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Уитель, 2012.

  1. Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа и методические рекомендации. – М.: УЦ Перспектива, 2011.

  1. Еремина О. А. Уроки литературы в 9 классе. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2009.

Медиа-ресурсы:

  1. Сообщество учителей русского языка и литературы. Методические материалы сайта «Сеть творческих учителей»
  2. shkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей)
  3. VIP.KM.RU (Методическая копилка уроков русского языка и литературы)
  4. Википедия
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки литературы 9 класс vschool. ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (Приложение)

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во   часов

Дата прохождения

Основные ЗУН

План

Факт

Введение – 1 час.

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

03.09

Знать: теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, художественное отображение действительности.

Уметь: вступать в речевое общение, использовать различные источники информации.

Тема № 1 «Древнерусская литература» - 8 часов.

2

Самобытный характер древнерусской литературы.

1

05.09

Знать: в чем богатство и разнообразие жанров литературы Древней Руси.

Уметь: определять жанры Древней Руси.

3-4

Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». История открытия памятника. Проблема авторства.

2

06.09

10.09

Знать: содержание «Слова…», его историческую основу, основные версии авторства.

5-6

Художественные особенности «Слова…». Идейный смысл.

2

12.09

13.09

Знать: определения теоретических понятий: лирическое отступление, образ автора, пейзаж.

Уметь: формулировать проблематику произведения, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств языка в художественном произведении.

7

Анализ «Плач Ярославны». Поэтическое мастерство автора.

1

17.09

Уметь: находить средства художественной выразительности, формулировать тему, идею, проблематику поэтического текста.

8-9

Р/р. Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве»

2

19.09

20.09

Уметь: создавать сочинения разных жанров, формулируя тему, идею, проблематику поэтического текста, подбирать эпиграф.

Тема № 2 «Русская литература 18 века» - 11 часов.

10

Литература эпохи Просвещения. Русский классицизм и сентиментализм.

1

24.09

Знать: определения теоретических понятий;

Основные черты классицизма, сентиментализма как литературного направления.

Уметь: производить сравнительный анализ стихотворных текстов.

11-12

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Оды «Вечернее размышление о Божием  величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

2

26.09

27.09

Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, теорию «трех штилей», характерные особенности жанра оды.

Уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности, приводить примеры из текста произведения.

13

Новая эра русской поэзии - Г.Р.Державин. Краткая характеристика творчества.

1

01.10

Знать: в чем новаторство поэзии Державина, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.

Уметь: воспринимать и анализировать стихотворное  произведение.

14

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Стихотворение «Памятник».

1

03.10

Знать: основные мотивы лирики Державина, традиции и новаторство в лирике поэта.

Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств языка.

15-16

Жизненный подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву». Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

2

04.10

08.10

Знать: взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.

Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств языка, выявлять авторскую позицию.

17

Р/р. Сжатое изложение по главе «Любань».

1

10.10

Уметь: писать сжатое изложение, излагать свои мысли в логической последовательности.

18-19

Н.М.Карамзин – глава русского сентиментализма. «Осень» как произведение сентиментализма.

Повесть «Бедная Лиза».

2

11.10

15.10

Знать: определения теоретико-литературных понятий, сюжет повести.

Уметь: писать отзыв о прочитанном произведении.

20

Контрольная работа по теме:  «Литература XVIII века»

1

17.10

Проверка ЗУН по теме.

Тема № 3 «Русская литература 19 века» - 48 часов.

 21

Общая характеристика русской и мировой литературы ХIХ века. Романтизм как литературное направление.

1

18.10

Знать: основные черты романтизма как литературного направления.

Уметь: отличать романтизм от других литературных направлений

22

Василий Андреевич Жуковский – поэт-романтик. Элегии «Море» и «Невыразимое».

1

22.10

Знать: определения теоретико-литературных понятий: элегия, баллада, лирический герой.

Уметь: анализировать поэтическое произведение, делать сравнительный анализ лирических произведений.

23

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра, нравственный мир героини баллады.

1

24.10

Знать: сюжет баллады.

Уметь: анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к романтизму; находить в тексте произведения изобразительно-выразительные средства языка, давать объяснения.

24

 А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

25.10

Знать: основные черты реализма как литературного направления, основные этапы жизненного пути А.С.Грибоедова.

Уметь: создавать хронологическую канву лекции.

25

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1

07.11

Знать: содержание комедии.

Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя.

26

Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 2 действия. Обучение анализу монологов.

1

08.11

Знать: содержание комедии.

Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя.

27

Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 3 действия. Анализ сцены бала.

1

12.11

Знать: содержание комедии.

Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя.

28

Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 4 действия.

1

14.11

Знать: содержание комедии.

Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя.

29

«Век нынешний и век минувший» в комедии

А.С.Грибоедова «Горе от ума». Трагедия Чацкого.

