Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС НПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл планирование42.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план и содержание учебной дисциплины  Литература

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Литература 19 века

Введение.

 Содержание учебного материала:

1.Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика  литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в 19 веке

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Самобытность русской литературы.

1

2

2

 Раздел 1. Русская литература первой половины 19 века.

Содержание учебного материала:

Пушкин А. С.

1.Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина.

2.Философское начало в ранней лирике.

Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Автор и герой.

3.Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина.

4.Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

5.Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина и соединение темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

6. Лирика любви и дружбы. Гармония человеческих чувств  в  лирике Пушкина.

7.Философская лирика. Размышление поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

8.Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве А. С. Пушкина.

9. Теория литературы: элегия

М. Ю. Лермонтов.

10. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

11.Поэтический мир Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие – сквозная тема лирики поэта. Обреченность человека. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

12.Поэма «Демон» как романтическая поэма.

13.Теория литературы: развитие понятия о романтизме.

Н. В. Гоголь.

14.Сведения из биографии.

15. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования.

16.Значение творчества Н. В. Гоголя.

17.Теория литературы: романтизм и реализм.

Контрольная работа: тестирование.

Самостоятельная работа   обучающихся:

1.Критики о Пушкине. В.Г. Белинский о Пушкине.

2.Критики о Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

3.Критика о Гоголе. В. Белинский и А. Григорьев о Гоголе.

4.Лирика А. С. Пушкина (по выбору обучающегося).

5.Лирика  М. Лермонтова (по выбору обучающегося).

16

1

8

 Раздел 2. Русская литература 2 половины 19 века.

Содержание учебного материала:

1.Культурно-историческое развитие России середины 19 века, отражение его в литературном процессе. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

2.Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

А. Н. Островский.

3.Сведения из биографии.

4. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского.

5. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

6.Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.

7.Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

8.Позиция автора и его идеал. Роль Персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

9.Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Григорьев о драме «Гроза».

10.Театрально-сценическое открытие А.Островского. А. Островский – создатель русского театра 19 века.

Новизна поэтики А. Островского. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее  значение созданных драматургом характеров.

11.Теория литературы: понятие о драме.

Н. В. Гончаров.

12.Сведения из биографии.

13. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича  как художественно-философский центр романа.

13.Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов.

14.Прошлое и будущее России.

15. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческий отношений. Постижение авторского идеала человека, живущего в переходящую эпоху.

16.Теория литературы: социально-психологический роман.

И. С. Тургенев.

17. Сведения из биографии.

18. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.

19.Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).

20.Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова.

21.Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

22.Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

23.Теория литературы: развитие понятия  о родах и жанрах литературы (роман).

Н. Г. Чернышевский.

24.Сведения из биографии.

25.Роман  «Что делать?» обзор). Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Роль снов в романе. Четвертый сон Веры Павловны  как социальная утопия. Смысл финала романа.

Ф. И. Тютчев.

26.Сведения из биографии.

27.Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф.И.Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

28.Анализы стихотворений: « С поля коршун поднялся», «Полдень», «Видение», «Тени сизые смесились», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим» и др.

А. А. Фет.

29.Сведения из биографии.

30.Связь Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала красоты. Слияние внешнего и внутреннего  мира в его поэзии. Гармоничность лирики Фета. Лирический герой в поэзии. А. А.Фета.

31.Анализ стихотворений: «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.  Луной был полон сад…», «Еще майская ночь…», «Это утро, радость эта…» и др.

А. К. Толстой.

32. Сведения из биографии.

33.Анализ стихотворений: «Меня во мраке и пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.

Н. А. Некрасов.

34.Сведения из биографии.

35.Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-50 и 60-70 годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Интимная лирика.

36.Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы. Многообразие крестьянских типов. Проблемы счастья. Сатирическое изображение «хозяев жизни». Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла романа.

37.Особенности стиля. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины 19 века.

38.Теория литературы: развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Н. С. Лесков.

39.Сведения из биографии.

40. «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Лескова.

М. Е. Салтыков – Щедрин.

41.Сведения из биографии.

42. «История одного города» (обзор). Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

43.Теория литературы: гротеск, «эзопов язык».

Ф. М. Достоевский.

44.Сведения из биографии.

45. «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отражение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.

46.Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

47.Теория литературы: полифонизм романов Достоевского.

Л. Н. Толстой.

48.Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

49. «Севастопольские рассказы». Проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах.

50. «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева.  «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании Толстого. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

51.Идейные искания Толстого.

52.Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».

53.Мировое значение творчества Л. Толстого. Толстой и культура 20 века.

54.Теория литературы: понятие о романе-эпопее.

А. П. Чехов.

55.Сведения из биографии.

56.Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова, его новаторство. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Герои рассказов Чехова.  «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6», «Дома», «Дама с собачкой» и др.

