Программа элективного курса "Тайны русской народной сказки"
элективный курс по литературе (10 класс) по теме

Брешева Наталья Петровна

Программа элективного курса «Тайны русской народной сказки» соответствует формальной структуре, имеет необходимые разделы: пояснительную записку, тематический план, содержание программы, список литературы.

Программа ориентирована  на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Программа включает материал, не содержащийся в базовых учебных программах; содержание излагается в соответствии с общепринятыми теориями, подходами и осваивается через систему упражнений, практических занятий, заданий, творческих работ.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Спланированы различные методы обучения: работа в малых группах, тренинги, метод проектов, самостоятельная работа с различными источниками информации, поисковые и исследовательские методы.

В программе определены ожидаемые результаты обучения и методы их контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_prilozhenie.rar173.2 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА  ЗАНЯТИЯ  НА ТЕМУ:

«Символ Бабы Яги в русской сказке»

(лекция)

Символ Бабы-Яги является одним из популярных персонажей в славянских сказках. Исходя из имеющихся источников, мы можем выделить  следующие характерологические особенности  Бабы-Яги:

  1. Она редко покидает свое пространство (чаще всего это избушка на

курьих ножках;  Н.В. Новиков  указывает также на варианты «на курьих ножках, на петушьей  голяшке», «на курьих ножках, на бараньих ножках», «на  козьих рожках, на бараньих ножках»). Отчасти это объясняется  её неудобным положением.

Обращение к сказке «Василиса Премудрая»: «Лежит Баба-Яга: в одном углу ноги, в другом голова, губы на притолоке,  нос в потолок уткнула».

Сказка в слайдах. Просмотр отдельных фрагментов.

В сказках она никогда не приходит к герою – поскольку объектом инициации выступает именно человек, то он сам должен пройти  все препятствия на пути  к её дому. Исходя из описания походов героя,  можно предположить,  что сам факт того, что он добрался до избы  Яги служит  свидетельством получения героем требуемого  уровня посвящения. Для того, чтобы добраться до  дома Яги, необходимо преодолеть некоторые трудности: он находится  «в тридевятом царстве»,  чтобы его достичь необходимо «три пары башмаков железных исштопать, три посоха чугунных изломать, три  просвиры  каменных изглодать».      

По мнению  В.Я. Проппа, приведенная формула характерна для древнерусского похоронного обряда: «Предполагалось, что умерший  странствует пешком в иной мир. Поэтому ему клали в могилу посох, на который он мог бы опираться, прочную обувь,  которая с наступлением  железного века становилась железной, наконец, давали с собой хлеб».

В случае благополучного прибытия гостя, Баба-Яга продолжает его обучение. Однако если она выходит за пределы своей среды обитания, то становится агрессивной и жестокой.  Это происходит,  если герой  каким-то образом расстроил планы  Яги. Баба-Яга  проводит инициацию героя: чаще всего  это проявляется в том,  что она тем или иным способом показывает  ему дорогу к конечной цели, либо дарит магический предмет. В некоторых случаях герою помогают  животные, обитающие в доме Бабы-Яги.

  1. В сказках часто подчеркивается нестандартность облика Бабы-Яги,

её уродство, причём изначально её характер соответствует её внешности: она свирепа и явно агрессивно настроена против героя.

     

 Баба-Яга неизменно предстает

перед героем в облике старухи.  Согласно психоаналитической теории, старение может развиваться двумя путями: человек либо доволен прожитой жизнью, преисполнен мудрости – в этом случае он выступает как учитель, готовый передать  свое знание преемнику, - либо недоволен, что влечёт за собой  агрессивность  и попытки продлить жизнь. В контексте сказочного повествования можно проследить обе тенденции: если Баба-Яга  находится дома, будучи погруженной  в созерцательность, то она готова обучить достойного неофита, передать ему  свои сакральные знания. Если ситуация противоположная – Баба-Яга  выходит из своего хронотопа, то она  проявляет агрессивность, провоцирует героя (как в случае с Ивашкой-Медведкой): калечит  его друзей, съедает их обед, по-хамски себя ведёт. Таким образом, Яга провоцирует героя на то, чтобы он убил или искалечил её. В используемой сказке  используется метод  отражения» - Ивашка делает Ягой то, что  она делала  с его друзьями. Отсюда можно  сделать вывод, что, издеваясь над богатырями, яга тем самым наглядно показывает Ивашке, какие действия ему необходимо произвести для получения знания.

