«Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала»
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок по теме: «Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.

Рассказ «После бала».

 

Цели урока: познакомить с основными биографическими сведениями писателя; помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа.

 

Ход урока.

Эпиграф  к уроку.

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

Т. Драйзер.

I. Слово учителя.

Сообщение подготовленного ученика о писателе.

II. Чтение статьи и составление плана об основных этапах биографии писателя.

III.Анализ произведения.

-Какова атмосфера первой части?

-Каковы Иван Васильевич, Варенька, Полковник?

-Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все  «с восторженным умилением»?

-Прочитайте описание пейзажа. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?

-С каких слов начинается вторая часть?

- Почему рассказ не поделен на главы?

-Каковы ключевые слова-эпитеты второй части?

- Каков Полковник, Иван Васильевич, Татарин?

 

IV.Сопоставление частей рассказа (введение понятия контраст).

 

V. Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы

Анализ таблицы

-Определите роль белого цвета в обоих частях рассказа.

-Какова роль детали – замшевой перчатки полковника – в рассказе?

-С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни?

-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

(Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную автором во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности).

 

 

VI.Вывод:

VII. Выполнение теста.

Тест. Л.Н. Толстой «После бала»

 

 1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа?

а) последовательность излагаемых событий

б) цикличность излагаемых событий 

в) антитеза 

г) ретроспектива

 

2.Каков тип композиции рассказа

а) рассказ в рассказе

б) повествование от первого лица

в) последовательное авторское изложение событий

 

З.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение

 в) восторг

б)возмущение

г) пренебрежение

 

4.Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала

б) особое значение сцены расправы с солдатом

в) важность утра, следующего за балом

 

5.С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

а) антитеза

д) звукопись

б) подбор эпитетов

е) описание одного героя

в) прямая авторская оценка

ж) внутренний монолог

г) цветопись

 

б.Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

а) автор показывает двуличие героя

б) на балу надел «маску» добропорядочности

в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности

г) искренне верит в необходимость жестокой расправы

 

7.Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость

в) идея личной ответственности человека

г) осуждение деспотизма

 

8.С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка

б) белые усы и бакенбарды

в) блестящие глаза и радостная улыбка

г) «домодельные» сапоги

 

9.Что можно сказать о жизненной позиций главного героя?

а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»

б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека

 

10.Отметить импонирующее вам утверждение:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности

б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

в) в рассказе автор призывает бороться с произволом

 

Ключи к тесту:

  1. В
  2. А
  3. В
  4. Б
  5. В, Ж
  6. В
  7. В
  8. Г
  9. Б
  10.  Б

 

VIII.Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: «Что такое честь, долг, совесть в моем понимании?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!» Т . Драйзер.

Слайд 2

Цели урока: познакомить с основными биографическими сведениями писателя; помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа.

Слайд 3

Л. Н. Толстой Портрет И. Е. Репина

Слайд 4

1828 год 1884 год

Слайд 5

Ясная Поляна – родовое поместье Толстых

Слайд 6

Дом-Музей Л. Н. Толстого

Слайд 7

"Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его". (Л.Н. Толстой)

Слайд 8

" Человек есть дробь, в числителе которой - его достоинства, а в знаменателе - его мнение о себе".

Слайд 9

Рассказ «После бала» Лев Николаевич Толстой

Слайд 10

Какова атмосфера первой части? Каковы Иван Васильевич, Варенька, Полковник? Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все «с восторженным умилением»? Прочитайте описание пейзажа. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя? Анализ первой части.

Слайд 11

С каких слов начинается вторая часть? Почему рассказ не поделен на главы? Каковы ключевые слова-эпитеты второй части? Каков Полковник, Иван Васильевич, Татарин? Анализ второй части.

Слайд 12

это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления. Контраст -

Слайд 13

Сопоставление частей рассказа Характеристики На балу После бала Чувства Эпитеты Цвет Звуки Детали

Слайд 14

Сопоставление частей рассказа Характеристики На балу После бала Чувства Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр. Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет. Эпитеты Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный. Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный. Цвет Белый, розовый, р умяный, серебряные, светло. Черное, красное, пестрое, белые. Звуки Мазурка, вальс, полька, кадриль. Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос. Детали Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера. Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки.

Слайд 15

Полковник Наказываемый Высокий военный в шинели и фуражке. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное. Шел твердой, подрагивающей походкой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед… Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Спотыкающийся, корчившийся человек.

Слайд 16

Домашнее задание . Написать мини-сочинение на тему: «Что такое честь, долг, совесть в моем понимании?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н.Толстой "После бала"

Урок литературы. Мастер-класс. Цель урока: Выявить, при помощи  каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несет ответственность за все происходящее вокруг. Задач...

Урок литературы (по технологии РКМЧП) "Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»".

Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями....

Урок литературы в 8 классе «Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении»

Тема.   Л.Н.Толстой. «После бала» (1903 г.): проблема  моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.Цель:  обогатить знан...

Конспект урока "Личность и судьба Л.Н.Толстого. Рассказ "После бала"

Урок в 8 классе. Цель: ознакомление с творчеством Л.Н.Толстого, формирования понятия "антитеза"...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....