Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povest_sobache_serdce-eto.doc47.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_bulgakov.ppt100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Подготовил: Новлева Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

ТЕМА УРОКА: Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение.

ЦЕЛЬ УРОКА:    

  1. познакомить ребят с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», помочь им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова;
  2. в процессе работы над текстом развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста, продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное, излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания, готовить доклад;
  3. воспитывать в учащихся грамотных читателей.

Оборудование:

1.иллюстрации, рисунки, афиши, учащихся к произведению Булгакова;

2.видеофильм В.Бортко «Собачье сердце»;

3.презентация урока.

Ход урока.

I. Доклад ученика о судьбе Булгакова-художника и истории создания повести.

II. Слово учителя (уч-ся записывают в тетради главные мысли).

Творчество Булгакова многообразно, а сатира неповторима и многопланова. Сочинять Булгаков начал в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, фантасмагоричности в то же время к пристальному анализу сформировали его неповторимый стиль, в его произведениях тесно переплетаются реальность и фантазия, ведь он считал, что жизнь иногда настолько невероятна, алогична, что может казаться сверхъестественной. Он так же считал, что, создав художественный  образ, автор сообщает ему прочность, несокрушимость реальности – «рукописи не горят» (М и М).

Обратимся к эпиграфу нашего урока:

Я писатель, я мыслю…  И протестую.

М.Булгаков.

III. Беседа:

1. О чём это Булгаков?

2. Как он может выразить свой протест? (Прибегая к сатире).

3. Что такое сатира? Фантастика?

4. Какую задачу выполняет сатира? (Констатирует факт).

5. … сатирическая фантастика?  (Предупреждает общество о грядущей опасности).

Учитель: 

Дальше нам следует разобраться в том, о чём же и в какой                                                      форме предупреждает нас писатель в своём произведении.

6. Каким образом донёс до нас свои взгляды Булгаков? (Аллегория.)

 Учитель:

На многие мысли наталкивает  уже первый эпизод повести.

(Просмотр видео начало фильма реж.В.Бортко).

7. Как изображена Москва?

IV. Работа над художественными деталями.

«Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню».

«Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало её вертеть, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала»

Учитель:

Москва предстаёт грязной, неуютной. В этом городе царят злоба, жестокость, ненависть, хаос.

8. А есть ли в Москве место, где можно отдохнуть душой и телом? (дом П.Преображенского)

9. О чём говорит фамилия Преображенский? (Говорящая фамилия -  преображает).

10. Определите время действия. (Преображение – с 23 декабря по 6 января – от Сочельника до Рождества).

11. Как дан портрет Преображенского? (Частями).

12. Зачитайте интерьер  кабинета.

(В кабинете всё блестит и сияет, белый цвет, любит порядок и чистоту,  не терпит нарушения привычного уклада жизни.)

13. Как он характеризуется другим персонажем?

(Шариком: «Этот ест обильно и не ворует. Этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится потому, что вечно сыт. …Умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми  и пушистыми  лихими, как у французских рыцарей…»)

14. Почему Преображенский произносит фразу: «Пропал дом!»

(Мир Преображенского находится под угрозой).

15. Проследите за речью героев в диалоге.

 « - Мы управление дома, - с ненавистью заговорил Швондер, - пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома.

    - Кто на ком стоял? – крикнул профессор Преображенский, - потрудитесь излагать Ваши мысли яснее».

(Возмущает скверный русский язык)

 Учитель:

Именно в такой дом попадает Шарик. 7 июня 1918 г. Бунин запишет в дневник «Окаянные дни» несколько библейских фраз: «Честь снизится и низость возрастёт… И лицо поколенья будет собачье…»

У Бунина «собачье» здесь выступает как  враждебное человеку. А у Булгакова?

(Добрый юмор, внутренний монолог)

16. Почему Шарика так изумила кличка, которую дала ему «барышня»?

(Шарик должен быть толстым, упитанным)? Шарик может иронизировать. «Возможно ли омоложение? (лозунг)

 - Натурально, возможно… Запах омолодил меня…»

«Пес сидел в тени скатерти с видом часового у порохового склада»

После обеда: «Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать – первоклассный деляга». Или «ошейник всё равно, что картофель».

17. О ком это?  

«Ласковы, хотя и хитрый...»

18. Согласны ли вы с этим определением? (Физически знает, как с кем себя вести)

19. Изменился ли Шарик за неделю?

Ф.Ф-бы – ему почтение; Дарья П. -  символ тепла и уюта, сытости; друг Б. – просто «тяпнутый», не играет роли в жизни пса; Зина – прислуга – Зинка.

  - Желание отомстить швейцару: «…Тяпнуть за пролетарскую ногу…»;

  - нашёл у себя достоинства: «…Красавец, собачий принц – инкогнито…»;

  - изменил отношение к ошейнику: «…Бешенная зависть в глазах встречных псов…».

20. С какой целью его подобрал профессор Преображенский? С какой целью проводит эксперимент? (Для эксперимента выбран обычный пёс. А это значит, что он не идеален  - лицемерен, способен приспособляться, мстителен).

Чем же закончится эксперимент?

Какой вывод сделаем?

Какая глава является итогом первой жизни Шарика? ( IV гл).

Читатель заинтересован. Поддержать интерес помогает композиция повести.

V. Композиция повести.

«Исследователь» выст. 1 ученик.

