ЕГЭ по литературе. Сочинения.
творческая работа учащихся по литературе (11 класс) по теме

Шустова Лариса Владимировна

Папка содержит образцы сочинений.задание С5

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как в комедии "Ревизор  воплощён авторский "смех сквозь слёзы".

В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем». Автор «Ревизора» отказался от введения в комедию положительного героя как носителя добродетельных начал, рупора авторских мыслей. Но положительный герой в комедии есть.  «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех», - указал на роль смеха Н.В.Гоголь, разъясняя смысл «Ревизора».

 Комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Так, в комедии «Ревизор» прием ошибки, несоответствия является основой комического, основой конфликта.

Вспомним о времени, когда была написана комедия «Ревизор» (1836 г.): мрачная эпоха Николая I, действует система доноса и сыска, распространены частые инспекторские наезды «инкогнито». Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь». И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе6 в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают  бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по-русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера.
Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.
 Но и просто забавных  ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр». Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?… Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.

  Этот смех, разящий общественные и личные пороки, смех беспощадный, он связан с размышлением автора над жизнью и людьми и толкает читателя на глубокие и горестные раздумья. Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.

«Смех – одно из самых сильных орудий против всего, что отжило»,-справедливо подметил А.И. Герцен. Подлинным положительным героем в комедии явился смех. Ни среди действующих лиц, ни среди персонажей внесценических мы не встретили таких, которые были бы «взяты в образец. Все гоголевские герои  вылеплены из одного и того же теста. Они терпят поражение не просто вследствие своей моральной ущербности, а в силу своей общественной несостоятельности.  

Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!»

   Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

 Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

 Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

           Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,


  В начальных главах романа Татьяна предстает человеком вну
тренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». Девушка воображает себя героиней любимых книг. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

   В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры. Она взрослеет, меняется внешне, но  неизменным для неё  остается понятие чести и долга, которое является доминантой этого женского образа.

Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то, что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас..

 И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе («Но я другому отдана; / Я буду век ему верна») Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше. Любимая героиня поэта  уверена в том, что нельзя построить счастье на несчастье другого. В этом выборе отразилось очень многое: и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, и вера в Судьбу, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений.

Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него "милым идеалом". Она поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.

Какие философские проблемы ставит М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?

“Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В нём  органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острый сюжет и беспощадный самоанализ героя, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека.

    Основные проблемы, которые поднимает автор: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.
   Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света, а также внутренняя замкнутость, глубокий пессимизм и разочарование делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ, но и там,  ставя перед собой коренные философские вопросы, скрупулезно исследуя свою личность, не находит счастья и душевной гармонии.  Герой разочарован в современном мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Состояние апатии, хандры делают Печорина одиноким.

     Неизбежная скука порождает  неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни,  не приносили счастья. Часто Печорин манипулировал чувствами других, не думая о том, что причиняет им боль. Так произошло с Бэлой и  с княжной Мери. Эта участь коснулась и Веры, единственной женщины, которая по-настоящему любила и понимала его.

    В чем же причина жизненной неприкаянности  героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, бежит от  ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Григорий Александрович погибает. Тем самым  Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

    Его жизнь - “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”. Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, - меня никто не любил, я выучился ненавидеть”. Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества.

   Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Пусть рок, играя с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, человек никогда не должен изменять себе. И смысл жизни этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям. Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам.
  В Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания. Впервые в русской литературе, герой сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.

И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия, размышления, опыт, которым он поделился  с читателями.


Какую роль в жизни героев романа М. Шолохова «Тихий Дон» играет семья?

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям.   Род, семья — святые понятия для казаков.

Автор  не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд. Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени.

В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

«Мелеховский двор на самом краю хутора»,- так начинается роман-эпопея. Через  этот двор  проходит линия обороны, его занимают то красные, то-белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борьбы.

Семья Мелеховых показана в романе-эпопее как хранитель всей целостности материальной и духовной культуры донского казачества. Вместе с тем, Шолохов отразил и подвижность традиции, внутреннюю динамику национальной жизни и национального характера. Эволюция России к капитализму, пресловутое «наступление цивилизации» сказалось и на жизни донских казаков. В «Тихом Доне» нашли отражение такие процессы, " как истощение религиозных традиций в среде молодого поколения казаков (когда обрядность соблюдается, но реального страха божьего уже нет), умаление роли старшего в доме, падение уровня правосознания). Писатель очень точно запечатлел в первой книге романа-эпопеи, как семейное, родовое начало постепенно вступает в конфликт со стремящимся к развитию началом личностным, индивидуальным. И все же, несмотря на определенные черты кризисности, традиционная казачья семья в изображении М.Шолохова предстает не утратившей своей жизнеспособности. Семья Мелеховых достойно выполняет свою главную задачу - воспроизведения традиционного уклада и передачи традиционного мироощущения и самосознания. Атмосфера согласия, царящая в семье Мелеховых, гармонизирует и систему общей жизни, дает героям чувство родства с природой и миром в целом.

Гибель казачьей семьи Шолохов связывает в романе-эпопее прежде всего с натиском «большого» мира: первая мировая война нанесла удар по традиционному православию и морали, гражданская война, братоубийственная по своей сути, усугубила разрушительные процессы и привела к гибели казачества как этнического формирования. В «Тихом Доне» запечатлена хроника гибели: смерть людей, страдания невозделанной земли, разрушение основ семейного бытия, и, как следствие, разрыв той духовной традиции, которой живет народ, как этническая целостность.

Но гениальная прозорливость М.Шолохова проявилась в том, что разрушение семьи и всей системы традиционных отношений в романе-эпопее он связывает не только с действием «внешних» сил, но и с " тенденциями внутреннего течения национальной жизни. Вся история «преступной» любви Григория и Аксиньи, приведшая к его уходу из семьи, сюжетные линии Митьки Коршунова, Лизы Моховой, конфликт Дуняшки со старшими Мелеховыми из-за Мишки Кошевого и многие другие моменты сюжетного развития показывают, что надломился привычный уклад казачьего бытия, и, прежде всего, его патриархальность, безусловный авторитет и власть старшего, а также религиозные и моральные основы.



Предварительный просмотр:

Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!»

   Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

 Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

 Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

           Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,


  В начальных главах романа Татьяна предстает человеком вну
тренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». Девушка воображает себя героиней любимых книг. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

   В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры. Она взрослеет, меняется внешне, но  неизменным для неё  остается понятие чести и долга, которое является доминантой этого женского образа.

Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то, что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас..

 И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе («Но я другому отдана; / Я буду век ему верна») Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше. Любимая героиня поэта  уверена в том, что нельзя построить счастье на несчастье другого. В этом выборе отразилось очень многое: и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, и вера в Судьбу, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений.

Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него "милым идеалом". Она поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.



Предварительный просмотр:

Какие философские проблемы ставит М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени»?

“Герой нашего времени” — первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В нём  органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острый сюжет и беспощадный самоанализ героя, философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека.

    Основные проблемы, которые поднимает автор: проблема смысла жизни, проблема предопределения человеческой судьбы и свободы выбора, проблема современного автору поколения, «скитающегося по земле без убеждений и гордости», проблема общественного и личного долга, проблема дружбы и любви и многие другие.
   Недовольство окружающей действительностью, чувство лицемерия и безвольности высшего света, а также внутренняя замкнутость, глубокий пессимизм и разочарование делают Печорина глубоко несчастным. Герой, в поисках душевной свободы, попадает на Кавказ, но и там,  ставя перед собой коренные философские вопросы, скрупулезно исследуя свою личность, не находит счастья и душевной гармонии.  Герой разочарован в современном мире и в своем поколении: «Мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Состояние апатии, хандры делают Печорина одиноким.

     Неизбежная скука порождает  неверие в любовь и дружбу. Эти чувства, возможно, и появлялись в определенный момент его жизни,  не приносили счастья. Часто Печорин манипулировал чувствами других, не думая о том, что причиняет им боль. Так произошло с Бэлой и  с княжной Мери. Эта участь коснулась и Веры, единственной женщины, которая по-настоящему любила и понимала его.

    В чем же причина жизненной неприкаянности  героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, бежит от  ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Григорий Александрович погибает. Тем самым  Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

    Его жизнь - “ровный путь без цели, за которым последует закономерная смерть. Неудовлетворенность жизнью заставляет его искать этой смерти. Это чувство неудовлетворенности своей судьбой было присуще всему поколению”. Печорин говорит о своей судьбе: “Я был готов любить весь мир, - меня никто не любил, я выучился ненавидеть”. Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом, Печорин не признает ни христианских добродетелей, ни нравственных устоев общества.

