Конспект урока по литературе 9 класс. Литературные направления,школы, движения.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Шустова Лариса Владимировна

Лекция с элементами беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9_klass_vvedenie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе № 1. Введение. Литературные направления, школы, движения.

Цели:

 познакомить учащихся с учебником, программой и задачами курса литературы в 9 классе;  

обобщить знания,  расширить представления об этапах развития отечественной литературы;

начать повторение литературных родов и жанров, обобщить и систематизировать изученное в 8 классе.

Тип урока: Лекция с элементами беседы.

Методы обучения: Фронтальный опрос, работа с учебником, тезисные записи.

Теоретико-литературные понятия: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Повторение: литературные роды и жанры.

                                             Ход урока:

  1. Повторение пройденного:

-Что такое литература?

- Дайте определение понятия «литература» (искусство слова).

- Что такое классическая литература? Приведите примеры классики 18 -19 вв.

- К какому литературному роду и жанру относятся произведения А.С.Пушкина: «Зимнее утро», «Песнь о вещем Олеге», «Сказка о царе Салтане», «Дубровский», «Станционный смотритель»?

  1. Работа с учебником (ч.1, с.3-5);записать тезисы.
  2. Слово учителя об особенностях УМК С.А.Зимина.

- Что нового в содержании учебника?

- По какому принципу расположен учебный материал? (хронология)

- Произведения каких писателей и жанров вызывают интерес?

  1. Лекция. Запись тезисов и определений.

4.1.Историко-литературный процесс

***Историко-литературный процесс — совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями.

Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы — очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.).

*** Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

***Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс — это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

***Литературное направление — устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы круг основных особенностей творчества, выражающийся в характере отбора явлений действительности и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

4.2. Литературные направления : классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

Классицизм (от лат. classicus -- образцовый) -- художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -- начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин и другие.

Основной конфликт классицистических произведений -- это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный -- в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира).

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» -- места, времени и действия. · чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -- трагические и возвышенные);

· чистота языка (в высоких жанрах -- высокая лексика, в низких -- просторечная);

· строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

· соблюдение правила «трех единств»;

· утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные -- расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -- Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Романтизм -- художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия.

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) - литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -- соотношение правдоподобия и художественной правды.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern -- новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX--XX веков.

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм -- нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860--1870-е.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства -- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ -- выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов

Акмеизм (от греч. akme -- высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) -- модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.

Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.

Футуризм -- одно из основных авангардистских направлений (авангардизм -- крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами -- контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

5.Итоги урока. В чем сила и потенциал литературы? Почему чтение книг стало сегодня редким явлением? Попробуйте дать оценку этой ситуации.

6.Домашнее задание:

1.с.6-9(выпсать тезисы. Специфика древнерусской литературы);

            2. с. 10-14-прочитать.,пересказать сюжет «Слова..»,опираясь на    текст(с.223)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока географии 6 класс по теме : "Движения Земли"

План - конспект урока по географии по теме: "Движения Земли" Урок с использованием презентации....

Конспект урока в 7 классе "Механическое движение", "Плотность вещества"

Урок – путешествие, с целью подготовки учащихся к контрольной работе по темам: «Механическое движение», «Плотность вещества»...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Конспект урока в 6 классе "Литературная игра в конце года"

В данной разработке представлен конспект последнего урока по литературе в 6 классе. В игровой форме предлагается вспомнить основные теоретические понятия, изученные в течение года, а также прочитанные...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....