Вторая ситуация позволяет рассуждать следующим образом: Яга, в силу

недовольства жизнью, пытается «геройствовать» для того, чтобы доказать себе свою значимость, либо она прибегает к самопожертвованию, что позволяет предположить в ней материнский  символ. По какой-то причине Яга  как воплощение Первоматери не может просто передать объекту инициации свое знание, и, следовательно,  жертвует собой  для того, чтобы он выжил в ином мире.

В качестве вывода можно сказать следующее: в обоих случаях (находясь у «алтаря» - избушки  на курьих ножках или приходя к герою самостоятельно) Баба-Яга помогает ему пройти посвящение, однако  делает это разными методами – либо сравнительно мирным, либо радикальным, угрожающим  герою смертью.

Многие сказки указывают на нестандартность облика Бабы-Яги и свирепость её характера.

Традиционно Баба-Яга предстает перед героем в угрожающим виде: она

хочет съесть его.  «Фу-фу-фу! Бывало, русского духа слыхом не слыхать, видом не видать, а нынче  русский дух в ложку садится и в рот валится»; «а нынче русский дух в виду является, в уста мечется». Данная поведенческая  особенность также позволяет отожествить её с Великой Матерью.

Несмотря на угрожающую установку Яги, герой легко избегает уготованной

участи, прибегая к ответной грубости: «Што ты, старуха делаешь?». Яга, как бы вспоминая эту обязанность, остается пристыженной и старается угодить герою: топит баню, кормит его, дарит ему подарки и обереги.  Таким образом, угрожающая позиция Бабы-Яги  - не более чем атрибут традиционного ритуала посвящения.

Описание жилища Бабы-Яги даёт представление об алтаре, инициатическом месте, принадлежащим двум мирам: с одной стороны,   дом можно видеть в реальности, с другой,  он являет собой мёртвое пространство: «кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати  шестах по человечьей голове, только один не занятый». Кости вокруг дома дают нам символическую картину «Возвращения к первоначалу: «Кости часто рассматриваются как исходная, самая глубинная сущность человека, и при этом самая долговечная. Здесь мы имеем дело с весьма глубокой символикой, указывающей как на идею возвращения к своей самой глубокой сущности, к «началу себя» и последующее  создание заново всего остального существа…» данный тезис также подтверждает теорию относительно шаманической функции Бабы-Яги  в русской сказке. Баба-Яга выступает в сказке как учитель, который инициирует неофита в некую сакральную мистерию, соблюдая при этом все требования  традиционного культа. Символическая угроза  поглощения – шаманическое деяние; данная функция подчеркивается тем, что часто после прохождения ритуала Яга дарит герою, прошедшему посвящение, некий религиозный фетиш, который должен, оберегать его в последующих испытаниях.

Вывод:

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: Баба-Яга является универсальным субъектом инициации, живущим в двух мирах. Она передает свои знания и магическую силу достойному герою, который пришел к ней подготовленным. Она снабжает его все необходимым для прохождения Подземного царства, однако уничтожает любого, кто пытается посягнуть на хранимый ей гнозис, не достигнув необходимого уровня. Она не является абсолютно «злым» или «демоническим» созданием, но стоит вне морали этого мира, поскольку не принадлежит ему. Яга хорошо обращается с теми, кого считает достойными и ведет себя с ними бескорыстно. Перверсивная и гипертрофированная вагинально-эротическая символика позволяет предположить связь символа Яги с символом Первоматери, для которой были характерны преувеличенные воспроизводительные функции, что позднее проявилось в почитании Матери-Земли, которая «что ни растет, что ни живет – все питает». Как бы Яга ни вела себя по отношению к главному герою – можно с уверенностью говорить, что при условии подлинности его адептства она тем или иным способом будет ему помогать.

Литература:

  1. Усольцев Е.Е. Символ Бабы-Яги в русской сказке. Белгород: Изд-во «Вестник СНО». БелГУ, 2007. – Ч. II. Вып. X.
  2. Пропп В. Я. Русская сказки. М., 2000.
  3. Пропп В.Я. В свете фольклора. М: Лабиринт ММVII, 2007.
  4. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М: Лабиринт ММV, 2006.
  5. Пропп В.Я. Русская сказка. М: Лабиринт ММV, 2005.
  6. А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества.

Книга 1.  СПб: «Тропа Троянова», 2003.

  1.  А.М. Смирнов. Великорусские сказки архива Русского географического общества. Книга 2.  СПб: «Тропа Троянова», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....

СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.

Цель:Обучающая: вспомнить с  учащимися литературный  жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая:  развивать на...

Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"

В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....

«Возвращение к сказке» (урок по русской народной сказке «Курочка ряба») в 7 классе

Урок возвращает к русской народной сказке, которую детям читали в раннем детстве взрослые. Теперь она предстаёт перед ними удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуаци...