Литературная гостиная, посвящённая А.А. Олениной
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Быстрова Оксана Юрьевна

Литературная гостиная, посвящённая 200-летию Анны Алексеевны Олениной, раскрывает историю взаимоотношений Александра Сергеевича Пушкина и его возлюбленной, которой поэт посвятил истинные шедевры любовной лирики. Материалы можно использовать для проведения литературного вечера или при изучении темы "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olenina.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «Ангел кроткий, безмятежный…»,

посвящённая Анне Алексеевне Олениной

   Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества

А. А. Олениной, с историей её отношений с А. С. Пушкиным; прочитать и исследовать стихотворения А. С. Пушкина, посвящённые А. А. Олениной.

   Действующие лица: учащиеся в роли А. А. Олениной, А. С. Пушкина, А. Н. Оленина и Е. М. Олениной, 10 ведущих, 7 чтецов.

   Оборудование: презентация.

   Вступительное слово учителя:

   Слайд 1

  Александр Сергеевич Пушкин называл её «красавица», «ангел мой», «ангел кроткий, безмятежный», говорил о её глазах:

                      Какой задумчивый в них гений,

                      И сколько детской простоты,

                      И сколько томных выражений,

                      И сколько неги и мечты…

   Анне Алексеевне Олениной выпала особая честь: поэт оставил память о ней в своеобразном лирическом дневнике, составленном из истинных шедевров его любовной поэзии. И хотя та, имя которой он пытался соединить со своей фамилией, выводя на полях «Annette Pouchkine», так и не стала его женой, он, может быть, никогда не был так близок к серьёзному решению своей судьбы.

  Слайд 2

  Наша гостиная посвящена Анне Алексеевне Олениной. Мы попытаемся рассмотреть основные этапы жизни этой женщины, понять, чем она привлекла внимание Александра Сергеевича Пушкина. А также вспомним великие стихотворения, настоящие гимны любви, посвящённые А. А. Олениной.

   Звучит музыка («Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского)

   1-ый ведущий:

   Анна Алексеевна Оленина родилась 11 августа 1808 года, умерла 18 декабря 1888 года.  

   Слайд 3

   Она была дочерью Алексея Николаевича Оленина (1764-1843) и Елизаветы Марковны, урождённой Полторацкой (1768-1838). Её мать была родной тётей Анны Петровны Керн. Кроме Анны, у Олениных было три сына (Николай, погибший в 1812 году, Пётр, Алексей) и дочь Варвара.

   Познакомимся с родителями Анны Алексеевны поближе.

   Оленин А. Н.:

   Слайд 4

   Позвольте представиться: Алексей Николаевич Оленин, сын касимовского предводителя дворянства, полковника Николая Яковлевича Оленина. Получил приличное домашнее воспитание и начальное образование, которое значительно пополнил в период учёбы за границей. При Павле I я был назначен управляющим Монетным департаментом и произведён в действительные статские советники. При Александре I стал статс-секретарём Государственного совета, с 1811 года возглавлял Публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, а в 1818 году был назначен президентом Академии художеств. Вступив на престол, Николай I назначил меня государственным секретарём. Я являюсь знатоком греческих древностей, учёным-археологом, искусствоведом и библиофилом. Наш дом в Петербурге украшен коллекциями скульптуры, живописи, предметами древнего вооружения.

   Звучит музыка («Юмореска» А. Дворжака)

   Оленина Е. М.:

   Меня зовут Елизавета Марковна Оленина, урождённая Полторацкая.

   

   Слайд 5

   В нашем доме всегда много гостей. Особенно любят друзья посещать нашу загородную дачу в Приютино.

   Слайд 6

   Здесь часто бывают И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский,

П. А. Вяземский и многие другие литераторы, художники, учёные. Наиболее весело у нас бывает в мой день рождения (2 мая) и в день моих именин (5 сентября). С утра в саду устраивается ярмарка с разнообразными лавочками, украшенными забавными надписями. Друзья наших детей наряжаются в народные костюмы и встречают гостей с шутками и прибаутками, зазывают их в свои лавочки, где раздаются маленькие подарочки. После обеда устраиваем домашние спектакли, разыгрываем шарады. Особенно забавен бывает Иван Андреевич Крылов, который ставит свои басни в лицах. Любимое развлечение наших гостей – разгадывание шарад. Попробуйте и вы разгадать несколько шарад, которые мы с дочерью Анной для вас приготовили.

   Слайды 7-11

Слог первый у меня то место означает,
Куда приходят корабли;

Второй – спасителя животных на земли;
А целое – того, кто всех нас одевает.

Как первая моя, так и вторая часть
Всегда из дерева бывают.
Не дай Бог и врагу на первое попасть!
Второе жидким наливают,
И вещи разные туда же можно класть.
А в целом древнее оружие хранится,
Которое теперь в сраженье не годится.

По первому мы ходим,
И это есть во всех домах;
Второе в азбуке находим;
А целое – в шкафах.

Два слога первые – растенье.
Хоть горько, мочи нет, оно,
Но многие у нас кладут его в вино.
Последний слог – местоименье;
А в целом утонуть зимой немудрено.

От первого в лесу придешь в оцепененье;
Второе же местоименье,
Которое у нас теперь в употребленье
В бумагах деловых, еще в проповедях
И иногда в стихах;
А целое – цветок красивый, но прелестный,
Душистый и весьма известный.

