урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Сызранова Наталия Владимировна

Заключительное занятие в разделе "Фольклор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sochinyaem_skazku.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 362

Московского района г.Санкт-Петербурга

Сызрановой Наталии Владимировны

Тема урока: Сочиняем волшебную сказку

Тип урока: развития речи

Цели урока:

  • закрепление знаний о сказке как особом жанре устного народного творчества;
  • знакомство с приемами сюжетосложения волшебной сказки;
  • знакомство с литературоведческими понятиями;
  • обучение приемам сочинительства сказок;
  • развитие связной речи;
  • развитие творческого потенциала обучающихся;
  • воспитание культуры общения;
  • воспитание бережного отношения к народным сказкам и любви к русскому языку.

Ход урока.

Эпиграфы урока:

 Что за прелесть эти сказки!

А.С.Пушкин

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок

 А.С.Пушкин

  1. Вводное слово.

Тихо скрипят половицы, 

Налейте в чашки чаек.

Под тихий шелест страницы

К нам сказка в гости идет…(слайд 3)

Как вы уже догадались, у нас сегодня в гостях будет сказка, но не простая сказка, а сказка, которую вы сами сочините, поэтому нам нужно подготовиться к творческому процессу создания сказки.

  1. Повторение изученного по теме «Сказка».
  • В какой форме существовали сказки в Древней Руси?

(Сказки существовали в устной форме, поэтому они относятся к словесному фольклору. Это жанр устного народного творчеств, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста.)

  • Подумаем: от какого слова образовалось слово «сказка»?

( От существительного «складка» (вымысел), от глагола «складывать»).(слайд 4)

  • Сказку легко выделить среди других жанров устного народного творчества. Кто-то может сказать, что сказка – пустяк, чистая фантазия, откровенная неправда. Вы согласны с этой точкой зрения?

(Нет. В сказках есть вымысел и фантастика. Но в ней, как в зеркале, отражается жизнь народа, его характер. А главное, борьба добра и зла.)

  • На какие жанры делятся сказки?

(Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Называют отличительные особенности каждого жанра. Приводят примеры сказок по жанрам.) (Слайд 5)

  1. Волшебные сказки. Композиция, сюжет и особенности волшебной сказки.
  • Эпиграф нашего урока слова А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!». А в чем заключается прелесть волшебной сказки?

(Волшебные сказки – это особый вымысел. Ни одна из сказок не обходится без сверхъестественной силы, волшебных героев, магических превращений. В этих сказках герои нарушают какой-то запрет, потом исправляют последствия и в конце побеждают зло. Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)

  • Необычен язык волшебных сказок. Мы можем встретить постоянные эпитеты (Обучающиеся дают определение и приводят примеры. Постоянные эпитеты-  красочные определения, подчеркивающие признаки предмета, которые употребляются с устойчивом сочетании с одним определяем словом. Например, «терем расписной»,«живая вода», «травушка-муравушка», «красная девица», «добрый молодец»); повторы (Примеры учеников: «жили-были», «ехали-ехали», «шел-шел»); олицетворение (приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым «завыла яблоня, закричала», «ветер засвистел», «котелок засопел, засвистел») (Слайд 6)
  • В волшебных сказках особая композиция, построение сказки. (Присказка, зачин, завязка, события, кульминация, развязка, концовка). (Слайд 7)

Характеристика каждого элемента. Присказка- ритмически организованная прибаутка. (Ученики приводят примеры: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди.») Зачин –начало сказки, может быть коротким или длинным. («За тридевять земель, в тридесятом царстве жили-были…», «Жил да был старик да старуха..», «В некотором царстве, в некотором государстве…») Концовка ограничивается ограничивает сказку, возвращает читателя в реальность. ( «И стали они жить да поживать да добра наживать», «Тут и сказочки конец, а кто слушал, молодец»)

  • Практическое задание. 

Соотнести элементы композиции с примерами (Слайд 8)

Где повторы, зачины, присказки, концовки сказок?

а) Жили-были в Тридевятом царстве,                                 1)зачин

В Тридесятом государстве…

б) Солнце высоко, колодец далёко,                                 2)повтор

Жар донимает, пот выступает.

в) Скоро сказка сказывается,                                         3)присказка

Да не скоро дело делается

г) Я там был, мёд, пиво пил,                                         4)концовка

По усам текло, а в рот не попало

  • Персонажи сказки.

Положительные герои (Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Премудрая, крестьянский сын, царевна-лягушка); отрицательные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный, чудо-юдо, Лихо Одноглазое)

  • Магическое число три (три сына, три задания для героя, три загадки, три дороги, три дня для выполнения задания, головы чудо-юда делятся на три) (Слайд 9)
  • Второй эпиграф нашего урока «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» А.С.Пушкин.

Как вы понимаете слова великого поэта о волшебной сказке? (Любая сказка должна показать победу добра над злом. Должна учить преодолевать трудности и идти к намеченной цели.)

  1. Алгоритм подготовки к написанию сказки.
  • Выберите сюжет для волшебной сказки. Не переживайте, если он будет перекликаться с уже известными историями. За счет нюансов, добавленных вами, сказка постепенно станет уникальной. В основу сюжета заложите историю о потере или нехватки чего-либо, что необходимо найти, преодолев некие препятствия. Придумай приключение.
  • Придумайте героев своей истории. Обязательны в волшебной сказке роли положительного героя, например Иван-Царевич, отрицательного (Змей Горыныч, Баба-Яга), а также помощники положительных и отрицательных персонажей. Также возможно включение в сюжет персонажа, который исправляется и меняется в процессе повествования (был плохим – стал хорошим, ленивый – трудолюбивым и пр.).
  • Хорошо пропишите характеры героев. Каждый из них должен обладать яркими чертами, определяющими их поведение. Если герои сказки – звери, подберите им соответствующие их внешности и возможностям достоинства и недостатки, наделите некоторыми человеческими чертами.
  • Перед написанием составьте план вашей сказки. (Слайд 10)
  1. Домашнее задание.

Написать волшебную сказку по мотивам русских народных сказок.

Использованная литература:

  1. В.Я. Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин Литература, ч.1, М, Просвещение , 2012
  2. Беломестных О. Б. Поурочные разработки по литературе в 5 кл. – М.: Издательство «Вако»,2003 г
  3. Тесты по литературе 5-11 классы М. изд-во АСТ «Астрель», 2000
  4. http://www.kakprosto.ru/kak-125765-kak-napisat-volshebnuyu-skazku

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы 5класс "волшебные сказки"

Технологическая карта урока,презентация....

урок развитие речи "Сочиняем волшебную сказку"

Заключительное занятие в разделе "Фольклор"...

Урок развития речи. "Зимняя сказка".

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов. Показ их мастерства в создании пейзажной лирики(в частности зимней)....

Урок развития речи. "Зимняя сказка".

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов. Показ их мастерства в создании пейзажной лирики(в частности зимней)....

Урок развития речи. "Зимняя сказка".

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов. Показ их мастерства в создании пейзажной лирики(в частности зимней)....

Развитие речи. Составление волшебной сказки.

Данный урок позволяет совершенствовать ре­чевые умения, воспринимать и понимать отличия волшебной сказки от литературного произведения, навыки пересказа; по­вторять «законы» в...