А.П. Чехов. "Злоумышленник". Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Бережная Наталья Викторовна

Урок литературы в 5 классе по ФГОС ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zloumyshlennik_5_klass_urok_literatury_5_klass.zip13.74 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС ЧЕХОВ А.П. «ЗЛОУМЫШЛЕННИК»

Общая часть

Предмет

Литература

5 класс

Тема

Анализ рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник»

Планируемые образовательные результаты

        Предметные         Метапредметные         Личностные

Знакомство с биографией А.П. Чехова

 Умение выразительно читать художественный текст.

Понимать особенности жанра «рассказ».

Умение понимать тему, идею произведения.

Знакомство с понятием «художественная деталь»

Умение слушать учителя и друг друга.

Смысловое чтение.

Умение работать индивидуально и в группе.



Уважение к стремлению к знаниям, просвещению.

Ориентация в системе моральных норм и ценностей.


Решаемые учебные проблемы





  1. Познакомиться с основными этапами биографии  А.П. Чехова (детство, учеба, работа врачом, вклад в развитие русской литературы).
  2. Развивать умение выразительного чтения, логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
  3. Развивать умение находить художественные детали и анализировать

Вид используемых  на уроке средств ИКТ

Презентация «Жизнь и творчество А.П. Чехова», подготовленная учащимися

Аудиозапись «Рассказ ЗЛОУМЫШЛЕННИК в исполнении В.Логинова»

Методическое назначение  средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Формирование у обучаемых умений работы с презентациями

Образовательные интернет-ресурсы

 http://chekhov-yalta.org

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Формулировка целей и задач урока.

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного  результата

Вступительное слово учителя:

 1.Сегодня мы будем знакомиться с рассказом А.П. Чехова «Злоумышленник». Давайте подумаем, что значит слово ЗЛОУМЫШЛЕННИК.



2.Как вы думаете, о чем этот рассказ?

3.Сегодня мы продолжим знакомство с великим русским писателем А.П. Чеховым. Вам уже посчастливилось прочитать несколько его рассказов, вспомните их. О чем они?





Злой умысел, т.е. что-то сделанное нарочно, с целью навредить






«Каштанка»

Методы обучения

Пропедевтическая беседа

Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации и выступление групп.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

1.Знакомств с элементами биографии А.П. Чехова (выступление группы учащихся с презентацией)

2.Обобщение и систематизация информации, подготовленной  перед и во время урока.

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1.Беседа:

-- Какие произведения прославили Чехова?

-- Что такое псевдоним? Какие псевдонимы использовал писатель?




-- Глядя на псевдонимы, подумайте, каким человеком был Чехов?


2. Прослушивание рассказа «Злоумышленник» и первые впечатления (дети слушают и следят по тексту)

-- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

--Именно, читая этот рассказ, мы одновременно смеемся и грустим. В литературе мы встречаемся с таким явлением, как смех сквозь слезы

-- Что смешно, а что грустно в рассказе?











3. Работа в группах:

Группа 1. Проанализировать портрет Дениса (особое внимание обратить на приметы)





2 группа. Проанализировать речь Дениса (выписать особенные слова героя и объяснить их)


























3 группа.  Подготовить выразительное инсценирование диалога



А. Чехонте, А.Ч., Человек без селезенки, Брат моего брата


Веселым, остроумным




Веселье, грусть




- Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.

 - Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.




портрет свидетельствует не столько о бедности, сколько о неопрятности героя (…мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза ,едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».)


- пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);

 - знамо – конечно, естественно;

 - живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;

 - выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;

 - учинить – сделать, совершить;

 - недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;

 - умысел – заранее обдуманное намерение;

 - «чаво» – простонародное – что;

 - верста – 1,06км. старая русская мера длины.



Методы обучения

Работа в группах, эвристическая беседа, выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Анализ высказывания М.В.Ломоносов: «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных…»

Основной вид учебной  деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Рассуждение на заданную тему : «Как вы понимаете данное высказывание?»

Предполагаемый результат: Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силён. Красота, сила, богатство устно речи каждого зависят от точности употребления слов, от отсутствия в речи бранных слов, от краткости. Выразительности, от широты знаний и объёма словарного запаса.

Методы обучения

Выступление перед аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск верного решения.

Основные виды деятельности  учителя, роль учителя

Организационная.

Этап 4.Проверка полученных результатов

Длительность этапа

5 минут

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Зачитывание своих работ 3-мя уч-ся перед аудиторией

Методы контроля

Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым работам.

Способ контроля

Сбор тетрадей в конце урока .

Способ коррекции

Коррекция во время прочтения своих работ 3 уч-ся, анализ работ на следующем уроке.

Форма организации деятельности уч-ся

Обсуждение плюсов и недоработок в ответах

Роль учителя на данном этапе

Организующая, направляющая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Устные комментарии к ответам уч-ся

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание


По вариантам: подготовить выразительное чтение басни по ролям (инсценировка); выучить наизусть.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...