Презентация Фонвизин "Недоросль"
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Макарова Эмма Ивановна

Презентация . Фонвизин "Недоросль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedorosl.pptx276.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»

Слайд 2

Род, жанр, творческий метод Вторая половина 18 в. – время расцвета театрального классицизма в России. Именно комедийный жанр становится самым важным и распространенным в сценическом и драматическом искусстве. Лучшие комедии этого времени являются частью общественно-литературной жизни, связаны с сатирой и часто имеют политическую направленность. «недоросль» создавался еще в рамках правил классицизма: деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в их изображении, правило трех единств в композиции, «говорящие имена». Однако в комедии просматриваются и реалистические черты: достоверность образов, изображение дворянского быта и социальных отношений.

Слайд 3

Тематика В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Комедия представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие.

Слайд 4

Идея Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит:»Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон:»Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?» Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»

Слайд 5

Впоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Все дело в последних словах госпожи Простаковой ; в них весь смысл драмы и вся драма в них же… Она хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие». В ее лице определенная часть дворян отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности. О какой-то дворянской чести, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, служении государственным интересам тут и говорить не приходится.

Слайд 6

«Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»

Слайд 7

Итак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.

Слайд 8

Характер конфликта Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I ) сделал его «вольным» прежде всего в отношении крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума – лица наиболее близкого автору. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, бесправие крестьян.

Слайд 9

И.А.Дмитриевский (актер) Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению – носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой .

Слайд 10

Простаковы и их сын Митрофанушка

Слайд 11

Отрицательные герои С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова , ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой Тарас Скотинин. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и все время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.

Слайд 12

Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы является госпожа Простакова . Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным героям, но и ее ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу.

Слайд 13

С утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех, угнетает, приказывает, хитрит, лжет, ругается, грабит, бьет, унять ее не могут даже богатый и влиятельный Стародум, государственный чиновник Правдин и офицер Милон с воинской командой. В основе этого живого, сильного, вполне народного характера – чудовищное самодурство, наглость, жадность к материальным жизненным благам.

Слайд 14

Второстепенные персонажи На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж Простаковой , и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» – любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.

Слайд 15

Сюжет и композиция В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 – начала 80-х годов 18в. Это борьба с крепостницей Простаковой , лишение ее права владения всем поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой , Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.

Слайд 16

«Недоросль» – комедия в пяти действиях. События разворячиваются в имении Простаковых . Значительная часть драматического действия в «Недоросле» посвящена решению проблемы воспитания. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.

Слайд 17

Художественное своеобразие Увлекательный, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения – все это было ново и привлекательно. Фонвизин показал это темное царство как оплот тяжелого самодурства, повседневной бытовой бестолковости, безнравственности и бескультурья. Отдельные слова и фразы комедии стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...