Главные вкладки

    Рабочая программа по литературе (11 класс) по теме:
    рабочая программа по литературе 2013-2014 11 класс

    Бессонова Наталия Валерьевна

    рабочая программа составлена на основе программы В.В. Агеносова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_11_kl.docx61.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по литературе для 11 классана 2013-2014 учебный год

    1.Пояснительная записка:

    • Статус документа (на основе каких нормативных документов составлен)

    Данная рабочая программа для учащихся 11 класса  разработана на основе примерной программы  по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В.В. Агеносова (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: В.В. Агеносов, и другие.-М.:Дрофа,2013), рекомендованной   Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом  образовательного  учреждения.

    Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( 3 часа в неделю).

    Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

    • учебник  для учащихся в 2-х частях под редакцией Агеносова, Архангелського.- М.: Дрофа, 2012.

    .

    • Общая характеристика курса

    Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы.

    Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»).  Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать, сделан  на основе читательских пристрастий учащихся,  индивидуальных  особенностей класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, определяется как требованиями УМК, так и уровнем сформированностиобщеучебных умений и навыков, а также интересом, проявленным при изучении  произведения.

    Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя  целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения

    • Цели и задачи курса

    Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

    • воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
    • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
    • освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
    • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
    • Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных   позиций,   эстетического вкуса, совершенному владению речью.

    Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

    • Описание места курса в учебном плане
    • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    знать/понимать:

    • образную природу словесного искусства;
    • содержание изученных литературных произведений;
    • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
    • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
    • основные теоретико-литературные понятия;
    • уметь:
    • воспроизводить содержание литературного произведения;
    • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
    • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
    • определять род и жанр произведения;
    • сопоставлять литературные произведения;
    • выявлять авторскую позицию;
    • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
    • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
    • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
    • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    • участия в диалоге или дискуссии;
    • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
    • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
    • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
    • Результаты обучения:

    Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:

    • Тесты (типа ЕГЭ).
    • Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.
    • Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.
    • Изложения с творческим заданием.

    Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».

    Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.

    Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.

    Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.

    Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.

    • Содержание курса

    Литература XX века

    Введение

    Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

    Литература первой половины XX века

    Обзор русской литературы первой половины XX века

    Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

    Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

    И. А. Бунин

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

    Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

    А. И. Куприн

    Жизнь и творчество (обзор).

    Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

    М. Горький

    Жизнь и творчество (обзор).

    Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

    Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

    Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

    Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

    Символизм

    Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

    В. Я. Брюсов

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

    К. Д. Бальмонт

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

    А. Белый

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

    А. А. Блок

    Жизнь и творчество(обзор)

    Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

    Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

    Поэма «Двенадцать».

    История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

    Акмеизм

    Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

    Н. С. Гумилев

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

    Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

    Футуризм

    Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

    Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

    И. Северянин

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

    Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

    В. В. Хлебников

    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

    Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

    В. В. Маяковский

    Жизнь и творчество(обзор)

    Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

    Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

    «Облаков штанах».

    Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

    Крестьянская поэзия

    Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

    Н. А. Клюев.
    Жизнь и творчество (обзор).

    Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

    Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

    С. А. Есенин

    Жизнь и творчество.

    Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

    Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

    «Анна Снегина»— поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

    Русская литература 20-40-х годов(обзор)

    Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

    А.Н.Толстой.

            Жизнь и творчество(обзор)

            "Петр Первый".

    Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

    А.А.Фадеев.

            Жизнь и творчество(обзор)

            "Разгром".

     Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

    М.И.Цветаева.

    Жизнь и творчество(обзор)

    "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...»,«Тоска по родине! Давно...», «Москве»,«Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

    Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

    О.Э.Мандельштам.

    Жизнь и творчество(обзор)

    «Notre Dame»,«Бессонница. Гомер. Тугие паруса...»,«За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.

    Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

    А.А.Ахматова.

    Жизнь и творчество (обзор)

    «Сжала руки под темной вуалью...»,«Мне ни к чему одические рати...»,«Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

    Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

    «Реквием».

    Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

    Б.Л.Пастернак.

    Жизнь и творчество (обзор).

    «Поэт и стихи»,«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии»,«Во всем мне хочется дойти...»,«Любить иных— тяжелый крест...»,«Никого не будет в доме...»,«Сосны»,«Иней»,«Снегидет», «Гамлет»,«3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

    Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

                            "Доктор Живаго" (обзор).

    Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

    М.А.Булгаков.

            Жизнь и творчество(обзор).

            "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

    "Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

    "Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

    А.П.Платонов.

            Жизнь и творчество(обзор).

            "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

    Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

    М.А.Шолохов.

            Жизнь и творчество писателя(обзор).

            "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

    Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

    Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

    И.С.Шмелев.

            «Солнце мертвых».

    Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

    М.А.Алданов.

    «Чертов мост».

    Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

    В.В.Набоков.

    «Другие берега»,«Дар», «Защита Лужина»,«Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

    Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

    Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

    "Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

    "Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

    "Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

    Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

    Великая Отечественная война в литературе

    Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

    Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

    Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

    Русская литература 50- 90-х годов XX века

    обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

    Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

    А.Т.Твардовский.

    «Вся суть в  одном-единственном завете...»,«Памяти матери»,«Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

    Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

    «За далью— даль»— поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

    Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

    И.А.Бродский.

    Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи»,«Части речи» (по выбору учителя и учащихся).

    Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

    А.И.Солженицын.

    «Один день Ивана Денисовича»,«Архипелаг ГУЛАГ»(главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

    Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

    В. Т. Шаламов

    Жизнь и творчество (обзор).

    Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

    История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

    В.П.Астафьев.

            "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

    "Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

    Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

    В.Г. Распутин.

            "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

    Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

    Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

    Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

    В. М. Шукшин

    Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

    Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

    А. В. Вампилов

    Пьеса «Утиная охота».

    Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

    Зарубежная XX века

    Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

    Дж.Лондон.

            "Любовь к жизни".

    Название произведения и его герой, который не сдается.

    Б.Шоу.

            "Пигмалион".

     Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

    Г.Аполлинер.

            Лирика ("Мост Мирабо" и др.).

    Экспериментальная направленность лирики.

    Э. Хемингуэй

    Жизнь и творчество (обзор).

    Повесть «Старик и море».

    Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

    • Учебно-методическое обеспечение курса (УМК, материально-техническая база, список литературы, информационно-компъютерная поддержка учебного процесса)

    Учебное пособие «Литература (Русская литература ХХ века). 11 класс». Под общей ред.В.В. Агеносова. М., Дрофа 2013

    Дополнительная литература:

    • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006
    • Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004
    • И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008
    • Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004
    • Электронное пособие «Серебряный век русской литературы»

    2.Календарно-тематическое поурочное планирование:

    № урока

    дата

    Наименование раздела программы/кол-во часов

    Тема урока

    Форма/тип урока

    Элементы содержания

    Требования к уровню усвоения

    Вид/форма контроля

    Оборудование.Информационное

    сопровождение, демонстрации. Лабораторные и практические работы

    план

    факт

    Русская литература рубежа 19-20 веков (42 часа)

    1

    1

    Введение. Судьба России в 20 веке.

    Лекция

    Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

    Иметь представление о своеобразии литературы данного периода с точки зрения направлений, стилей, тем, идей, языка, образов, составлять тезисы статьи в учебнике

    2

    1

    И. А. Бунин.Жизнь и творчество.

    Беседа

    Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель». Чтение и анализ стихотворений.

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, выразительно читать произведение

    Портрет писателя, ЦОРы и ЭОРы

    3

    1

    И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Изображение мирового зла в рассказе.

    Беседа с элементами дискуссии

    Символика бунинской прозы.

    Воспроизводитьконкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей,  анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    4 - 5

    2

    Тема любви в прозе И. Бунина. Цикл «Тёмные аллеи».

    Беседа

    Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.

    Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

    Тест по творчеству писателя, контрольные вопросы

    6

    1

    А.И. Куприн.Жизнь и творчество.

    Беседа

    Основные  темы и проблемы творчества Куприна.

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    Портрет писателя, ЦОРы и ЭОРы

    7-8

    2

    Талант любви в  рассказе «Гранатовый браслет».

    Беседа

    Библейские мотивы в рассказе

    Давать оценку изученному произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    Письменный ответ на вопрос

    9

    1

    А.М. Горький. Жизнь и творчество

    Беседа

    Творческий путь писателя. Становление человека

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    Портрет писателя, ЦОРы и ЭОРы

    10

    1

    Ранние романтические рассказы писателя.

    Беседа с элементамии анализа

    «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Романтический герой в ранних романтических рассказах Горького.