   Звучит музыка («Тарантелла» В. Гаврилина)

   2-ой ведущий:

   Слайд 12

   В такой весёлой и уютной обстановке, в таком окружении жила, росла и воспитывалась Анна Алексеевна Оленина, которую назвали в честь бабушки (по отцу) Анны Семёновны Волконской. Младшая дочь была любимицей и родителей, и их друзей. Живую, прелестную девочку особенно баловали Н. И. Гнедич и И. А. Крылов. Впоследствии Гнедич в своём стихотворении «К А. А. О.» с гордостью заявлял, что он её «выносил на руках». Николай Иванович называл её не иначе, как «умная и милая Аннета». Но больше всех любил Анну отец. Он много сделал для развития её ума. По обычаю того времени, Анна Алексеевна получила французское образование. Кроме французского, она знала английский и итальянский языки, но Алексей Николаевич всячески стремился к тому, чтобы дочь не теряла связи с «родной почвой». Все свои письма к ней он писал только по-русски. Детство и юность Анны Олениной прошли в блестящем кругу одарённых людей. Благодаря их просвещённому влиянию, она привыкла к серьёзному чтению, приобрела верный вкус, интерес к искусствам, поэзии, хорошо рисовала, лепила, любила декламировать стихи, даже писала их сама.

   Слайд 13

   Обладала Анна и несомненными музыкальными способностями. С нею занимался Михаил Глинка. Оленина хорошо играла на фортепиано, охотно пела как соло, так и в составе вокального трио, исполняя Гайдна, сама сочиняла, например, положила на музыку отрывок из думы К. Рылеева «Смерть Ермака». Музыка эта до нас не дошла.

   3-ий ведущий:

   От отца Анна унаследовала не только маленький рост, о котором с сожалением писала: «к горю моему, не могу похвастаться гигантическим ростом», но, прежде всего доброе отношение к людям. Живостью своего характера и весёлостью она придавала оленинскому салону ещё больше привлекательности. В Приютино она грациозно ездила верхом и любила стрелять из лука. Анна любила подвижные игры, изящно танцевала на балах. Ко всему этому она была очаровательна. Её чудные глаза, золотистого оттенка локоны, маленькая ножка увековечены поэтами, художниками.

   В 1825 году Анне Олениной исполнилось семнадцать лет. Летом она получила фрейлинский шифр и была принята ко двору. Новоиспечённую фрейлину встретили в Приютино стихами:

                 …К нам Приютина царевна

                 Едет Анна Алексеевна,

                 Фрейлина двора…

   Пытливый ум, талантливость, прекрасная наружность, влечение к искусствам создали Анне Олениной заметное положение при дворе и в свете. Она считалась одной из первых красавиц той эпохи, которая славилась красивыми женщинами.

   Звучит музыка («Романс» Г. Свиридова)

  4-ый ведущий:

   Слайд 14

   В личной жизни Анны Олениной наиболее интересным, наполненным важными событиями оказался период 1827-1829 годов. Ей исполнилось 19 лет. «Соседи шепчут меж собою: “Пора, пора бы замуж ей!”».  Она и сама чувствовала и осознавала это:

                      Давно сердечное томленье

                      Теснило ей младую грудь:

                      Душа ждала… кого-нибудь.

   Слайд 15

   В конце 1827 года её внимание привлёк тридцатитрёхлетний полковник, князь Алексей Яковлевич Лобанов-Ростовский. В 1825 году он овдовел и остался с тремя сыновьями. На балах, на спектаклях, на горах – повсюду они встречались, и мало-помалу потребность чаще видеть его стала навязчивой. «И в сердце дума заронилась: пора пришла, она влюбилась…». Анна Алексеевна испытывала к Алексею искреннюю любовь, которую скрывала от окружающих. Она поведала о своих переживаниях только подруге Марии Эльмпт и своему дневнику, который начала писать полгода спустя, после очередной встречи с «Ним» - 19 июня 1828 года. Возможно, в марте этого года произошло объяснение с князем, после которого стало очевидным, что её любовь останется безответной, и «чувства и огорчения» заполнили её дневник.

   В это время в окружении Анны Алексеевны появились поклонники, желающие добиться её руки и сердца. Из постоянных посетителей дома Олениных в Петербурге и в Приютино образовалась компания, в которую входили С. Г. Голицын, Н. Д. Киселёв, барон

Е. К. Мейендорф, казак А. П. Чечурин, граф М. Ю. Виельгорский, несколько позже

П. Л. Дурново. В числе претендентов оказался и Александр Сергеевич Пушкин.

   Слайд 16

   Эта ситуация метко высмеяна в альбоме Елизаветы Ушаковой, где изображена

А. А. Оленина, стоящая на берегу пруда и выуживающая плавающих в нём мужчин, приговаривая:

                     Как поймаю рыбочку

                     Да себе на удочку,

                     То-то буду рада,

                     То-то позабавлюсь,

                     То-то разгуляюсь!

  5-ый ведущий:

  Когда в 1817 году в доме Олениных на Фонтанке впервые появился «юноша Пушкин», как назвал его в одном из писем А. Н. Оленин, Анне было немногим более десяти лет. Но те встречи недавнего лицеиста с младшей дочерью хозяина салона не запомнились ни ему, ни ей.

   Слайд 17

   Зато оленинскому дому поэт был тогда обязан «чудному мгновенью» - встрече в 1819 году с Анной Керн, племянницей Елизаветы Марковны. 