57. Комедия «Вишневый сад»- вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ  исторического времени в пьесе. Символичность пьесы.

58 Чехов и МХАТ. Роль Чехова в мировой драматургии.

59.Теория литературы: развитие понятия о драматургии (подтекст, роль авторских ремарок, пауз и т.д.)

Контрольная работа: тестирование, р.р. «Мой любимый герой русской литературы 19 века».

Самостоятельная работа  обучающихся:

1.Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского…).

2.Полемика вокруг романа Тургенева «Отцы и дети» (Д. Писарев, Н. Страхов, И Антонович).

3.Произведения И. С. Тургенева «Рудин», «Накануне», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.

4.Критики о Некрасове (Ю.Айхенвальд, К. Чуковский, Ю. Лотман).

5. Поэзия А. Майкова, А. Григорьева, Я. Полонского, К. Хетагурова.

6.Критики о романе Достоевского «Преступление и наказание» ( Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов).

7. Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната».

8. Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух).

9.Рассказы А. П. Чехова (по выбору  обучающихся).

10. Ф. И. Тютчев «Умом Россию не понять».

11. А. А. Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад».

87

3

15

Раздел 3. Зарубежная литература.

Содержание учебного материала:

1.В. Шекспир «Гамлет», О.Бальзак «Гобсек», Г. Флобер «Саламбо», поэты –импрессионисты (Ш.Бодлер, А. Рембо, О. Ренуар, П. Малларме…)

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Произведения  «Гамлет», «Гобсек», «Саламбо».

2

3

Литература 20 века.

Введение.

Содержание учебного материала:

1.Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа 19 – 20 веко и ее отражение в культуре. Неповторимость развития русской культуры. Традиции русской классической литературы 19 века и их развитие в литературе 20 века. Многообразие литературных течений, отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», Брюсов «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература».

1

1

 Раздел 4. Русская литература на рубеже веков (19 – 20 веков)

Содержание учебного материала:

И. А. Бунин.

1. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека  и мира природы; поэтизация исторического прошлого.

2.Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения жизни».  Реалистическое и символическое в прозе и  поэзии. Слово, деталь в поэзии и прозе.

Стихотворения: «Вечер», «Ковыль», «Я к ней пришел в полночный час» и др.

Рассказы: «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско».

А. И. Куприн.

1.Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение современного общества.

2.Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема нравственности в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

А. М. Горький.

1. Сведения из биографии. Правда жизни в ранних рассказах Горького («Челкаш», «Старуха Изергиль»…). Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация сильных и гордых людей.

2. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

3.Теория литературы: развитие понятия о драме.

Самостоятельная работа  обучающихся:

1.Критики об И. Бунине (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская, О. Михайлов).

2.Чтение произведений И. Бунина: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Митина любовь».

3.Критики о Куприне (Ю. Айхенвальд,  М. Горький, О. Михайлов).

4. Произведения А. Куприна: «Олеся», «Поединок» и др.

5.Критики о М. Горьком (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский).

8

7

 Раздел 5. Поэзия начала 20 века.

Содержание учебного материала:

1.Обзор русской поэзии и поэзии народов конца 19 века.

2. Проблемы традиций и новаторства в литературе начала 20 века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

3.Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на   творчество русских символистов. Понимание символа символистами. Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха.  «Старшие символисты» и «младосимволисты».

4.В. Я Брюсов. Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

5. К. Бальмонт. Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Стихотворения Я мечтою ловил уходящие тени»,  «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце».

6. А. Белый. Сведения из биографии. Интуитивное постижение действительности. Тема Родины, боль и тревога за судьбу России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».

7.Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа в статье Н. Гумилева  «Наследие символизма и акмеизма». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности». Идея поэта-ремесленника.

8.Н. С. Гумилев. Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирического сюжета. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

9.Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого»  слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык. Группы футуристов: эгофутуристы  (И. Северянин), кубофутуристы (В. Маяковский), «Центрифуга» (Б. Пастернак).

10.И. Северянин. Сведения из биографии. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. Стихотворения: «Интродукция», «эпилог», «Двусмысленная слава».

11.В. Хлебников. Сведения из биографии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. Стихотворения:  «Заклятие смехом», «Еще раз, еще раз…», «Бобэоби пелись губы».

12.Н. А. Клюев. Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины. Религиозные мотивы. Стихотворения : «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья», «Из подвалов, из темных углов).

13.А. Блок. Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Стихотворения: Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и др.

Поэма «Двенадцать»: сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика.

14. Теория литературы: Развитие понятия о поэме и образе-символе.

Контрольная работа: тестирование

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Поэты, творившие вне литературных течений: И. Анненский, М. Цветаева.

