Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Земченкова Ольга Вячеславовна

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-ie_lit-ra_6_kl.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

  №№              №

урока

Кол-во

часов

                             

                                   Содержание (тема урока)


             Примечания

1

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.  Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа. Тестирование.

2

3+2



2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Фольклор Тульской области.


3

1

 Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Рассказ учителя. Беседа. Презентация «Загадки».

4

2

Р.р. Урок - «посиделки». Русский фольклор. Подготовка к домашнему сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

Урок развития речи.

5

2



2

Из древнерусской литературы. Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов в летописях.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

6

1




1

Из литературы 18 века.

 И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Аллегория, иносказание и мораль басни. Особенности литературного языка XVIIIв. 

Рассказ учителя. Беседа.

7

32+10+9




1

Из русской литературы 19 века. И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басня «Листы и корни». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» – пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Рассказ учителя. Беседа.

8

1

Басня «Осел и Соловей».  Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям  истинного искусства. Развитие понятия об аллегории, морали.  

Беседа. Обучение чтению.

9

1

Вн.чт. Конкурс инсценированной басни.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Какие человеческие пороки осуждается в русских баснях?»

Урок-представление.


10

1

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.  Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

11

1

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы.

12

1

Р.р. Развитие понятий о эпитете, метафоре, композиции. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро».

Урок развития речи

13

1

 «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Жанр стихотворного послания.


Обучение чтению. Практикум. Презентация «Пушкин в лицее».

14

1

«Зимняя дорога».  Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

15

1

Вн.чт. Урок-викторина по стихотворениям А.С. Пушкина

16

1

Вн.чт. Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский . Стихотворение «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся»; Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи…», А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы..»

17

1

Вн.чт. А. С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

Беседа. Внеклассное чтение.

18

1

А. С. Пушкин. «Дубровский». Изображение  русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Обучение чтению. Беседа.

19

1

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

Беседа. Практикум.

20

1

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Соотношение мечты и действительности в романтическом произведении. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Обучение устному рассказу. Беседа.

21

1

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Урок развития речи.

22

1

Тестирование по творчеству А. С. Пушкина.

Урок контроля.

23

1

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

24

2

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М. Ю. Лермонтова. «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.  

Практикум. Презентация «Сосна» Г. Гейне и «На севере диком М. Лермонтова. Сравнительный анализ».

25

1

Обучение анализу одного стихотворения. Понятия о двусложных и трёхсложных размерах стиха.

26

1

Вн.чт. Мои любимые стихотворения М.Ю. Лермонтова

27

1

Р.Р. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы».  Тема красоты, гармонии человека с миром. Поэтическая интонация. Подготовка к домашнему   анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова (по выбору учащихся)

Беседа. Практикум.

28

1

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Тургенев и Тульский край. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Чтение избранных эпизодов


Рассказ учителя. Беседа.

29

1

«Бежин луг».  Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.  Портреты героев как средство изображения их характеров.

30

1

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».  И. С. Тургенев — мастер портрета и пейзажа.

Практикум.

31

1

Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Неохотно и несмело...».  Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.

Рассказ учителя. Презентация «Литературные места России. Овстуг».

32

1

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.

33

1

Ф. И. Тютчев. «Листья» как символ краткой, но яркой жизни. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. Обучение анализу одного стихотворения. 

Практикум.

34

1

А. А. Фет. Рассказ о поэте. Поэт и Тульский край. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.  Эстетизация конкретной детали. Развитие представлений о пейзажной лирике.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

35

1

А. А. Фет. «Еще майская ночь». «Учись у них — у дуба, у березы...».  Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Звукопись в пейзажной лирике.


Беседа. Практикум.

36

1

Вн.чт. Урок-концерт по любимым стихотворениям Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

37

2

Р.Р. Подготовка и написание сочинения по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. «Какие состояния природы любит изображать Ф.И. Тютчев в своих стихах?», «Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стихотворений А.А. Фета?»

Урок развития речи.

38

1

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда.  Народ – созидатель духовных и материальных ценностей.  Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Рассказ учителя. Презентация «Литературные места России. Карабиха.». Обучение чтению.

39

1

Роль пейзажа в стихотворении. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Значение риторических вопросов в стихотворении.

40

1

Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. Закрепление понятия о стихотворных размерах. Представления о строфе.

Беседа. Практикум.

41

1

Вн.чт. Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова.

Урок внеклассного чтения.

42

1

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева,  А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.


Урок контроля.

43

1

Н. С. Лесков. Слово о писателе. Лесков и Тульский край. «Левша». Понятие о сказе. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.


Рассказ учителя. Беседа.

44

1

Р.р. Особенности языка повести Н. С. Лескова «Левша».  Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Представления об иронии.

Урок развития речи.

45

1

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова „Железная дорога" и сказе Н. С. Лескова „Левша".

46

1

Вн.чт. Н.С. Лесков. «Человек на часах»

47

1

Вн.чт. А. П. Чехов. Слово о писателе. Чехов и Тульский край. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

Урок внеклассного чтения. Презентация «Детские годы и семья А. П. Чехова».

48

1

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Комическая ситуация.

Практикум.

49

1

Вн.чт. А.П.Чехов.  «Смерть чиновника»

50

2

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...».  Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр.Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...». А. К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Урок-концерт (презентация).

51

1

Проект. Составление электронного альбома «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19века, русских художников и романсах русских композиторов»

Составление электронной презентации

52

1

Обобщающий урок по разделу «Произведения русских писателей XIX века»

53

24+4+5



1

Из русской литературы 20 века.

А.И. Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Понятие о рождественском рассказе. Образ главного героя. Тема служения людям.

54

1

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

55

1

Вн. Чт. А.А. Платонов. Любимые рассказы.

56

1

А. С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность  и романтическая мечта в повести.