   Слайд 18

   Первая встреча уже взрослой Анны Олениной с Пушкиным после его возвращения из Михайловской ссылки произошла осенью 1827 года на балу у приятельницы поэта,

Елизаветы Михайловны Хитрово. Шаг к возобновлению знакомства сделала сама Анна Алексеевна – она решила выбрать Пушкина для одного из танцев. Об этом Оленина написала в своём дневнике (о себе она писала в третьем лице).

    Звучит музыка (вальс № 1 А. Грибоедова)

   А. А. Оленина (пишет в дневнике):

    «Однажды на балу у графини Тизенгаузен-Хитрово Анета увидела самого интересного человека своего времени и выдающегося на поприще литературы – это был знаменитый поэт Пушкин. Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который  виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрёпанные волосы, ногти как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отмечал свой любовью, странность нрава природного и принужденного, и неограниченное самолюбие – вот все достоинства телесные и душевные, которые свет придавал русскому поэту XIX столетия… Итак, всё, что Анета могла сказать после короткого знакомства, есть то, что он умён, иногда любезен, очень ревнив, несносно самолюбив и неделикатен… Он только что вернулся из шестилетней ссылки. Все - мужчины и женщины – старались оказывать ему внимание, которое всегда питают к гению. Одни делали  это ради моды, другие – чтобы иметь прелестные стихи и приобрести благодаря этому репутацию… Анета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев…».  Слайд 19

   А. А. Оленина и А. С. Пушкин танцуют вальс (музыка Г. Свиридова)

   

   5-ый ведущий (продолжает):

   Аннета Оленина восприняла Пушкина с настороженностью, он не пробудил в ней никакого влечения, разве что тщеславный интерес. От нё не укрылось, что он за ней наблюдал, и она нашла этому своё объяснение:

   Слайд 20

  «Среди особенностей поэта была та, что он питал страсть к маленьким ножкам, о которых он в одной из своих поэм признавался, что предпочитает их даже красоте. Анета соединяла с посредственной внешностью две вещи: у неё были глаза, которые порой бывали хороши, порой глупы. Но её нога действительно очень мала, и почти никто из её подруг не мог надеть её туфель. Пушкин заметил это преимущество, и его жадные глаза следили по блестящему паркету за ножками молодой Олениной».

   Читая этот отрывок из дневника, нужно иметь в виду, что портрет А. С. Пушкина был «нарисован» не по первому впечатлению, а после трёх месяцев близкого знакомства с поэтом, который в этот период посвятил ей целый цикл лирических стихотворений.

   Слайд 21

   К тому же весь дневник мог быть отредактирован позже, поэтому нельзя считать, что Анна Оленина в момент встречи думала о Пушкине так, как написала 18 июля 1828 года.

   Видимо, на этом балу Анна также не произвела особого впечатления на Пушкина, внимания которого добивались многие другие красавицы. Но постепенно снова став посетителем салона Олениных, он всё больше проникался симпатией к жизнерадостной, очаровательной девушке. Интерес Пушкина к Олениной наиболее сильно проявился в апреле-июне 1828 года, в тот период, когда девушка пережила тщетность своих надежд на взаимное чувство любимого человека. Первое время Анна благосклонно отнеслась к ухаживаниям поэта, - это отвлекало её от тоскливых мыслей о другом, о несбывшейся мечте. Но вскоре она стала бояться бурного проявления внимания Пушкина к ней. Анна не хотела слышать от него горячих уверений в любви.

  Звучит музыка (вальс №2 А. Грибоедова)

   6-ой ведущий:

   Александр Сергеевич Пушкин не посвящал друзей в детали своих сердечных дел и скрывал, насколько глубоки его чувства.

   Слайд 22

   П. А. Вяземский, например, был убеждён, что в увлечении Олениной со стороны Пушкина было больше игры, чем чувств. Расцвет этого романа стали замечать весной. 18 апреля Вяземский писал своей жене: «Вчера немного восплясовали мы у Олениных… Девица Оленина довольно бойкая штучка: Пушкин называет её драгунчиком и за этим драгунчиком ухаживает». 3 мая Вяземский сообщает жене о посещении Олениных в день именин Елизаветы Марковны: «Мы с Пушкиным играли в кошку и мышку, то есть волочились за Зуевой-Щербатовой… и малюткой Олениной, которая мала и резва как мышь». 7 мая после очередного бала Вяземский докладывал: «Вечер очень удался… С девицею Олениной танцевал я попурри и хвалил её кокетство: она просила меня написать ей что-нибудь на веере… Пушкин думает и хочет дать думать ей, что он в неё влюблён. И вследствие моего попурри играл ревнивого».

   П. А. Вяземский вспоминал также, что в то время Пушкин «почти ежедневно встречался в Летнем саду с тогдашним кумиром своим. Если же в саду её не было, он кидался ко мне или к Плетнёву и жалобным голосом восклицал: «Где Бренский? – Я Бренского не вижу!» разумеется, с того времени и красавица пошла у нас под прозванием Бренской» (Пушкин в шутку повторял стих из трагедии В. Озерова «Дмитрий Донской», Бренский – персонаж этой трагедии).

