И. А Крылов "Волк и Ягненок", "Волк на псарне".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Зайцева Лариса Николаевна

Урок по литературе в 5 классе не первый в серии уроков по творчеству Крылова. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством великого баснописца. Узнали, что такое басня, мораль, аллегория. На этом уроке все свои теоретические знания они попытаются применить на практике. Кроме того, названия басен похожи, но они совершенно разные, хотя их объединяет общий герой - Волк. Также на этом уроке дети учатся выразительно читать басни, понимать их смысл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл basni_krylova.rar14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Зайцева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области.

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: И. А. Крылов « Волк и Ягненок». «Волк на псарне». (1 час).

Цели урока:

  1. осмыслить конфликтные ситуации, лежащие в основе басен, проанализировать образы героев, роль диалогов, речевых характеристик в создании образов;
  2. Углубить представления учащихся о поэтике жанра басни.

Форма урока: беседа с элементами чтения, творческой и письменной работы.

Комментарий: урок по творчеству Крылова не первый. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством баснописца, узнали, что такое басня, мораль, аллегория. Перед этим уроком они получили домашнее задание:

1.Нарисовать иллюстрацию к басне «Волк и Ягненок» или «Волк на псарне».

2.Составить речевую характеристику героев по одной из басен.

3.Подготовить выразительное чтение одной из басен.

                                          Содержание урока.

1.Выразительное чтение басни «Волк и Ягненок» и беседа по прочитанному.

                   Вопросы и задания:

1.Попробуйте выразить в одной фразе основную мысль, идею басни.

2.Назовите главных героев басни.

3.Каким словом характеризуется их встреча?

4.Охарактеризуйте каждого героя.

5.Как ведет себя Волк? Как надо читать его обращение к Ягненку?

6.С какой интонацией вы будете читать ответ Ягненка? Как он себя ведет?

7.Как характеризует Волка его дальнейшее поведение? Как вы будете читать его следующие реплики?

8.Какие черты характера раскрываются в ответах Ягненка?

9.Как героев характеризует их речь?

   (Пусть учащиеся на основе речевых характеристик, составленных дома, попытаются назвать основные черты характера Волка и Ягненка. По ходу работы на доске оформляется запись:

                Волк                                                                      Ягненок

  1. кровожадный                                                          робкий
  2. несправедливый                                                 справедливый

(пользуется правом сильных,

но лицемерит – придает

насилию законный характер).

  1. виноватый                                                            безвинный

Рассмотрим иллюстрации, которые учащиеся выполняли к этому уроку. Оценим, насколько детям удалось отразить в них характер героев басен.

10.Почему Волк вступает с Ягненком в спор? Какой в этом смысл?

11.В чем конфликт Волка и Ягненка?

12.Кто прав в споре?

13.В чем вина Ягненка?

(Ягненок – травоядное животное, не рожден хищником; он слабый, юный. А значит, жертва; без вины виноватый.

   Обращаем внимание учащихся на особенности жанра басни.

14.Какую цель преследовал автор? Он хотел рассказать нам о встрече Волка и Ягненка?

15.Можно ли считать эти образы аллегорическими?

2.Письменная работа.

Раскройте смысл аллегории в этой басне.

3.Обобщение.

  Предложим детям найти мораль басни и сформулировать основную идею произведения.

   Вспомним художественные произведения, к которым можно было бы отнести мораль басни «Волк и Ягненок».

4.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» и беседа по прочитанному.

             Вопросы и задания:

1.Похож ли Волк в этой басне на уже знакомого нам Волка? В чем разница?

2.Прочитаем по ролям диалог Волка и Ловчего. Как поведение Волка характеризует его? С какой интонацией вы будете читать его слова?

3.В чем смысл фразы: «…ты сер, а я, приятель, сед…»?

4.Кто скрывается за образами Волка и Ловчего?

(Напомним учащимся стихотворение М. Ю. Лермонтова «Два великана». Басня «Волк на псарне» посвящена этому же событию. Расшифруем аллегорию, в основе которой лежит исторический факт – взятие Наполеоном Москвы. Крылов переслал басню Кутузову еще в рукописи. Фельдмаршал прочел, а вернее, пересказал крыловскую басню окружившим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я,  приятель, сед», Кутузов сдернул шапку со своей седой головы, и громкое «ура»! было ответом полководцу, а заодно и приветствием поэту.

Итак, за образом Волка скрывается Наполеон, за Ловчим – Кутузов.)

5.Почему Ловчий не принял предложение Волка?

6.Что общего между волками обеих басен? Если бы вам пришлось рисовать того и другого, что бы вы подчеркнули в своих рисунках?

7.Можно ли сказать, что аллегория этой басни применима только для данного конкретного исторического случая?

8.Приведите пример ситуации, к которой можно было бы применить мораль этой басни.

                     Домашнее задание:

1.Выучить одну из басен наизусть.

2.Восстановить верные сочетания частей пословиц:

Не рой яму другому…                     …не вытащишь и рыбку из пруда.

Не плюй в колодец…                      …сам туда попадешь.

Без труда…                                      …лучше новых двух.

Старый друг…                                …пригодится воды напиться.

3.По одной из пословиц сочини басню (для сильных учеников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».

Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...

Басня И.А. Крылова "Волк на псарне". Конкурс "Недаром помнит вся Россия"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  К  БУКЛЕТУ         Буклет «Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» представляет собой наглядное пособие  для уроко...

Игра по басне И.А.Крылова "Волк на псарне"

В игровой форме дети учатся бережному отношению к русскому языку,  языку великого баснописца....

План-конспект урока по литературе" Басни И.А.Крылова" Волк и ягнёнок"и "Волк на псарне".

План-конспект урока по литературе " Басни И.А.Крылова " Волк и ягнёнок" и " Волк на псарне"....

Урок чтения Басня Волк на псарне

Цель урока: формировать умение учащихся выделять мораль произведения, анализировать поступки героев, приводить примеры из текста, связывать содержание произведение с историческими событиями 1812...

«Суровой истины лицо»( по басне И.А.Крылова «Волк на псарне»).

На этом уроке мы будем говорить о творчестве  И.А.Крылова- поэта и баснописца. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,- говорил он о себе. В своих баснях он созд...

урок литературы в 5 классе "Басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне»

урок разработан в рамках курсов  "Проектирование современного урока русского языка и литературы в аспекте требований ФГОС:  цели, задачи и критерии оценки»    ...