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    11

    1

    Пьеса «На дне» как социально-философская драма.

    Беседа  

    Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и конфликта пьесы. Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия произведения.

    Воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям

    12

    1

    Роль Луки в пьесе.

    Беседа

    Истинное и ложное понимание доброты

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    13

    1

    Вопрос о правде в драме Горького «На дне».

    Дискуссия

    Библейские мотивы в драме

    Давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему

    Наизусть отрывок, тест по произведениям, домашнее сочинение

    14-15

    2

    Жизнь и творчество Л. Андреева

    Беседа

    Рассказ  «Иуда Искариот». Тема человека в рассказе

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    Письменный анализ рассказа

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    16-17

    2

    Модернизм. Русский символизм и его истоки

    Лекция

    Причины становления символизма как литературного течения

    Знать основные  литературоведческие понятия

    18

    1

    В. Брюсов. Жизнь и творчество

    Беседа

    Брюсов как основоположник символизма в России. Проблематика и особенности стиля поэта

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Чтение стихотворений наизусть

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    19

    1

    К. Бальмонт. Жизнь и творчество

    Беседа

    Основные темы и мотивы лирики

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    20

    1

    А. Белый.   Тема Родины в творчестве поэта

    Беседа

    Основные темы в творчестве поэта

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    21

    1

    А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символисты

    Беседа

    Влияние символизма на творчество Блока

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты символизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    22

    1

    Темы и образы ранней лирики Блока

    Беседа с элементами устного анализа

    «Стихи о Прекрасной Даме»

    Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Наизусть одно из стихотворений цикла

    23

    1

    Тема страшного мира в лирике Блока.

    Беседа, устный анализ

    Чтение и анализ стихотворений. Развитие понятия об образе – символе.

    Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Наизусть одно из стихотворений цикла «Город»

    24

    1

    Тема Родины в лирике Блока.

    Практикум

    Чтение и анализ стихотворений.

    Анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Письменная работа – анализ стихотворения

    25-27

    3

    Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

    Беседа, анализ

    Идейное содержание произведения.

    Объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

     Домашнее сочинение по творчеству А.А. Блока

    28

    1

    Акмеизм как национальная форма неоромантизма

    Беседа с элементами лекции

    Акмеизм, неоромантизм, символизм – общее и разница в идеологии течений

    Уметь находить черты литературных направлений в произедениях

    29

    1

    Н. Гумилев. Слово о поэте

    Беседа

    Проблематика и поэтика лирики Н.С. гумилева

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты акмеизма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    30

    1

    Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

    Беседа с элементами лекции

    Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

    Уметь находить черты литературных направлений в произведениях

    31

    1

    Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина, Хлебникова.

    Беседа с элементами устного анализа

    Направления футуризма в русской литературе

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателей, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    32-33

    2

    В. Маяковский. Жизнь и творчество

    Беседа

    Основные этапы творчества Маяковского. Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты футуризма, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведения

    Наизусть стихотворения

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    34

    1

    Своеобразие любовной лирики Маяковского

    Беседа, анализ

    Чтение и анализ произведений.

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    35

    1

    Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского.

    Беседа, анализ

    Чтение и анализ произведений

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Мини-сочинение

    36

    1

    В.Маяковский-драматург. Сатирическое изображение современности.

    Беседа

    Сатирическая направленность драматических произведений Маяковского

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты

    Домашнее сочинение

    37

    1

    Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор)

    Беседа

    Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, составлять тезисы статьи в учебнике, выразительно читать произведение

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    38

    1

    С. Есенин. Жизнь и творчество

    Урок-экскурсия (медиа ресурсы)

    Имажинист или новокрестьянский поэт? Особенности творчества С.А. Есенина

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    39

    1

    Тема России в лирике Есенина

    Аналитическая беседа

    Чтение и анализ стихотворений.

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Наизусть стихотворения

    40

    1

    Любовная тема в лирике Есенина

    Анализ стихотворений

    Чтение и анализ стихотворений.

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Наизусть стихотворения

    41

    1

    Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни.

    Аналитическая беседа

    Чтение и анализ стихотворений

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Наизусть стихотворения

    42

    1

    «Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.