   7-ой ведущий:

   Слайд 23

   А. С. Пушкину казалось, что Анна Оленина, воспитанная в атмосфере «царства литературы и музыки», в среде, дышащей любовью к искусству, пропитана этим духом и способна глубоко понимать интересы и чаяния поэта; он надеялся, что Анна может стать верной подругой и составить счастье его жизни, мечтал о счастливом супружестве. Пушкин был увлечён Анной, стремился заинтересовать её и вызвать ответное чувство. Но его ухаживания и нежности пугали девушку. Она настороженно относилась к любовным переживаниям поэта, но с удовольствием принимала их в стихотворной форме. Влюблённый поэт уловил эту тщеславную черту Анны Олениной и выразил в своём стихотворении «Увы! Язык любви болтливый…» (1828 г.), где говорит о том, что стихотворные посвящения Анне милы, а признания в прозе она отвергает. И поэт благодарит судьбу за врождённый талант к стихосложению, посредством которого он может объяснить свою страсть.

   1-ый чтец:

            Увы! Язык любви болтливый,

            Язык неполный и простой,

            Своею прозой нерадивой

            Тебе докучен, ангел мой.

            Но сладок уху милой девы

            Честолюбивый Аполлон.

            Ей милы мерные напевы,

            Ей сладок рифмы гордый звон.

            Тебя страшит любви признанье,

            Письмо любви ты разорвёшь,

            Но стихотворное посланье

            С улыбкой нежною прочтёшь.

            Благословен же будь отныне

            Судьбою вверенный мне дар.

            Доселе в жизненной пустыне,

            Во мне питая сердца жар,

            Мне навлекал одно гоненье,

            Иль лицемерную хулу,

            Иль клевету, иль заточенье,

            И редко хладную хвалу.

   8-ой ведущий:

   Слайд 24

   А. С. Пушкин был воодушевлён. В мае он посвятил Олениной целый цикл лирических стихотворений, либо прямо обращённых к предмету его обожания, либо косвенно к ней относящихся. На полях рукописей того времени появляются рисунки профиля девушки или записи её имени в разных вариантах на русском и на французском языках и даже, как предел своего мечтания, он, видя её уже своей женой, записал: «Pouchkine Annette».

   9 мая Пушкин принял участие в проводах английского художника Джорджа Дау, который возвращался на Родину после завершения работы над портретами героев- участников Отечественной войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца. Провожали художника на пароходе до Кронштадта. Среди приглашённых была и Анна Оленина, которой Пушкин весь путь расточал нежности. Во время плавания Д. Дау попытался сделать наброски к портрету Пушкина. Но поэт стал возражать, предлагая ему вместо себя Анну в качестве достойной натуры. По этому поводу родилось стихотворение «To Dawe, Esq» («Господину Дау»).

   2-ой чтец:

                 Зачем твой дивный карандаш

                 Рисует мой арапский профиль?

                 Хоть ты векам его предашь,

                 Его освищет Мефистофель.

                 Рисуй Олениной черты.

                 В жару сердечных вдохновений

                 Лишь юности и красоты

                 Поклонником быть должен гений.

    9-ый ведущий:

    Слайд 25

    Во время посещения Пушкиным Приютина 20 мая 1828 года Анна Алексеевна в разговоре с ним оговорилась, обратившись к поэту на «ты», чем вызвала полное радужных надежд стихотворение, которое Пушкин написал через три дня и привёз в Приютино.

    3-ий чтец:

               Пустое вы сердечным ты

               Она, обмолвясь, заменила

               И все счастливые мечты

               В душе влюблённой возбудила.

               Пред ней задумчиво стою,

               Свести очей с неё нет силы;

               И говорю ей: как вы милы!

               И мыслю: как тебя люблю!

   9-ый ведущий (продолжает):

   Анна Оленина поняла, что это стихотворение было «прямой декларацией» любви, но признание осталось без ответа. Ей льстило внимание знаменитого поэта, но чувств к нему она не испытывала. 25 мая по предложению Вяземского дружеская компания совершила пароходную поездку в Кронштадт. В ней участвовали Вяземский, Пушкин, Киселев, Анна Оленина, её брат Алексей и её отец. В письме своей жене П. А. Вяземский отмечает подавленное состояние друга: «Пушкин дуется, хмурится, как погода, как любовь». О причинах этого состояния он ничего не сообщил. Возможно, в пути произошло объяснение влюблённого поэта с Анной Алексеевной, и результат разговора огорчил его. Было ли со стороны Пушкина высказано предложение Анне о брачном союзе – точно неизвестно. Однако разговор с Анной, несомненно, задел самолюбие Пушкина. Возможно, в стихотворении «Кобылица молодая», созданном в эти дни, поэт подразумевает своенравного «драгунчика».

   4-ый чтец:

                           Кобылица молодая,

                           Честь кавказского тавра,

                           Что ты мчишься, удалая?

                           И тебе пришла пора;

                           Не косись пугливым оком,

                           Ног на воздух не мечи,

                           В поле гладком и широком

                           Своенравно не скачи.

                           Погоди: тебя заставлю

                           Я смириться подо мной:

                           В мерный круг твой бег направлю

                           Укороченной уздой.

   10-ый ведущий:

   Через день после поездки в Кронштадт Пушкин всё-таки отправляется в Приютино и передаёт Анне Олениной два посвящённых ей стихотворения: «Ты и вы» и «Её глаза». Во втором стихотворении Пушкин противопоставил черкесские глаза Александры Осиповны Россет, которые воспел П.А. Вяземский в мадригале «Чёрные очи», глазам Анны Олениной. Слайд 26

   

5-ый чтец:

                   Она мила – скажу меж нами –

                   Придворных витязей гроза,

                   И можно с южными звездами

                   Сравнить, особенно стихами,

                   Её черкесские глаза,

                   Она владеет ими смело,

                   Они горят огня живей;

                   Но, сам признайся, то ли дело

                   Глаза Олениной моей!

                   Какой задумчивый в них гений,

                   И сколько детской простоты,

                   И сколько томных выражений,

                   И сколько неги и мечты!..

                   Потупит их с улыбкой Леля –

                   В них скромных граций торжество;

                   Поднимет – ангел Рафаэля

                   Так созерцает божество.

   Звучит музыка (Ф. Шуберт «Аве  Мария»)

   10-ый ведущий (продолжает):

   Слайд 27

В эти же весенние дни 1828 года было написано Пушкиным и стихотворение «Не пой, красавица, при мне…» Всё началось, как вспоминал автор впоследствии известного романса М. И. Глинка, с мелодии. Он давал уроки пения и музыки Анне Олениной и как-то воспроизвёл на память тему грузинской песни, которую услышал от А. С. Грибоедова. Анне она очень понравилась, и Пушкин услышал, как она её напевала. Эти печальные напевы отозвались в душе Пушкина воспоминаниями о пребывании с Раевскими на Кавказе в 1820 году, вспомнил он и «далёкую бледную деву» - Марию Волконскую, уехавшую за мужем в Сибирь. Под влиянием нахлынувших воспоминаний он создал стихотворение, а М. Глинка, обработав мелодию, создал романс на стихи поэта. Позднее С. Рахманинов также написал чудесный романс, который вы услышите в исполнении

Е. Нестеренко.

   Звучит романс С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне».

   1-ый ведущий:

   Слайд 28

   Но просил ли А. С. Пушкин в самом деле руки Анны Олениной? На этот счёт нет единого мнения. О том, что Пушкин явно ухаживал за ней, знал весь светский Петербург, поэтому ждали, что он скоро сделает ей предложение. Отсюда версия, что поэт якобы сватался к Анне Алексеевне, но получил отказ. Исследователь Т. Цявловская считала, что доказательством может служить известный каламбур в письме к П. Вяземскому от 1 сентября 1828 года: «Я пустился в свет, потому что бесприютен» (то есть остался без Приютина). Но вряд ли в таком случае Пушкин явился бы через несколько дней, 5 сентября, на праздник в дом женщины, отказавшей ему.

   Слайд 29

   В обществе считали, что этого брака не желала мать Анны, Елизаветы Марковна. Она действительно не воспринимала Пушкина как жениха для своей дочери. Ценя дивный дар поэта, она считала, что он не сможет составить счастья Анны в силу своего характера и в силу бурного образа жизни. В свете ни для кого не было тайной, что у Пушкина был тогда роман с графиней Закревской. Кроме того, Елизавету Марковну смущали вольности в стихотворениях поэта, где он называет её дочь «Оленина моя» и воспевает её ножки.

   С отношением Алексея Николаевича Оленина к Пушкину было ещё сложнее. Над поэтом сгустились тучи из-за элегии «Андрей Шенье», над ним был установлен секретный полицейский надзор. Алексей Николаевич был членом Государственного совета, участвовал в расследовании и поставил свою подпись под решением совета от 28 июня 1828 года. А через месяц Пушкин снова давал объяснения – уже по поводу написанной в южной ссылке «богохульной» поэмы «Гавриилиада». Оленин не мог допустить, чтобы Пушкин оставался желанным гостем его дома и тем самым компрометировал его семью в глазах царя. И уж тем более человек неблагонадёжный, находящийся под подозрением у правительства, не мог стать его зятем.

   2-ой ведущий:

   Пушкин чувствовал, что отношение к нему родителей Анны изменилось, да и сама девушка стала к нему холодна, несомненно, не без их влияния. Как-то в одном из светских разговоров поэт неосторожно обмолвился об отношениях с Олениными. Его слова были истолкованы превратно и донесены до Анны Алексеевны в следующем виде: «Мне бы только с родными сладить, а с девчонкой я уж сам слажу».

   Слайд 30

   Возможно, это сделала Варвара Дмитриевна Полторацкая, тётя Анны, которая мечтала выдать племянницу за Н. Д. Киселёва. Как бы то ни было, когда Пушкин приехал на именины Елизаветы Марковны 5 сентября, его встретили очень холодно. Видимо, у Пушкина состоялся непростой разговор с хозяйкой дома. Её суровое наставление сделало даже мысль о сватовстве невозможной. Да и в дневнике Олениной факт сватовства не отражён. Скорее всего, его просто не было. После 5 сентября имя поэта в дневнике Анны Алексеевны больше не встречается. Он перестал бывать в их доме, и виделись они теперь лишь в светском обществе.

  Однако исследователь В. Вересаев в книге «Спутницы Пушкина» отмечает, что, по другим сведениям, согласие Пушкину было дано. «Старик Оленин созвал на обед родных и приятелей, чтобы за шампанским объявить о помолвке дочери. Гости собрались, но жених не явился. Оленин долго ждал Пушкина и наконец предложил гостям сесть за стол без него. Пушкин приехал после обеда, довольно поздно. Оленин взял его под руку и повёл в кабинет для объяснений. Свадьба расстроилась». Эта версия также не нашла никаких подтверждений.

