"Здесь русский дух,здесь Русью пахнет..." Урок по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Якушева Елена Викторовна

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdes_russkiy_dukh.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Урок по сказке С. Г. Писахова «Морожены песни»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомить 5-классников с авторской сказкой, прикоснуться к удивительному творческому миру С.Г.Писахова.
  2. Формирование понятия о традициях устного народного творчества в литературе.
  3.  Воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, формирование понимания: язык – наше богатство, если мы хорошо владеем им.
  4. Определение идеи произведения с целью воспитания бережного отношения к культуре нашей страны.
  5. Формирование умений исследования материала урока для создания письменных работ.

Ход урока

Слово учителя о С.Г.Писахове. Чтение статьи о писателе, помещенной в учебнике.

К какому жанру относится прочитанное вами произведение?

Вспомните, пожалуйста, композиционные особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной? Докажите, что уже зачин сближает авторскую сказку «Морожены песни» с народной.

В произведении «Морожены песни»  действие происходит в безымянном месте - деревне, нет указания на время действия, что сближает авторскую сказку с народной.

Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?

Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.

Чем же известен этот сказочный край?

                 Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.

Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?

                       Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.

Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?

                           Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.

Живое общение много значит  в жизни каждого человека. Каким образом можно было узнать все новости в деревне? Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры.

                            Обычно в разговоре с детьми матери используют определения «хороший, ненаглядный, любимый…»

Не одно общение помогает выжить в трудных условиях холодного края. Песня, по словам рассказчика, «всему подмога». Приведите примеры известных вам песен, которые «на работе -  подмога».

                                           «Эх, дубинушка…»

Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.

                                             Чтение отрывка.

Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?

                           В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.

Чему удивился заморский купец?

                            Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.

Объясните значение выражения «отломил кусок от песни». Какие «пустяки» насобирал купец? Найдите в тексте пример такого «пустяка». Объясните значение выражения «посыпались пустяки кому в бровь, кому в глаз»

                     Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение  которых заезжему гостю было не по силам.

Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?

               Жители архангельской деревни всю зиму «плели» новые песни». Запели все: и мужики, и бабы, и дети.

Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.

                                            Работа с текстом

Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?

          С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении  к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились  в Иванов, не помнящих своего родства.

Песни, исполняемые жителями деревни, волновали слушателей, не оставили они равнодушными и «заморских хозяев». Что «поняли» король и королева, когда слушали голоса певцов?

                                             Король и королева смогли почувствовать в мелодии то, что было дорого каждому жителю этого сказочного края. Услышали «заморские хозяева» в песнях и шум ветра, и журчание ручья, и шепот листьев – все то, что позволило рассказчику назвать этот край волшебным.  

Этот суровый край с неброскими красками завораживает читателя, и возникает вопрос: «Откуда рассказчику так хорошо известна эта сторона?»

                 Можно предположить, что сам он житель этой деревни, потому что знает обычаи этого края, знакомы ему и «забористые пустяки», если он посмеивается над простодушным купцом, насобиравшим их и не понявшим значения выражений.

Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?

           В России есть такие места, где звучат необыкновенно красивые песни, где из уст людей слышатся меткие русские слова, где живут талантливые мастера, которым по плечу и блоху подковать, где можно встретить отзывчивых, с широкой душой людей, бережно относящихся к культурному наследию нашей страны, - места, о которых с уверенностью можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Домашнее задание: дать развернутый ответ на вопрос: «Какими я увидел жителей архангельской деревушки?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Здесь я родился, здесь живу..."

Цель данной программы - формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к родному краю и Отечеству, уважения исторических традиций, что является необходимым условием развития социа...

Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"

Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"...

5 класс - Урок № 4 - Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно

Цель:  Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.Задачи урока:·  Осознание об...

Тема: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (о японской поэзии)

Урок-мастерская по изучению японской поэзии привлекает учащихся к творчеству японских поэтов, учит в малом находить прекрасное. Дети становятся соавторами поэтов, пробуют сами сочинить хокку....

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…».

Разработка 4 урока в теме "Музыка и литература". Изучение романса "Горные вершины" А. Варламова и А. Рубинштейна....

Познавательная викторина "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» является обновлённым вариантом раннее принятых государственных программ патриотического...

Технологическая карта-конструктор урока музыки для 5 класса «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно»

Цель урока: воспитать любовь и уважение к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности, в вокальной музыке, литературе, живописи......