Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой
элективный курс по литературе (6 класс) по теме

Богатырева Евгения Викторовна

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnost6.docx39.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пристенская основная общеобразовательная школа»

 Валуйского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

____________Косенкова Т.П.

Протокол №  ___  от

«    »   июня    2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________ Грачёва Т.И.

«____»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Пристенская ООШ»

_____________Даньшина Г.П.

Приказ № __ от «___»____2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Богатырёвой Евгении Викторовны,

по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности.»

6 класс

                                             

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая  рабочая  учебная программа  по русской словесности  для 6 класса основной  общеобразовательной школы составлена на основе:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089

Программы для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 кл. автор.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2011

Место предмета в решении общих целей и задач

Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи. Назовем важнейшие из них.

На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.

2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и в о с п р и нимать произведение как целостн о е    явление    искусства    слова.

3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблен и ю   родного   языка.

Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательн о е освоение материала от класса к классу в со-ответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом в 7 классе  выделяется  средний  концентр—сведения о словесности.

Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень у м е н и й, которыми должны овла деть обучающиеся при изучении раздела, и некоторы виды работы над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у обучающихся умений самостоятельно   постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творче ски  употреблять язык в собственных   высказываниях.

 Таким образом, изучениие начальных сведений о словесности в 7 классе должно помочь формированию умений обучающихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл п р о изведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника. 

Изменений, внесенных в авторскую программу,  нет.

Учебно-методический комплект

  1. Программа для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. 5-9 кл. сост.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2011
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012.

Место курса в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русской словесности в 6 классе на базовом уровне в объеме 35 часов (1 час в неделю). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.

Количество часов: 35

На I полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 16  ч.

На II полугодие: в неделю – 1ч.: всего -19    ч.

Формы организации учебного процесса

  Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:

  • лекции учителя с различными видами занятий
  • уроки-практикумы, семинары, исследования
  • презентации
  • доклады, сообщения и их защита обучающимися
  • работа в группах, парах сменного состава
  • самостоятельная работа обучающихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы
  • упражнения с языковым материалом, в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента
  • комбинированные уроки
  • повторительно-обобщающие уроки

  •         Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в соответствием с Положениями о текущем контроле и об итоговой аттестации являются: тестовые задания

Требования к уровню подготовки обучающихся

В 6 классе осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях;

  • развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

  • богатство лексики русского языка;
  • особенности употребления лексики русского языка;
  • средства художественной изобразительности и их роль;
  • эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
  • особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

  • определять лексическое значение слова;
  • определять виды лексических единиц;
  • находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
  • различать жанры народной словесности;
  • различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
  • пересказывать прозу;
  • работать со словарями;
  • находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

  • строить диалог;
  • создание собственных текстов различных типов речи;
  • создание собственных текстов различных жанров;
  • употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности  в жизни человека и общества;
  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и  тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

план

факт

Тема 1. Употребление языковых средств

4 ч

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов

1

Специальные, заимствованные слова, неологизмы

1

Употребление существительного, прилагательного, глагола

1

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 2. Средства художественной изобразительности

9 ч

Понятие о средствах художественной изобразительности

1

Сравнение, аллегория, эпитет

1

Метафора, олицетворение

1

Синекдоха. Гипербола

1

Порядок слов в предложении.  Инверсия

1

Повтор

1

Риторический вопрос и риторическое восклицание

1

Антитеза

1

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 3. Юмор в произведениях словесности

3 ч

Юмор в жизни и произведениях словесности.

1

Средства создания юмора.