   3-ий ведущий:

   Слайд 31

   Пушкин потерпел поражение в отношениях с Олениной. Были у него и другие тревоги и заботы. Он ждал результатов следствия. В те дни поэт пишет тревожное стихотворение «Предчувствие».

   6-ой чтец:

                   Снова тучи надо мною

                   Собралися в тишине;

                   Рок завистливой бедою

                   Угрожает снова мне…

                   Сохраню ль к судьбе презренье?

                   Понесу ль навстречу ей

                   Непреклонность и терпенье

                   Гордой юности моей?

                   Бурной жизнью утомлённый,

                   Равнодушно бури жду:

                   Может быть, ещё спасенный,

                   Снова пристань я найду…

                   Но, предчувствуя разлуку,

                   Неизбежный, грозный час,

                   Сжать твою, мой ангел, руку

                   Я спешу в последний раз.

                   Ангел кроткий, безмятежный,

                   Тихо молви мне: прости,

                   Опечалься: взор свой нежный

                   Подыми иль опусти;

                   И твоё воспоминанье

                   Заменит душе моей

                   Силу, гордость, упованье

                   И отвагу юных дней.

   Звучит музыка (П. Чайковский «Сентиментальный вальс»)

   3-ий ведущий (продолжает):

   Пушкин ожидал от Анны Алексеевны поддержки и сочувствия. Он смотрел на Оленину глазами влюблённого; его подкупала детская простота, шаловливость, взгляд ангела Рафаэля. Он надеялся встретить отзывчивую душу, которая понимала бы его, поддержала  бы в трудный период жизни. Хотел видеть в ней будущую супругу, спутницу жизни, друга. Но действительность оказалась другой. Анна постоянно думала о замужестве, но не с Пушкиным. Ей было приятно получать посвящённые ей стихи... и только – ответного чувства со стороны девушки не было. Об этом свидетельствуют и её дневниковые записи.

   4-ый ведущий. 

   Парадокс в том, что в 1828 году Пушкин настойчиво искал себе жену, а Аннета Оленина столь же сознательно искала мужа. Почему же они не нашли друг друга? Оленина не увидела серьёзности намерений Александра Сергеевича Пушкина. Она чувствовала себя глубоко разочарованной из-за обманутой первой любви к Алексею Лобанову-Ростовскому. Это была её единственная большая любовь. Остальные мужчины были ей безразличны, а замужество представлялось как нечто необходимое и прозаичное. В дневнике она записала следующее.

  А. А. Оленина (пишет в дневнике):

  Слайд 32

  «Супружество есть вещь прозаическая. Рассудок и повиновение мужу заменит ту пылкость воображения и то презрение, которым я отвечаю теперь мужчинам на их высокомерие и мнимое их преимущество над нами. Бедные твари, как вы ослеплены! Вы воображаете, что управляете нами, а мы… не говоря ни слова, водим вас по своей власти…» (7 июля).

  В письме к тётушке Варваре Дмитриевне я в стихах изложила свои мысли о замужестве:

            Искавши в мире идеала

            И не нашед его,

            Анета счастия искала

            В средине сердца своего

            Всё в двадцать лет ей надоело…

   А дальше я написала, что супруг должен быть «не идеальный, а простой», не красавец, которого «умом и ловкостью забыли одарить», но главное, чтобы родители «имением наградили» и в придачу «душ тысячу» дали.

   4-ый ведущий (продолжает):

   Кажется, что стремления Анны действительно прозаические. Но за этими словами скрывается ранимая душа. Разочаровавшись в первой любви, она особенно болезненно воспринимала всякое давление, всякое проявление мужской самоуверенности. Возможно, это и напугало её в Пушкине. Аннету привлекали мужчины почтительные и кроткие, такие, как сибирский казак Алексей Петрович Чечурин. Когда он уехал в армию 21 сентября 1828 года, Оленина записала в своём дневнике.

     

   А. А. Оленина (пишет в дневнике):

   Слайд 33

  «Он был мой идеал. Он имел то чистое, непорочное чувство чистоты, которое непонятно для наших молодых людей. Он не мог подумать без ужаса о распутстве. Чистая душа его не понимала удовольствий жизни безнравственной. Благородность души, правила непорочные, ненависть к разврату, чистая вера, пылкость чувств и его любовь, о которой я узнала только при отъезде, - вот что привязало меня к нему».

   5-ый ведущий:

   При таком виденье идеала мужчины у Пушкина было мало шансов на взаимность. Он не был столь морально чист и непорочен, отчего не вызывал у Анны доверия и тем более восторга.

   Исследователи отмечают, что и у самой Анны было много недостатков. Ей нравились ухаживания поклонников, это льстило её самолюбию. Она любила спорить и выделяла у себя «достоинство» уметь невинно бесить собеседника. Анна Алексеевна была всегда чрезмерно холодна, рассудительна, сдержанна, даже с теми, кто ей нравился.

Н. Д. Киселёв, А. П. Чечурин, Жорж Мейендорф … Все эти «минутные женихи» прошли мимо Анны, и она продолжала ждать. «Сердце грустит и даже не смеет надеяться… Ужасный приговор», - писала она в дневнике. Отец мечтал видеть свою Аннету замужем, тогда он умрёт спокойно.