2. А. Блок «Соловьиный сад», драматургия Блока, наизусть  «Россия».

3.Поэзия «серебряного века» (по выбору обучающихся).

17

1

7

Раздел 6. Литература 20 годов 20 века (обзор).

Содержание учебного материала:

1.Противоречивость развития культуры в 20 годы. Литературный процесс 20 годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др. Политика партии в области литературы в 20 годы.

2.Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений.

3.Крестьянская поэзия 20 годов. Беспокойство за  судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.

4.Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А Крученых, поэты-обериуты).

5.Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны (А. Серафимович «Железный поток», В. Иванов «Бронепоезд 14-69», М. Шолохов «Тихий дон» и др.)

6. Поиски нового героя эпохи (Д. Фурманов «Чапаев», А. Фадеев «Разгром» и т. д.).

7.Интеллигенция и революция в литературе 20 годов (К. Федин «Города и годы», А. Толстой «Хождение по мукам» и др.).

8. Объекты сатирического изображения в прозе 20 годов (творчество М. Зощенко, И.Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова и др).

9.Становление жанра романа-утопии – становление нарастающей тревоги за будущее (Е. Замятин «Мы», А. Платонов «Чевенгур»).

10.Альтернативная публицистика 20 годов (М. Горький «Несвоевременные мысли», И. Бунин «Окаянные дни» и др.)

11.В. В. Маяковский. Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики, необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия.Темы несоответствия мечты и действительности. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Стихотворения:  «Послушайте!», «Юбилейное», «Лилечка» и др.

Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина.

12.Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Тоническое стихосложение.

13.С. А. Есенин. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий патриотизм, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стиха. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная», «Русь», «Письмо матери», «Спит ковыль, равнина дорогая», «Я покинул родимы дом»,»Шаганэ, ты моя, Шаганэ» и др.

Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.

14.Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.

А. Фадеев. Сведения из биографии. «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

15.Теория литературы: проблема положительного героя  в литературе.

Самостоятельная работа обучающихся:

1 А. Серафимович «Железный поток».

2. В. Иванов «Бронепоезд 14 – 69».

3. М. Зощенко (по выбору обучающихся).

4. И.  Ильф и Е. Петров (по выбору обучающегося).

5. В. Маяковский «Клоп», «Баня», «Про это», «Флейта- позвоночник» и др.

6.Стихотворение  «Русь» С. Есенина.

11

15

Раздел 7. Литература 30 –начала 40 годов 20 века.

Содержание учебного материала:

1.Становление новой культуры в 30 годы. Поворот к патриотизму в середине 30 годов 20 века. Единство и многообразие русской литературы. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

2.Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Э. Багрицкого, Н. Тихонова и др.

3. Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.

4.Развитие жанра антиутопии в творчестве Е. Замятина, М.Булгакова.

5.Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.

6.Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М.Булгаков).

7.М. И. Цветаева. Сведения из биографии. Основные темы творчества. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи Блоку», «Тоска по Родине! Давно…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…»…

8.Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

9. О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Противостояние «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» и др.

10.Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

11.А. П. Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как остова нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств. Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Рассказ «В прекрасном и яростном мире», повесть «Котлован».

12.Теория литературы: развитие понятия о стиле  писателя.

13.И. Э. Бабель. Сведения из биографии. Проблематика и особенности поэтики прозы на примере рассказов «Соль», «Мой первый гусь». Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

14.Теория литературы: развитие понятия о рассказе.

15.М. Булгаков. Сведения из биографии. «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские  главы. Москва 30 годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение.  Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь  судьба Маргариты. Традиция русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

16.Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

17.А. Н. Толстой. Сведения из биографии.  «Петр  Первый». Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый» - художественная история  России 18 века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа.

18.Теория литературы: исторический роман.

19.М. А. Шолохов. Сведения из биографии.  «Донские рассказы». Мир человека в рассказах. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова.

20.«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм в романе. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в  поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

21.Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

22.А. А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и послереволюционных лет. Тема  любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве А. Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб  и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

23.Теория литературы: проблемы традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

24.Б. Л. Пастернак. Сведения из биографии. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворения.

Контрольная работа: тестирование.

Самостоятельная работа  обучающихся:

1.Лирика  М. Цветаевой (стихотворения по выбору обучающихся).

2. М. Булгаков: «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман».

3. Б. Пастернак «Доктор Живаго».

4.Лирика  А. Ахматовой.

5.Лирика  А. Блока.

23

1

15

 Раздел 8. Литература русского зарубежья.

Содержание учебного материала:

1.Русское литературное зарубежье 40 – 90 годов. И. Бунин, В. Набоков, В. Максимов, А. Зиновьев и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство.  Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.

2.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька». Тема России в творчестве В. Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описание эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.

