Мастер-класс "Свет в нашей жизни" ( по Ф.М.Достоевскому "Мальчик у Христа на елке")
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме

 

Урок- мастерская – построение знаний   c использованием приемов из технологии развития критического мышления  через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svet_v_nashey_zhizni.docx22.25 КБ
Файл svet_v_nashey_zhizni.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Свет в нашей жизни.

  1. Индуктор.

-Перед вами на столе свечи  спички. Что вам хочется сделать с этими предметами?

-Какие у вас ассоциации возникают с этой свечкой, со светом?

-Когда мы чаще всего зажигаем свечи?

( на Рождество, когда погас свет, в память..)

-Почему мы можем долго с удовольствием смотреть на горящую свечу, а на лампочку нам смотреть неинтересно?

(живое пламя и искусственный свет)

  1. Синквейн.

-Из перечисленных слов ключевым является слово »свет»

-Перед вами пустой лист. Ваши ассоциации для меня ценны. Давайте заполнять лист вашими ассоциациями, связанными со словом СВЕТ. Этот прием называется СИНКВЕЙН.

- Запишите 3 сущ., связанных со светом.

-3 слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

-3 глагола

-смысл понятия в одной фразе.

-смысл понятия в одном слове.

(Доброта, Рождество, счастье

Светлый, яркий, манящий.

Светить, озарять, помогать

Всегда гореть.

Жизнь)

3.Аналитическая беседа и работа с текстом. Прием «6шляп».

Жизнь людей на Земле, и взрослых и детей, на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали не только во время войны, но и в мирное время. Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким , дорогим людям..Эти испытания могут быть такими тяжелыми. Что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки.  Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент воспринимается как чудо, спасительный свет.

-Ф.М.Достоевский –«взрослый»писатель. Его произведения называют серьезными, философскими. Дети являются действующими лицами многих его произведений. «Детская» тема чрезвычайно волновала писателя. Он не мог равнодушно пройти мимо бед и горестей ребенка, а детских страданий он видел немало.»Мальчик у Христа на елке» -рождественский рассказ. И сегодня мы с ним познакомимся.

-Сейчас я вам раздам текст без концовки. Прочитайте его. На знакомство с текстом и его осмысление дается вам 5 минут. За это время вы должны подготовить выступление, ответив на вопросы.

-Но сначала прошу взять один из этих листов и высказать свою позицию в соответствии с установкой., в зависимости от цвета. Этот прием называется ПРИЕМ 6 ШЛЯП из технологии критического мышления.

цвет

Шляпа (шар)

белый

Нейтральный и объективный. Изложение фактов, информации.

черный

Критический, негативный. Обращает внимание на то, что плохо. Обосновывает негативные объекты.

желтый

Солнечный, положительный. Подразумевает оптимизм. Обращает  внимание на то, что есть положительного, хорошего.

синий

Аналитический, поисковый. Предполагает сделать размышления, прогноз.

зеленый

Изобретательский, новые идеи. Ориентирует на творческое мышление, поиск изобретательских возможностей.

красный

Эмоциональный.Читательская реакция. Эмоциональное восприятие текста.

 

Читаю текст.   Пока участники готовятся, дать КОММЕНТАРИЙ.

Задания для групп.

Белый цвет.

-Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.

Красный цвет.

-Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского?-Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?

Черный цвет.

-Найти в тексте негативное?

-Почему автор видит город в темном цвете?(брошен ребенок)

Синий цвет.

-Для чего автор вводит в текст противопоставление образов куколок и живых людей?

-В какой момент в тексте эти образы встречаются?

-Как ведут себя живые люди по отношению к мальчику, миру?(показать в тексте искусственный мир и бездушие людей)

-Что в тексте можно отнести к настоящему, а что к искусственному?

Желтый цвет.

-Найдите светлые места в тексте? С чем они связаны?

(празднуют Рождество, нарядные улицы, освещение с помощью ламп, искусственные лампочки)

Зеленый цвет.

-Домыслите финал.

-А теперь прочитаем финал у Достоевского.  

  (  читаю я , с музыкой)

-Этот прием называется Прием «разрыва» (с целью по-новому взглянуть на уже известное)

-Удивил ли вас финал? Почему? Что нового вы узнали о свете у Достоевского? Сравните его в городе и у Христа?

(искусственный - в окнах его мало - светит, но не греет. И настоящий – его много у Христа -  согрел мальчика)

-Почему дети согреваются на елке?

( благодаря свету в душе, от заботы, внимания, любви  Христа к ним)

-Что по-вашему, означают слова «свет»  и «тьма»?