    Беседа

    История создания поэмы

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

    Сочинение по творчеству Есенина

    Русская литература 20-40 годов (32 часа)

    43

    1

    Общая характеристика русской литературы послереволюционных лет

    Лекция

    Историческая ситуация в стране, ее влияние на развитие литературы

    Знать основные произведения и писателей того времени, разбираться в жанровом многообразии

    44

    1

    А.Толстой.«Петр Первый» - первый советский исторический роман.

    Обзорная лекция

    Интерес к истории – путь развития литературы

    Знать основные факты из жизни писателя, дать оценку произведению

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    45-46

    2

    А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя. Тема гражданской войны в романе «Разгром». Роль интеллигенции в революции.

    Беседа

    Знакомство с романом «Разгром».

    Знать основные факты из жизни писателя. Давать  оценкуизученномупроизведению на основе личностного восприятия

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    47-48

    2

    М.Цветаева. Жизнь и творчество.Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Своеобразие поэтического стиля.

    Аналитическая беседа

    Чтение и анализ стихотворений.

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Наизусть по выбору учащихся

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    49

    1

    О.Мандельштам. Жизнь и творчество.Трагический конфликт поэта и эпохи.

    Беседа

    Особенности творчества О.Э. Мандельштама

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    50, 51

    2

    А.Ахматова. Жизнь и творчество.Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

    Беседа

    Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Наизусть стихотворения

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    52

    1

    Поэма Ахматовой «Реквием».

    Беседа

    Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции.

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Мини-сочинение

    53

    1

    Б.Пастернак. Страницы жизни и творчества.

    Беседа

    Философский характер лирики поэта. Основные темы и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений.

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    54

    1

    Роман «Доктор Живаго». Человек, история и природа в произведении.

    Беседа

    Роль человека в истории страны

    Дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

    55

    1

    Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

    Беседа

    Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

    Дать оценку героям и событиям, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

    56

    1

    Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа.

    Беседа

    Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа.

    Знать понятие лирический герой произведения

    Сочинение по роману

    57

    1

    М.Булгаков. Жизнь и творчество.

    Беседа

    Влияние политической обстановки в России на творчество писателя

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    58

    1

    История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения

    Беседа

    История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание, дать оценку героям и событиям

    59-60

    2

    Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

    Анализ

    Многослойность романа Булгакова

    Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, анализировать произведение и характеризовать основные его компоненты

    61

    1

    Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

    Анализ

    Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

    62

    1

    Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

    Анализ

    Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения

    63-64

    2

    Контрольный урок развития речи по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Сочинение

    Сочинение

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, писать сочинения на литературную тему

    Сочинение – контрольная работа

    65

    1

    А. Плаьонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован»

    Беседа

    Творчество А. Платонова в русской литературе

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    66

    1

    М. Шолохов. Жизнь и творчество

    Беседа

    Судьба казачества в произведениях Шолохова

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    67

    1

    История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения.

    Беседа

    История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения.

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, анализировать эпизод изученного произведения, характеризовать героев произведения. Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

    DVD диск с фильмом «Тихий Дон»

    68-69

    2

    Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

    Беседа

    Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

    70-71

    2

    Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.

    Беседа

    Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

    Тест ЭОР

    72

    1

    Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

    Беседа

    Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

    73

    1

    Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

    Беседа

    Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

    Давать  оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью, анализировать эпизод изученного произведения

    74

    1

    Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон».

    Кр

    Контрольный работа по роману Шолохова «Тихий Дон».

    Уметь письменно излагать свои мысли

    Кр

    Русская литература за рубежом 1917-1940 годы (1 час)

    75

    1

    Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор)

    Обзорная лекция

    Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции(обзор)

    Знать основных писателей, поэтов того времени

    Великая Отечественная война в литературе (3 часа)

    76

    1

    Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.)

    Урок-концерт

    Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.)

    Знать жанровое разнообразие, уметь анализировать произведение

    Наизусть по выбору

    77-78

    2

    Проект «Человек на войне и правда о нем».

    Защита проектов.

    Человек в годы войны. Правда о войне глазами писателей-ветеранов

    Навыки монологической речи, умение давать оценку произведению

    Проект

    Русская литература 50-90 годов 20 века(17 часов)

    79

    1

    Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор).

    Беседа

    Тематическое и жанровое разнообразие литературы

    Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике

    80

    1

    А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество

    Беседа

    Страницы жизни поэта

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    81

    1

    Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны.