3.Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя.

4. Н. А. Заболоцкий. Сведения из биографии. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого. Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц».

Самостоятельная работа  обучающихся:

1.Лирика  И. Бродского.

2.Творчество  В. Максимова (по выбору обучающихся).

3. Творчество А.Зиновьева (по выбору обучающихся).

3

6

 Раздел 9.Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Содержание учебного материала:

1.Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка К. Шостаковича и песни военных лет (Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

2.Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Бергольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, Ю. Друнина и др.

3.Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эринбург, А. Толстой.

4. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе : рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова.

5.Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.

6.Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига,  противоборства  созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека и др.

7. А. Твардовский. Сведения из биографии. Тема войны и памяти в лирике Твардовского.  Утверждение нравственных ценностей. Стихотворения: «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины», «В тот день, когда кончилась война», «К обидам горьким собственной персоны…» и т.д.

Поэма «По праву памяти» - искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.

8.Теория литературы: традиция русской классической литературы и  новаторство в поэзии.

Контрольная работа: тестирование.

Самостоятельная работа  обучающихся:

1.Ппроизведений о Великой Отечественной войне (по выбору обучающихся).

15

1

8

Раздел 10.Литература 50 – 80 годов 20 века.

Содержание учебного материала:

1.Смерть И.В, Сталина. 20 съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

2.Автобиографическая литература: К.Паустовский, И. Эринбург.

3.Публицистика: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.

4.Новое осмысление проблемы человека на войне: Ю. В. Кондратьев «Сашка», Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведении В. Быкова «Сотников».

 5.Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

6.А. И. Солженицын. Сведения из биографии.  «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына –психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

7. В. Т. Шаламов. Сведения из биографии.  «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

8.Поэзия 60 годов 20 века. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е. Винокурова, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н. Федорова, Н. Рубцова, Л. Мартынова, Ю.Друниной, Б. Слуцкого, С. Орлова. И. Бродского, Р. Гамзатова и др.  Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины.

9. Н. М. Рубцов. Сведения из биографии. Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Стихотворения: «Видение на холме», «Листья осенние» и др.

10.Р. Гамзатов. Сведения из биографии. Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма, усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало» и др.

11. «Городская проза». Тематика и нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина,  В. Дудинцева…  Ю. Трифонов «Обмен».

12. «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного  жизнью с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, П. Проскурина, В. Шукшина и др.

 13В. М. Шукшин. Сведения из биографии. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство»…

14.Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

15.А. В. Вампилов. Сведения из биографии.

«Провинциальные анекдоты». Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви, милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

16.Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти: «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, «Сон в начале тумана» Ю. Рытхэу…

17Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, о взаимоотношениях человека и власти в произведениях Б.Окуджавы, Н. Эйдельмана, В. Пикуля, А. Жигулина,  Д. Балашова, О. Михайлова и др.

18. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю.Визборга, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.

Контрольная работа: тестирование.

Самостоятельная работа  обучающихся:

1. «Городская проза» (произведения по выбору обучающихся).

2. «Деревенская проза» (произведения по выбору обучающего).

3.Произведения на историческую тему (произведения по выбору обучающегося).

18

1

12

 Раздел 11. Русская литература на современном этапе.

Содержание учебного материала:

1.Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналистов.

2. Произведения  для бесед по современной литературе: А. Арбузов «Годы странствий», В. Розов «В поисках радости», А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске»,  В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы», В. Ерофеев «Москва – Петушки».

Самостоятельная работа:

1.Ппроизведения современных авторов (по выбору обучающихся).

3

5

Раздел 12. Зарубежная литература.

Содержание учебного материала:

1.И.Гете «Фауст», Э. Хемингуэй «Старик и море», Э. Ремарк «Три товарища», Г. Маркес «Сто лет одиночества», П. Коэльо «»Алхимик».

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Зарубежная литература. Произведения Гете, Э. Хемингуэя, Э. Ремарка, Г. Маркеса, П. Коэльо.

Всего:                                

2.

4

323


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план и содержание учебной дисциплины : ХИМИЯ

Тематический план и содержание учебной дисциплины : Химия(таблица)...

Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология

Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология для профессий технического профиля для учреждений НПО...

Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология

Тематический план и содержание учебной дисциплины : биология , естественнонаучный профиль для НПО...

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»....

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: Физика для СПО на 169ч.

Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ___физика_____№ занятийНаименование разделов и темКол-во часовТип урокаСамостоятельная работа студентовУчебные пособия и ТСОДомашнее задание...

Тематический план и содержание учебной дисциплины "Математика"

Данный тематический план разработан на основе базовой программы М.И.Башмакова. 316 часов - обязательная аудиторная нагрузка, 138 часов - самостоятельная работа учащихся....