СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Полянских Нина Николаевна

Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэ­зию как явление искусства, наметить пер­спективы последующего освоения лирики поэта в старших классах.

     Ведущий прием — беседа-анализ; прие­мы — слово учителя, комплексное коммен­тированное чтение, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом, устное словесное рисование.

     Оформление урока: плакат-эпиграф, фотографии Маяковского 1919—1924 годов, репродукция картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА», афиша выступлений Маяковского, воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского-художни­ка для «Окон РОСТА», фотографии: памят­ник Маяковскому в г. Пушкине Московской области, старая липовая аллея, вид на Аку­лову гору; рисунки учащихся к стихотворе­нию «Необычайное приключение...».

     Выставка книг: издания стихотворения «Необычайное приключение...» разных лет, статья Маяковского «Как делать стихи?», по­этические сборники поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihotvorenie_mayakovskogo_v_7_klasse.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

     СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ»  в 7 классе.

      Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэзию как явление искусства, наметить перспективы последующего освоения лирики поэта в старших классах.

     Ведущий прием — беседа-анализ; приемы — слово учителя, комплексное комментированное чтение, выразительное чтение, работа с изобразительным материалом, устное словесное рисование.

     Оформление урока: плакат-эпиграф, фотографии Маяковского 1919—1924 годов, репродукция картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА», афиша выступлений Маяковского, воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского-художника для «Окон РОСТА», фотографии: памятник Маяковскому в г. Пушкине Московской области, старая липовая аллея, вид на Акулову гору; рисунки учащихся к стихотворению «Необычайное приключение...».

     Выставка книг: издания стихотворения «Необычайное приключение...» разных лет, статья Маяковского «Как делать стихи?», поэтические сборники поэта.

     Задача вступительного слова подготовить ребят к восприятию, чтению, анализу стихотворения, выявить самые первые впечатления учащихся от встречи с поэтом и его произведением. Дома семиклассники читали статью о Маяковском в учебнике', стихотворение, готовили небольшие устные высказывания по статье поэта «Как делать стихи?». Читаем слова-эпиграф, записанные на плакате:

                                                              Поэзия -

                                                                            вся! —

                                                                                   езда в незнаемое.

     Удивительные слова! Необычные! Непривычные! «Незнаемое»... Приведите синонимы к этому слову. (Незнакомое, неизвестное, неизведанное...)

     - В одной строке — восхитительная метафора! Маяковский сравнивает поэзию с увлекательным, интересным путешествием по просторам таинственной страны, имя которой — поэзия. И только тот путешественник насладится красотами этой страны, чье сердце окажется чутким, добрым, восприимчивым к поэтическому слову. Как вы думаете, зачем нам, людям, нужна поэзия? (Чтобы прикоснуться к необычному, познать прекрасное...)

     —        Действительно, стихи делают нашу жизнь духовно богаче, зачаровывают нас созвучием рифм, чудной мелодией слов. А бывает и так, что ты сам начинаешь сочинять, творить, как писал А.С.Пушкин:

                            И пробуждается поэзия во мне:

                            Душа стесняется лирическим волненьем,

                            Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

                            Излиться наконец свободным проявленьем...

                            И мысли в голове волнуются в отваге,

                            И рифмы легкие навстречу им бегут,

                            И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

                            Минута — и стихи свободно потекут.

                                                                         «Осень»

     - «Стихи свободно потекут» — точнее не скажешь! Побегут, как шумные весенние ручьи, польются, как полноводные русские реки. Подумайте, трудно ли творить? Писать стихи? (Даже если у тебя есть талант рисовать, сочинять музыку, писать стихи, наверное, все же трудно, ведь надо много знать, неустанно трудиться...)

