внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")
материал по литературе (9 класс) по теме

"Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Любовь к Отечеству как важнейшее качество личности формируется через внеклассную работу по литературе.

     В 9 классе после изучения «Слова о полку Игореве» во время общешкольного мероприятия «Академгородок» провожу совместно с учителями-филологами литературно-познавательную игру «Умники и умницы» («по Слову…») для параллели 8-9классов.

Цели игры: 1. Углубить знания о Памятнике древнерусской литературы.

                     2. Дать понять учащимся, что «Слово» современно и сегодня.

                     3. Связать «Слово» с другими видами искусства.

    Девятиклассники готовятся к игре: собирают материал, отвечают на вопросы, учат наизусть отрывки из «Слова», готовят костюмы и инсценировки некоторых глав, проводят мероприятие с помощью педагогов. Во время  игры дети приобщаются к миру прекрасного: к поэзии, живописи, музыке. Обращаются к истории Руси, приближаются к своим предкам.

На доске:

             1. Слова Д.С.Лихачева: «Слово – это многолетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэзии Х!Х и ХХ веков, а его корни глубоко уходят в русскую почву».

             2. Иллюстрации И.Глазунова, В.Васнецова, В.Фаворского.

             3. Таблица родословной русских князей.

Оборудование:        

             1.Запись оперы Бородина «Князь Игорь» и древнерусского текста «Слова…» в исполнении Д.С.Лихачева.

                                                       ХОД ИГРЫ

  1. Выбираются 2-е команды, которые получили задания по «Слову».
  2. Представляем жюри игры.
  3. Знакомим с условиями оценки ответов: красная медаль – точный и полный ответ-5 баллов; зеленая медаль – ответ неполный-3 балла; можно выдавать медали болельщикам (критерии оценивания могут быть разными).

В конце игры подводятся итоги, называется команда - победитель и умники-умницы.

                                       Вступительное слово ведущего:

        1.Не пора ль нам, братия, начать

           О походе Игоревом слово,

           Чтоб старинной речью рассказать

           Про деянья князя удалого?

   Перед нами произведение «изумительное, горная вершина». Мы до сих пор воспринимаем «Слово…» как гениальный памятник древнерусской литературы. Из далекой дали, через пространство столетий доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к родной земле.

        

                                                                       I

Ведущий: Всего 20-25 страниц текста, а в них скрыта подлинная сокровищница сведений о Руси Х-ХII в.в. Здесь все верно с исторической, календарной, военной точки зрения.

    1.Докажите историческую достоверность «Слова…» Приведите примеры из текста.

   

    2.Перед вами таблица, отражающая родословную русских князей. Представьте, что вы Игорь Святославович…

       1) Кем вам приходится Олег Святославович Горислав?  (дед)

       2) Изяслав Владимирович?  (правнук)

       3) Олег Святославович, новгород-северский?   (двоюродный брат)

       4) Святослав Олегович, черниговский князь?  (отец)

       5) Ефросинья Ярославна?    (жена)

       6) Ольга Глебовна?   (свояченица)

     3.Из каких городов вышли в поход князья Игорь и Всеволод?

     4.Тьмутарокань. Где это место на современной географической карте?

     5.На иллюстрациях показаны предметы быта и одежды. Какими из них могли пользоваться герои «Слова…»?

 Ведущий: На незначительном эпизоде автор показал историю Руси от старого Владимира до Игорева похода. Историки не нашли ни одной ошибки. Это историческая панорама от крещения Руси до ХII в.

                                                                      II

Ведущий: В.Г.Белинский писал, что в «Слове…» еще заметно влияние поэзии языческого быта. Это благоухающий цветок славянской народной поэзии».

   1.Какие яркие образы языческих богов вспоминает автор «Слова…»?

   2.Какие образы связывают «Слово…» с УНТ?

Ведущий: Автор, вне сомнения, христианин, но, как наследник Бояна, не чурается рассказать и о древнерусских языческих богах. Это явление сохранилось и до наших дней – Христианско-языческое двоеверие.

   

                                                                     III

Ведущий: Загадочность – свойство всех великих произведений, потому что они бесконечно глубоки, содержание их необозримо, и сколько бы их не разгадывали, всегда останется нечто таинственное.

                  Послушайте плач Ярославны в разных переводах.

                          3 девочки в костюмах читают плач.

   

      1.Почему плач слышится на Дунае?   (до него от реки Сеймы-800 верст)

       2.Почему жену Игоря называют Ярославна, а жену Всеволода – Глебовна?

       3.Почему Ярославна в «Путивле на забрале», а не в Новгород-Северском?

       4.Почему называет себя кукушкой?

                   Музыкальная пауза – Плач Ярославны из оперы «Князь Игорь».

                                                                   

                                                                   IV

Ведущий: Автор «Слова…» использует поэтические приемы, в которых проявляется характерное для древних русичей ощущение тесных связей с родной природой, с родной землей.

    1.Приведите примеры из текста, когда автор сравнивает героев с животными и птицами. Как это связано с русскими сказками?

                                                                   V

Ведущий: Давайте вернемся к началу «Слова…».    (Не лепо ли ны бяшеть

                                                                                         Старыми словесы…)

  1.Что значит старыми словесы? Каким языком написано «Слово…»?

  2.Звучит отрывок «Слова…» на старославянском. Переведите, используя любой перевод «Слова…».

  3.Назовите имена переводчиков «Слова…».

                                                                  VI

Ведущий: Восемь веков живет «Слово…». До сих пор оно живо и неразрывно связано с современной культурой. Два века его изучают, читают, переводят и у нас, и во всем мире. И эти расстояния лишь подтверждают истину, открытую еще в античном мире великим философом и целителем V-IV в.в. до н.э. Гиппократом: «Жизнь коротка, искусство вечно».  «Слово…», по словам К.Маркса, было призывом русским к объединению перед нашествием татар».

Послушайте «Золотое слово Святослава» (или читает ученик в костюме князя)

   

    1.Можно ли говорить об его актуальности сегодня?

    2.Когда было найдено «Слово…»? Судьба этой находки?

    3.Назовите имена известных иллюстраторов. Какие иллюстрации, размещенные на доске, принадлежат им?

    4.К «Слову...» обращались русские поэты в «переломные» для России годы:1812, 1914; 1941-1945. Как вы думаете, почему?

    5.Особенно много стихов посвящено Ярославне. Почему?

Послушайте стихи Татьяничевой и Друниной.

                                                                VII

Ведущий: Закрыта последняя страница «Слова…» - этой жемчужины Древнерусской литературы и до сих пор современного призыва к единению, к миру тех, кто кует крамолу, кто идет на брата с оружием в руках. Земля – наш общий дом, мы все вместе плывем в единой лодке во Вселенной.

Поэт Михаил Дудин писал:

                                    Устало море биться о ступени.

                                     Померкло солнце, и отхлынул зной.

                                     Былых времен разбуженные тени

                                     В вечерний час беседуют со мной.

                                     А кто сказал, что прошлое неявно?

                                     Времен и судеб неразрывна связь.

                                     Не перестанет плакать Ярославна,

                                     Пока из мертвых не воскреснет князь.

Подведение итогов, слово жюри. Выбрать умника, который ответил на большее количество вопросов. Вручение медалей и дипломов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"

папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....

Презентация Слово о полку Игореве

В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....