Урок внеклассного чтения. Великий мудрец. 10 класс.
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Чернатова Виктория Викторовна

Урок внеклассного чтения посвящен биографии и творчеству Льва Николаевича ТОЛСТОГО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya._10_klass._velikiy_mudrets.odt18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Великий мудрец

(Урок внеклассного чтения по творчеству Л.Толстого)

10 класс.

Чернатова Виктория

Викторовна

учитель русского языка


Великий мудрец.

Урок внеклассного чтения по творчеству Л.Толстого

Цели:

  • Расширить знания  учащихся о творчестве  Л.Толстого. Развивать читательский интерес, учить анализировать прочитанное, использовать названия произведений и их героев в работе.
  • Развивать речь, мышление, внимательность,  наблюдательность, память.
  • Воспитывать патриотические чувства к России, гордость за историческое прошлое.

Оборудование:

  • презентация;
  • выставка книг;
  • портрет Л.Н. Толстого;
  • странички устного журнала.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Ход урока.

Оргмомент.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушали вы,

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится в нём зерно доброты…

- Жил-был старец с длинной косматой бородой с устрашающим именем Лев и добрыми глазами.  Жил он на поляне с очень светлым названием Ясная. Старец сочинял рассказы и сказки для детей, в которых был заложен очень глубокий смысл, которые  и, правда, были ясными, учили добру, отзывчивости, любви.  Догадались, о ком речь? Это наш великий писатель Лев Толстой   

 - В этом году великому  русскому писателю Льву Николаевичу Толстому,   исполняется 185 лет со дня рождения.

- И сегодня мы еще раз соприкоснемся с жизнью и творчеством Льва Толстого,  вспомним его произведения,   и перелистаем страницы «Устного журнала», посвященные этому великому человеку.  Итак, перед вами содержание нашего будущего журнала.   Давайте выберем раздел.

  1. «Библиографическая страница».

- Как вы думаете, ребята, о чем расскажет нам данная страница? (Выслушиваются ответы и рассуждения учащихся.)

- Верно, ребята. На этой страничке мы вспомним о жизни писателя.

1-й вопрос: В каком году родился Лев Николаевич Толстой? (1828 г.)
2-й вопрос: Где родился писатель? (В имении Ясная Поляна Тульской области.)
3-й вопрос: По рождению и воспитанию Лев Николаевич Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати в России. Какой? (Он был графом.)
4-й вопрос: Какими языками владел Лев Николаевич Толстой? (Свободно владел: английским, французским, немецким языками. Читал на итальянском, польском и чешском языках.)
5-й вопрос: Где и для кого Л. Н. Толстой открыл школу? (В своем имении Ясная Поляна для детей крестьян.)
6-й вопрос: По каким книгам он учил детей? (Т.к. учебников не было, Толстой написал их сам. Так появились «Азбука» и «Четыре русские книги для чтения».)

 

2.   «Узнайте героя». 

- А  мы продолжаем. И   следующая страница «Устного журнала» - «Узнайте героя». По строкам из рассказа, догадайтесь, о каком герое идёт речь.

- Как вы уже знаете, в своих произведениях Л.Н. Толстой боролся с существующим злом, неправдой. Он призывал каждого человека осмысливать свои поступки, отвечать за них, бороться со своими недостатками.

- По прочитанным мною отрывкам, вы должны будете узнать произведение Л.Н. Толстого, назвать его жанр и героев.

 

3. «Басни Л.Н.Толстого».

- Кроме рассказов и сказок, Лев Николаевич писал еще и басни. Сейчас мы познакомимся с некоторыми баснями Толстого, и попробуем определить мораль басни, подобрать к ним пословицы. (тексты басен на карточках).

  Физкультминутка

- Граф Толстой уважал крестьянский труд и сам много трудился, а после напряженной работы любил играть и плясать с детьми. У нас с вами тоже подошло время отдыха.  (Игра «Ручеек», «Снежки»).

 

4. «Расставьте по порядку». 

- Чтобы написать следующую главу, нам необходимо расставить иллюстрации по порядку и вспомнить название и содержание рассказа «Косточка».

После того, как учащиеся нашли первую картинку, учитель щёлкает, картинки меняются местами. Аналогично со второй и третьей картинкой. После трёх щелчков иллюстрации встают на свои места. Дети вспоминают название рассказа («Косточка») и пересказывают его содержание.  

5. Афоризмы Толстого.

- Толстой в своих произведениях писал такие фразы, которые стали «крылатыми». До сих пор люди их помнят, цитируют и удивляются их точности. Давайте попробуем восстановить эти замечательные фразы.

Учащиеся находят окончания афоризмов. После одного  щелчка, все слова встают на свои места.  

- Как вы понимаете смысл этих фраз?

6. Поздравительная страничка.

Умер Лев Толстой 20 ноября (по старому стилю - 7 ноября) 1910 на станции Астапово Рязано - Уральской железной дороги (ныне станция Лев Толстой Липецкой области). Похоронен он в Ясной Поляне. Граф Лев Николаевич Толстой покоится не кладбище, а в лесу. Его могила ухожена, но на ней нет ни креста, ни памятника, ни ограды. Граф Толстой похоронен как простой человек. При подходе к этому памятному месту есть указатель «Зона тишины» .

- Как вы думаете, что он обозначает? Зачем в этом месте нужно соблюдать тишину?

- Но по всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев. Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых. 

- Имея большую семью, потомки великого писателя живут в наши дни по всему миру, некоторые достигли определённой известности, есть даже продолжатели его дела. Это Татьяна Толстая – писательница, Пётр Толстой – ведущий первого канала, журналист, Фёкла (Анна) Толстая – ведущая телевидения.   Потомки писателя гордятся принадлежностью к роду Толстых. Они следят за памятниками и музейными комплексами. В день рождения Льва Николаевича родственники изо всех уголков мира приезжают в Ясную поляну, таким образом,  многие  годы, почитая талант своего великого предка.

 

- Наша «Устный журнал» составлен. И  эпиграфом к нашей книге могут быть только слова самого писателя: «Мы не любим людей за то добро, которое  мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали»

  - Надеюсь, вы будете  читать произведения Льва Толстого и детские рассказы, и те, которые предназначены для более взрослого возраста, научитесь быть добрыми людьми, любить окружающих, уважать их интересы, помогать животным. То есть, как научил нас великий старец, сказочник и философ Толстой.

III. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы говорили о писателе, который прожил долгую удивительную жизнь.

- Что удивило вас в его биографии Л.Н.Толстого, в его творчестве?

- Что для вас было новым?

- Ребята, особое внимание хочу обратить на выставку книг Л.Н. Толстого. Здесь находятся уже прочитанные вами книги; книги, которые я рекомендую вам прочитать в ближайшее время и произведения, с которыми  вам предстоит познакомиться.

Оценивание работы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 9 классе «Житие Святого Великого князя Александра Невского»

В 2010 году проходил своеобразный телеконкурс-голосование «Человек года». На голосование представлялись такие люди, как Ленин, Сталин, Гагарин… И как вы помните, победителем был назван Александр...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Интегрированный урок внеклассного чтения в 9 классе"Поклонимся великим тем годам" (по произведениям о Великой Отечественной войне_

 Этот урок был проведён в 9 классе совместно с учителем истории.Были показаны буктрейлеры по книгам, о которых шла речь на уроке.Тема и подобранный материал не оставил никого равнодушным. ...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...