     —        Да, верно, стихи писать нелегко, если ты стремишься излить в них свою душу, готов, как пушкинский пророк, «глаголом жечь сердца людей», если твой стих будет звучать, «как колокол на башне вечевой, / Во дни торжеств и бед народных» (М.Ю.Лермонтов. «Поэт»), А вспомните Некрасова: в иссеченной на Сенной крестьянке поэт узрел сестру своей Музы... Что же нужно поэту, чтобы струны его лиры волновали нас, читателей? Александр Блок призывал поэта к зоркости, душевной раскрепощенности, искренности:

                                 Но ты, художник, твердо веруй

                                 В начала и концы. Ты знай,

                                 Где стерегут нас ад и рай.

                                 Тебе дано бесстрастной мерой

                                 Измерить все, что видишь ты.

                                 Твой взгляд — да будет тверд и ясен.

                                 Сотри случайные черты —

                                 И ты увидишь: мир прекрасен.

                                                                          «Возмездие»

     - Где взять слова, чтобы облечь их в поэтическую форму стиха, чтобы «Из пламя и света / Рожденное слово» (М.Ю.Лермонтов. «Есть речи — значенье...») волновало и восхищало? Анна Андреевна Ахматова процесс нелегкого поэтического труда выразила в простых и точных образах:

                                  Когда б вы знали, из какою сора

                                  Растут стихи, не ведая стыда.

                                  Как легкий одуванчик у забора.

                                  Как лопухи и лебеда.

                                  Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

                                  Таинственная плесень на стене...

                                  И стих уже звучит, задорен, нежен,

                                  На радость вам и мне...

                                                                        «Творчество»

     - Да, объект поэзии — весь окружающий мир. Но из словесного «сора» поэт выбирает самые точные, убедительные, необычные слова.

     По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.

     Поэзия... Чье сердце открыто для любви к людям, родному краю, красоте, тому откроются заветные «стихов шкатулки» (В.Маяковский. «Нате!»). Для такого поэтического сердца будут губительны обыденность, скука, заурядность… А как писал стихи Владимир Маяковский, этот ни на кого не похожий поэт? (Учащиеся приводят небольшие выдержки из статьи Маяковского «Как делать стихи?»2.

     - Маяковский говорил: «Надо работать до предела, до кульминации, надо работать над стихотворением до тех пор, пока не почувствуешь, что больше ничего не сможешь сделать».

О своей работе над стихами Маяковский рассказывал так: «Я хожу, размахиваю руками и мыча еще почти без слов, то укорачиваю шаг, чтобы не мешать мычанию, то помычиваю быстрее, в такт шагам. Так обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».

     - А когда поэт приступал к отбору и обработке словесного материала, чувствовал «ответственность» за эти слова: «Некоторые слова просто отскакивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не почувствуешь, что слово стало на место».

     - И наконец, заключительную стадию работы над стихом Маяковский описал так: «Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется — не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб несадящаяся коронка, и, наконец, после-сотни примерок ее нажали, и она села».)

     - Действительно, поэт был бесконечно требователен к себе, ощущая себя «должником» у читателя, страны, вселенной:

                               Поэт

                                       всегда

                                                должник вселенной. «Разговор с фининспектором о поэзии»

     - Вот так обыденно, как о тяжелой физической работе, поэт говорит о своем поэтическом труде. Он сравнивает поэзию с добычей редкого металла:

                                   Поэзия —

                                  та же добыча радия, в грамм добыча,

                                  в годы труды. Изводишь

                                 единого слова ради тысячи тонн

                                словесной руды. Но как

                                испепеляюще

                                                    слов этих жжете рядом

                                с тлением

                                                  слова-сырца. Эти слова

                               приводят в движенье тысячи лет

                               миллионов сердца. «Разговор с фининспектором о поэзии»

     —        Что необычным вам показалось в этих строках?

     - (Необычные метафоры: «словесная руда», «слово-сырец». Своеобразная рифма, чеканный ритм. В стихах есть что-то пушкинское: вновь рожденное, выстраданное в упорном труде слово способно жечь «миллионов сердца». Используя яркие антонимические пары слов, поэт рисует нам контрастный образ «добычи» нового слова: едва тлеющее «слово-сырец» и «испепеляющее» «жженье» итогового слова...)