    Беседа с элементами анализа

    Чтение и анализ стихотворений

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Наизусть по выбору учащегося

    82

    1

    Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»

    Беседа

    Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    83

    1

    И. Бродский. Слово о поэте.Проблемно-тематический диапазон его лирики.

    Беседа с элементами анализа

    Чтение и анализ стихотворений.

    Анализировать   произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    84

    1

    А. Солженицын. Жизнь и творчество

    Беседа

    А. Солженицын. Жизнь и творчество

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    85

    2

    Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя

    Беседа

    Анализ повести «Один день Ивана Денисовича».

    Прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

    Письменный анализ произведения

    86

    1

    В Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

    Беседа

    Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, прочитать  произведения, дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    87- 88

    2

    В. Астафьев. Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор)

    Обзорная беседа

    Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор)

    Знать особенности художественные особенности мировосприятия писателя

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    89-91

    3

    В. Распутин. Нравственная проблематика повестей писателя

    Беседа

    Нравственная проблематика повестей писателя

    Прочитать произведения, воспроизводить его конкретное содержание; дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей

    Анализ эпизода

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    92-93

    2

    В. Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина

    Беседа

    Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина

    Анализировать  произведение и характеризовать основные его компоненты, характеризовать героев произведения

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    94

    1

    А. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

    Беседа

    Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы

    Дать оценку героям и событиям, давать оценку изученному  произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей, объяснять связь произведений со временем написания и современностью

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    95

    1

    Авторская песня – особый пласт культуры

    Урок-концерт

    Авторская песня – особый пласт культуры

    Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике

    Зарубежная литература 20 века

    96

    1

    Общий обзор европейской литературы 20 века

    Лекция

    Общий обзор европейской литературы 20 века

    Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей, составлять тезисы статьи в учебнике

    97

    1

    Д. Лондон. Раздумья писателя о человеке и его жизненного пути.

    Беседа

    Раздумья писателя о человеке и его жизненного пути.

    Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    98

    1

    Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии

    Беседа

    Пьеса «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии

    Прочитать произведение, воспроизводить его конкретное содержание

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    DVD диск с фильмом «Моя прекрасная леди»

    99

    1

    Г. Аполлинер «Экспериментальная направленность лирики»

    Беседа

    Лирика Аполлинера

    Анализировать   произведение и характеризовать основные его компоненты, выразительно читать произведение

    100

    1

    Э. Хемингуэй. Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

    Беседа

    Слово о писателе.Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

    Знать основные  факты о жизни и творчестве  писателя, прочитать программное произведение, воспроизводить его конкретное содержание

    Портрет писателя. ЦОРы, ЭОРы

    101-102

    2

    Читательская конференция «Современная литература – истоки, направления, идеология»

    Беседа

    Современная литература глазами молодого читателя

    Объяснять  связь произведений со временем написания и современностью, объяснять сходство и различие произведений разных писателей

    Контрольный тест


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературе в 5 -11 классах под редакцией В.Я.Коровиной

    Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной и пояснительная записка для 5 -11 классов по литературе...

    Рабочая программа по литературе для 10-11 класса.

       Рабочая программа по литературе для классов III ступени составлена в соответствии со следующими документами:      - федеральный компонент Государственного ...

    Рабочая программа по литературе (общеобразовательный уровень) 11 класс

    Данное планирование основывается на программе изучения курса литературы в школе по учебникам В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина и др. и программе В.Я. Коровиной и рассчитано на 102 часа....

    Рабочая программа по литературе коми. 10-11 класс

    Рабочая программа по литературе Республики Коми для 10-11 классов составлена на основе Программы «Литература Республики Коми. Литературное чтение. 1-4 классы. Литература Республики Коми. 5-11 классы» ...

    Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе В.А.Коровиной

    Рабочая  программа по  литературе для 10-11 классов создана на основе  авторской программы под редакцией В.а.Коровиной, М.-Просвещение, 2008 год...

    Рабочая программа по литературе для учащихся 11 класса

    Рабочая программа по литературе разработана на основе Федерального компонентагосударственного стандарта общего образования...

    Рабочая программа по литературе Бурятии, 10 - 11 классы

    Рабочая программа по литературе Бурятии...