К изучению поэмы "Мертвые души". Слово в защиту госпожи Маниловой.
методическая разработка по литературе на тему

Так ли просты и понятны герои книг? Иногда малозначительная деталь может изменить представление о персонаже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biser.docx537.51 КБ

Предварительный просмотр:

Слово в защиту госпожи Маниловой.

Перелистывая старые страницы «Нашего Наследия», нашла удивительную публикацию о старинном рукоделии с фотографиями изделий из бисера первой половины 19 века. Работы из личных коллекций выставлялись в Пушкинском музее.

      

Картина «Пастушка». Салфетка и подстаканник. Кошельки со сценами охоты и застолья.

         

Шкатулка. Поднос с бисерной вставкой.  Бумажники.

       

Бокал. Чехол для табачницы. Сумочка. Картина.

     

Картины

Бисер, то есть мельчайшие разноцветные стеклянные бусинки, применялся в рукоделии и ювелирном искусстве с древнейших времен, но увлечение этим тонким художественным материалом, охватившее Западную Европу и Россию в конце XVIII — первой половине XIX века, было поистине всеобъемлющим. Время оставило нам в наследство удивительное разнообразие предметов, украшенных бисером. Используя изысканный бисер, привезенный из Венеции, Богемии, Германии, Франции, рукодельницы вышивали, вязали, плели, ткали, делали даже бисерные мозаики на воске. Дамские сумочки, кошельки, пояса, туфельки; мужские бумажники, помочи, кисеты, трубки, табачницы, ермолки; подстаканники, бювары, чернильницы, подносы, шкатулки, каминные экраны становились объектом приложения мастерства многочисленных рукодельниц.

Изделия из бисера поражают изяществом и красотой, которые нисколько не потускнели со временем. Мы имеем редкую возможность увидеть сейчас вещи, созданные больше ста, а то и двухсот лет тому назад, именно в том виде, в котором они вышли из рук мастерицы. Кроме того, они обладают еще одной уникальной особенностью. В России XVIII—XIX веков в отличие от многих европейских стран не существовало ни фабричного, ни кустарного производства изделий из бисера. Украшенные им вещицы изготавливались рукодельницами исключительно индивидуально и предназначались для их родных и близких, иногда для собственного интерьера или туалета. Они всегда несли на себе отпечаток души мастерицы, заключавшийся не только в трогательных надписях, но и в выборе сюжета, имевшего большей частью еще и символическое значение, и в компоновке различных частей рисунка, и в подборе цветов бисера (число которых порой превышало 30 в одной вышивке).

Рисунки для вышивок конца XVIII — начала XIX века были очень дороги. В объявлении из «Московских ведомостей» за 1798 г. сообщается, например, о том, что в книжной лавке у купца Кольчугина продаются узоры для шитья по канве, раскрашенные и нераскрашенные, ценою 10 и 6 рублей за тетрадь. Подписка на отечественные журналы с рисунками для вышивания стоила также далеко не дешево. А стоимость самого бисера можно приблизительно оценить по одному из изречений Козьмы Пруткова: «Ценность всего условна: зубочистка, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной». На чехол для зубочистки бисера идет совсем немного, а два с полтиной были по тем временам вполне солидные деньги. Для сравнения — 1 пуд ржаной муки стоил в середине XIX века около 50 коп. Таким образом, бисерное рукоделие в период его расцвета было доступно лишь состоятельным рукодельницам.

Бисерным вышиванием занимались в основном богатые люди. Например, графиня Толстая, вяжущая бисерный кисет, на портрете Аргунова или княжна Ромодановская-Ладыженская, оставившая свою подпись на ящике для сигар, принадлежавшем лейб-медику Николая I Н.Ф.Арендту и украшенном вышитыми бисером пейзажами, а в Эрмитаже хранится трубка Кутузова с разборным бисерным чубуком, каждая часть которого выполнена одной из его дочерей, включивших свои имена в декор вышивки.

Несмотря на то, что рукодельницы пользовались большей частью готовыми рисунками, всегда находилось место и для проявления их творческой индивидуальности. Так, М.Д.Бутурлин пишет в воспоминаниях о своей матери: «Не вышивала она цветов раболепно по рисунку, как делают все женщины, а с живых цветов, которые она группировала, как ей хотелось, перед глазами». Вышивали обычно «...шлем, меч, военные трофеи — на бумажнике для офицера; курильницу — на альбоме для стихов; канарейку — на вышивке для стола; голубку в гнезде, обрамленную незабудками, — на свадебном поздравлении, а могильный холм с крестом в окружении кипарисов — на альбоме для стихов уезжающему другу». Вензели, инициалы и надписи типа «На память», «Къ памяти», «Кого люблю, того дарю» нередко встречаются на бисерных вышивках.  

Стоит задуматься над надписью, вышитой на одном из бисерных кошельков: «Руки работали, а сердце дарит». Так ли уж смешна бывшая пансионерка Манилова, вяжущая из бисера мужу футлярчик на зубочистку? Кто из нас сумеет сделать такой вот подарок близким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово для защиты Учителя русского языка и литературы МКОУ Киргинцевской СОШ Маер Ирины Александровны

Слово для защиты на повышение категорииУчителя русского языка и литературыМКОУ Киргинцевской СОШМаер Ирины Александровны...

Душа слова. (Этимология, 5 класс)

Душа слова. (Этимология) Открытый урок в 5 классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка»Сопровождается презентацией....

"Слово в защиту поэта"

(По творчеству Марины Цветаевой)Творческое наследие Марины Цветаевой было открыто для читателя в конце 20 века и не было обойдено вниманием православных литературоведов. После рассуждения о поэзии Цве...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....

Душа слова

Душа слова...


 

Комментарии

Мальцева Татьяна Алексеевна

Удивительное внимание к детали. Уважаю

Спасибо большое за оценку.