     - Вы привели много тонких наблюдений над стихотворными строками поэта. Постараемся поближе познакомиться с миром поэтических образов Маяковского.

     - Тревожный октябрь 1919 года. В Москве и Петрограде объявлена мобилизация на Южный фронт. Продолжается гражданская война. В Российское телеграфное агентство (РОСТА) приходит работать поэт Маяковский. Ему шел 26-й год. Создается оригинальный жанр плакатного искусства — «Окна РОСТА». Поэт рисует плакаты, которые заиграли свежими красками и причудливыми образами. Каждый из своих плакатов Маяковский  подписывает меткими стихами. Газет и журналов было мало, поэтому плакаты «Окон РОСТА» заменяли их. Два с половиной года, изо дня в день, в холод и жару работал поэт с друзьями над плакатами. Часто недосыпал. Чтобы не проспать, клали под голову полено вместо подушки. Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью; плакаты художников «Окон...» выставляли в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в другие города.

     - Рассмотрите репродукцию картины А.Дейнеки «Владимир Маяковский в РОСТА». Что удивляет в этой картине?

     - (Грандиозная фигура поэта, его сосредоточенное лицо. Холодно. Маленькая жестяная печка дает, видно, не много тепла: поэт в пальто, шапке, левая рука в перчатке, правая обнажена, держит острую кисть. Поэт рисует...

     На полу у печки сохнет готовый плакат, а на огромном подрамнике рождается новый...

     На плакате, что рисует поэт, рабочий с молотом, красноармеец с винтовкой, мощный красный кулак перед физиономией сытого буржуя...)

     - Да, на редкость удачно художнику Дейнеке удалось запечатлеть один из эпизодов неустанного труда Маяковского, художника-карикатуриста и поэта. (Демонстрирую воспроизведенные учащимися фрагменты плакатов Маяковского.)

     - Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нем свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

     Выявляя первичное восприятие стихотворения, спрашиваю: понравилось ли стихотворение? Чем? Что показалось необычным в произведении? Каким вы увидели в нем поэта? Какой работой занят Маяковский?

     Стихотворение понравилось ребятам. Эпитет «фантастическое» — наиболее часто встречающийся в оценке детьми достоинств произведения. И вместе с тем семиклассники не сомневались в подлинности истории с солнцем, произошедшей с поэтом, осознавая условность искусства. Первые впечатления о стихотворении юные читатели сравнивали с картиной Дейнеки, где изображен рисующий плакаты Маяковский, с той лишь разницей, что стихи поэта «летние», а картина художника «зимняя». Детей увлек ритм стиха, множество «необычных» и самых простых и даже просторечных слов. Поясняем название произведения.

     —        Как вы думаете, почему поэт выбирает такое длинное, громоздкое название своему стихотворению? Почему он пишет еще и пояснение к заголовку: Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.? (Вероятно, потому, что Маяковский стремился придать своему произведению достоверный характер. Уже в заголовке поэт пытается рассеять сомнения читателей в вымышленном характере истории. Все произошедшее с ним — истинная правда.)

     —        Возможно, вы правы. Многочисленные детали описания, тон повествования, легкая ирония поэта убеждают нас в правдивости рассказа. Но заголовок и уточнение к нему словно контрастируют друг с другом. В первоначальном варианте первое слово заголовка было употреблено в превосходной степени: «Необычайнейшее приключение...» Это столкновение реальности и фантастики намеренное. По справедливому замечанию литературоведа, стихотворение Маяковского являет нам «бесстрашный реализм в изображении настоящего и романтическую устремленность в будущее»3.

     Для более детальной работы над текстом стихотворения выделяем в нем композиционные части. 1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта». 2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"». 3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом». 4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта».

     1. «Обыденная работа поэта».

     - Напомните, какие тропы принято называть в литературоведении гиперболой и метафорой. (Преувеличение, скрытое сравнение.)

     - Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал»? (Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.)

     - Чем обосновано употребление оборота «жара плыла»? (Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.)

     - С каким чувством поэт произносит фразу «На даче было это»? (Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка.)

     —        Да, поэтическая гипербола в экспозиции стихотворения задает тон всему повествованию: разгар лета, дача на Акуловой горе, жарко.

     - В начале лета 1920 года Маяковский впервые поселился в Пушкино, где снимал дачу на Акуловой горе перед большим заливным лугом. Всмотритесь внимательно в описание местности, где будет разворачиваться поэтическое действо. Как вы себе ее представляете? (Внизу горы, где расположена дача поэта, — деревня. Судя по всему, небогатая: низкие дома, кривые кровли. Поэт озирает округу свысока — вот почему так хорошо ему видна эта «кривизна» крыш.)

     - Какая интонация, какой ритм нам понадобятся, чтобы при чтении передать картину этого поселка? (Интонация размеренная, неторопливая, хотя и внутренне напряженная. Ритм также не должен быть резким.)

     - Но вот поэт приоткрывает нам небольшую тайну, известную только ему. Куда каждый вечер уходит солнце? Маяковский отвечает на этот вопрос по-своему, как истинный поэт. Почему он употребляет слово «наверно»? (Поэт не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за деревнею». В этом сквозит какое-то наивное, даже детское представление о мире: солнце не уходит далеко, оно «ночует» на краю деревни, чтобы наутро «снова мир залить» своими лучами...)

     - Очень хорошо. Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? (Нет, все то же, что и вчера.)

Чем недоволен поэт, почему он зол? (Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен!)

     —        Какой экспрессивный оттенок придает образу эпитет «ало»? (Краткая форма прилагательного алый — ярко-красный здесь создает объемный по своему звучанию образ: солнце представляется огромным, безмятежным, безраздельно царящим на земных просторах.)

     2. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"».

     - Не кажется ли вам, что начало второй части напоминает повествование? Что предвещает такое начало? («И так однажды...» — это начало многих занимательных историй, легенд, сказок, случаев из жизни...)

     - Как выражает поэт свою злость? («Разозлясь, что в страхе все поблекло». Можно сказать, что злость породила страх, все меркнет, «бледнеет» перед раздраженным человеком...)

Подумайте, почему поэт употребляет резкие и несколько грубоватые слова, обращаясь к солнцу: «Слазь!», «довольно шляться», «дармоед»? (Поэт, удрученный жарой, изнурительным трудом художника-агитатора, считает несправедливым обыденный порядок с «восходом» и «заходом» солнца, ему захотелось пристыдить светило за его «бесполезный» труд в жаркий июль.)

     - Справедливы ли такие слова поэта? (Наверное, нет. Солнце — не «дармоед», не «неженка», оно согревает землю своим теплом, дает жизнь всему живому...)

     - Какой работой занят поэт? Нравится ли она ему? (Рисует плакаты: «сиди, рисуй плакаты»; работа утомительная, монотонная, но долг художника превыше усталости.)

     - Есть такой фразеологизм — сколько лет, сколько зим. Как это выражение интерпретирует поэт? («Не знай ни зим, ни лет» — тяжелый, рутинный труд, ни отдыха, ни выходных. Под пером мастера даже обычные выражения приобретают новые очертания, придавая повествованию глубокую убедительность и яркость.)

     - Сам Маяковский, когда читал свое стихотворение со сцены, старался не кричать, не повышал голоса, чтобы передать экспрессивную силу бранных слов, адресованных солнцу, а произносил слова и фразы спокойно, с едва заметным пренебрежением. Попытайтесь и вы прочитать отрывок стихотворения, передавая интонацией замысел автора.