1

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 4. Произведения устной народной словесности

3 ч

Особенности стиха и языка былин

1

Легенды и предания

1

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 5. Эпическое произведение, его особенности

5 ч

Особенности эпического произведения

1

Литературный герой, его характер

1

Герой и автор

1

Язык эпического произведения

1

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 6. Лирическое произведение,  его особенности

6 ч

Что такое   лирическое  произведение

1

Язык  лирического  произведения

1

Двусложные и трёхсложные размеры

1

Аллитерация

1

Рифма

1

Практическое занятие « Играем со словами»

1

Тема 7. Драматическое произведение,  его особенности

5 ч

Что такое  драматическое произведение

1

Особенности языка драматического произведения

1

Сюжет драматического произведения

1

Практическое занятие « Играем со словами»

1

 Итоговое занятие

1

Содержание учебного курса «Русская словесность» 6 класс

      Тема 1. Употребление языка  

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола

Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые языковые единицы; находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты; строить диалог; употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях; работать со словарём.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 2. Средства художественной изобразительности

Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении.  Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.

Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; выразительно читать тексты;   употреблять средства художественной изобразительности  в собственных высказываниях.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 3. Юмор в произведениях словесности

 Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь.

Обучающиеся должны знать: особенности использования юмористических приёмов при создании произведений словесности.  

Обучающиеся должны уметь: находить в произведениях словесности элементы юмора; использовать в собственных произведениях словесности юмористические приёмы.  

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 4. Произведения устной народной словесности

Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.

 Обучающиеся должны знать:  особенности  эпических жанров устной словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; рассказывать  и читать былины, легенды, предания.  

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 5. Эпическое произведение

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.

Обучающиеся должны знать: особенности  эпического произведения; способы создания литературного героя.

Обучающиеся должны уметь:  отличать эпическое произведение от лирического и драматического; выразительно читать и пересказывать  эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 6. Лирическое произведение

 Понятие о литературном  лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка  лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.

Обучающиеся должны знать:  особенности лирического произведения;  стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать  лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать  лирические произведения; создавать собственные  лирические произведения словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Тема 7. Драматическое произведение

 Понятие о литературном  драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.

Обучающиеся должны знать:  особенности драматическом  произведения;  стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое  произведение от эпического и  лирического; исполнять пьесу по ролям;  создавать собственные сценки.  

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

Формы и средства контроля:

- опрос

- тестирование

- творческие работы

- проверочная  работа

- сочинение

- изложение

- ведение тетрадей по словесности

- анализ текущей успеваемости

Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература (основная и дополнительная).

1.Альбеткова Р.И. Учебник  «Русская словесность: От слова к словесности. 6 класс». — М.: Дрофа, 2012.

2.Альбеткова Р.И. Рабочая тетрадь  «Русская словесность: От слова к словесности. 6 класс». — М.: Дрофа, 2012.

3.Альбеткова Р.И.    Методические рекомендации к учебнику  «Русская словесность: От слова к словесности. 6 класс». — М.: Дрофа, 2010.

4. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М., 1998.

5.Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.

6.Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.

7.Виноградов В.В. Проблемы русской стилист ки. — М., 1981.

8.ВинокурГ. О. О языке художественной литерату-ры / сост. Т. Г. В и н о к у р; предисл. В. П. Григорьева. —М., 1991.

9.Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи.  Лексикология и лексикография. — М., 1981.

10.Г о р ш к о в А. И. А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 2000.

11.Львова СИ. Уроки словесности. 5—9 кл.: Пособие для учителя. — М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса (Р.И. Альбеткова).

Программа курса «Русская словесность. От слова к словесности» на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функци...

Рабочая программа по русской словесности для 9 класса (Р.И. Альбеткова).

Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. // Программы для общеобразовательных учреждений. - М...

Рабочая программа по русской словесности для 7 класса (Р.И. Альбеткова).

        Данная рабочая программа разработана в соответствии сФедеральным Законом от 29 декабря 2012 года   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;государ...

Рабочая программа по русской словесности для 8 класса (Р.И. Альбеткова).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И. Альбетковой (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. // Программы для общеобразовательных учрежд...

Рабочая программа по русской словесности для 6 класса (Р.И. Альбеткова).

Программа разработана на основе авторской программы Альбетковой Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы» // Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009....

Рабочая программа по русской словесности 8 кл. для УМК под ред. Р.И.Альбетковой

Рабочая программа по русской словесности 8 кл. для УМК под ред Р.И.Альбетковой. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...