   Звучит музыка (С. Рахманинов «Полонез»)

   Слайд 34

   В доме Олениных на Большой Морской в 1839 году бывал

М. Ю. Лермонтов, служивший в лейб-гвардии Гусарского полка. В день рождения Анны – 11 августа 1839 года – он вписал в её альбом:

               Ах! Анна Алексеевна,

               Какой счастливый день!

               Судьба моя плачевна,

               Я здесь стою, как пень.

               И что сказать не знаю,

               А мне кричат: «Plus vite!»

               Я счастья вам желаю

                Et je vous felicite.

   Слайд 35

   Вместе с Лермонтовым в дом Олениных стал часто заходить его сослуживец, полковник Фёдор Алексеевич Андро (1804-1885). В 1840 году Анна Алексеевна Оленина вышла за

него замуж. Ей было 32 года. В 1844 они уехали в Варшаву. В семье Андро родилось четверо детей: Александра, Софья, Фёдор, Антонина. Анне Алексеевне пришлось на практике проверить свои теории о семейном счастье, построенном не на любви, а на разумном взаимном уважении. Нельзя сказать, что её опыт оказался удачным. Муж, человек крайне щепетильный и прямолинейный, старался ограничить её жизнь выполнением обязанностей жены и матери. Он болезненно ревновал её к прошлому, поэтому все девичьи альбомы и дневники Олениной хранились на чердаке до самой смерти супруга.

  6-ой ведущий:

  Слайд 36

  Как же Пушкин пережил расставание с Анной Олениной? Незадолго до своего отъезда в Москву он вновь пишет стихотворение, наполненное нежностью и искренним чувством к предмету своего недавнего увлечения.  

  7-ой чтец:

           Город пышный, город бедный,

           Дух неволи, стройный вид,

           Свод небес зелёно-бледный,

           Скука, холод и гранит, -

           Всё же мне вас жаль немножко,

           Потому что здесь порой

           Ходит маленькая ножка,

           Вьётся локон золотой.

   6-ой ведущий (продолжает):

   Слайд 37

   Но вскоре Пушкин уже склонен был подшучивать над своей былой любовью. Он увлекается Анной Николаевной Вульф (Нетти) и пишет в стихах:

            За Netty сердцем я летаю

            В Твери, в Москве –

            И R и О позабываю

            Для N и W.

   R здесь - Александра Осиповна Россет, О – Анна Алексеевна Оленина.

   Слайд 38

   В Москве сёстры Ушаковы посмеялись над его увлечением. Острая на язычок Екатерина Ушакова сказала, что он остался с оленьими рогами (обыгрывая фамилию Анны), а в альбоме Елизаветы остался рисунок с изображением А. А. Олениной и подпись:

            Прочь, прочь отойди,

            Какой беспокойный!

            Прочь, прочь отвяжись,

            Руки недостойный!

   Слайд 39

   В апреле 1829 года Пушкин сделал предложение Наталье Николаевне Гончаровой.      

   Слайд 40

   Воспоминание об Олениной вновь возникло у поэта в период работы над восьмой главой «Евгения Онегина» в декабре 1829 года. Пушкинист Т. Цявловская предполагает, что этому предшествовало какое-то столкновение, нанесённая обида (порой для самолюбивого поэта достаточно было и неосторожно сказанного слова). Пушкин набросал картину Петербургского бала, где вывел под своим именем Анну Оленину (в другом варианте – под именем Лизы Лосиной) и её отца:

            Тут дочь его была,

            Уж так жеманна, так мала,

            Так бестолкова, так писклива,

            Что поневоле каждый гость

            Предполагал в ней ум и злость.

            Тут был отец её пролаз

            Нулёк на ножках…

   Эти беспощадные строки не вошли в окончательный вариант романа, но говорят о том, что Пушкин не забыл нанесённой ему обиды.

   7-ой ведущий:

   Слайд 41

   Некоторые исследователи предполагают, что Анне Алексеевне Олениной посвящено стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё быть может…». В январе 1829 года Елизавета Марковна и Анна Алексеевна приезжали в Москву к сестре Анны, Варваре Алексеевне. Несомненно, Пушкин встречался с Олениными в московском обществе, пока в начале весны они не вернулись в Петербург. По прошествии нескольких месяцев поэт написал чудесное стихотворение, как бы подводя черту под своей любовью.

   Слайд 42

   Это одно из самых проникновенных и загадочных стихотворений о любви. В нем выражено удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство. Автор (он же лирический герой) любит горячо и безответно,  его любовь лишена всякого эгоизма. Он искренне желает, чтобы любовь к ней её будущего избранника была такой же  нежной, как и его.

   Слайд 43

   Это стихотворение очень музыкальное, и Б. Шереметьев написал чудесный романс на стихи Пушкина, который вы услышите в исполнении Бориса Тимофеевича Штоколова.

   Слайды  44-45

   Звучит романс Б. Шереметьева «Я вас любил…» в исполнении Б. Т. Штоколова.