Пролог I главы – Обстановка вселенского хаоса.

I часть II–IVгл.–Знакомство с обитателями дома. Кульминация и развязкаIч.э..

Пролог II ч. V гл. -  Дневник д-ра Борменталь.

II ч. VI – IX гл. – Рассказ об «эволюции» нового человека – новая операция.

Эпилог – всё возвращается на круги своя.

Учитель:  

А сейчас у нас на уроке необычный гость. Познакомьтесь ним и подумайте, с чем связано появление этого человека? (инсценирование монолога Райкина «Сам из тамбура вышел»).

                  Мы начинаем говорить о II ч. повести, об эволюции человекоподобного существа.

1. К какому приёму прибегает автор, чтобы рассказать о том, как проходят изменения и почему?

(Борменталь молод, полон оптимизма, он надеется на потрясающий успех. А читатель заинтересован и строит догадки).

2. Какие этапы становления проходит Шариков? Вспомним ещё раз фразу проф. Преображенского «Пропал дом». Почему?

(Новоявленное  существо обругало своего создателя по матери;

к Рождеству лексикон пополнился всеми бранными словами;

первая осмысленная речь: «Отлезь, гнида!»;

курение;

балалайка в любое время суток;

неприятность и безвкусица;

выбор имени;

Ф.Ф. – «папаша», пьянство, воровство, донос, покушение.)

 - Выразительное чтение диалога VI гл. (1 ученик).

3. Кто же виноват в последствиях операции?

 - В чём видят Ф.Ф. и друг Борменталь причину последствий?

(Исключительный прохвост).

 - Но кто он – Клим, Клим Чугункин – вот что-с: две судимости, алкоголизм, «всё» поделить, «шапка и 2 червонца пропали (тут Ф.Ф. вспомнил юбилейную  палку и побагровел) – хам и свинья. Одним словом – гипофиз – скрытая камера, определяющая человеческое, данное лицо. Данное!

4. Согласен ли с ним автор? Какова его точка зрения?

(Нельзя вообще проводить никаких революционных опытов. Ф.Ф. и Б-ль пытаются хирургическим путём, минуя все этапы революции, превратить низшее существо в венец творения – в человека (Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу)

Учитель: Замысел сам по себе грандиозен. Но человек – не бог, он ищет по наитию, а благими намерениями выстлана дорога в ад»)

5. Что понял пр. Преображенский в конце?

(«Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей (Слова Воланда Берлиоза на доске))

VI Вывод:

Учитель:

Только постепенное приобщение к культуре, самосовершенствование человечества, по мысли Булгакова, - залог прогресса общества  человека.

6. Каков же итог повести?

(Чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в собаку).

Учитель:

Но в реальной жизни это невозможно, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени.

                -  Продолжите предложение: «Шариковщина – это символ…» (хамства, невежественности, стремление к власти любым путём…)

                -   Приведите примеры шариковщины в наши дни.

                -   Каков же итог наших размышлений над предупреждением писателя?

                      (Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности Учёного за право на эксперимент).

        Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

Домашнее задание: Письменно ответить на вопрос: «Насколько актуальна повесть в наши дни?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 10 классе. Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение Новлева Н.Г., учитель русского языка и литературы I категории

Слайд 2

Я писатель, я мыслю… И протестую. М.Булгаков.

Слайд 3

Сатира- вид пафоса, основанный на комическом, резко отрицательное отношение автора к изображённому, выражающееся в злой насмешке.

Слайд 4

Гротеск- соединение фантастического с реальным, обыкновенным и даже приземленно-бытовым.

Слайд 5

Аллегория- вид иносказания; отвлечённая идея или понятие, воплощённые в конкретном образе.

Слайд 6

Фантастика- тип художественной условности; изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни.

Слайд 7

«Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню». «Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало её вертеть, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала»

Слайд 8

Композиция повести. Пролог I главы – Обстановка вселенского хаоса. I часть II – IV гл .–Знакомство с обитателями дома. Кульминация и развязка I ч.э.. Пролог II ч. V гл . - Дневник д-ра Борменталь. II ч. VI – IX гл . – Рассказ об«эволюции» нового человека – новая операция. Эпилог – всё возвращается на круги своя.

Слайд 9

«Шариковщина – это символ…»

Слайд 10

Насколько актуальна повесть в наши дни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по повести М. Булгакова "Собачье сердце". "Эпоха и её герой в изображении Булгакова.

Урк-беседа, работа с текстом, использование информационных цифровых технологий....

Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....

Контрольная работа по литературе в 8 классе по произведению М.Булгакова "Собачье сердце"

Содержит тестовые задания по произведению М.Булгакова "Собачье сердце"...

Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»...

Урок литературы по повести М.Булгакова "Собачье сердце" 9 класс

Первый урок-знакомство с автором и произведением...

Материалы к урокам литературы в 9 классе по произедению "Собачье сердце" М. Булгакова

Этот материал можно использовать при изучении повести Михаила Афанасьевича Булгакова "Собачье сердце" в 9 классе....

Сценарий бинарного открытого урока (история/литература) по теме "Культура советского общества 1920-30 гг.: Эпоха в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце""

В материале используется конспект беседы с обучающимися, тексты повести М.А. Булгакова "Собачье сердце", разбираются ключевые термины по теме, представленыиллюстрации плакатов эпохи, рассмат...