1

15.11

Знать: определения теоретических понятий: идейное содержание, система образов, проблематика, внутренний конфликт.

Уметь: определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, составлять портретную и речевую характеристику персонажей пьесы.

30

Р.Р. И.А.Гончаров. Статья «Мильон терзаний».

1

19.11

Уметь: давать характеристику герою (речевую), отбирать материал из критической статьи

31-32

Р.Р. Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

2

21.11

22.11

Уметь: составлять план сочинения, подбирать эпиграф, приводить цитаты из текста.

33

А.С.Пушкин.  Очерк жизни и творчества. Лицейская лирика. Друзья и дружба в творчестве поэта.

1

26.11

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути поэта.

Уметь: создавать хронологическую канву лекции учителя, писать сочинение-эссе.

34-35

Лирика А.С.Пушкина петербургского периода. Стихотворение «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. Стихотворения «К морю», «Анчар»

2

28.11

29.11

Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

Уметь: анализировать поэтическое произведение с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств языка.

36

Любовная лирика А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…»

1

03.12

Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

Уметь: анализировать поэтическое произведение.

37

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

1

05.12

Знать: основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

Уметь: анализировать поэтическое произведение.

38

Трагедия А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».

1

06.12

Знать: сюжет произведения.

Уметь: анализировать драматическое произведение.

39-40

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет. Образ Евгения Онегина в романе. Онегинская строфа.

2

10.12

12.12

Знать: жанровые особенности произведения.

Уметь: анализировать ритмический рисунок стихотворного текста.

41

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

13.12

Знать: содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя.

Уметь: давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою.

42

Татьяна Ларина – нравственный идеал А. С. Пушкина.

1

17.12

Знать: отрывки из романа в стихах наизусть.

Уметь: интерпретировать роль.

43

Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

19.12

Знать: идейную направленность произведения.

Уметь: анализировать художественное произведение.

44

Итоговый тест по роману «Евгений Онегин»

1

20.12

Проверка ЗУН по теме.

45-46

Р.Р. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

2

24.12

26.12

Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, самостоятельно редактировать сочинение.

47

 М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха.

1

27.12

Знать: основные факты творческого пути писателя.

48

Основные темы лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и  одиночества. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно…»

1

14.01

Знать: основные тропы.

Уметь: находить тропы в тексте поэтического произведения.

49

Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

16.01

Знать: основные мотивы лирики поэта.

Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия..

50

Человек и природа в лирике Лермонтова.

1

17.01

Знать: основные мотивы лирики поэта.

Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия.

51

Анализ стихотворения «Родина».

1

21.01

Знать: содержание стихотворения.

Уметь: выразительно читать поэтический текст наизусть, формулировать его тему, идею, выявлять проблематику.

52

Любовная лирика. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1

23.01

Знать: основные мотивы

любовной лирики поэта.

Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия.

53

Тема поэта и поэзии. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

1

24.01

Знать: основные мотивы любовной лирики поэта.

Уметь: выразительно читать стихотворения, анализировать поэтическое произведение с точки зрения его идейно-художественного своеобразия.

54

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

1

28.01

Знать: сюжет романа.

Уметь: характеризовать особенности сюжета и композиции.

55

«История души человеческой» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин как «портрет поколения».

1

30.01

Знать: текст, понятие «двойник».

Уметь: различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения.

56

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

31.01

Знать: о Печорине в системе мужских образов романа.

Уметь: выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

57

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

04.02

Знать: о Печорине в системе женских  образов романа.

Уметь: выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

58-59

Р.р. Сочинение по роману «Герой нашего времени».

2

06.02

07.02

Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, самостоятельно редактировать сочинение.

60

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

1

11.02

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Уметь: конспектировать лекцию учителя.

61

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов.

1

13.02

Знать: историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие произведения.

Уметь: определять жанровой своеобразие произведения.

62

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Способы и приемы типизации.

1

14.02

Знать: содержание художественного произведения.

Уметь: давать характеристику (портретную, речевую) персонажу поэмы.

63

Образ Павла Ивановича Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». (по главе 11)

1

18.02

Знать: содержание поэмы.

Уметь: определять нравственный потенциал героя времени.

64

«Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

1

20.02

Знать: текст художественного произведения.

Уметь: формулировать авторскую позицию, определять религиозные и философские аспекты произведения.

65-66

Р.Р. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

2

21.02

25.02

Знать: сюжет произведения.

Уметь: анализировать текст художественного произведения с точки зрения его идейного содержания.

67-68

Слово об А.П.Чехове. Рассказ А.П.Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа. «Смерть чиновника», эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

2

27.02

28.02

Знать: основные факты биографии писателя, сюжет его произведений.

Уметь: формулировать мировоззренческую позицию писателя.

Тема № 4 «Русская литература 20 века» - 22 часа.

