Образ Емельяна Пугачева по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
презентация к уроку по литературе (8 класс) по теме

Жукова Нина Григорьевна

На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.

На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика героя. На втором уроке исследуется соотношение исторической правды и художественного вымысла в повести, выясняется связь образа Емельяна Пугачева с проблематикой и идеей произведения.С одной стороны, Пугачев — «злодей», «разбойник», «мошенник», с другой — защитник, справедливый «государь-батюшка». Ведь среди сторонников Пугачева были не только воры и разбойники. На его сторону переходили простые люди, уставшие от помещичьего произвола, крестьяне, встречавшие его хлебом-солью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации

В связи с тем, что среднее образование обучающиеся школы-интерната I вида получают за 12 лет, а не за 11, как в общеобразовательной школе, изучение романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» изучается  в 9 классе.

На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.

На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика героя. На втором уроке исследуется соотношение исторической правды и художественного вымысла в повести, выясняется связь образа Емельяна Пугачева с проблематикой и идеей произведения.

Календарно-тематическое  планирование темы. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» .                  слайды  с 1 по10

Цели урока.

1. Образовательная –Показать приемы раскрытия образа. Способствовать формированию понятий: "художественный образ",

2. Развивающая - формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя.

3. Воспитательная - помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, помочь  им определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

План урока.

 Постановка цели урока.

II. Изучение нового материала.  Обсуждение понятия «художественный III.  Обсуждение акцентного вычитывания произведения

Вопросы для вычитывания текста ученики получают заранее, после  жестового перевода  и комментированного чтения произведения. Проверяя работы, учитель отмечает значками верные и неверные цитаты из произведения. На уроке идет корректировка неточных, и неправильных ответов учеников.

3  Нахождение ответа на проблемный вопрос  «Кто Пугачев? Благородный разбойник или злодей?»

Комментарии учителя.

С одной стороны, Пугачев — «злодей», «разбойник», «мошенник», с другой — защитник, справедливый «государь-батюшка». Ведь среди сторонников Пугачева были не только воры и разбойники. На его сторону переходили простые люди, уставшие от помещичьего произвола, крестьяне, встречавшие его хлебом-солью. Частенько, ожидая прихода «избавителя », они бунтовали против своих хозяев и жестоко расправлялись с ними. В Пугачеве народ видел своего заступника и спасителя. Крестьяне, казаки и люди самых разных народностей России присоединялись к нему и называли «государем». Верили в доброго и справедливого царя, и видели его в Пугачеве. Как предводитель восстания Пугачев был жесток со своими врагами. Но Пушкин показал нам и другую, человеческую сторону личности Пугачева, его способность быть благодарным и справедливым, и даже благородным. Хотя Гринев не соглашается признать его «государем», Пугачев, видимо помня, что «долг платежом красен », не только не казнит молодого офицера, но даже помогает освободить Марию Ивановну. Хоть Гринев и враг ему, но чувство благодарности, уважение к воинской доблести, к дворянской чести и верности долгу юноши не оставляют Пугачева равнодушным. Конечно, Пугачев — разбойник. Но это только одна сторона медали. Жестокость, с которой войско Пугачева карало своих врагов, ничем не уступает жестокости, с которой было подавлено восстание. Обе стороны вели себя беспощадно. В январе 1775 г. Пугачева казнили, тысячи участников восстания были повешены. Но благодаря Пушкину Пугачев останется в нашей памяти не манекеном, а живым человеком с трагической судьбой, человеком, достойным не только сожаления, но и уважения.

Список литературы:

Черняев Н. И. «Капитанская дочка» Пушкина. М., 1897

Веселова Т. С. Тема мятежного народа и фольклор на уроках по повести «Капитанская дочка». — «Литература в школе», 1974, № 2, с. 30—38.

Беленький Г. И. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для VII класса. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1974.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации

В связи с тем, что среднее образование обучающиеся школы-интерната I вида получают за 12 лет, а не за 11, как в общеобразовательной школе, изучение романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» изучается  в 9 классе.

На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.

На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика героя. На втором уроке исследуется соотношение исторической правды и художественного вымысла в повести, выясняется связь образа Емельяна Пугачева с проблематикой и идеей произведения.

Календарно-тематическое  планирование темы. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» .                  слайды  с 1 по10

Цели урока.

1. Образовательная –Показать приемы раскрытия образа. Способствовать формированию понятий: "художественный образ",

2. Развивающая - формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя.

3. Воспитательная - помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, помочь  им определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

План урока.

 Постановка цели урока.

II. Изучение нового материала.  Обсуждение понятия «художественный III.  Обсуждение акцентного вычитывания произведения

Вопросы для вычитывания текста ученики получают заранее, после  жестового перевода  и комментированного чтения произведения. Проверяя работы, учитель отмечает значками верные и неверные цитаты из произведения. На уроке идет корректировка неточных, и неправильных ответов учеников.

3  Нахождение ответа на проблемный вопрос  «Кто Пугачев? Благородный разбойник или злодей?»

Комментарии учителя.

С одной стороны, Пугачев — «злодей», «разбойник», «мошенник», с другой — защитник, справедливый «государь-батюшка». Ведь среди сторонников Пугачева были не только воры и разбойники. На его сторону переходили простые люди, уставшие от помещичьего произвола, крестьяне, встречавшие его хлебом-солью. Частенько, ожидая прихода «избавителя », они бунтовали против своих хозяев и жестоко расправлялись с ними. В Пугачеве народ видел своего заступника и спасителя. Крестьяне, казаки и люди самых разных народностей России присоединялись к нему и называли «государем». Верили в доброго и справедливого царя, и видели его в Пугачеве. Как предводитель восстания Пугачев был жесток со своими врагами. Но Пушкин показал нам и другую, человеческую сторону личности Пугачева, его способность быть благодарным и справедливым, и даже благородным. Хотя Гринев не соглашается признать его «государем», Пугачев, видимо помня, что «долг платежом красен », не только не казнит молодого офицера, но даже помогает освободить Марию Ивановну. Хоть Гринев и враг ему, но чувство благодарности, уважение к воинской доблести, к дворянской чести и верности долгу юноши не оставляют Пугачева равнодушным. Конечно, Пугачев — разбойник. Но это только одна сторона медали. Жестокость, с которой войско Пугачева карало своих врагов, ничем не уступает жестокости, с которой было подавлено восстание. Обе стороны вели себя беспощадно. В январе 1775 г. Пугачева казнили, тысячи участников восстания были повешены. Но благодаря Пушкину Пугачев останется в нашей памяти не манекеном, а живым человеком с трагической судьбой, человеком, достойным не только сожаления, но и уважения.

Список литературы:

Черняев Н. И. «Капитанская дочка» Пушкина. М., 1897

Веселова Т. С. Тема мятежного народа и фольклор на уроках по повести «Капитанская дочка». — «Литература в школе», 1974, № 2, с. 30—38.

Беленький Г. И. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для VII класса. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Образ Емельяна Пугачева в произведениях А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в произведениях А.С.Пушкина"...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют  работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....

Образ Емельяна Пугачева в произведениях А.С.Пушкина

Интегрированный урок литературы и истории, на котором  дается представление о Пугачеве как исторической личности и герое художественного произведения, отрабатывается умение сравнительного анализа...

Образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Урок носит обобщающий характер и построен на основе использования диалогово-коммуникативной и личностно-ориентированной технологий, технологии исследовательско-поисковой направленности. Тема данн...

Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

В данной работе рассматривается один  из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка".  Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...