     - Итак, солнце «не слышит» поэта, ведь он бранится, называя светило «неженкой» и «дармоедом». Кому же приятно услышать такое в свой адрес? Алое светило, не замечая брани поэта, величаво проплывает себе по небу. Но не тут-то было! Наш поэт не привык отступать! Ругаются только злые, неуверенные в себе люди, вздорные и невоспитанные. А может быть... Дерзкая мысль: пригласить светило... в гости?! На чай... С каким чувством прозвучало это приглашение? (Поэт меняет гнев на милость: «Погоди! послушай, златолобо...»)

     - Как вы понимаете неологизм поэта «златолобо»9 (Очень красивое слово! От него веет какой-то сказочной стариной. Вновь краткое прилагательное, насыщенное звуками [о], оно создает эффект величия, царственности и какой-то человечности. Солнце — живое!)

     - Чем оправдана глагольная форма условного наклонения в обращении к солнцу? (Сначала — повелительное наклонение: «Слазь!», «довольно шляться», «Погоди!», «послушай», а потом — «зашло бы». Мне кажется, это поэтический параллелизм, основанный на приеме олицетворения «солнце зашло» (закатилось за горизонт — «на чай зашло бы»). На минутку, ненадолго!)

     - Замечательное наблюдение! Оно поможет вам при чтении отрывка правильно подобрать интонацию: от пренебрежительного раздражения — к примирительному и дружелюбному тону.

Как поэт передает свой испуг? (Восклицательными предложениями: «Что я наделал! Я погиб!» В них чувствуется раскаяние за дерзкое приглашение солнца «на чай».)

     3. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

     - Нарисуйте словами, как вы представляете себе «шествие солнца»? Какой смысл заложен в метафоре «луч-шаги»? (Огромное светило шагает по земле... лучами! Оно приходит к поэту «по доброй воле», не рассердясь на бранные слова. Большое, грузное, «ввалилась солнца масса»; тесновато ему в комнате поэта: изо всех «щелей», «окошек», «дверей» просачиваются его лучи. Оно устало, «дух переведя», говорит «басом»...)

     - Какое событие произошло с солнцем впервые? («Гоню обратно я огни / впервые с сотворенья».)

Верно, «не поэт устремляет завороженный взгляд в космос, а небесное светило запросто, "по-свойски", приходит к поэту в гости»1.

     - Какие детали быта помогают придать образам поэта и солнца характер обыденности? («Чаи гони, / гони, поэт, варенье».)

     - Солнце не смущает непривычная обстановка, к чему излишние церемонии: раз пригласил поэт на чай, что ж. «гони» чай и еще... варенье. Так вкуснее, интереснее! Какой смысл мы вкладываем во фразеологизм «гонять чаи»? (Наверное, чрезмерно увлекаться чаепитием в ущерб работе, важным делам. У Маяковского повелительное наклонение глагола имеет просторечное значение «давай».)

     - Можно считать разговор солнца с поэтом кульминацией стихотворения? Как чувствует себя поэт в этом удивительном соседстве? Гостеприимен ли он? (Поэт сначала растерян, «сконфужен», «сел на уголок скамьи». Но вспомним, кому как не Маяковскому, родившемуся и выросшему на Кавказе, не знать законов гостеприимства?)

     - Убедительный штрих! Но не странным ли кажется жест поэта «на самовар», когда летняя «жара с ума сводила»? (Нет. Хотя пить в жару чай, пусть даже с вареньем, не совсем комфортно, но, может быть, «самовар» здесь как символ гостеприимства, как, впрочем, и «чай» и «варенье»...)

     —        Действительно, мы словно видим этот пузатый, начищенный до блеска, под стать сиянием своих медных боков солнцу, с трубой для углей, «грузный», пыхтящий самовар. Почему же рассеиваются страх и скованность в поэте? (Из солнца струится «ясь» — свет, ясность.)

     — О чем и как ведут беседу поэт и солнце? (Поэт забывает о своей «степенности», их беседа — о простом и привычном: «про то, про это», «что-де заела РОСТА» — о работе. Они говорят о своем, что составляет смысл их существования.)