   Через весь роман лейтмотивом проходит проблема судьбы. Пусть рок, играя с его жизнью, ломает планы героя, но, по убеждению Печорина, человек никогда не должен изменять себе. И смысл жизни этот герой видит в противоборстве фатуму, в борьбе с ним. Отсюда вытекает и отношение Печорина к окружающим людям. Они для него – всего лишь пешки в опасной игре с судьбой. Поэтому герой так равнодушен и холоден к чужим страданиям и слезам.
  В Печорине отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века – развитие общественного и личностного самосознания. Впервые в русской литературе, герой сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.

И если философия – это искусство, то творчество Лермонтова – философия, размышления, опыт, которым он поделился  с читателями.




Предварительный просмотр:

Какую роль в жизни героев романа М. Шолохова «Тихий Дон» играет семья?

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке. Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям.   Род, семья — святые понятия для казаков.

Автор  не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости. Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти. Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд. Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени.

В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

«Мелеховский двор на самом краю хутора»,- так начинается роман-эпопея. Через  этот двор  проходит линия обороны, его занимают то красные, то-белые, но отчий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борьбы.

Семья Мелеховых показана в романе-эпопее как хранитель всей целостности материальной и духовной культуры донского казачества. Вместе с тем, Шолохов отразил и подвижность традиции, внутреннюю динамику национальной жизни и национального характера. Эволюция России к капитализму, пресловутое «наступление цивилизации» сказалось и на жизни донских казаков. В «Тихом Доне» нашли отражение такие процессы, " как истощение религиозных традиций в среде молодого поколения казаков (когда обрядность соблюдается, но реального страха божьего уже нет), умаление роли старшего в доме, падение уровня правосознания). Писатель очень точно запечатлел в первой книге романа-эпопеи, как семейное, родовое начало постепенно вступает в конфликт со стремящимся к развитию началом личностным, индивидуальным. И все же, несмотря на определенные черты кризисности, традиционная казачья семья в изображении М.Шолохова предстает не утратившей своей жизнеспособности. Семья Мелеховых достойно выполняет свою главную задачу - воспроизведения традиционного уклада и передачи традиционного мироощущения и самосознания. Атмосфера согласия, царящая в семье Мелеховых, гармонизирует и систему общей жизни, дает героям чувство родства с природой и миром в целом.

Гибель казачьей семьи Шолохов связывает в романе-эпопее прежде всего с натиском «большого» мира: первая мировая война нанесла удар по традиционному православию и морали, гражданская война, братоубийственная по своей сути, усугубила разрушительные процессы и привела к гибели казачества как этнического формирования. В «Тихом Доне» запечатлена хроника гибели: смерть людей, страдания невозделанной земли, разрушение основ семейного бытия, и, как следствие, разрыв той духовной традиции, которой живет народ, как этническая целостность.

Но гениальная прозорливость М.Шолохова проявилась в том, что разрушение семьи и всей системы традиционных отношений в романе-эпопее он связывает не только с действием «внешних» сил, но и с " тенденциями внутреннего течения национальной жизни. Вся история «преступной» любви Григория и Аксиньи, приведшая к его уходу из семьи, сюжетные линии Митьки Коршунова, Лизы Моховой, конфликт Дуняшки со старшими Мелеховыми из-за Мишки Кошевого и многие другие моменты сюжетного развития показывают, что надломился привычный уклад казачьего бытия, и, прежде всего, его патриархальность, безусловный авторитет и власть старшего, а также религиозные и моральные основы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма"

Урок развития речи в 9 классе. Тема: Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма.Цель: а) познакомить с историей эпистолярного жанра...

Элективный курс по литературе "Сочинения разных жанров"

Цель данной программы: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать...

ЕГЭ Литература. Сочинения.

Образцы сочинений....

8. В чём заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана? ЕГЭ Литература. Сочинения.

Комизм – это что-то забавное, смешное. Оно бывает весёлым, безобидным, но бывает и грустным, с далеко идущими последствиями.     Во фрагменте комедии Д. И. Фонвизина «Н...

ПК2/05.11.2021/литература/Сочинение

Написать сочинение на одну из предложенных тем...

ПК1/17.12.2022/литература/сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

написать сочинение на предложенную тему...