4. Рефлексия. 

Даймонд - прием критического мышления.

-Исходя из того, о чем мы сегодня говорили, читали, на основе новых впечатлений запишите  на чистом листе  сверху ,

3 сущ, , связанных со светом.

3 прилаг, связанных со светом.

3 глагола.

Смысл этого слова в одной фразе.

И снизу вверх записать ассоциации, связанные со словом ТЬМА : Эти два противоположных по значению слова должны сойтись в одной фразе.Это прием называется ДАЙМОНД.

1 фразу, связанную с тьмою.

3 глагола

3 прилаг.

3сущ, связанных с тьмою

  -А вот мой вариант .

Как вы поняли фразу «Светло должно быть даже в темноте»?

-Автор сам задается вопросом «Зачем же я сочинил такую историю»?  Зачем?  Над чем заставил задуматься? Много ли в нашей жизни настоящего света?

  -Спасибо вам за работу, коллеги.

-Пусть у вас в душе  всегда будет светло, всегда горит огонь любви, надежды. Как горит этот огонь свечи. 

-после нашей совместной работы, скажите, пожалуйста,  Какой вам прием понравился и вы его будете использовать на своих уроках?

(финал рассказа и трагичен, и светел одновременно. С одной стороны, трудно представить более страшную картину рождественского утра, чем та, что воссоздана в рассказе « дворники нашли маленький трупик.» И самое страшное здесьто, что картина эта не удивила людей. А  светлое  «пятнышко» - упоминание автора о том, что мама и сыночек «оба свиделись у Господа Бога в небе». )

Методический комментарий.

Урок- мастерская – построение знаний   c использованием приемов из технологии развития критического мышления  через чтение и письмо.

Этапы урока:

  1. Индуктор  ( заинтересовать, мотивировать учащихся на действие).
  2. Прием синквейна – развивает творческие способности учащихся, закрепляет новые знания на уровне ассоциаций, позволяет диагностировать уровень освоения знаний , здесь он дается на осмысление понятия «свет».
  3. Аналитическая беседа и работа с текстом. Прием «6 шляп» . Для обогащения собственного опыта.

Работа с разноцветными позициями в технологии критического мышления. Она позволяет активизировать деятельность учащихся на творческом уровне и включить в деятельность максимальное количество учащихся, реализовать принцип сотрудничества и толерантности (  т.к можно услышать разные точки зрения).

Прием «разрыва» - с целью по- новому взглянуть на уже известное.

  1. Рефлексия.

Даймонд- прием критического мышления. С целью обобщить материал, выйти на философскую категорию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер -класс Свет в нашей жизни Коновалова Елена Викторовна, учитель МОУ»СОШ№ 32», г. Магнитогорска.

Слайд 2

доброта, Рождество, счастье, с ветлый, яркий, манящий, с ветить, озарять, помогать, всегда гореть, жизнь

Слайд 3

Белый цвет - Какие события описаны в рассказе? Кратко перескажите.

Слайд 4

Красный цвет -Какие чувства и эмоции вызвал у вас рассказ Достоевского? -Что вам понравилось или не понравилось в этом рассказе?

Слайд 5

Черный цвет -Найти в тексте негативное? -Почему автор видит город в темном цвете?

Слайд 6

Синий цвет - Для чего автор вводит в текст противопоставление образов куколок и живых людей? -Как ведут себя живые люди по отношению к мальчику? - Что в тексте можно отнести к настоящему, а что к искусственному?

Слайд 7

Желтый цвет - Найдите светлые места в тексте? -С чем они связаны?

Слайд 8

Зеленый цвет - Домыслите финал.

Слайд 9

Свет Веселый, яркий Спасает, радует, манит Светло должно быть даже в темноте Пугает, отвергает ,ужасает Неприятная, ночная Тьма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Проблема милосердия в святочном рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Данный урок построен на том, чтобы побудить  одиннадцатилетних ребятишек, рассуждать о судьбе мальчика, погибшего от холода и голода в большом многолюдном городе в рождественскую ночь. Зато, наве...

Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

Урок внеклассного чтения для учащихся 5 - 6 классов. Урок по рассказу Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" составлен с использованием технологии развития критического мышления. В папке предста...

Конспект урока "Мальчик у Христа на елке"

Цели 1.   познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказа;2.   формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полу...

Тема детства в рассказе Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и пьесе В. Леванова «Выглядки». Методическая разработка

На основе достоверных событий художественный замысел писателей разных эпох поднимается до обобщения и типизации. Факты действительности, изображаемые Ф.М. Достоевским и  В. Левановым, становятся ...

Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...