     - Как поэт ощущает себя в присутствии солнца? (Он уже «на ты» со светилом, «дружбы не тая», «бьет по плечу» солнце, их разговор становится непринужденным и нескучным: «Болтали так до темноты».)

     - Какой смысл вкладывает Маяковский в слова «взорим», «вспоем»? (Это слова из призыва солнца к поэту: будем вместе встречать зарю, воспевать свет, развеем серую скуку буден.)

     - Верно. Поэт и солнце делают одно дело: несут свет и добро людям. Солнце — животворной радостью своих лучей, поэт — светом своей поэзии: Я буду солнце лить свое, а ты - свое стихами.

     4. «Поэтическое кредо поэта».

     - В заключительной части стихотворения мы словно видим... два солнца: меркнет «стена теней», «ночей тюрьма», отступает «серый хлам» бытия под натиском «стихов и света». Усталое солнце заменит поэт. Почему же в финале стихотворения поэт заводит речь о «ночи», «тени»? (Возможно, чтобы ярче высветить силу поэзии, которой не страшна никакая тьма, «снова день трезвонится».)

     - В чем поэт видит главный смысл поэзии и своего существования?

     - Светить всегда, светить везде...

     —        Яркая метафора Маяковского «поэзия — солнце» вырастает в емкий образ- символ: поэзия — свет, день. Но поэзия — это и каждодневный, нелегкий труд ума и души. Помните знаменитые слова Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»? Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но тайна творчества остается, потому что жива настоящая поэзия, подлинное искусство. Родятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый
точный и справедливый.

     - А теперь поразмышляем над важной проблемой стихотворения, к которой мы обращались лишь вскользь. Не кажется ли вам, что незримым «третьим» героем этого удивительного стихотворения выступает... читатель, слушатель, то есть мы с вами? (Да, все стихотворение насыщено призывами, обращениями, лозунгами. Это не случайно. Поэт видел перед собой своего читателя.)

     - Я думаю, своим стихотворением Маяковский словно дает нам завет: читатель, мечтай о возвышенном, обращай свои взоры к небесам. Ведь не зря героем его стихотворения становится солнце...

      - Вообще, в стихах поэта нередки обращения к чему-то высокому и романтичному. Поэт часто больше романтик, чем реалист. Он сказал:

                                           Если б я

                                                                     поэтом не был, я бы

                                                                                                стал бы

                                                                        звездочетом...

                                                «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

     — Прекрасно! Да, Маяковский, щедрый, большой поэт, завещал своему читателю «сад фруктовый» своей «великой души», верил в идеал нового, «солнечного» человека, «естественно и охотно озаряющего весь мир энергией своей души и "солнечной" поэзии, несущей людям свет, радость, веру и надежду на счастье»5. Нам еще предстоит впереди встреча с этим гениальным поэтом, который с трепетом относился к своему читателю, который «болел» за то, чтоб в мире стало «больше поэтов / хороших и разных» («Послание пролетарским поэтам»). Читать, понимать и чувствовать стихи — это не меньший труд, чем писать их. Возможно, что так любить и понимать поэзию, как любил ее Маяковский, нам, читателям, трудно, но помните завет другого поэта:

А каждый читатель, как тайна, Как в землю закопанный клад...

А.Ахматова. «Читатель»

                                                             ПРИМЕЧАНИЯ

'Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.Я.Коровина. - М., 2001.

2МАЯКОВСКИЙ В.В. Как делать стихи? // Поли. собр. соч.: В 13 т. - М., 1959. -Т. 12. - С. 101-114.

3МЕТЧЕНКО А. Маяковский. Очерк творчества. — М., 1964. — С. 78.

'Там же.

'СУББОТИН А.С. Маяковский: Сквозь призму жанра. — М., 1986. — С. 82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Урок призван дать детям представление о роли поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве...

"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"

Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...

В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче"

Материал содержит биографические сведения о В.В. Маяковском, историю создания стихотворения, а также предполагает проведение  группового исследования, нацеленного на выработку навыков анализа тек...