Своеобразие литературных направлений серебряного века.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

 Устинова Ирина Викторовна

 Конспект урока по литературе  в 11 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoeobrazie_literaturnykh_napravleniy_serebryanogo_veka.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока- проекта

Тема урока: «Своеобразие литературных направлений Серебряного века».

Учебный предмет: литература.

Участники: ученики 11 класса.

Проект

  • по типу деятельности- информационный,  ознакомительно- ориентировочный;
  • по характеру координации – с открытой, явной координацией;
  • по характеру контактов- внутриклассный,
  • по продолжительности - краткосрочный (5 уроков);

Цели:

  • Обучающие:
  • вовлечение учащихся в различные виды деятельности;
  • самостоятельное приобретение новых знаний;
  • Развивающая:  развитие навыков научной работы;
  • Воспитательные:
  • развитие коммуникативных умений учащихся;
  • развитие умения и навыков работы в сотрудничестве.

Первый урок

Оформление доски:

Портреты поэтов Серебряного века, репродукции с картин.

Эпиграф:                               Немногие для вечности живут,

Но если ты мгновеньем озабочен,

Твой жребий страшен и твой дом непрочен.

О. Мандельштам

  1. Учитель:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И траурный город плыл

По неведомому назначенью

По Неве или против течения,

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела Флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл.

А.Ахматова

Так Анна Ахматова написала о времени, которое вошло в историю под названием Серебряный век.

Посмотрите вокруг себя… Так необычно все, что нас окружает: репродукции с полотен художников переносят нас в другие миры, с портретов на нас глядят люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они подарили  миру Серебряный век русской культуры.

Сегодня Серебряным веком русской культуры называют непродолжительный  период на рубеже ХIX-XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства.

Послушаем сообщения исследователей: историка, искусствоведа, литературоведа об этом периоде (учащиеся слушают выступления и записывают тезисы).

Выступление «историка»:

/Подготовленный заранее ученик коротко рассказывает об основных событиях в политической, научной жизни страны: о начале царствования Николая II, о  массовом создании политических партий, о трех войнах, двух революциях; о важнейших научных открытиях (открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, изобретение беспроволочной связи).

Делается вывод о том, что человек этой кризисной эпохи предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности/.

Выступление «искусствоведа»:

/Докладчик обращает внимание ребят на репродукции с полотен М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Петрова-Водкина, К.Сомова, Б.Кустодиева, К.Коровина - в них нашли отражение настроения Серебряного века русской культуры/.

Выступление «литературоведа»:

/Ученик обобщает полученные  на предыдущих уроках сведения о модернизме, декадентстве; знакомит одноклассников с историей возникновения термина «Серебряный век», рассказывает о появлении многочисленных эстетических  направлений/.

Учитель:

Среди многочисленных литературных течений  особое  место занимают три: символизм, акмеизм, футуризм - они прошли испытание временем. В чем заключается своеобразие каждого направления? Над этой проблемой  мы будем  работать в течение нескольких уроков. Каждая группа (учащиеся  накануне урока были распределены по трём группам) будет  проводить  свое исследование по проблеме с выходом на защиту полученного продукта.

  1. Учащиеся работают по группам.

Они осуществляют поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта, определяют цели исследовательской  деятельности, подтемы, которые войдут в план решения проблемы.

В рабочих группах  определяется план предстоящей работы, пути поиска необходимой информации, принимается решение, в какой форме  будет представлен проект, распределяются обязанности.

Учитель направляет самостоятельный поиск учащихся: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким  источникам информации следует обратиться- Интернет, справочники, художественная литература, учебники?»

  1. Задание на дом: продолжить работу над проектом.

Второй, третий уроки: работа в группах. Обзор информационных источников (учебная, справочно-информационная, научная литература), определение методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, определение понятий), работа над пояснительной запиской, над созданием продукта (ребята выбрали презентации в Power Point).

Четвертый, пятый уроки (объединенные) – презентация объектов.

Защита проектов:

  1. Постановка проблемы.
  2. Высказывание гипотезы.
  3. Этапы работы над проектом.
  4. Выводы.
  5. Ответы на вопросы других групп.

Все три группы защищали свои проекты, опираясь на пояснительную записку и демонстрируя продукт (презентацию).

Проблема, предложенная для исследования, была общей для трех групп: «Своеобразие литературного направления (символизм, акмеизм, футуризм»).

Учащиеся, исследуя своеобразие литературного течения, в той или иной последовательности отмечали общие направления:

  1. этапы становления литературного направления;
  2. истоки возникновения;
  3. основные эстетические принципы;
  4. кружки, объединения, литературные салоны, печатные издания;
  5. знакомство с жизнью  и творчеством самых ярких представителей литературного направления.

Работа над проектом позволила ознакомить учащихся с особенностями основных  литературных направлений Серебряного века. Каждый ученик занимался поиском информации для своего доклада  с последующим использованием этого материала в  создании групповой пояснительной записки и презентации. Каждый должен был к тому же знать хотя бы одно стихотворение наизусть.

В процессе рефлексии учащиеся отмечали два аспекта:

  1. Рефлексивная оценка решения поставленной  проблемы: насколько полно собрана информация и в какой мере удовлетворяет она потребность, обозначенную при формулировке проблемы.
  2. Рефлексивная оценка школьником самого себя в процессе проектирования: насколько он был успешен в процессе проектирования.

Итоги работы над проектом

Работа над информационным проектом предполагает сбор информации, с чем ребята в целом справились. Кроме того,  учебный проект позволил учесть художественные вкусы учащихся, их интересы и через личную мотивацию подойти к решению проблемы своеобразия (новаторства) в искусстве Серебряного века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

Кроссворд "Литературные течения Серебряного века"

Кроссворд можно использовать на заключительном уроке по изучению литературы Серебряного века....

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" ...

О.В. Мутыгулина Литературный вечер "И серебряный месяц ярко над серебряным веком плыл..."

Данное мероприятие способствует формированию у учащихся  целостного представления о культуре  Серебряного века,  содействует  эстетическому воспитанию школьников,  разви...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Своеобразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века. (кафе «Бродячая собака»)

Конспект учебного занятия по литературе, 11 классТема:«Своеобразие поэзии серебряного века.Новые модернистские течения». Подготовила: Живова М.С.учитель русского языка илитератур...