Презентация «Алые паруса». Знакомство с фильмом».

57

1

Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

58

1

 М. М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Презентация «Литературные места России. Дунино.». 

59

1

Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».  Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Беседа. Практикум.

60

1

Особенности композиции и смысл названия сказки М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

Урок развития речи.

61

1

Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были  М. М. Пришвина «Кладовая солнца».


62

2

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.  К. М.Симонов, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Д. С. Самойлов. «Сороковые» и др. Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувства скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы великих испытаний.

Урок развития речи.

63

1

Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

64

2

Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья»

Урок с ИКТ

65

1

Вн. Чт. А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

Урок внеклассного чтения.

66

1

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Понятие о герое-повествователе.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

67

2

Р.р. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева „Конь с розовой гривой".

Урок развития речи.

68

1

В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей послевоенного времени.

Рассказ учителя. Обучение чтению.

69

1

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.

70

1

Нравственная проблематика рассказа. Душевная щедрость учительницы, её роль  в жизни мальчика.

Беседа.

71

2

Р.р. Подготовка к сочинению. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина».

Урок развития речи.

72

1

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. Отличительные черты характера лирического героя.

Рассказ учителя. Беседа.

73

1

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Рассказ учителя. Беседа.

74

1

Тестирование по творчеству Н. С. Лескова, А. П. Чехова, М. М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

Урок контроля.


75

2

Родная природа в русской поэзии XX века. А. А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С. А. Есенин. Слово о поэте.  «Мелколесье. Степь и дали».    «Пороша». Чувство радости и печали, любви  к родной природе и Родине. 



Рассказ учителя. Обучение чтению.

76

1

А. А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие...». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.

Практикум.

77

2

Писатели улыбаются. В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик». Рассказ «Критики». Особенности шукшинских герое-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Рассказ учителя. Презентация «Литературные места России. Село Сростки».  Беседа.

78

2

Вн.чт. Взаимодействие русской литературы и литературы других народов России. К. Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа. Поэт – вечный должник своего народа. Г. Тукай. Слово о татарском поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю. Книга в жизни человека

Урок внеклассного чтения.

79

11+3


1

Из зарубежной литературы.

Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.

Рассказ учителя. Беседа.

80

1

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

81

1

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

Рассказ учителя. Беседа.

82

1

 Античная литература. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.  Понятие о героическом эпосе.

83

1

Вн.чт. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Дон кихот как «вечный» образ мировой литературы.

Урок внеклассного чтения.

84

1

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка».  Повествование о феодальных нравах.

Рассказ учителя. Беседа.

85

1

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы.  

1

Превосходство естественной жизни над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

86

2

Вн.чт. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

Урок внеклассного чтения.

87

2

Вн.чт. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих ценностей. Понятие о притче.

Урок внеклассного чтения.

88

1

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок контроля.

89

1

Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

Урок развития речи. Презентация.

1

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2011.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю (102 ч в год), 34 рабочих недели. В настоящее время дети перестали активно читать, плохо рассуждают, не умеют выражать свои мысли, поэтому в программу был добавлен дополнительный 1 час в неделю за счет школьного компонента. Кроме того, в программу введены часы регионального компонента: «Тургенев и Тульский край», «Фольклор родного края», «Фет и Тульский край», «Лесков и Тульский край», «Чехов и Тульский край».

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

5

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы 18 века

1

Из русской литературы XIX века.

49

Из русской литературы XX века.

33

Зарубежная литература.

14

Всего часов

105(3 ч резерв)

Образовательные технологии.

Следует широко применять иллюстрации, портреты писателей и фотографии различных эпох, экранные и звуковые средства обучения. Кроме того,  учебные диафильмы  и презентации, аудиокниги.

Различные средства обучения расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, формированию читательской культуры, облегчают реализацию внутрипредметных и межпредметных связей и т. д.

Одно из перспективных экранных пособий — презентация с экранным проектором — позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить плотность урока, увеличить объем дидактического материала для объяснения нового и закрепления изученного ранее. Использование репродукций картин известных русских художников на уроках способствует расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания учащихся.

Следует совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.

Программное и учебно-методическое оснащение

 учебного плана

Класс

Кол-во часов в неделю согласно учебному плану

Реквизиты программы

УМК обучающегося

УМК учителя

Феде

раль

ный компонент

Регио

наль

ный компонент

Школь

ный компо

нент

6

2

-

1

Рабочая программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной. – М., Просвещение, 2013

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 6 кл. Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2013

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 6 кл. Учеб. в 2 ч.-М.: Просвещение, 2012;

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл.-М.: Просвещение, 2012;

Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 2013.

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути писателей;

- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 5 класса в ОС "Школа 2100"

Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики по учебникам ОС "Школа 2100" для 5 класса...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 6 класса в ОС "Школа 2100"

Данный материал содержит расчасовку уроков русского языка, литературы и риторики в 6 классе по учебникам ОС "Школа 2100"....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 7 класса в ОС "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка, литературы и риторики для 7 класса по УМК "Школа 2100" (авторы учебника - Бунеев Р.Н. и Бунеева Е.В.)...

Календарно-тематическое планирование тувинского языка и литературы 5 класса

Календарно-тематическое планирование.  Тувинский язык. 5 класс.  Автор и название программы: А.К.Ойдан-оол, Ш.Ч.Сат, Н.Д.Сувандии «Государственный стандарт, учебные программы по тувинскому я...

Календарно-тематическое планирование с УУД по литературе за 6 класс, к УМК В.Я.Коровиной

КалКалендарно-тематическое планирование структурировано с учетом УМК по литературе для 5 класса общеобразовательной школы под редакцией  В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина на изучен...

Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 9 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной

КТП по литературе для 9 класса составлено из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год....