69

Русская литература XX века: богатство и многообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

1

04.03

Знать: определения теоретико-литературных терминов.

Уметь: выделять главное и значимое в различных учебных источниках.

70

Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Темные аллеи».

1

06.03

Знать: сюжет произведения.

Уметь: выделять стилистическое мастерство прозаика, его любовь к слову.

71-72

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Образы и ритмы поэта.

2

07.03

Знать: основные события творческой биографии поэта, его произведения.

Уметь: анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы, читать стихотворение наизусть.

73-74

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

Размышления о жизни, о любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина С.А.

2

11.03

13.03

Знать: ключевые моменты творческой биографии поэта, основные мотивы его творчества.

Уметь: выразительно читать стихотворный текст наизусть.

75-76

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонации.

2

14.03

18.03

Знать: основные этапы творческой биографии В.В.Маяковского, особенности тонического стихосложения.

Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста.

77-78

Михаил Афанасьевич Булгаков и его повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Система образов.

2

20.03

21.03

Знать: сюжет повести, определения основных литературных понятий: художественная условность, фантастика, сатира.

Уметь: составлять устный словесный портрет героя художественного произведения.

79

М.И.Цветаева.

Особенности поэтики М.И.Цветаевой.

1

01.04

Знать: основные этапы творческой биографии М.И.Цветаевой.

Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста,

делать устный обзор.

80

А.А.Ахматова.

Тема Родины и гражданского долга в лирике А.А.Ахматовой.

1

03.04

Знать: основные этапы творческой биографии А.А.Ахматовой.

Уметь: владеть навыками анализа поэтического текста.

81

Н.А.Заболоцкий.

«Образ мирозданья» в лирике Н.А.Заболоцкого.

1

04.04

Знать: основные этапы творческой биографии Н.А.Заболоцкого.

Уметь: выразительно читать поэтический текст.

82-83

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

2

08.04

10.04

Знать: сюжет рассказа, особенности композиции произведения.

Уметь: давать пространственно-временную характеристику текста.

84

Б. Л.Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»

1

11.04

Знать: основные вехи творчества поэта.

Уметь: анализировать философскую лирику поэта.

85-86

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. Военная тема в творчестве.

Стихотворения «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…».

2

15.04

17.04

Знать: основные события жизни и творчества поэта.

Уметь: анализировать поэтическое произведение.

87-88

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. Трагизм судьбы героини.

2

18.04

22.04

Знать: сюжет рассказа, его автобиографическую основу.

Уметь: раскрывать художественное своеобразие рассказа.

89

Контрольная работа по литературе 20 века.

1

24.04

Проверка ЗУН по теме.

90

Песни и романсы на слова русских писателей XIX-XX веков.

1

25.04

Знать: наизусть песни и романсы.

Уметь: интерпретировать ключевые слова и символические образы.

Тема № 5 «Зарубежная литература» - 7 часов.

91

Античная лирика.

 Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

1

29.04

Знать: основные факты биографии поэта, основные мотивы лирики.

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтическое произведение.

92

Квинт Гораций Флакк.

Поэтическое творчество и заслуги.

1

02.05

Знать: основные факты биографии поэта, основные мотивы лирики.

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтическое произведение.

93

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты поэмы)

1

06.05

Знать: основные факты биографии поэта, основное содержание поэмы.

Уметь: выразительно читать, анализировать поэтическое произведение.

94

Иоганн Вольфганг Гетте. Эпоха Просвещения.

«Фауст» как философская трагедия.

1

08.05

Знать: сведения о жизни и творчестве Гете, народную легенду о докторе Фаусте.

Уметь раскрывать систему образов трагедии.

95

96

Уильям Шекспир. Слово о поэте. Философская трагедия «Гамлет» (чтение отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения.

Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

2

13.05

15.05

Знать: сведения о жизни и творчестве У.Шекспира, об эпохе Возрождения; сюжет, особенности композиции трагедии.

Уметь раскрывать систему образов, художественное своеобразие трагедии, составлять устный словесный портрет героев, анализировать произведение.

97

Контрольная работа по теме «Зарубежная литература».

1

16.05

Проверка ЗУН по теме.

Тема № 6 « Повторение за курс 9 класса» - 3 часа.

98

Проектная деятельность учащихся: еще раз о поэтах и поэзии.

1

20.05

Знать: содержание проекта.

Уметь: презентовать результаты своего труда.

99

Выявление уровня литературного развития.

Итоговый тест за курс 9 класса.

1

22.05

Знать: программные произведения русской литературы 18-20 вв., изученные в 9 классе, основные темы, проблемы, типы, мотивы.

100

Итоговый урок. Литература для летнего чтения.

1

23.05

Анализ работы учащихся в течение учебного года. Индивидуальные рекомендации учащимся. Программные произведения для чтения летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....