   8-ой ведущий:

   Слайд 46

   Анна Алексеевна Оленина прожила долгую жизнь. По воспоминаниям внучки Ольги, она до конца жизни сохранила живость и ясность ума, любила рассказывать, при каких обстоятельствах появились на свет те или иные автографы, были преподнесены ей стихи или рисунки и портреты, выполненные О. А. Кипренским, К. П. Брюлловым, ноты, написанные М. И. Глинкой. «Всё, что относилось к памяти Пушкина, бабушка хранила с особенной нежностью, она всегда говорила, что в его обществе никому никогда скучно не могло быть – такой он был весёлый, живой, интересный, особенно в интимном кругу, когда он чувствовал, что к нему относятся доброжелательно… На наши вопросы, почему она не вышла замуж за Пушкина, она отшучивалась: «Такова была воля Божия…». Но были и объективные причины: «Она хорошо понимала, что ей не совладать со вспыльчивостью и неудержимой горячностью Пушкина; и пугала странность нрава его природного. Она знала, что он очень ревнив и несносно самолюбив. Главною, однако, причиною нежелания соединить свою судьбу с Пушкиным было то, что она не была влюблена в него и что её сердце принадлежало другому».

   Звучит музыка (Ф. Шуберт «Серенада»)

   9-ый ведущий:

   Слайд 47

   После смерти мужа Анна Алексеевна Оленина затосковала по России и переехала в тихое имение своей дочери в Волынской губернии. Умерла она в возрасте 80 лет 15 декабря 1888 года. Как она и завещала, похоронили её за стенами ближайшего женского монастыря, а её бриллиантовым фрейлинским шифром украсили местную икону Божьей Матери.

   10-ый ведущий:

   Слайд 48

  Такова история взаимоотношений А. С. Пушкина и А. А. Олениной, представленная во многих исследованиях. Но существует и друга точка зрения на то, почему они расстались. Исследователь Т. Г. Цявловская даёт такую характеристику Олениной: «Рассудительность, душевный холод часто заглушали её природную пылкость. Властная и даже деспотичная в отношениях с людьми, резонерка, чрезвычайно высоко мнящая о себе – она представляется нам мало симпатичным человеком. Но обаяние девичьей нежности, привлекательность в соединении с весёлым и живым характером заставили Пушкина «без памяти» влюбиться в неё. Три месяца она занимала его мысли и чувства. Затем, не встретив взаимности, увлечение стало гаснуть. Пушкин начал обращать внимание на «резкость», жёсткость в её суждениях, стал замечать, что, слушая, она его не понимает. Увидел, что девушка «крепится противу принятия впечатлений», «морщится» перед ними. Он стал удивляться «тупости её понятий»». В конце концов, Пушкин разочаровался в предмете своего увлечения, и их отношения сошли на нет.

  Заключительное слово учителя:

  Это мнение одного из исследователей. Мы с вами увидели, что в истории взаимоотношений А. С. Пушкина и А. А. Олениной, кроется много непонятного, нераскрытого, высказываются разные мнения и предположения о том, что их связывало. Правду знали только они, и нам её уже не разгадать. Но следует отдать должное роли Олениной в творческой судьбе поэта. Она была центральным образом любовной лирики 1828 года и вдохновила А. С. Пушкина на создание одного из самых больших циклов стихотворений о любви за всю его жизнь.

   Звучит музыка (П. Чайковский «Сентиментальный вальс»)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аринштейн Л. М. Преображение Дон-Жуана. Лирический дневник Пушкина. –

      М.: Academia, 2008г. – стр. 137-138.

  1. Вербицкий Р. И. Мимолётные виденья и … - Спб.: КультИнформПресс, 2002г. – стр. 124-150.
  2. Губер П. Донжуанский список Пушкина. – Харьков: Дельта, 1993.
  3. Данилова А. Души моей царицы. Воспетые Пушкиным. – М.: Эксмо, 2008г. –

      стр. 422-443.

  1. Дневник № 11 у. Анна Алексеевна Оленина. – М.: Фонд им. Сытина, 1994.
  2. Жуйкова Р. Г. Портретные рисунки А. С. Пушкина. Каталог атрибуций. – СПб, 1996.
  3. Забабурова Н. В. «Наука страсти нежной…»: адресаты любовной лирики Пушкина. – Саранск; Болдино, 2006г. – стр. 462-496.
  4. Лукьянов А. Александр Пушкин в любви. – М.: Феникс, 1999.
  5. Пушкин в музыке. Справочник. - М.: Советский композитор,1974.
  6. Пушкинская энциклопедия. – М.: Издательство АСТ,1999.
  7. Рябцев Е. 113 прелестниц Пушкина. – М.: Феникс, 1999.
  8. Соколов В. Рядом с Пушкиным. Том 1. – М.: Тверская, 13, 1998.

13. Спутницы Пушкина. По книге В. В. Вересаева «Спутники Пушкина». –  

      М.: Профиздат, 1996г. – стр.  136-137.          

14. Чижов И. Б. Души волшебное светило. – СПб, Лениздат, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой Дню Матери

Субъектом учебно-воспитательного процесса, кроме учителя и ученика, является родитель. Поэтому в своей деятельности классного руководителя средствами творческого компонента урока литературы я приглаша...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока«Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.»...

Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям

Данное мероприятие подготовлено для  проведения в рамках  творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить...

Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям

Данное мероприятие подготовлено для  проведения в рамках  творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить  детей с жизнью и творче...

Литературная гостиная, посвящённая 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова Сергей Михалков - детям

Данное мероприятие подготовлено для  проведения в рамках  творческого проекта и приурочено к 100-летию со дня рождения С. В. Михалкова.Цели и задачи:Познакомить  детей с жизнью и творче...